Социальный проект "Путь в семью"
проект на тему

Давыдова Елена Викторовна
  1. Мой проект называется «Путь в семью». Это психолого-социально-педагогическое сопровождение процесса адаптации замещающих семей. При создании этого проекта я руководствовалась Декларацией прав ребёнка, международной Конвенцией о правах ребёнка, Законами РФ и Нижегородской области по осуществлению прав детей-сирот, а так же детей, оставшихся без попечения родителей, а так же собственными наблюдениями и исследованиями при работе с данной категорией семей. Этот проект  рассчитан на 1 год, так как примерно в такой срок проходит адаптация ребёнка в замещающей семье. Данный проект становится актуальным при появлении на моём микроучастке замещающей семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл desktop.rar1.25 МБ

Предварительный просмотр:

  1. Добрый день. Меня зовут Давыдова Е.В., социальный педагог МБОУ НОШ № 52 п.Ильиногорск. Стаж работы 21 год, в данной должности работаю с января 2009г., т.е. около 6 лет. Имею 1 квалификационную категорию.
  2. Мой проект называется «Путь в семью». Это психолого-социально-педагогическое сопровождение процесса адаптации замещающих семей. При создании этого проекта я руководствовалась Декларацией прав ребёнка, международной Конвенцией о правах ребёнка, Законами РФ и Нижегородской области по осуществлению прав детей-сирот, а так же детей, оставшихся без попечения родителей, а так же собственными наблюдениями и исследованиями при работе с данной категорией семей. Этот проект  рассчитан на 1 год, так как примерно в такой срок проходит адаптация ребёнка в замещающей семье. Данный проект становится актуальным при появлении на моём микроучастке замещающей семьи.
  3. Главное право каждого ребёнка - жить и воспитываться в семье. Именно в семье каждый маленький человек получает зачатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формируются навыки и умения во всех видах деятельности, закладываются основы его отношений с миром, то есть начинается процесс воспитания. Но, к сожалению, далеко не все дети растут и воспитываются в атмосфере родительской любви и тепла. Дети остаются без попечения родителей по разным причинам. Самые распространённые - это лишение родительских прав, отказ от ребенка сразу после рождения, смерть родителей. В таком случае ребёнок попадает в приют, детский дом, учреждения интернатного типа или может быть передан на воспитание в замещающую семью.
  4. В нашей стране предпочтение отдаётся семейной форме устройств ребёнка. Приоритетной формой является усыновление (удочерение), то есть принятие в семью на правах кровного ребёнка. Устанавливается в судебном порядке. В этом случае ребёнок является полноценным членом семьи, есть возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения. Ребёнком приобретаются все права и обязанности родного: неимущественные, имущественные, в том числе жилищные права. О патронатном воспитании я подробнее рассказывать не буду, так как данная форма устройства в Нижегородской области отменена с сентября 2012г. Самыми распространёнными формами устройства являются опека/попечительство и приёмная семья.
  5.  Опека или попечительство - это принятие в дом ребёнка на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования, а так же для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми до 14 лет, попечительство над детьми от 14 до 18 лет  муниципальным правовым актом. В этом случае биологические родители не освобождаются от обязанностей по содержанию своего ребёнка (алиментные обязательства), смена фамилии и изменение даты рождения невозможны, нет тайны передачи, возможны контакты с кровными родственниками ребёнка, от государства выплачивается ежемесячное пособие на содержание опекаемого ребёнка.

 Приёмная семья по сути тоже опека. Разница в том, что создаётся она на основе договора между приёмным родителем и органом опеки и попечительства на определённый срок (изначально это 1 год), по прошествии которого договор перезаключается. Приёмным родителям ежемесячно производятся выплаты на содержание приёмных детей, а вознаграждение за воспитание приёмных детей.

Адаптация это сложный двусторонний процесс, при котором и дети, и родители сталкиваются с трудностями, нуждаются в помощи и поддержке специалистов.

  1. Поэтому при  реализация данного проекта необходима совместная систематическая работа разных структур и специалистов.
  2. Возвращаясь к формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, я хочу озвучить некоторые цифры по району. По этой табличке видно, что таких детей в районе много, и в основном они находятся в замещающих семьях.
  3. Ежегодно эта цифра меняется, но главной задачей специалистов Органа опеки остаётся устройство выявленных детей в семьи граждан. В этой таблице я хочу обратить ваше внимание на нижнюю строчку: возврат из замещающих семей. Эта цифра небольшая, но она заставляет задуматься социальных педагогов района и специалистов органа опеки о том, что нужно сделать, чтобы в будущем не допустить случаев повторного сиротства детей. По моему участку отказов не было, но в 2010г. был риск возврата, что и заставило меня углубиться в этот вопрос и сделать определённые выводы.
  4. На мой взгляд, причины изначально следует искать в мотивации. Психологи выделяют несколько причин у замещающих родителей:
  • Удовлетворение потребности в продолжении рода – как правило, это связано с бесплодием супругов. В этом случае приёмный ребенок рассматривается как единственный способ создания полноценной семьи.
  • Мотив преодоления одиночества. Подобная мотивация преобладает у одиноких людей, по разным причинам не сумевших создать или сохранить семью.
  • Альтруистическая мотивация – стремление защитить ребёнка, оказать ему помощь и содействовать в создании благоприятных условий развития. Желание «вырвать» ребёнка из «ужаса» детского дома.
  • Мотив компенсации утраты собственного ребёнка: умершего, либо выросшего и покинувшего семью. Родители, пережившие смерть ребёнка, стремятся тем самым восполнить жизненную пустоту и смысловой вакуум принятием на воспитание ребёнка.
  • Мотив стабилизации супружеских отношений. В данном случае ребёнок выступает как средство налаживания давших трещину супружеских отношений.
  • Прагматический мотив улучшения материального и жилищного положения, то есть для решения собственных проблем. На мой взгляд, этот мотив на ряду с мотивом компенсации утраты собственного ребёнка являются самым опасным для последующей успешной адаптации .
  1. По мотивам я для себя выделяю две группы замещающих родителей: родственники и не состоящие в родственных отношениях. Родственники, как правило, берут детей вынужденно, жалко отдавать в детский дом. Приёмные родители, не состоящие в родственных отношениях более осознанно подходят к этому шагу. У них разная мотивация, но общим является то, что и те и другие начинают испытывать сложности вскоре после принятия ребёнка.
  2. По моим наблюдениям, основными проблемами являются:
  • Неоправданные ожидания опекунов. Это чрезмерность и неадекватность ожиданий в отношении личностных качеств ребёнка.
  • Педагогическая несостоятельность замещающих родителей
  • Общественное мнение. Мне приходилось слышать от замещающих родителей, что знакомые считают, будто они наживаются на детях. Подобные слухи расстраивают опекунов и вносят некий негатив в отношения в период адаптации.
  • Частые изменения в законодательстве в вопросах опеки и попечительства так же являются неблагоприятным фактором для замещающих родителей, так как это дополнительные трудности в оформлении документации, отчётности. Хотя, самые последние изменения в законодательстве на стороне замещающих родителей и кандидатов.
  • Педагогическая запущенность и неблагополучная наследственность – это проблема, с которой сталкиваются практически все замещающие родители за редким исключением, но далеко не все бывают к этому готовы.
  • И ещё одна проблема – это отрицательный пример биологических родителей. Около половины детей из замещающих семей часто общаются со своими лишёнными родительских прав родителями, а некоторые проживают с ними под одной крышей. А родители, как правило, не хотят менять свой образ жизни, поэтому эта проблема остаётся актуальной в некоторых семьях не один год.

  1. Сталкиваясь со всеми этими трудностями, некоторые замещающие родители приходят в растерянность. В такой момент они могут испугаться, не совершили ли они ошибку. Отсюда следует вопрос: «Как избежать отказа замещающих родителей от приёмного ребёнка?». Целью данного проекта и является оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи замещающей семье в период адаптации.
  2.  Для достижение основной цели необходимо сформировать у замещающих родителей правильное представление об этапах адаптации ребёнка в новой семье, повышать психолого-педагогическую компетенцию и воспитательные возможности замещающих родителей. Необходимо так же повышать их правовую грамотность, а так же наблюдать за процессом адаптации в замещающей семье с привлечением других специалистов по мере необходимости.
  3. Данный проект имеет три этапа. Эти этапы я соотношу с этапами адаптации ребёнка в замещающей семье. Так начальный этап можно назвать «Медовый месяц», самый сложный, основной этап включает в себя две ступеньки: «Уже не гость» и «Вживание». И при правильном процессе адаптации, на завершающем этапе можно наблюдать стабилизацию внутрисемейных отношений. Рассмотрим подробнее каждый этап и соответствующие ему мероприятия.
  4. Итак, начальный период мы назвали «Медовый месяц». На данном этапе всё обычно идёт просто замечательно: родители стараются, чтобы ребёнку было хорошо, подбадривают его, дарят подарки. А ребёнок, в свою очередь, изо всех сил пытается понравиться. Такая идилия длится, как правило, не больше двух месяцев. На данном этапе социальному педагогу необходимо посетить семью для знакомства, сбора необходимой информации, оформления документации. Обычно, в это время у замещающих родителей возникает много вопросов, связанных с законодательством в вопросах опеки и попечительства. Такую консультацию им может дать социальный педагог или, по необходимости, специалисты Отдела опеки и попечительства. Здесь же будет очень полезным привлечение педагога – психолога для повышения уровня психолого – педагогической компетентности опекунов. Например, беседа о возрастных особенностях детей и о их влиянии на процесс адаптации ребёнка.
  5. Основной этап включает в себя, как я уже говорила, две ступеньки. Для периода, который я называю «Уже не гость» характерен кризис взаимоотношений. Приёмным родителям может показаться, что ребёнка вдруг словно подменили. Он перестаёт слушаться, ведёт себя не так, как хочется взрослым. Именно сейчас некоторые из них начнут сомневаться: правильно ли они сделали, что взяли ребёнка в семью? Сейчас особо ощущается дефицит педагогических и психологических знаний у родителей. Здесь необходимо объяснить взрослым, что этот процесс закономерен и в большинстве случаев свидетельствует о том, что отношения в семье развиваются правильно. Кризис помогает родителям обнаружить проблемы ребёнка .Психологическая помощь на этом этапе необходима в соответствии с этими проблемами. Так же полезными будут совета по расширению поля позитивного общения в семье, чтобы взрослые и дети не замыкались на проблемах, а искали формы совместной деятельности, приносящие удовольствие и радость общения. На этапе «Вживания» приёмная семья так же может испытывать некоторые проблемы. Для этого времени характерны проблемы с кровными детьми, если они есть. Повышенное внимание к приёмному ребёнку может вызвать с их стороны непринятие, ревность, бунт. Родители должны чётко понимать причины такого поведения. Конец основного этапа характеризуется тем, что ребёнок начинает чувствовать в семье более уверенно: он точно знает, что его не прогонят, даже если он сделает что – то неправильно. Приёмные родители, в свою очередь, тоже приобретают уверенность, становятся воспитателями более высокой квалификации, что помогает им добиться больших успехов в укреплении семьи.
  6. И вот тогда семья переживает завершающий этап – стабилизация отношений. На этом этапе семья окончательно становится семьёй. Все знают, какое место они занимают в жизни друг друга. При успешном прохождении предыдущих этапов у ребёнка снижается уровень тревожности и повышается самооценка, что позволяет ему строить более гармоничные отношения с членами семьи. Для отслеживания динамики развития внутрисемейных отношений в завершении данного этапа  необходимо привлечение психолога для диагностики уровня тревожности и уровня самооценки ребёнка. Социальный педагог оформляет необходимую документацию, беседует с воспитателями, педагогами по вопросам развития ребёнка, составляет характеристику, контролирует состояние здоровья ребёнка, беседует с опекунами по вопросам дальнейшего воспитания и содержания ребёнка.
  7. Что же мы ожидаем и хотим увидеть через год такой сложной, но необходимой работы? Конечно же, в течении этого времени замещающие родители должны получить необходимые сведения о особенностях адаптации приёмных детей в замещающей семье. Проводимые мероприятия приведут к повышению уровня психолого – педагогической и правовой компетентности замещающих родителей. А если говорить об идеальной модели семьи, прошедшей период адаптации, то я изобразила бы её так: в основании лежит безусловное принятие ребёнка с его проблемами и недостатками воспитания. При этом условии с большой долей вероятности можно говорить о том, что процесс адаптации ребёнка к семье и семьи к ребёнку пройден. И, как идеальный результат, происходит стабилизация внутрисемейных отношений.  
  8.  На моём микроучастке состоят  8 замещающих семей с детьми от 0 до 10 лет, которые переходя в 53 школу переходят на учёт к их социальному педагогу. В настоящее время все семьи успешно прошли период адаптации, особых проблем в семьях не наблюдается. Так же хочется сказать, что за указанный период статус одного ребёнка из «приёмного» поменялся на «усыновлённый».
  9. На этом работа с замещающими семьями не заканчивается. Сопровождение семьи необходимо и продолжается на протяжении всего времени, пока семья стоит на учёте. Но самый сложный период, период адаптации уже остался позади.
  10. Но, как мы знаем, идеальный результат достигается далеко не всегда. Период в один год относителен, зависит от комплекса причин и является индивидуальным для каждой отдельно взятой семьи. Бывает так, что родители не смогли найти путь к сердцу ребёнка и установить доверительные отношения с ним. Основным риском данного проекта я назвала бы продление периода адаптации на более длительный срок. Там, где период кризиса затянулся на более длительный срок и замещающим родителям требуется больше времени, терпения, понимания и знаний для его преодоления, я хотела бы адресовать следующие слова:
  11. «Проявите терпение и, не смотря ни на что, любите своего приёмного ребенка, который непременно ответит вам взаимностью, как только поймёт, что нужен вам. И тогда уже никто не сможет сказать, что вы – не настоящая семья!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная работа с семьей как социальная проблема

В научно-педагогической литературе по проблемам семьи к важнейшим функциям семьи относят генеративную (воспроизводство людей, поскольку, как правило, здоровые дети рождаются в семье), рекреативную (фи...

Формы социально - педагогической помощи семье.(Социальный педагог, работа с семьей)

В материале предоставлены материалы для социального педагога по работе с семьей, требующей особого внимания, находящейся в социально-опасном положении....

Формы и методы социальной работы, социальные технологии, технологии социальной работы с семьей.

В социальной работе с малообеспеченными семьями применяются социальные технологии: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная опека и попечительство. С семьей, находящейся в сложной жи...

Законодательные основы социально-педагогического сопровождения семьи, находящейся в социально-опасном положении

В своей деятельности социальный педагог опирается в первую очередь на законодательные акты Федерального, Регионального и Муниципального уровня....

Конспект урока. Тема " Семья как социальный институт. Функции семьи."

Урок разработан в соответсвии  с ФГОС. Используется дистемно-деятельностная организации изучения темы обучающимися....

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьей и детьми для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа

методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ по профессиональному модулю Социальная работа с семьей и детьми для студентов специальности 36.02.01 Социальная работа в СП...