РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по профессиональной ориентации обучающихся 10 класса «Мир профессий»
рабочая программа (10 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«...Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии — обязательно»
(Роберт Де Ниро)
Адаптированная рабочая программа профессиональной ориентации обучающихся 10 класса специальной школы-интерната для детей с тяжёлыми нарушениями речи разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в части профессиональной ориентации учащихся п. 18.2.2., а также с учётом особенностей специальной коррекционной школы-интерната.
Для воспитанников интернатных заведений проблема социальной адаптации является ключевой. Процесс социализации детей с нарушением речи сложен, а их интеграция в общество по окончании школы далеко не всегда успешна.
У многих школьников выбор является случайным, не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями, то есть, готовность к ситуациям самоопределения оказывается недостаточной. Поэтому очень важно обучающихся специальной коррекционной школы-интерната с нарушениями речи подготовить к тому, что любой труд достоин уважения, что к выполнению любой работы надо подходить ответственно и стараться сделать ее качественно, но для этого необходимо, чтобы требования, которые она предъявляет, совпадали с их личностными качествами и возможностями. На сегодняшний день количество вакансий для людей со средним специальным образованием растет день ото дня. В стране возник перебор специалистов с вузовскими дипломами, а специалистов технического профиля катастрофически не хватает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Про7рамма профессия | 29.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ЛОЗОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Рассмотрено и принято на заседании методического объединения воспитателей Протокол №__________ от «__» ________ 2017г. ____________/Бурсов А.Л./ | «Утверждаю» Директор ГБОУ РК «Лозовская специальная школа-интернат» ___________________Химина Е.К./ «___» __________ 2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по профессиональной ориентации
обучающихся 10 класса
«Мир профессий»
Срок реализации: 2017-2018 уч. год
Воспитатель,
Халилева Э. Х.
с. Ферсманово 2017г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«...Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии — обязательно»
(Роберт Де Ниро)
Адаптированная рабочая программа профессиональной ориентации обучающихся 10 класса специальной школы-интерната для детей с тяжёлыми нарушениями речи разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в части профессиональной ориентации учащихся п. 18.2.2., а также с учётом особенностей специальной коррекционной школы-интерната.
Для воспитанников интернатных заведений проблема социальной адаптации является ключевой. Процесс социализации детей с нарушением речи сложен, а их интеграция в общество по окончании школы далеко не всегда успешна.
У многих школьников выбор является случайным, не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями, то есть, готовность к ситуациям самоопределения оказывается недостаточной. Поэтому очень важно обучающихся специальной коррекционной школы-интерната с нарушениями речи подготовить к тому, что любой труд достоин уважения, что к выполнению любой работы надо подходить ответственно и стараться сделать ее качественно, но для этого необходимо, чтобы требования, которые она предъявляет, совпадали с их личностными качествами и возможностями. На сегодняшний день количество вакансий для людей со средним специальным образованием растет день ото дня. В стране возник перебор специалистов с вузовскими дипломами, а специалистов технического профиля катастрофически не хватает.
Поэтому особую важность имеет объяснение преимущества рабочих профессий, т.к. некоторые из них являются доступными для воспитанников интернатных учреждений, а именно для детей-сирот с нарушениями речи, имеющих отсутствие доверия к миру людей, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, неумение планировать свою жизнь и управлять ею, низкую готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень самоорганизации, отсутствие мотивации к социальной реализации.
Выпускникам интернатов трудно адаптироваться в обществе, поскольку они отличаются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, интуитивностью поступков, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Дети-сироты замкнуты, не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко ее теряют. Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте.
Можно выделить ряд типичных моделей поведения выпускников в постинтернатный период: переход после окончания первого профессионального училища во второе (не для получения новой профессии, а для того чтобы находиться на полном государственном обеспечении); вместо устройства на работу - обращение на биржу труда, где выплаты по безработице выше возможного заработка.
Кроме того, незначительный опыт профессиональной деятельности снижает конкурентоспособность выпускников интернатного учреждения. Поэтому проведение профориентационной работы в период нахождения ребенка в школе-интернате повышает его шансы на успешную адаптацию в обществе.
В связи со всем выше сказанным становится очевидной необходимость создания целостной системы содействия профессиональной ориентации и самоопределения воспитанников коррекционной школы-интерната с нарушением речи, которая будет включать в себя как получение знаний о себе и о мире профессионального труда, так и соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности. Программа «Моя профессия» предназначена для оказания психолого-педагогической поддержки
обучающихся старших классов в выборе профиля обучения и продолжения образования. Она дает школьникам представление об основах выбора профессии, о возможностях получения образования по избранному профилю; стимулирует самопознание учащимися своих склонностей, способностей в соответствии с выбираемым профилем; развивает навыки целепологания, планирования профессионального образования и самопрезентации, а также приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности и профилю дальнейшего обучения.
Цели программы:
- оказание учащимся психолого-педагогической и информационной поддержки в выборе ими профиля обучения для продолжения образования на ступени среднего (полного) общего образования, в учреждениях профессионального образования и дальнейшем профессиональном самоопределении; развить способности к профессиональной адаптации в современных социально - экономических условиях.
Задачи программы:
Обучающие:
- повышение уровня компетенций и навыков учащихся за счет
вооружения их соответствующими знаниями и умениями;
- диагностирование и выявление у школьников индивидуальных склонностей и возможностей;
- приобретение знаний и представлений о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке труда и образовательных услуг;
Развивающие:
- формирование у обучающихся готовности к принятию осознанного решения при проектировании своего образовательно-профессионального маршрута по завершению обучения в основной школе;
- обеспечение развития у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;
Воспитательные:
- формирование у учащихся ценностного отношения к трудовому становлению;
- формирование внутренней мотивации на продолжение образования и создание условий для успешной социализации в целом;
Коррекционные:
– совершенствовать грамматический строй речи;
– совершенствовать коммуникативные умения;
– формировать, совершенствовать, систематически расширять активный словарь.
Формы и методы, используемые для реализации программы
1 .Лекции, консультации по профориентации.
2.Беседы.
3 .Ролевые и деловые игры.
- Тренинговые и тематические занятия.
- Викторины.
- Диспуты.
- Исследование «Изучение способностей и наклонностей обучающихся» - анкетирование, тесты.
- Интегрированные занятия, классные и информационные часы.
9.3накомство со специальностями - изучение справочников для
поступающих в ПТУ и техникумы.
- Анализ материалов СМИ, знакомство с реалиями как общероссийского,
так и регионального рынков труда.
- Изучение вопроса востребованности профессий – встречи с представителями Центра занятости.
12.Знакомство с учебными заведениями города Симферополя - экскурсии, встречи, консультации по профориентации.
- Встречи с людьми разных профессий.
- Проектно-исследовательская работа «Мир профессий» - сбор информации.
15.Оформление проектов по профориентации в виде презентации, выставки, проведение пресс-конференции.
Во время каждого занятия любой формы обязательно проведение словарной работы с целью продолжения знакомства с новыми и непонятными словами. Обогащения лексикона воспитанников и осознанного употребления терминов в речи.
Реализация программы
Рабочая программа профориентации представляет собой систему научнообоснованных мероприятий, направленных на подготовку учащихся к сознательному, самостоятельному выбору профессии с учетом желания, возможностей личности и потребности рынка труда и включает:
- специально организованное практическое знакомство с содержанием образовательной деятельности по тому или иному направлению;
- информационная поддержка выбора профиля дальнейшего образования;
- применение наиболее адаптированных активизирующих методов помощи в профессиональном выборе.
Планируемый результат реализации программы
В результате реализации программы «Мир профессий» у школьников должны быть сформированы:
- знания и представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке труда и образовательных услуг; о возможностях получения образования не только в условиях избираемого профиля, но и в дальнейшей перспективе; о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения в частности;
- умения находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и путей продолжения образования; объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения; выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;
- умения действовать в социуме и рабочей группе; вступать в коммуникацию с представителями социокультурного и профессиональнопроизводственного окружения; противостоять манипулятивному влиянию; презентовать себя на рынке труда;
- ценностное отношение к труду.
Календарно-тематический план
на 2017 – 2018 учебный год
№ п/п | Мероприятие | Количество часов | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Индивидуальные консультации родителей и обучающихся об особенностях выбора профессии и профессионального самоопределения обучающихся | 1 | сентябрь | |
2 | Лекция «Рынок труда и выбор профессии. Типичные ошибки при выборе профессии» | 1 | сентябрь | |
3 | Тестирование воспитанников по выявлению мотивов выбора профессии | 1 | сентябрь | |
4 | Анкетирование воспитанников с целью определения их склонностей и интересов, применительно к выбранной профессии | 1 | сентябрь | |
5 | Профориентационный тренинг по выбору «Моё профессиональное будущее» | 1 | октябрь | |
6-7 | Экскурсия в п. Молодежное (ярмарка вакансий) | 2 | октябрь | |
8 | Встреча с представителем профессии «Повар» | 1 | октябрь | |
9 | Урок-игра по профориентации «Я и мир профессий» | 1 | ноябрь | |
10 | Профориентационная викторина «В мире профессий» | 1 | ноябрь | |
11 | Встреча с представителем Центра занятости Симферопольского района | 1 | ноябрь | |
12 | Урок-диспут «Моя будущая профессия» | 1 | ноябрь | |
13 | Беседа «Профессии сферы быта. Кто нас обслуживает?» | 1 | декабрь | |
14-15 | Экскурсия в Симферопольский Крым завод (ярмарка вакансий) | 2 | декабрь | |
16 | Классный час по профориентации «Кем быть?» | 1 | декабрь | |
17 | Круглый стол «Куда пойти учится?» | 1 | январь | |
18-19 | Экскурсия «Посещение городской библиотеки им.И.Гаспринского» (встреча с представителями профессии «Библиотекарь» | 2 | январь | |
20 | Ток-шоу «Выбор будущей профессии» | 1 | февраль | |
21 | Встреча со студентами Симферопольского высшего профессионального училища | 1 | февраль | |
22 | Классный час на тему: «Условия приема в ПТУ, техникумы» | 1 | февраль | |
23-24 | Экскурсия в отделение связи г.Симферополя | 2 | март | |
25 | Видеолекторий «профессии. Востребованные на рынке труда» | 1 | март | |
26 | Просмотр видеофильма с последующим обсуждением «В мире профессий» | 1 | март | |
27-28 | Экскурсия в кооперативный техникум г.Симферополь | 2 | апрель | |
29 | Подбор материала для оформления презентации к проекту «Мир профессий» | 1 | апрель | |
30 | Просмотр презентации «Мир профессий» с последующим обсуждением | 1 | апрель | |
31 | Интегрированное занятие по профориентации «Профессий много на земле, выбирай по душе» | 1 | май | |
32 | Работа над проектом «Мир профессий» (сбор информации) | 1 | май | |
33 | Оформление и защита проекта «Мир профессий» | 1 | май | |
34 | Пресс-конференция «Профессии, которые мы выбираем» | 1 | май | |
Итого | 35 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для специального (коррекционного) класса, профильный труд, 5-9 классы, профессия "Лаборант"
Рабочая программа представлена направлением "Лаборант компьютерной техники"...
Рабочая программа к курсу "Психология. Уроки выбора профессии" 9 класс
Данная программа, составленная на основе программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г. Резапкиной, способствует активизации процесса самопознания, позволя...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ МОДУЛЯМ ПМ. 01 - максимальная учебная нагрузка -277 часов.; ПМ.03 - максимальная учебная нагрузка 184 часа,ПМ.04 - максимальная учебная нагрузка 141 час.Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ"
Владения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями даёт возможность обучающимся приобрести необходимые знания и умения. Обуча...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ МОДУЛЯМ ПМ. 01 - максимальная учебная нагрузка -270 часов.; ПМ.03 - максимальная учебная нагрузка 187 часа,ПМ.04 - максимальная учебная нагрузка 121 час.Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ"
Владения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями даёт возможность обучающимся приобрести необходимые знания и умения. Обучающийся в ходе освоен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Информатика и ИКТ» для профессий (группы профессий) 190631.01 «Автомеханик», 150709.02 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Информатика и ИКТ» для профессий (группы профессий) 190631.01 «Автомеханик», 150709.02 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»...
Рабочая программа курса профориентационной направленности "Человек и профессия" для учащихся 9-х классов
Рабочая программа составлена на основе программы курса профориентационной направленности «Человек и профессия», разработанной Л.Н. Бобровской, Е.А Сапрыкиной, О.Ю. Просихиной (под редакцией Н.Н....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА проведения профессиональных проб «Шаг в профессию»
Программа проведения профессиональных проб разработана на основе ФГОС по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, Профессионального стандарта 33.011 Повар, Профессионального стандарта 33.010 Кондитер....