Программа профессиональной ориентации обучающихся "Время выбирать"
рабочая программа (9 класс) по теме

Агапова Елена Николаевна

Программа профессиональной ориентации обучающихся "Время выбирать"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_proforientatsii_obuchayushchihsya.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

«БОГРАДСКАЯ САНАТОРАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

Программа профессиональной ориентации обучающихся

«Время выбирать»

Составитель:

социальный педагог

Агапова Елена Николаевна

Абакан 2015

Содержание:

  1. Пояснительная записка………………………………………………….   3
  2. Цель и задачи  программы……………………………………………….  4
  3. Основные принципы реализации программы……………………… .   5-6
  4. Этапы реализации программы………………………………………......  7
  5. Содержание работы, виды деятельности и формы занятий……….   8-10
  6. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся……………………….………………..  11-12
  7. Планируемые результаты освоения программы………………………  13
  8. Список литературы…………………………………………………..  14-15

1. Пояснительная записка

В Боградской санаторной школе – интернат обучающиеся получают основное общее образование.  Контингент школы -  дети, нуждающиеся в длительном лечении, имеющие малые и затихающие формы туберкулеза, а также различные сопутствующие заболевания, которые обоснованы сложной социально-экономической  ситуацией в семьях. После окончания школы перед выпускниками встанет сложная задача – выбор дальнейшего жизненного пути, т.е. выбор профессии. Поэтому задача школы не только дать  обучающимся качественные знания по общеобразовательным предметам, но также сформировать мотивацию к труду и приобретению профессии.

Профориентационная работа должна способствовать осуществлению предусмотренного «Конституцией России» права граждан на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.

В связи с вышеизложенным необходима  программа воспитания и социализации обучающихся по направлению: воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основной образовательной программой основного общего образования

 Для достижения качественной социализации подростков при составлении Программы  использован деятельностный подход к развитию воспитания,  определяющий возможность личностного развития ребенка только в рамках той или иной деятельности, субъектом которой он становится, и связывает происходящие в ребенке изменения с изменениями именно в его деятельности.

2.  Цель и задачи программы

Цель:  Развитие у обучающихся потребности к осознанному социальному и профессиональному определению.

Задачи:

  1. Подготовить обучающихся к осознанному выбору будущей профессии.
  2. Ознакомить с разнообразием профессий.
  3. Развить навыки адекватного профессионального самоопределения.
  4. Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности в новых социально-экономических условиях.

3. Основные принципы реализации программы:

Принцип учета возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей в воспитании.  Воспитание должно согласовываться с общими законами человеческого развития и строиться сообразно полу, возрасту и иным индивидуальным особенностям ребенка.

Принцип культуросообразности воспитания. Максимальное использование в решении воспитательных задач богатейшего культурного потенциала Республики Хакасия, построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни республики.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Пример - это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностей.

Принцип диалогического общения.  В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение. Воспитанникам школы - интернат будет полезно общение  с представителями различных предприятий, профессионалами своего дела.

Принцип сотрудничества. Воспитание, направленное на объединение целей детей и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь.

Принцип идентификации (персонификации)

Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - яркие, эмоционально-привлекательные образы людей.

4. Этапы реализации программы

1 этап:  организационно – подготовительный   август - сентябрь месяцы

     -  подбор диагностического инструментария;

     -  определение время занятий, места проведения;

     -  выбор партнеров.

2 этап: реализация программы в течение учебного года (9 класс)

3 этап: контрольно – обобщающий  май месяц

      -  контрольная диагностика;

      -  анализ результатов.

5.  Содержание работы, виды деятельности и формы занятий

Блок

Содержание

Виды деятельности и формы занятий

Планируемый результат

Осознание себя

- определение индивидуальной профессиональной перспективы;

- помощь в раскрытии психологических особенностей своей личности;

- подготовка к осознанному выбору будущей профессии.

1. Диагностика «Карта интересов»

2. Компьютерное тестирование по желанию

обучающихся с целью определения области

профессиональных предпочтений.

3. Диагностика «Мой характер и выбор

профессии».

4. Изучение направленности личности.

- осознают себя как личность, индивидуальность;

- знают свои психологические особенности;

- ответственно подходят к выбору будущей профессии;

- понимают для чего они учатся.

Мир профессий

- расширение знаний о мире профессий;

- ознакомление с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним.

1. Ролевая игра «В мире профессий»

2. Проект «Человек и профессия»

3. Деловая игра «Кем быть».

4.Пресс-конференция со специалистом центра занятости населения «Человек в новых социально-экономических условиях».

5. Устный журнал «Куда пойти учиться» (обзор учебных заведений).

6. Профессиональное

просвещение:

-  Экскурсии профориентационной

направленности;

-  Круглый стол «Приглашение к чаю» о

профессии …;

-  Беседа «Профессии разные нужны, профессии разные важны»;

-  Заочное путешествие «В гости к … ».

- свободно ориентируются в разнообразии профессий;

-  имеют представление о социально-экономическом положении в стране и республике;

- умеют самостоятельно добывать интересующую информацию;

- вступают в диалог, участвуют в дискуссии, владеют навыками диалогической и монологической речи.

Навыки самоопределения

- обучение способам выявления соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;

- формирование легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;

- обучение планированию профессиональной карьеры.

1.Составление профессиограммы.

2. Устный бюллетень: «Защита выбранной профессии».

3. Симпозиум: «Твой выбор».

- умеют работать по алгоритму;

- способны планировать свое будущее, прогнозировать возможные результаты;

- анализируют и корректируют свою деятельность.

6. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся

предусматривает использование следующих методов:

  • Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.
  • Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:
  • анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;
  • интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;
  • беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.
  • включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;
  • узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров  воспитания и социализации обучающихся.

7. Планируемые результаты освоения программы

  • Сформированные у учащегося действия целеполагания, позволяющее

 предположить наиболее вероятные варианты исхода ситуации и наиболее эффективные способы действования.

  • Сформированная способность учащихся к анализу объектов

нематериальной и материальной культуры.

  • Сформированные рефлексивные действия:  способность контролировать свои действия в соответствии с заданным алгоритмом.
  • Способны оценивать ситуацию, выбирать эффективные стратегии

поведения;

  • Способны определять, каких инструментальных средств или

способов деятельности недостает для решения поставленной задачи и умение спроектировать собственную образовательную траекторию.

  • Устанавливают образовательную коммуникацию со сверстниками и

взрослыми.

  • Работают с открытыми источниками информации;
  •  Выбирают индивидуальный и профессиональный маршрут для реализации индивидуальной образовательной программы.

                 8. Список литературы

  1. Арефьев, И.П. опорные схемы по классификации профессий. Школа и производство. – М. №1 2005г.
  2. Бондарев, В.В. Выбор профессии. – М: 1991г.
  3. Горбунова, Т.С. Особенности разработки системы оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП // Управление начальной школой. – 2012. - № 7. – С.9 – 16.
  4. Климов, Е.А. ты выбираешь профессию. – М: 1991 г.
  5. Зарубина, В.В. Разработка основной образовательной программы основного общего образования: методические рекомендации / В.В.Зарубина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2012.
  6. Лебединцев, В.Б. Разработка образовательной программы: проектирование процесса достижения результата // Народное образование. – 2012. – № 7. – С. 170-176.
  7. Никитин, Э.М. Очередные задачи системы дополнительного образования педагогических работников [Текст] /Э.М.Никитин // Методист. – 2012. – № 1.
  8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Текст] / [сост. Е.С.Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
  9. Сабельникова, С.И. Критерии готовности образовательного учреждения к внедрению Федерального государственного образовательного стандарта [Текст] / С.И.Сабельникова // Администратор образования. – 2011. - № 14.
  10.  Смирнов, А.И Мир профессий. – М. 1991 г.
  11.  Твоя профессиональная карьера 8-9 классы. – М: «Просвещение»2000 г.
  12.  Феденко,  Л.Н. об особенностях введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Текст] / Л.Н.Феденко //Вестник образования. – 2012. - № 2.
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011 – (Стандарты второго поколения).
  14.  Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – 20е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  15.  Чистяков, С.Н. Твоя профессиональная карьера. – М. 1997 г.

Информационные источники

http:// school15.tomsk.ru/ oop


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессиональной ориентации МОУ ДОД Федоровский ЦДО

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меня...

Программа профессиональной ориентации обучающихся

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориент...

Педагогический совет Тема: «Представление Программы профессиональной ориентации»

Программа профессиональной ориентации для специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида на 2013 - 2015 годы (далее - Программа)представляет собой комплекс мероприятий, направленных н...

Программа профессиональной ориентации школьников на 2018-2024 год

Усиление внимания к вопросам профессиональной ориентации в образовательных учреждениях со стороны государства побуждает оптимизировать профессиональное самоопределение учащихся нашей гимназии специаль...

Программа профессиональной ориентации школьников

Усиление внимания к вопросам профессиональной ориентации в образовательных учреждениях со стороны государства побуждает оптимизировать профессиональное самоопределение учащихся гимназии специальной ор...