Статья Создание ситуации успеха у подростков с девиантным поведением в условиях образовательной организации через реализацию социального проекта «Подари людям радость»
статья на тему

Предложен опыт работы школы  по созданию ситуации успеха  учащихся "группы риска"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon situatsiya_uspekha.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

 Создание  ситуации  успеха у  подростков

 с девиантным поведением            в условиях образовательной организации через реализацию социального  проекта «Подари людям радость»   

                                                                          Афанасьева И.И., социальный педагог

                                                                    МБОУ «СОШ №20 с УИОП»

 Научить человека быть счастливым— нельзя,

                                  но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.

                                                                                                            А.С.Макаренко

 

     «Стратегия модернизации содержания общего образования» определяет основную конечную цель образования, как приобретение учащимися определенного набора компетенций, владение которыми позволяет выпускнику  школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии.

        В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».[4,с.3]

         Важнейшей задачей школы названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентностей, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению ПАВ, алкоголю и курению в условиях социального окружения, формирующих у подростка умение отстаивать своё мнение, считаться с мнением окружающих.

           Ребенок, придя в  школу, надеется добиться признания,  рассчитывает заслужить  уважение со стороны учителей и одноклассников. Но проблема в том, что он не знает и не умеет, как правильно привлечь к себе внимание. У многих по разным причинам,  связанным со здоровьем, с социумом, который окружает их,  возникают проблемы с учебой, проблемы в общении со сверстниками. Поэтому  часто приходится слышать от учащихся фразы, выражающие нежелание выполнять домашнее задание, даже идти на уроки, так как ребёнок не может себя реализовать как личность. Внимание окружающих  и авторитет среди одноклассников  он начинает зарабатывать  своим поведением, которое чаще выходит за рамки нормы. Если вовремя не обратить внимание  на этих  детей, то в будущем  мы будем иметь дело  с более серьезными правонарушениями и преступлениями с их стороны. Почему это происходит?

    На этот и многие другие вопросы искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет. О том, как лучше организовать обучение детей рассуждал Антон Семёнович Макаренко (1888-1939). А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например, при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка - это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. [1,с.34]

   Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально - психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям. Педагог должен видеть в ребенке прежде всего лучшее. Это лучшее и является тем зерном, которое, прорастая, формирует у ребенка позитивные качества, формирует веру в себя, позволяет по-новому взглянуть на свое поведение.

    Принцип индивидуализации воспитания детей с девиантным поведением предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям,  выявление причин девиантности, определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

   Условиями реализации принципа индивидуализации являются:

  • учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие;
  • предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности, а также выбора сферы дополнительного образования.

   В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

  • работа с детьми должна ориентироваться на развитие каждого из них;
  • успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;
  • выбор воспитательного средства необходимо соотносить только с информацией об индивидуальных качествах;
  • поиск педагогом способов коррекции поведения ученика должен вестись только на основе взаимодействия с ним;
  • постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка должно определять совокупность воспитательных средств, используемых педагогами. [6, с.2]

 Особой проблемой является выбор методов воспитания. Нет методов хороших и плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он применяется.

    Педагог  будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развивать свои способности, сберегать свою индивидуальность, реализовывать собственное «Я».

       Методы существенно зависят от социального окружения ученика, от группы, в которую он входит, уровня ее сплоченности, от норм отношений, складывающихся в семье и его ближайшем социальном окружении. Для выбора метода большое значение имеет уровень квалификации педагога. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет. Многие методы сложны, требуют большого напряжения сил.

     И, конечно, во многом методы определяются ожидаемыми последствиями их применения. Выбирая методы, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет использование метода.

   Среди форм работы, оказывающих на учащихся социализирующее воздействие, по-прежнему остаются лекция, беседа, классный час и т.д. Значительно реже используются активные формы воспитательной работы, в которых дети сами выступают в качестве авторов и передатчиков информации.

    Мы предлагаем к использованию в работе по повышению уровня социализации учащихся,  созданию ситуации успеха  для учащихся девиантного поведения социальный проект, который реализуется  в течение  учебного года.

Социальный проект «Подари людям радость»

Социальный проект «Подари людям радость»  реализуется в МБОУ «СОШ №20 с углубленным изучением отдельных предметов» и  направлен на социализацию всех  участников проекта, как взрослых, так и детей. К сожалению, наш сегодняшний мир несовершенен, многие из нас, устав от проблем, страдают социальным равнодушием, отсутствием сострадания к ближнему, не стремятся понять того, кто рядом с ними. Разрушены  «мостики» прямого живого общения. В основном подростки общаются через социальные сети, в скайпах и т.д.

Данный проект предполагает обучение практики живого общения детей  разных социальных статусов, возрастных категорий, физического и психического здоровья.

Таким образом, было введено понятие социальные практики. Социальная практика –процесс освоения социальных навыков, познание сущностной стороны социальной действительности часто скрытой и неочевидной, формулировка проблемы.

Цель проекта: повышение уровня социализации учащихся; создание ситуации успеха для учащихся; привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам города, вовлечение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению этих проблем.

Задачами проекта является:

-развитие творческого потенциала школьников;
-воспитание толерантного отношения к окружающим;
-развитие полезных социальных навыков и умений (самостоятельный сбор, обработка и анализ информации, планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов); 
-
развитие лидерских и коммуникативных умений школьников;

-проведение серии акций, направленных на распространение идей добра, милосердия, толерантности в детской и подростковой среде.

Участники проекта
К участию в проекте допускаются школьники и проектные группы школьников в количестве от 3 до 20 человек с 8 по  11 класс. 

Основные направления реализации проекта:
-изменение качества жизни на территории  города (благоустройство, социальное партнерство);
-поддержка детей с проблемами (дети- сироты, дети с ограниченными возможностями здоровья  с проблемами развития, находящиеся в трудной жизненной ситуации, жертвы социальных и экологических катастроф, жестокого обращения в семье);
-социальная помощь ветеранам и пожилым людям, пропаганда традиционных семейных ценностей и связей;
-молодежная инициатива (досуг, временное трудоустройство, профориентация, демократизация школьной жизни, повышение правовой грамотности).

Описание проекта:

Ребята должны получить определенный        жизненный опыт личностного выбора, позволяющий на практике перейти от ожидания будущего успеха к полноценной сегодняшней жизни, в который каждый момент может проявить свои способности, проверить на что он годен «здесь и сейчас», поскольку социальный успех не может быть достигнут без активного, осознанного включения ребят в жизнь школы. Школьник должен сделать осознанный выбор сферы деятельности, а руководитель (педагог) должен стимулировать внутренние побуждения учащегося к социальному творчеству.

В данном случае ученик сам решает, какие дела ему интересны. Таким образом, каждый участник проекта выбирает не только дело, но и меру своего участия в нем.

Позиции по степени их значимости (ценности):

- участник;

- инструктор;

- консультант;

- помощник организатора;

- организатор дела.

Очень важно, с одной стороны, уметь реально оценивать свои силы, а с другой – стремиться проявить себя на более высоком уровне.

Добровольное участие в деле развивает у школьников «Я-позицию».

  - Я сам выбираю степень своего участив том или ином деле.

  - Я сам выбираю партнеров, с которыми буду это делать.

  - Я сам выбираю дело в соответствие со своими способностями.

 Проект предполагает охват школьников МБОУ «СОШ №20 с углубленным изучением отдельных предметов» их родителей и учителей и имеет краткосрочную структуру.

Проектом реализуется комплекс мероприятий, обращенных на распространение идей добра, милосердия, толерантности в детской и подростковой среде.

     Социальный проект «Подари людям радость» позволяет объединить усилия педагогов, родителей, школьников в решении проблемы проявления доброты в окружающем мире.

Форма оценки деятельности в рамках проекта:

- % охвата учащихся социальной деятельностью;

- степень успешности в реализации проекта.

Консультантами, советниками и помощниками являются – заместитель директора, специалисты социально-психологической  службы, учитель православной культуры, руководитель ученического самоуправления,  лидеры ученического самоуправления.

Условия реализации проекта

1.Наличие материально-технического обеспечения:

  • Персональный компьютер, принтер;

 • Канцелярские принадлежности (цветные карандаши, бумага, фломастеры, воздушные шары, ватман и т.д.).

2.Взаимосвязь всех участников проекта

Срок реализации: 1 год

     

    Преимущество данной формы работы в том, что каждый ребенок выбирает сам себе  дело по душе, по своим интересам. В команде  с  другими шире раскрываются таланты и возможности каждого школьника. Осознание того, что ты  сделал важное  и нужное для других дело, помогает  ребенку   чувствовать свою значимость. Учащиеся с девиантным поведением, принимающие участие в проекте  меняют свое отношение  к окружающим и к самому себе, по- другому смотрят на то, что их окружает.   А это значит, мы достигаем ситуации успеха для данной категории школьников.

                                                               Литература

1.Белкин  А.С.,Ситуация успеха. Как ее  создать? М.: Просвещение,1991

2.Глассер У.   Школа для неудачников. М.: Просвещение ,1991  

3.Тиньков О. Я такой как все. М.: ИП Анисимов Олег Юрьевич, 2013г.

4.  Концепции модернизации российского образования на период  до 2020 года

5.Шапарь В.Б. Современный курс практической психологии или как добиться успеха. Издательство «Клуб семейного досуга»,Белгород, 2012

6.htth://festival.1september.ru/articles/518855/-создание ситуации успеха (Гладина О.В.)

7.www.uchportal.ru – учительский портал

8.www.zavuch.info - Уникальный образовательный портал в помощь учителю

9.rop-sch.lmn.lokos.net – страница социального педагога

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Профессиональная подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной организации"

Получение профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации в ...

Доклад "Современные условия и материально-техническое обеспечение образовательной организации для реализации основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС"

Доклад "Современные условия и материально-техническое обеспечение образовательной организации для реализации основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС"...

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Цель программы: профилактика девиантного поведения учащихся ГБНОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»В профессиональной деятельности социального педагога имеются три ведущие функци...

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО, АДДИКТИВНОГО И ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ «Подари улыбку миру»

Программа «Подари улыбку миру» предназначена для организации профилактической работы по предотвращению суицидального, аддиктивного и делинквентного поведения несовершеннолетних в условиях ...

Методические рекомендации по социально-педагогической помощи педагогам с обучающимися девиантного поведения в условиях образовательной организации

Актуальным направлением социально-педагогической работы в образовательной организации является профилактика девиантного поведения детей и подростков. Исходя из сложности феноменологии девиантного пове...

Статья «Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте. Психолого-педагогическая поддержка в условиях образовательной организации»

.       Статистика последних десятилетий указывает на пугающий рост суицидальных настроений среди молодежи. Суицид, за редким исключением, – это результат сложного  ...