Программа профессиональной ориентации обучающихся
методическая разработка по теме

 

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mbou_sosh_no38_programma_proforientacionnoy_raboty.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №38

Утверждено

на заседании МС школы

протокол №2

от 05 октября 2011г

ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МБОУ СОШ №38

                                                                                                                                         Разработчики:

                                                                                                                                         Заместитель директора по ВВВР

                                                                                                                                         Ширина Светлана Анатольевна

                                                                                                                                         Педагог-психолог

                                                                                                                                         Надысева Оксана Алексеевна

г.Сургут, 2011

I. Общие положения

       Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

        В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

        Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

       Таким образом  можно выделить следующие аспекты профориентации: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

Рисунок 1

II. Цель и задачи Программы

Цель Программы  - формирование у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Основными задачи Программы являются:

  1. получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения

их по профилям обучения;

  1. обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и

нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;

  1. дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности

трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;

  1. выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и

профессионального образования, а также с предприятиями города, региона;

         Основные задачи программы выполняются путем реализации мероприятий по профессиональной ориентации (приложение№1, приложение №2)

III Ожидаемые результаты

     Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:

- увеличение доли выпускников школы, получивших профориентационные услуги в соответствии с Программой, до 100%;

-увеличение доли выпускников, продолжающих обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования после 9-го класса, до 35%

IV Механизм реализации Программы

Профориентационная работа включает в себя следующие важные компоненты: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, готовность к профессиональному самоопределению, трудовую компетентность.

Профессиональная ориентация - это система научно-обоснованных мероприятий, направленных на подготовку учащихся к сознательному, самостоятельному выбору профессии с учетом желания, возможностей личности и потребности рынка труда.

Профессиональное самоопределение  - процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, позволяющего успешно адаптироваться к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.

Готовность к профессиональному самоопределению - это интегральное свойство личности, способствующее осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора и выражается в нравственной, психофизиологической и практической готовности к формированию и реализации профессионального намерения и стремления

Под трудовой компетентностью понимается «способность человека реализовывать свои замыслы в условиях многофакторного, коммуникационного пространства». Она включает следующие составляющие:

Знания:

  1. личностных особенностей (интересы, склонности, способности, качества, состояние здоровья);
  2. о профессии (требования, предъявляемые выбранной профессией, основные характеристики, выбор индивидуальной профессиональной траектории, возможности профессионального роста, минимальные знания в области выбираемой профессии);
  3. потребности рынка труда

Навыки:

  1. коммуникативные;
  2. информационные;
  3. интеллектуальные
  4. личностные качества
  5. субъектные качества (целеполагание, рефлексия, способность осуществлять выбор, способность реализовывать выбор.)
  6. профессионально значимые качества.

С учетом всего сказанного можно выделить следующие этапы  профориентационной работы в школе:

С обучающимися:

1-4 классы:

  1. формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
  2. развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы:

  1. развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”);
  2.  приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.

8-9 классы: 

  1. уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;
  2. групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
  3. формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы:

  1. обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

С педколлективом:

Заместитель директора по воспитательной работе:

  1. выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
  2. поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;
  3. планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
  4. осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории;
  5. проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблемам предпрофильной подготовки, профильного обучения и   профессионального самоопределения старшеклассников;
  6. организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
  7. организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;
  8. осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога;
  9. организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;
  10. курирование преподавания профориентационных курсов в ходе предпрофильной подготовки (“Твоя профессиональная карьера”) и профильного обучения (“Технология профессионального успеха”).

Классный руководитель: 

  1. составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
  1. организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
  2. ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
  3. помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
  4. организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
  5. организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
  6. оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
  7. проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
  8. организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Учителя-предметники: 

  1. способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
  2. обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
  3. способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  4. проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
  5. адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Библиотекарь: 

  1. регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
  2. изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
  3. обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
  4. регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.)

Социальный педагог: 

  1. оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
  2. осуществляет консультации для участников образования по социальным вопросам;
  3. оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Педагог - психолог: 

  1. организует изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся;
  2. осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
  3. проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся;
  4. проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
  5. осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
  6. способствует формированию у школьников адекватной самооценки;
  7. приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
  8. оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
  9. создает базу данных по профдиагностике.

Медицинский работник: 

  1. используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
  2. проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
  3. оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
  4. оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

Работа с родителями:

  1. проведение родительских собраний, лекториев для родителей;
  2. индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
  3. анкетирование родителей учащихся;
  4. привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
  5. привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;
  6. помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
  7. помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
  8. избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
  9. создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.

Для того чтобы оценить результативность профориентационной работы для обучающихся, можно выделить следующие критерии и показателям эффективности:

  1. достаточная информация о профессии и путях ее получения: без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора;
  2. потребность в обоснованном выборе профессии: это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание;
  3. уверенность школьника в социальной значимости труда: сформированное отношение к нему как к жизненной ценности;
  4. степень самопознания школьника: от того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора;
  5. наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. 

 

                                                                                                                                                                              Приложение №1

Календарный план работы по выявлению профессиональных интересов, склонностей и способностей

Сроки реализации

Этапы

Взаимодействие

5-7 класс

8-9 класс

10-11 класс

1. Подготовительный этап

Сентябрь

  1. Подготовка материалов.
  2. Собеседование с классными руководителями.
  3. Составление плана работы

Классный руководитель,

Зам. дир. по ВВВР.

2. Информационный этап

Октябрь

  1. Информирование обучающихся по проблемам досугового самоопределения.
  2. Информирование о профильных классах.
  3. Информирование родителей о возможных вариантах выбора.
  1.  Информирование учеников о возможных вариантах выбора образовательного маршрута.
  1. Информирование обучающихся о возможных вариантах выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения.
  2. Представление в доступной форме профессиограмм наиболее популярных среди обучающихся профессий.

Классный руководитель

Зам. дир. по ВВВР

психолог

3. Диагностический этап

Ноябрь -

Декабрь

  1. Диагностика интересов, потребностей и склонностей:

- карта интересов;

-диагностика включенности и эмоционального благополучия на уроках.

  1. Анкетирование родителей
  1. Изучение интересов, потребностей и склонностей:

  - карта интересов;

  - диагностика свойств  личности.

  1. Диагностика возможностей:

- анализ результатов успеваемости;

  1. Изучение интересов, потребностей и склонностей:

  - карта интересов;

  - диагностика свойств  личности.

  - опросник Дж. Голланда;

  1. Диагностика возможностей:

- анализ результатов успеваемости

Классный руководитель,

Зам. дир. по ВВВР. Психолог,

обучающиеся,

родители

4. Аналитический этап

Декабрь -

Январь

  1. Анализ результатов диагностики интересов и возможностей каждого учащегося.
  2. Анализ мнения родителей, классного руководителя и учителей.
  3. Подведение итогов диагностической работы, подготовка рекомендаций.
  1. Обработка и анализ результатов диагностики.
  2. Соотнесение интересов, склонностей и возможностей каждого учащегося.
  3. Соотнесение свойств личности каждого учащегося с типами профессий.
  1. Обработка и анализ результатов диагностики.
  2. Соотнесение интересов, склонностей и возможностей каждого учащегося.
  3. Соотнесение свойств личности каждого учащегося с типами профессий.

Классный руководитель,

Зам. дир. по ВВВР. Психолог,

обучающиеся,

родители

5. Обобщающий этап

Февраль –            Март

  1. Индивидуальное консультирование учащихся по результатам диагностики и выбору образовательного маршрута.
  2. Индивидуальное консультирование родителей по итогам работы.
  3. Беседа с классным руководителем по результатам работы с классом
  1. Определение основного и запасных вариантов с использованием алгоритма “сильные и слабые стороны выбора”.
  2. Выработка конкретных шагов на ближайшее будущее по сбору информации для окончательного принятия решения по выбору профиля обучения.
  3. Индивидуальное консультирование учащихся, родителей по проблемам выбора профиля обучения и профессионального самоопределения.
  1. Проведение серии индивидуальных консультаций для учащихся.
  2. Работа с учащимися по анализу основного и запасного вариантов выбора с использованием алгоритма “Мой выбор”.
  3. Индивидуальное консультирование родителей по проблемам выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения.

Классный руководитель,

Зам. дир. по ВВВР. Психолог,

обучающиеся,

родители

6. Заключительный этап

Апрель -

Май

  1. Работа по схеме

 “МОГУ + ХОЧУ + НАДО + Варианты выбора”

  1. Составление списков класса с указанием основного и запасного вариантов образовательного маршрута после окончания 9 класса.
  2. Беседа с классным руководителем по результатам работы по оформлению портфолио.
  3. “Круглый стол” по итогам работы с участием психолога, классных руководителей, администрации.
  1. Составление списков класса с указанием основного и запасного вариантов выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения.
  2. Беседа с классным руководителем по результатам работы по оформлению портфолио.
  3. “Круглый стол” по итогам работы с участием психолога, классных руководителей, администрации.

Классный руководитель,

Зам. дир. по ВВВР. Психолог,

обучающиеся,

родители

 

                                                                                                                                                                                                                                  Приложение №2

Основные мероприятия, способствующие повышению престижа профессий

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки

исполнения

Ответственные

исполнители

Примечание

Направление: Профориентация и образование – школьный этап

1.

Формирование службы профориентационной работы в образовательном  упреждении  

 До 31.12.2011

 Директор МБОУ СОШ №38

2.

Проведение месячника профориентации «Профессиональный компас»

Ежегодно

февраль-март

 Заместитель директора по ВВВР

3.

Проведение Дней профессий, дней открытых дверей и открытых уроков по профессиям

Ежемесячно

 Заместитель директора по ВВВР, классные руководители, педагоги психологи, социальные педагоги

4.

Проведение «Презентации профессий» на базе отраслевых и ресурсных центров

Ежегодно

(2 раза в год)

Директор МБОУ СОШ №38

5.

Организация встреч школьников с успешными работниками производства

Постоянно

 Заместитель директора по ВВВР, классные руководители

6.

Разработка профориентационных проектов МБОУ СОШ №38

Ежегодно

 Руководители элективных курсов

Проведение социологических исследований в  МБОУ МУК и МБОУ СОШ №38 с целью выявления тенденций профессионального выбора обучающихся и выработки предложений по профессиональной ориентации на профессии, востребованные на рынке труда  г.Сургута

Ежегодно

 Специалисты МБОУ МУК

7.

 Участие в выставке «Образование и карьера»

Ежегодно

 апрель

 Заместителя по НМР

8.

Проведение мастер – классов и профессиональных проб для старшеклассников  

Постоянно

 Специалисты МБОУ МУК, педагоги-психологи

9.

Организация профориентационных экскурсий

Постоянно

 Заместитель директора по ВВВР, специалисты МБОУ МУК

10.

Встречи работодателей с родителями учащихся и выпускников общеобразовательных учреждений

Постоянно

 Заместитель директора по ВВВР, классные руководители

11.

Проведение конкурса кабинетов и уголков профориентации  

Ежегодно

 Апрель-май

 Заместитель директора по ВВВР, классные руководители, педагоги- психологи

Организация и проведение мониторинга эффективности профориентационной работы

9-е  классы

11-е классы

Апрель-май

Педагоги-психологи

12.

Анализ профессиональных намерений обучающихся 9-х и 11-х классов  

Октябрь-ноябрь

Педагоги-психологи

13.

Разработка методических рекомендаций   по работе с родителями  обучающихся разных возрастных категорий «Роль семьи в профессиональном самоопределении»

Декабрь

Заместитель директора по ВВВР

14.

Проведение конкурсов «Лучший по профессии среди учащихся 9-11 классов »

Ежегодно

март-май

Заместитель директора по ВВВР, классные руководители, педагог-организатор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессиональной ориентации обучающихся "Время выбирать"

Программа профессиональной ориентации обучающихся "Время выбирать"...

ПРОГРАММА работы школы по организации профессиональной ориентации обучающихся «Дорога, которую ты выбираешь»

Выбор будущей профессии - очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются воспитанники коррекционных школ.  Цель программы:формирование сознательного профессионального самоопредел...

Из опыта работы: «Профессиональная ориентация обучающихся, в школе – интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

    В мире тысячи профессий. Как сориентироваться в их многообразии, выбрать среди них ту, с которой начинается трудовой жизненный путь?...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по профессиональной ориентации обучающихся 10 класса «Мир профессий»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «...Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии — обязательно»(Роберт Де Ниро)Адаптированн...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Профессиональная ориентация обучающихся. Билет в будущее"

Пояснительная запискаРанняя юность — единственная пора социально-узаконенного, общественно необходимого выбора растущим человеком своего собственного будущего. Ведущий вид деятельности обучающих...

Профессиональная ориентация обучающихся 9 классов Программа организации диагностической и консультативной помощи обучающимся в профессиональном самоопределении.

Одним из направлений воспитательной деятельности педагогического коллектива на основной ступени образования является воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения обучающихся к образован...