РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по профессиональной ориентации обучающихся 10 класса «Мир профессий»
рабочая программа (10 класс)

Халилева Эльвира Халиуллаевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

«...Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии — обязательно»

(Роберт Де Ниро)

Адаптированная рабочая программа профессиональной ориентации обучающихся 10 класса специальной школы-интерната для детей с тяжёлыми нарушениями речи разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в части профессиональной ориентации учащихся п. 18.2.2., а также с учётом особенностей специальной коррекционной школы-интерната.

Для воспитанников интернатных заведений проблема социальной адаптации является ключевой. Процесс социализации детей с нарушением речи сложен, а их интеграция в общество по окончании школы далеко не всегда успешна.

У многих школьников выбор является случайным, не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями, то есть, готовность к ситуациям самоопределения оказывается недостаточной. Поэтому очень важно обучающихся специальной коррекционной школы-интерната с нарушениями речи подготовить к тому, что любой труд достоин уважения, что к выполнению любой работы надо подходить ответственно и стараться сделать ее качественно, но для этого необходимо, чтобы требования, которые она предъявляет, совпадали с их личностными качествами и возможностями. На сегодняшний день количество вакансий для людей со средним специальным образованием растет день ото дня. В стране возник перебор специалистов с вузовскими дипломами, а специалистов технического профиля катастрофически не хватает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Про7рамма профессия29.37 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ЛОЗОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

Рассмотрено и принято на заседании методического объединения воспитателей

Протокол №__________

от «__» ________ 2017г.

____________/Бурсов А.Л./

«Утверждаю»

Директор ГБОУ РК «Лозовская специальная школа-интернат»

___________________Химина Е.К./

«___» __________ 2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по профессиональной ориентации

 обучающихся 10 класса

«Мир профессий»

Срок реализации: 2017-2018 уч. год

 Воспитатель,

                                                                                       Халилева Э. Х.

                                                                                                 

с. Ферсманово 2017г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«...Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии — обязательно»

(Роберт Де Ниро)

Адаптированная рабочая программа профессиональной ориентации обучающихся 10 класса специальной школы-интерната для детей с тяжёлыми нарушениями речи разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в части профессиональной ориентации учащихся п. 18.2.2., а также с учётом особенностей специальной коррекционной школы-интерната.

Для воспитанников интернатных заведений проблема социальной адаптации является ключевой. Процесс социализации детей с нарушением речи сложен, а их интеграция в общество по окончании школы далеко не всегда успешна.

У многих школьников выбор является случайным, не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями, то есть, готовность к ситуациям самоопределения оказывается недостаточной. Поэтому очень важно обучающихся специальной коррекционной школы-интерната с нарушениями речи подготовить к тому, что любой труд достоин уважения, что к выполнению любой работы надо подходить ответственно и стараться сделать ее качественно, но для этого необходимо, чтобы требования, которые она предъявляет, совпадали с их личностными качествами и возможностями. На сегодняшний день количество вакансий для людей со средним специальным образованием растет день ото дня. В стране возник перебор специалистов с вузовскими дипломами, а специалистов технического профиля катастрофически не хватает.

Поэтому особую важность имеет объяснение преимущества рабочих профессий, т.к. некоторые из них являются доступными для воспитанников интернатных учреждений, а именно для детей-сирот с нарушениями речи, имеющих отсутствие доверия к миру людей, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, неумение планировать свою жизнь и управлять ею, низкую готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень самоорганизации, отсутствие мотивации к социальной реализации.

Выпускникам интернатов трудно адаптироваться в обществе, поскольку они отличаются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, интуитивностью поступков, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Дети-сироты замкнуты, не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко ее теряют. Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте.

Можно выделить ряд типичных моделей поведения выпускников в постинтернатный период: переход после окончания первого профессионального училища во второе (не для получения новой профессии, а для того чтобы находиться на полном государственном обеспечении); вместо устройства на работу - обращение на биржу труда, где выплаты по безработице выше возможного заработка.

Кроме того, незначительный опыт профессиональной деятельности снижает конкурентоспособность выпускников интернатного учреждения. Поэтому проведение профориентационной работы в период нахождения ребенка в школе-интернате повышает его шансы на успешную адаптацию в обществе.

В связи со всем выше сказанным становится очевидной необходимость создания целостной системы содействия профессиональной ориентации и самоопределения воспитанников коррекционной школы-интерната с нарушением речи, которая будет включать в себя как получение знаний о себе и о мире профессионального труда, так и соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности. Программа «Моя профессия» предназначена для оказания психолого-педагогической поддержки

обучающихся старших классов в выборе профиля обучения и продолжения образования. Она дает школьникам представление об основах выбора профессии, о возможностях получения образования по избранному профилю; стимулирует самопознание учащимися своих склонностей, способностей в соответствии с выбираемым профилем; развивает навыки целепологания, планирования профессионального образования и самопрезентации, а также приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности и профилю дальнейшего обучения.

Цели программы:

- оказание учащимся психолого-педагогической и информационной поддержки в выборе ими профиля обучения для продолжения образования на ступени среднего (полного) общего образования, в учреждениях профессионального образования и дальнейшем профессиональном самоопределении; развить способности к профессиональной адаптации в современных социально - экономических условиях.

Задачи программы:

Обучающие:

  • повышение уровня компетенций и навыков учащихся за счет

вооружения их соответствующими знаниями и умениями;

  • диагностирование и выявление у школьников индивидуальных склонностей и возможностей;
  • приобретение знаний и представлений о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке труда и образовательных услуг;

Развивающие:

  • формирование у обучающихся готовности к принятию осознанного решения при проектировании своего образовательно-профессионального маршрута по завершению обучения в основной школе;
  • обеспечение развития у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;

Воспитательные:

  • формирование у учащихся ценностного отношения к трудовому становлению;
  • формирование внутренней мотивации на продолжение образования и создание условий для успешной социализации в целом;

Коррекционные:

– совершенствовать грамматический строй речи;

– совершенствовать коммуникативные умения;

– формировать, совершенствовать, систематически расширять активный словарь.

Формы и методы, используемые для реализации программы

1 .Лекции, консультации по профориентации.

2.Беседы.

3 .Ролевые и деловые игры.

  1. Тренинговые и тематические занятия.
  2. Викторины.
  3. Диспуты.
  4. Исследование «Изучение способностей и наклонностей обучающихся» - анкетирование, тесты.
  5. Интегрированные занятия, классные и информационные часы.

9.3накомство со специальностями - изучение справочников для

поступающих в ПТУ и техникумы.

  1. Анализ материалов СМИ, знакомство с реалиями как общероссийского,

так и регионального рынков труда.

  1. Изучение вопроса востребованности профессий – встречи с представителями  Центра занятости.

12.Знакомство с учебными заведениями города Симферополя - экскурсии, встречи, консультации по профориентации.

  1. Встречи с людьми разных профессий.
  2. Проектно-исследовательская работа «Мир профессий» - сбор информации.

15.Оформление проектов по профориентации в виде презентации, выставки, проведение пресс-конференции.

Во время каждого занятия любой формы обязательно проведение словарной работы с целью продолжения знакомства с новыми и непонятными словами. Обогащения лексикона воспитанников и осознанного употребления терминов в речи.

Реализация программы

Рабочая программа профориентации представляет собой систему научнообоснованных мероприятий, направленных на подготовку учащихся к сознательному, самостоятельному выбору профессии с учетом желания, возможностей личности и потребности рынка труда и включает:

  • специально организованное практическое знакомство с содержанием образовательной деятельности по тому или иному направлению;
  • информационная поддержка выбора профиля дальнейшего образования;
  • применение наиболее адаптированных активизирующих методов помощи в профессиональном выборе.

Планируемый результат реализации программы

В результате реализации программы «Мир профессий» у школьников должны быть сформированы:

  • знания и представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке труда и образовательных услуг; о возможностях получения образования не только в условиях избираемого профиля, но и в дальнейшей перспективе; о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения в частности;
  • умения находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и путей продолжения образования; объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения; выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;
  • умения действовать в социуме и рабочей группе; вступать в коммуникацию с представителями социокультурного и профессиональнопроизводственного окружения; противостоять манипулятивному влиянию; презентовать себя на рынке труда;

- ценностное отношение к труду.

Календарно-тематический план

на 2017 – 2018 учебный год

№ п/п

Мероприятие

Количество часов

Дата

План

Факт

1

Индивидуальные консультации родителей и обучающихся об особенностях выбора профессии и профессионального самоопределения обучающихся

1

сентябрь

2

Лекция «Рынок труда и выбор профессии. Типичные ошибки при выборе профессии»

1

сентябрь

3

Тестирование воспитанников по выявлению мотивов выбора профессии

1

сентябрь

4

Анкетирование воспитанников с целью определения их склонностей и интересов, применительно к выбранной профессии

1

сентябрь

5

Профориентационный тренинг по выбору «Моё профессиональное будущее»

1

октябрь

6-7

Экскурсия в п. Молодежное (ярмарка вакансий)

2

октябрь

8

Встреча с представителем профессии «Повар»

1

октябрь

9

Урок-игра по профориентации «Я и мир профессий»

1

ноябрь

10

Профориентационная викторина «В мире профессий»

1

ноябрь

11

Встреча с представителем Центра занятости Симферопольского района

1

ноябрь

12

Урок-диспут «Моя будущая профессия»

1

ноябрь

13

Беседа «Профессии сферы быта. Кто нас обслуживает?»

1

декабрь

14-15

Экскурсия в Симферопольский Крым завод (ярмарка вакансий)

2

декабрь

16

Классный час по профориентации «Кем быть?»

1

декабрь

17

Круглый стол «Куда пойти учится?»

1

январь

18-19

Экскурсия «Посещение городской библиотеки им.И.Гаспринского»  (встреча с представителями профессии «Библиотекарь»

2

январь

20

Ток-шоу «Выбор будущей профессии»

1

февраль

21

Встреча со студентами Симферопольского высшего профессионального училища

1

февраль

22

Классный час на тему: «Условия приема в ПТУ, техникумы»

1

февраль

23-24

Экскурсия в отделение связи г.Симферополя

2

март

25

Видеолекторий «профессии. Востребованные на рынке труда»

1

март

26

Просмотр видеофильма с последующим обсуждением «В мире профессий»

1

март

27-28

Экскурсия в кооперативный техникум г.Симферополь

2

апрель

29

Подбор материала для оформления презентации к проекту «Мир профессий»

1

апрель

30

Просмотр презентации «Мир профессий» с последующим обсуждением

1

апрель

31

Интегрированное занятие по профориентации «Профессий много на земле, выбирай по душе»

1

май

32

Работа над проектом «Мир профессий» (сбор информации)

1

май

33

Оформление и защита проекта «Мир профессий»  

1

май

34

Пресс-конференция «Профессии, которые мы выбираем»

1

май

Итого

35 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для специального (коррекционного) класса, профильный труд, 5-9 классы, профессия "Лаборант"

Рабочая программа представлена направлением "Лаборант компьютерной техники"...

Рабочая программа к курсу "Психология. Уроки выбора профессии" 9 класс

Данная программа,  составленная на основе программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г. Резапкиной,  способствует активизации процесса самопознания, позволя...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ МОДУЛЯМ ПМ. 01 - максимальная учебная нагрузка -277 часов.; ПМ.03 - максимальная учебная нагрузка 184 часа,ПМ.04 - максимальная учебная нагрузка 141 час.Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ"

   Владения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями даёт возможность обучающимся приобрести необходимые знания и умения. Обуча...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ МОДУЛЯМ ПМ. 01 - максимальная учебная нагрузка -270 часов.; ПМ.03 - максимальная учебная нагрузка 187 часа,ПМ.04 - максимальная учебная нагрузка 121 час.Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ"

Владения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями даёт возможность обучающимся приобрести необходимые знания и умения. Обучающийся в ходе освоен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Информатика и ИКТ» для профессий (группы профессий) 190631.01 «Автомеханик», 150709.02 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Информатика и ИКТ» для профессий (группы профессий) 190631.01 «Автомеханик», 150709.02 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»...

Рабочая программа курса профориентационной направленности "Человек и профессия" для учащихся 9-х классов

Рабочая программа составлена  на основе программы курса профориентационной направленности «Человек и профессия», разработанной Л.Н. Бобровской, Е.А Сапрыкиной, О.Ю. Просихиной (под редакцией Н.Н....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА проведения профессиональных проб «Шаг в профессию»

Программа проведения профессиональных проб разработана на основе ФГОС по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, Профессионального стандарта 33.011 Повар, Профессионального стандарта 33.010 Кондитер....