доклад
материал на тему

Панкова Марина Владимировна
 
Доклад на педсовете 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pedsovet.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

 Казённое специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение «Саланчикская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики

Доклад на заседании педагогического совета по теме: «Создание в школе- интернате воспитательной среды, обеспечивающей интеллектуальное, нравственное, творческое, физическое развитие и социальную адаптацию школьников с интеллектуальной недостаточностью »

 

 

 

 

 

Воспитатель

 Панкова М.В.

 

 

п. Саланчик

2014г.

        « Среда воспитывает человека. Путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды...»

«Л.С. Выготский»

 

Одной из основных задач обучения и воспитания детей с умственной отсталостью является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправного члена общества, то есть адаптацию в социальной среде.

В наше время отмечается резкое снижение уровня жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада: сказывается высокая занятость родителей или, напротив, их безработица. Ощутимое падение нравственных ценностей и норм, рост семей злоупотребляющих алкоголем, отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы, являются причинами различных отклонений в развитии наших воспитанников, а последствия для них очень тяжелы и отражаются на всей их последующей жизни. Эта ситуация порождает внутренние конфликты и проблемы у детей, делают очевидными проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми.

Одной из основных задач обучения и воспитания детей с умственной отсталостью является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправного члена общества, то есть адаптацию в социальной среде.

 На наш взгляд, для повышения качества социальной адаптации детей с умственной отсталостью необходимо создание в коррекционном образовательном учреждении адаптивной среды.

Адаптивная образовательная среда - это, проектируемая и создаваемая субъектами образования (педагогами, обучающимися, их родителями и т.д.) область их совместной деятельности, где между ними и образовательными системами (их элементами) начинают выстраиваться определенные связи и отношения, обеспечивающие реализацию личных и социальных целей образования и развитие коммуникативных навыков.

При планировании коррекционной работы, направленной на организацию социализирующей адаптивной образовательной среды, мы опираемся на приоритетные коррекционные направления работы: укрепление здоровья и физического развития; психическое развитие; гражданское становление; приобретение опыта индивидуального жизнеобеспечения; образовательная деятельность; трудовая деятельность; правовое образование и воспитание; профессиональное развитие; творческое развитие. 

Таким образом, социальная адаптация умственно отсталых обучающихся в нашей школе заключается в формировании готовности к самостоятельной жизни и деятельности, которая в свою очередь состоит из социальной готовности, трудовой готовности, морально-волевой (психологической) готовности, физической готовности.

 Социальная готовность предусматривает следующие критерии:

-       адаптация к своему социальному статусу;

-       формирование навыков межличностного общения (со своими сверстниками, сверстниками из другой социальной среды, младшими, старшими детьми, взрослыми);

-       формирование навыков коллективной деятельности и общения;

-        формирование навыков социально-бытовой ориентации;

-        формирование навыков организации самостоятельной жизни и деятельности.

Трудовая готовность включает следующие критерии:

-       готовность к труду по самообслуживанию,

-       сформированность общих житейских умений и навыков;

-        готовность к труду в домашнем хозяйстве;

-       подготовка к будущей профессиональной деятельности;

-        профессиональное самоопределение.

Критериями морально-волевой (психологической) готовности являются:

-       самооценка, чувство самоуважения;

-       волевая организация личности;

-       психологическая готовность к труду в условиях рынка.

Физическая готовность к самостоятельной жизни и деятельности предусматривает следующие критерии:

-       формирование индивидуального стиля здорового образа жизни;

-       отсутствие вредных привычек;

-       элементы самодиагностики уровня физического развития;

-        развитие физических качеств, обеспечивающих успешную адаптацию к труду и различным видам деятельности.

Цель обучения и воспитания детей с умственной отсталостью заключается в формировании у них способности самостоятельно жить в меняющемся обществе. На практике это означает, что наша школа создает  такие условия при которых воспитанники учатся самостоятельно решать бытовые, коммуникативные, образовательные проблемы. 

Средством формирования у наших воспитанников способностей к преодолению трудностей социализации является разнообразная по содержанию и формам организации деятельность детей в группах, как в самой школе, так и за её пределами. 

На долю воспитателя в процессе воспитания выпадает активная роль – сочетать элементы воспитывающей среды, их самым разным образом, чтобы они осуществляли ту задачу,  которая ему нужна. Наши воспитанники, в основном ведомые, им свойственно подражание; нотации и беседы бесполезны. Значит, каждый педагогический акт должен служить делу воспитания и коррекции психофизических недостатков воспитанников. Воспитательная среда должна начинаться с порога интерната, с приветствия воспитателя, с вопроса о настроении ребенка о его самочувствии. Дети, привыкая к такому общению, сами пытаются выразить свои чувства: пожелать здоровья, поинтересуются делами. Еще одним важным аспектом в создании воспитывающей среды служит общение педагогов между собой, являясь ярким примером для подражания. Общаясь, мы даем пример для подражания нашим воспитанникам, при этом мы все надеемся, что они вырастут чуткими  и доброжелательными к людям. Но не всегда наши надежды сбываются, все зависит от своеобразного социокультурного развития аномального ребенка. Оно состоит в том, что имея недоразвитие высших психических функций в качестве вторичной надстройки над основным дефектом, он выпадает из механизма межличностных групповых взаимодействий, что в свою очередь замедляет, искажает дальнейшее его личностное и интеллектуальное развитие.

Л.С.Выготский пишет: « Из - за дефекта у ребенка возникает ряд особенностей, которые препятствуют нормальному развитию коллективного общения, сотрудничества и взаимодействия этого ребенка с окружающими людьми. Выпадение из коллектива или затруднение социального развития, в свою очередь, обуславливает недоразвитие высших психических функций, которые при нормальном течении  возникают непосредственно в связи с развитием коллективной деятельности ребенка. Насколько практически безнадежно бороться с дефектом и его непосредственными последствиями, настолько законна, плодотворна и многообещающа борьба с затруднениями в коллективной деятельности».

Поэтому достаточно много времени в своей работе, я стараюсь выделять именно коллективной деятельности, прививая тем самым навык общения.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в школе интернат 8 вида – это дети с нарушением интеллекта и другими  физическими недостатками. У детей с нарушением интеллекта эмоциональный фон значительно снижен, эмоциональный контакт с окружающими нарушен, а морально-нравственные качества не только не развиты сами по себе, но и не имеют достаточных предпосылок для своего развития. Морально – нравственные представления без специального направленного воздействия умственно отсталые дети не усваивают.

Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность педагогических  средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Мало просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, т.е. быть способным регулировать своё поведение с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

По мнению Л. С. Выготского «социальное воспитание умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания». Социальное же воспитание невозможно без формирования саморазвивающейся личности, так как только саморазвивающаяся личность способна осознанно и целенаправленно расширять свои социальные связи, определять пространства успешности, корректировать умения, навыки и объем знаний, необходимых для успешной адаптации в социуме.

 От воспитателя требуется владение необходимым объемом нужной информации, методами и формами достижения поставленных задач. Большое значение имеет координация усилий со всевозможными процессами (педагогический коллектив, узкие специалисты, спортивные секции, кружки, родные, близкие и т.д.)

Необходим мониторинг течения процесса воспитания, коррекция знаний, умений и навыков, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ. Легко убедить детей, что успех – это цель жизни каждого. Труднее выработать у них установку приоритетного саморазвития на успех, устойчивой потребности регулирования развития своей личности.

В нашем учреждении дети проводят большую часть времени, и воспитательная работа строится таким образом, чтобы школа-интернат была для детей родным домом, второй семьёй, в которой дают не только образование, но и создают условия для воспитания, развития и реализации личностных качеств. Воспитатель в коррекционной школе является организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты детей, создает ситуацию успеха в результате самостоятельного поиска. Для этого в нашем интернате создана коррекционно-развивающая воспитывающая среда.

 

Основными направлениями этой деятельности являются:

– система позитивно действующих факторов: оформление интерната, кабинетов, стендов, спален, столовой; включение и приобщение воспитанников к этой деятельности;

– разработка интегрированных коррекционно-развивающих занятий, бесед, экскурсий.

– организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков развития и формирование механизмов компенсации;

– включение ребенка в разнообразные виды деятельности, опора на сохранные стороны, вовлечение различных анализаторов, разных сторон личности.

 

Работа педагогического коллектива направлена на коррекцию личности каждого воспитанника, развитие его творческих способностей, интереса, фантазии; умение проявить себя во всех творческих и трудовых делах.

   

Любой ребенок с ОВЗ  не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства – он должен стать оптимально-развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления. Реализация данной стратегии становится возможной лишь при условии создания специального реабилитационного пространства, включающего в себя наличие комплексного подхода, квалифицированных кадров, владеющих специальными методиками и технологиями коррекционного обучения и воспитания.