Программа профессиональной ориентации обучающихся
методическая разработка по теме
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbou_sosh_no38_programma_proforientacionnoy_raboty.doc | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №38
Утверждено
на заседании МС школы
протокол №2
от 05 октября 2011г
ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
МБОУ СОШ №38
Разработчики:
Заместитель директора по ВВВР
Ширина Светлана Анатольевна
Педагог-психолог
Надысева Оксана Алексеевна
г.Сургут, 2011
I. Общие положения
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Таким образом можно выделить следующие аспекты профориентации: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.
Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.
Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.
Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
Рисунок 1
II. Цель и задачи Программы
Цель Программы - формирование у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Основными задачи Программы являются:
- получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения
их по профилям обучения;
- обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и
нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
- дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности
трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
- выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и
профессионального образования, а также с предприятиями города, региона;
Основные задачи программы выполняются путем реализации мероприятий по профессиональной ориентации (приложение№1, приложение №2)
III Ожидаемые результаты
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
- увеличение доли выпускников школы, получивших профориентационные услуги в соответствии с Программой, до 100%;
-увеличение доли выпускников, продолжающих обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования после 9-го класса, до 35%
IV Механизм реализации Программы
Профориентационная работа включает в себя следующие важные компоненты: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, готовность к профессиональному самоопределению, трудовую компетентность.
Профессиональная ориентация - это система научно-обоснованных мероприятий, направленных на подготовку учащихся к сознательному, самостоятельному выбору профессии с учетом желания, возможностей личности и потребности рынка труда.
Профессиональное самоопределение - процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, позволяющего успешно адаптироваться к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.
Готовность к профессиональному самоопределению - это интегральное свойство личности, способствующее осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора и выражается в нравственной, психофизиологической и практической готовности к формированию и реализации профессионального намерения и стремления
Под трудовой компетентностью понимается «способность человека реализовывать свои замыслы в условиях многофакторного, коммуникационного пространства». Она включает следующие составляющие:
Знания:
- личностных особенностей (интересы, склонности, способности, качества, состояние здоровья);
- о профессии (требования, предъявляемые выбранной профессией, основные характеристики, выбор индивидуальной профессиональной траектории, возможности профессионального роста, минимальные знания в области выбираемой профессии);
- потребности рынка труда
Навыки:
- коммуникативные;
- информационные;
- интеллектуальные
- личностные качества
- субъектные качества (целеполагание, рефлексия, способность осуществлять выбор, способность реализовывать выбор.)
- профессионально значимые качества.
С учетом всего сказанного можно выделить следующие этапы профориентационной работы в школе:
С обучающимися:
1-4 классы:
- формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5-7 классы:
- развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”);
- приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.
8-9 классы:
- уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;
- групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
10-11 классы:
- обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
С педколлективом:
Заместитель директора по воспитательной работе:
- выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
- поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;
- планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
- осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории;
- проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблемам предпрофильной подготовки, профильного обучения и профессионального самоопределения старшеклассников;
- организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
- организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;
- осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога;
- организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- курирование преподавания профориентационных курсов в ходе предпрофильной подготовки (“Твоя профессиональная карьера”) и профильного обучения (“Технология профессионального успеха”).
Классный руководитель:
- составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
- организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
- ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
- помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
- организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
- организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
- оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
- проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
- организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Учителя-предметники:
- способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
- обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
- способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
- проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
- адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.
Библиотекарь:
- регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
- изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
- обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
- регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.)
Социальный педагог:
- оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
- осуществляет консультации для участников образования по социальным вопросам;
- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Педагог - психолог:
- организует изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся;
- осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
- проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся;
- проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
- осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
- способствует формированию у школьников адекватной самооценки;
- приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
- создает базу данных по профдиагностике.
Медицинский работник:
- используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
- проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
- оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
- оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.
Работа с родителями:
- проведение родительских собраний, лекториев для родителей;
- индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
- анкетирование родителей учащихся;
- привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
- привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;
- помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
- помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
- избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
- создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.
Для того чтобы оценить результативность профориентационной работы для обучающихся, можно выделить следующие критерии и показателям эффективности:
- достаточная информация о профессии и путях ее получения: без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора;
- потребность в обоснованном выборе профессии: это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание;
- уверенность школьника в социальной значимости труда: сформированное отношение к нему как к жизненной ценности;
- степень самопознания школьника: от того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора;
- наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.
Приложение №1
Календарный план работы по выявлению профессиональных интересов, склонностей и способностей
Сроки реализации | Этапы | Взаимодействие | ||
5-7 класс | 8-9 класс | 10-11 класс | ||
1. Подготовительный этап | ||||
Сентябрь |
| Классный руководитель, Зам. дир. по ВВВР. | ||
2. Информационный этап | ||||
Октябрь |
|
|
| Классный руководитель Зам. дир. по ВВВР психолог |
3. Диагностический этап | ||||
Ноябрь - Декабрь |
- карта интересов; -диагностика включенности и эмоционального благополучия на уроках.
|
- карта интересов; - диагностика свойств личности.
- анализ результатов успеваемости; |
- карта интересов; - диагностика свойств личности. - опросник Дж. Голланда;
- анализ результатов успеваемости | Классный руководитель, Зам. дир. по ВВВР. Психолог, обучающиеся, родители |
4. Аналитический этап | ||||
Декабрь - Январь |
|
|
| Классный руководитель, Зам. дир. по ВВВР. Психолог, обучающиеся, родители |
5. Обобщающий этап | ||||
Февраль – Март |
|
|
| Классный руководитель, Зам. дир. по ВВВР. Психолог, обучающиеся, родители |
6. Заключительный этап | ||||
Апрель - Май |
“МОГУ + ХОЧУ + НАДО + Варианты выбора” |
|
| Классный руководитель, Зам. дир. по ВВВР. Психолог, обучающиеся, родители |
Приложение №2
Основные мероприятия, способствующие повышению престижа профессий
№ п/п | Наименование мероприятий | Сроки исполнения | Ответственные исполнители | Примечание |
Направление: Профориентация и образование – школьный этап | ||||
1. | Формирование службы профориентационной работы в образовательном упреждении | До 31.12.2011 | Директор МБОУ СОШ №38 | |
2. | Проведение месячника профориентации «Профессиональный компас» | Ежегодно февраль-март | Заместитель директора по ВВВР | |
3. | Проведение Дней профессий, дней открытых дверей и открытых уроков по профессиям | Ежемесячно | Заместитель директора по ВВВР, классные руководители, педагоги психологи, социальные педагоги | |
4. | Проведение «Презентации профессий» на базе отраслевых и ресурсных центров | Ежегодно (2 раза в год) | Директор МБОУ СОШ №38 | |
5. | Организация встреч школьников с успешными работниками производства | Постоянно | Заместитель директора по ВВВР, классные руководители | |
6. | Разработка профориентационных проектов МБОУ СОШ №38 | Ежегодно | Руководители элективных курсов | |
Проведение социологических исследований в МБОУ МУК и МБОУ СОШ №38 с целью выявления тенденций профессионального выбора обучающихся и выработки предложений по профессиональной ориентации на профессии, востребованные на рынке труда г.Сургута | Ежегодно | Специалисты МБОУ МУК | ||
7. | Участие в выставке «Образование и карьера» | Ежегодно апрель | Заместителя по НМР | |
8. | Проведение мастер – классов и профессиональных проб для старшеклассников | Постоянно | Специалисты МБОУ МУК, педагоги-психологи | |
9. | Организация профориентационных экскурсий | Постоянно | Заместитель директора по ВВВР, специалисты МБОУ МУК | |
10. | Встречи работодателей с родителями учащихся и выпускников общеобразовательных учреждений | Постоянно | Заместитель директора по ВВВР, классные руководители | |
11. | Проведение конкурса кабинетов и уголков профориентации | Ежегодно Апрель-май | Заместитель директора по ВВВР, классные руководители, педагоги- психологи | |
Организация и проведение мониторинга эффективности профориентационной работы 9-е классы 11-е классы | Апрель-май | Педагоги-психологи | ||
12. | Анализ профессиональных намерений обучающихся 9-х и 11-х классов | Октябрь-ноябрь | Педагоги-психологи | |
13. | Разработка методических рекомендаций по работе с родителями обучающихся разных возрастных категорий «Роль семьи в профессиональном самоопределении» | Декабрь | Заместитель директора по ВВВР | |
14. | Проведение конкурсов «Лучший по профессии среди учащихся 9-11 классов » | Ежегодно март-май | Заместитель директора по ВВВР, классные руководители, педагог-организатор |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профессиональной ориентации обучающихся "Время выбирать"
Программа профессиональной ориентации обучающихся "Время выбирать"...
ПРОГРАММА работы школы по организации профессиональной ориентации обучающихся «Дорога, которую ты выбираешь»
Выбор будущей профессии - очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются воспитанники коррекционных школ. Цель программы:формирование сознательного профессионального самоопредел...
Из опыта работы: «Профессиональная ориентация обучающихся, в школе – интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
В мире тысячи профессий. Как сориентироваться в их многообразии, выбрать среди них ту, с которой начинается трудовой жизненный путь?...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по профессиональной ориентации обучающихся 10 класса «Мир профессий»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «...Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии — обязательно»(Роберт Де Ниро)Адаптированн...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Профессиональная ориентация обучающихся. Билет в будущее"
Пояснительная запискаРанняя юность — единственная пора социально-узаконенного, общественно необходимого выбора растущим человеком своего собственного будущего. Ведущий вид деятельности обучающих...
Профессиональная ориентация обучающихся 9 классов Программа организации диагностической и консультативной помощи обучающимся в профессиональном самоопределении.
Одним из направлений воспитательной деятельности педагогического коллектива на основной ступени образования является воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения обучающихся к образован...