«Россыпь добра» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
опыты и эксперименты на тему

Мосягина Наталья Ивановна

 Программа курса внеурочной деятельности «Россыпь добра» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и реализуется в рамках духовно - нравственного направления развития личности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Россыпь добра»

ПРОГРАММА ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Срок реализации: 4 года

Возраст детей:7– 11 лет

Разработчик:

Мосягина Н.И.

социальный педагог

г. Нижневартовск

2014 год


ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка…………………………………….………3
  2. Актуальность программы………………………………….………4
  3. Цели и задачи программы……………………………….…...……5
  4. Планируемые результаты…………………………………….……6
  5. Базовые национальные ценности………………………….………8
  6. Принципы воспитания…………………………………….….……9
  7. Этапы реализации программы…………………………………….10
  8. Ресурсное обеспечение программы…………………………….…11
  9. Целевая аудитория…………………………………………………12
  10. Диагностика результативности……………………………………12
  11. Модель реализации программы…………………………...………12
  1. Задачи и содержание направлений…………………………13
  2. Тематическое планирование программы…………..………16

Литература…………………………………………………………….....22

Приложение…………………………………………………….………..23


Принцип искусства воспитания гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого!

Кант И.
 

  1. Пояснительная записка

 Программа курса внеурочной деятельности «Россыпь добра» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и реализуется в рамках духовно - нравственного направления развития личности.

Приоритетным направлением программы является обучение школьников духовным ценностям, культуре поведения и дисциплине, отношению к себе и другим людям, отношению человека к  Родине и родному краю.

Целенаправленные и последовательные занятия могут стать эффективным средством воспитания личности ребенка. Эти занятия должны приобрести форму доверительного и дружеского разговора, цель которого – не навязывать детям ту или иную нравственную ценность, а помочь им понять, что нравственное отношение к жизни  является основой развития человеческого общества и счастливой жизни человека. Решение проблем нравственного воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как этические беседы, конкурсы, турниры вежливости, классные часы, семейные выставки достижений.

В структуру занятий включены пословицы, сказки, игры, песни и задания, направленные на развитие творческого потенциала ребенка. Они учат детей высказывать свои мысли, работать в группах, рисовать, инсценировать ситуации.

Программа   рассчитана на 4  года обучения и предназначена для  детей младшего школьного возраста (7-11 лет), занятия комбинированного типа, которые включают в себя теоретический аспект и практическую подготовку.    

Новизной данной программы является понимание духовно-нравственного воспитания как деятельностное приобретение духовного и нравственного опыта ребенка (в соответствии с возрастными возможностями), который является фундаментом активной, развитой, воспитанной личности. В связи с этим, для успешной реализации данной программы необходимо перемещение акцента с результатов деятельности на саму деятельность ребенка, что позволит продвинуться к содержанию образования как способу воспитания духовно-нравственной личности.

 

  1. Актуальность программы

На мой взгляд, актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания связана с несколькими моментами.

  1. «Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров….В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок» [4].
  2. В результате чрезмерной занятости родителей во многих семьях воспитание сводится до уровня материального обеспечения, отчужденность детей и родителей, влекут за собой асоциальное поведение детей. В  некоторых семьях остаются широко распространенными алкогольные традиции, отсутствие авторитета родителей и старших поколений, конфликтный стиль общения и взаимоотношений в семье.
  3. В условиях высокой доступности информации, распространяемой через телевидение, Интернет, на детей обрушивается поток сильного воздействия как позитивного, так и негативного характера.
  4. Большинство младших школьников знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении, но на деле их поступки не соответствуют знаниям.
  5. В Федеральном государственном стандарте четко обозначен «портрет выпускника начальной школы»: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Т.о., приоритетность обеспечения условий для духовно-нравственного воспитания детей очевидна. Весь комплекс вышеназванных проблем в области духовно-нравственного воспитания требует целенаправленного разрешения. Поэтому проблему духовно-нравственного воспитания нужно решать уже в младшем возрасте, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости, когда сердца открыты для добродетели.

  1. Цели и задачи программы

Цель программы - формирование личностных  качеств воспитанников как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом  в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.

Задачи

  1. Создание условий для формирования у детей личностных качеств на основе системы общечеловеческих и национальных ценностей.
  2. Духовно-нравственное развитие ребенка, формирование его нравственного сознания, чувств, поведения.
  3. Воспитание гражданственности, патриотизма, толерантности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
  4. Воспитывать положительное отношение к труду, как высшей ценности; развивать потребность в творческом труде, воспитывать культуру труда.
  5. Выявлять  склонности  и познавательные интересы учащихся.

4. Планируемые результаты реализации программы

У обучающихся будут сформированы:

1 класс

элементарные представления о государственной символике, законах Российской Федерации, народных традициях;

- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности.

2 класс

- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;

- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;

первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

3 класс

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности;

- опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.

4 класс

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

- знания основных моральных норм и ориентация на их выполнение, этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

- знание и соблюдение традиций нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

- понятие прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

А также у обучающихся будут сформированы УУД (универсальные учебные действия).

Личностные результаты:

  • установка на   коммуникационное взаимодействие и толерантность в детском коллективе, стремление прислушиваться к мнению других людей;
  • этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа;
  • уважительное отношение к культуре других народов.

Метапредметные  результаты  - обучающиеся научатся:

регулятивные УУД - понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности

познавательные УУД  - проводить сравнение и классификацию объектов; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности.

коммуникативные УУД: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

5. Базовые национальные ценности

В Концепции приведена система базовых национальных ценностей. Критерием систематизации и разделения по определённым группам этих ценностей приняты источники нравственности и человечности.

Традиционными источниками нравственности являются:

• патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

• социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

• гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

• семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

• личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

• наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

• традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

• искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

• природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

• человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

  1. Принципы воспитания.

В основу программы  «Россыпь добра» положены следующие принципы:  

  • доступности и наглядности -  содержание курса составлено в соответствии с возрастными особенностями младших школьников;
  • коллективности – ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками;
  • патриотизма – идентификация себя с малой родиной и Россией, её культурой;
  • толерантности – воспитание у учащихся терпимого отношения к разным людям, вещам и взглядам;
  • практической направленности курса - содержание занятий направлено на развитие у учащихся   любви к Родине, ее традициям, обычаям, культурным ценностям в условиях многонациональной социальной среды;
  • обеспечение мотивации - относиться к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе.
  • минимакса – каждому ученику предлагается возможность освоения культурных, нравственных и морально-этических норм на максимальном для него уровне и обеспечить при этом их усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственных правовых норм).
  • индивидуализации воспитания - включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.

  1. Этапы реализации программы

Этапы

Уровень результатов

Сроки

     1 этап

Организационный

Диагностический

Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Первый год реализации программы

2013 – 2014 учебный год

2 этап

Переходный и

практический

Предоставление  возможности свободно проявлять позитивный опыт ролевого взаимодействия с объектами социоприродной среды.

Второй  год реализации программы

2014 – 2015 учебный год

3 этап

Стабильный  

Получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

2015 -2016

учебный год

4 этап

Завершающий

Диагностический

 Получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

2016-2017 учебный год

  1. Ресурсное обеспечение программы.

Ресурсное обеспечение для осуществления духовно – нравственного воспитания обучающихся  является достаточным для его реализации.

Программное обеспечение:

  • рабочая программа по духовно – нравственному воспитанию «Россыпь добра»,

Нормативно – правовые ресурсы:

  • Закон об образовании РФ «Об образовании», Федеральный закон о внесении изменений в закон РФ «Об образовании», № 3266 от 02.02.2011г.
  • Международная Конвенция «О правах ребенка» от 20 ноября 1989г. № 44/25.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009г.;
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России под ред. А. Я. Данилюка, А.М. Кондакова,В. А. Тишкова, 2009г.;
  • Региональная (окружная) программа развития образования Ханты-Мансийского автономного округа.
  • Целевая программа «Развитие системы образования города Нижневартовска на 2012 – 2014 год» от 06.07.2011г.

Материально – технические ресурсы:

  • кабинет соответствует санитарно-гигеническим требованиям;
  • имеется компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, документкамера;
  • в кабинете в достаточном объёме представлена дополнительная литература по курсу для обучающихся и учителя;
  • имеются электронные пособия, создается медиабиблиотека.

Кадровое обеспечение:

  • учитель начальных классов, воспитатель.

  1. Целевая аудитория

Целевой аудиторией участников проекта являются ученики начальной школы и их семьи. В настоящий момент это ученики 1 б класса в количестве 25 человек.

  1. Диагностика результативности

Планируемые результаты освоения программы отслеживаются при помощи следующих методов: педагогическое наблюдение, беседы, диагностика, анкетирование обучающихся и родителей. За основу берется «Методика уровня воспитанности ученика» Н.П.Капустина (см. Приложение).

11.  Модель реализации программы

Программа включает в себя общие для каждого класса направления.

  1. Родина – мать, умей за нее постоять (патриотическое воспитание).
  2. Старание и труд к счастью ведут (культура учебного труда).
  3. Доброе слово дом построит, а злое разрушит (культура общения).
  4. Против милосердия и меч бессилен (общечеловеческие ценности).
  5. Вежливость ничего не стоит, но много приносит (культура поведения)

11.1. Задачи и содержание направлений программы

Родина – мать, умей за нее постоять.

Задачи: воспитывать нравственное, этическое отношение к истории, культуре и природе России, ХМАО - Югре; пробудить интерес к прошлому своего народа. Знакомить с национальной культурой, развивать духовно-нравственный мир личности на основе применения в практике (семьи, школы). Воспитывать патриотические чувства.

Понятие «Родина», «страна», «государство». Понятие «семья» и история её возникновения. Роль семьи в жизни современного человека. Понятия «родственники», «предки», «потомки». Генеалогическое древо рода. Родословная семьи.

Понятия «национальность» и «народ». История возникновения национальностей. Представление о своей национальности, знание основ культуры и истории своего народа. Представление о национальном характере. Понятие «общество» и его социальная структура. Понятие «наше государство», «гражданин».

Содержание раздела предусматривает: развитие у детей эмоционально-нравственного отношения к «малой Родине» - ХМАО - Югре», уважения к  ее истории, гордости социально-культурными достижениями, бережного отношения к её окружающей среде; изучение символики; знакомство с великими и знаменитыми людьми, писателями и художниками, с национально-прикладным искусством; разучивание забытых народных игр; ознакомление с историей возникновения народных праздников.

Старание и труд к счастью ведут

Задачи:  прививать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;  дать элементарные представления об основных профессиях;  первоначальные навыки коллективной работы;  умение соблюдать порядок на рабочем месте;  прививать  бережное отношение к результатам своего труда, труда  других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом. Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Содержание раздела предусматривает развитие трудовых ориентаций личности в системе духовно-нравственного воспитания; вовлечение детей в работу органов дополнительного образования, развитие творческого отношения к работе; создание условий для творческого самовыражения личности детей.

Доброе слово дом построит, а злое разрушит

Задачи: помочь ребенку осознать свою роль в обществе и в семье; ознакомить с правилами совместной деятельности; воспитывать готовность следовать в жизни, общении и поведении нормам уважения к достоинству человека, старшему поколению; привлекать родителей к воспитательной работе с детским коллективом, внедрять в семейное воспитание традиций народной педагогики, развивать навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми.

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Против милосердия и меч бессилен

Задачи: воспитывать  важные личностные качества младшего школьника: доброту, милосердие, терпимость (толерантность), уважение другого; воспитывать  уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;  воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому; дать элементарные представления о роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.

Добро. Значение и содержание понятия. Добродетель. Милосердие. Совесть. Правдивость. Справедливость. Честность. Любовь к близким и друзьям. Любовь к природе как умение понимать, беречь и заботиться о природе. Отношение нравственности в поведении человека – в поступках, делах, деятельности. «Золотое правило» нравственности. Примеры для подражания.

Толерантность. Правилах сотрудничества в классе. Доброта и жестокость, уважительное отношение к старшим. Правила вежливого отказа, несогласия. Уважать чужое мнение. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении. Быть сострадательным к чужому горю. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.

Вежливость ничего не стоит, но много приносит

Задачи: различение хороших и плохих поступков;  представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;  дать знания правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;  прививать стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым.

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться. Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

11.2. Тематический план программы

Направление «Старание и труд к счастью ведут»

(культура учебного труда)

Форма работы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Экскурсия

 «Здравствуй школа!»

«Мы в гостях у старшей школы»

Теоретическое занятие

Школьные вещи –наши помощники. Как организовать рабочее место

Правила школьной жизни

Права и обязанности учащихся

Устав – основной закон школы

Практическое занятие

Как вести себя на уроке, на перемене, за партой?

Режим дня школьника

Что помогает учиться лучше?

Учусь учиться. Развиваем память, мышление, внимание

Беседа

Это теперь моя школа! (знакомство с историей школы)

Дискуссия «Зачем я хожу в школу?»

Откровенный разговор «Что в школе хорошо, а что мне не нравится»

Откровенный разговор «Хорошо ли мне в школе»

Конкурс

Конкурс рисунков «Моя школа»

Конкурс рисунков «Я школьник!»

Конкурс проектов «Мой класс»

Конкурс сочинений «Мои школьные друзья»

Праздник

«День рождения класса»

«День рождения класса»

«День рождения класса»

«День рождения класса»

Работа с родителями

Род.собрание «Всегда ли мы в ответе за то, что делают наши дети?»

Семинар «Не тревожиться, а удивляться»

Направление «Родина – мать, умей за нее постоять»

(патриотическое воспитание)

Форма работы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Экскурсия

Экскурсия по городу

Заочная экскурсия по ХМАО – Югре «Мой любимый край»

Заочная экскурсия по России «Мое Отечество»

Теоретическое занятие

Государственные символы. Москва – столица России

Символы ХМАО - Югры

Библиотечный урок «Ваши права»

Конституция – основной закон страны

Практическое занятие

Составление альбома «Мой город самый лучший»

Составление журнала «Игры народов ханты и манси»

Викторина «Кто лучше знает свой город?»

Игра «Имею право» (посвящено Дню конституции)

Моя Родина – Россия.

Встреча с работником УВД.

Наше Отечество.

Диспут «Что важнее – знать или выполнять?»

Мы и закон (разбор ситуаций).

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

Мы и закон (разбор ситуаций).

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

Работа с библиотекой

Книжная выставка и обзорная беседа «О тех, кто уже не придет никогда»

Книжная выставка «Дни и ночи войны»

Книжная выставка «Ни шагу назад!»

Встреча

Встречи с ветераном ВОВ Болдыревой А. И., с воинами интернационалистами, защитниками Отечества

Конкурс

Конкурс рисунков «Никто не забыт, ничто не забыто»

Конкурс чтецов, стихотворений о ВОВ

Конкурс чтецов, стихотворения о защитниках Отечества

Конкурс сочинений «Я  память вечную буду хранить»

Проекты

Проект «Защитники Отечества в моей семье»

Проект «Патриоты России»

Совместная работа с родителями

Встреча с папами класса, служившими в армии

Конкурс на лучшую краеведческую находку года из семейного архива «Семейная реликвия».

Направление «Против милосердия и меч бессилен»

(общечеловеческие ценности)

Форма работы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Словарь

Теоретическое занятие

«Что такое толерантность?»

«Земля – наш общий дом»

Чувства и переживания. Сочувствие и сопереживание.

Школа человечности.

Что такое характер?

Душевность и бездушие

Достоинства и недостатки

Отзывчивость и доброта

Практическое занятие

Знаешь ли ты себя? Какой Я? Какой ТЫ?

Разбор ситуаций Отношение к младшим и старшим

Игра «Экипаж одного корабля»

Игра «Репортаж об однокласснике»

Викторина «Каждый правый имеет право».

Беседа

Доброта начинается с детства

Дискуссия «Имеете ли вы свое мнение?»

Быть белой вороной легко?

Как сказать  «нет» и отстоять свое мнение.

Конкурс

Конкурс рецептов «Как вылечиться от лени?»

Исследовательская работа «Чтобы иметь друга, надо быть им».

Праздник

Будем знакомы, будем друзьями!

Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья

Народы разные нужны, народы всякие важны!

Акция «Спешите делать добро»

Акция «Кормушка для птиц»

 Акция «Посылка солдату»

Акция «Они нуждаются в нашей помощи»

Направление «Доброе слово дом построит, а злое разрушит»

(культура общения)

Форма работы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Теоретическое занятие

Всё начинается со слова «Здравствуйте»

Азбука общения

Культура общения

«Культура общения в семье»

Практическое занятие

Играем и работаем все вместе

«Учимся говорить. У меня зазвонил телефон. Кто говорит?»

Внимательный ли ты слушатель?

Ссоры и споры

Когда без извинения не обойтись?  

Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?)

Вежливый отказ  

Правила общения с окружающими

Беседа

Как дарить подарки?

Культурный человек: кто он такой?

Почему люди ссорятся? Как избежать конфликта?

«Умеете ли вы спорить?»

Конкурс

Волшебная палочка - это речь (Кто самый вежливый в классе по итогам триместра?)

Праздник

Неделя вежливости (фоторепортаж)

Проект

Проект «Вежливые слова»

Проект «Правила общения со взрослыми»

Проект «Правила общения с младшими»

Проект «Как слушать собеседника и вести себя во время разговора»

Работа с родителями

Родительская конференция. Тест «Ваши отношения с детьми». «Круглый стол». Индивидуальные консультации

Направление «Вежливость ничего не стоит, но много приносит»

 (культура поведения)

 Форма работы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Теоретическое занятие

«Волшебные слова»

«Поговорим об этикете»

Этикет разговора. Разрешите обратиться.

«Правила,  по которым мы живем»

Практическое занятие

«К вам пришли гости»

«День рождения только раз в году! Пригласи и развлеки»

«Знакомство с народными традициями»

«Людские пороки – что это? Помоги ближнему своему»

Беседа

«Что такое этикет и для чего он нужен?»

Правила поведения в гостях. Правила дарения.

Я не могу согласиться. Этикетные ситуации.

«Этикет и мы. Корректный и галантный человек»

Конкурс

Конкурс «Самый вежливый».

Викторина «Ежели вы вежливы»

Игра – путешествие «Путешествие в страну невежд»

Устный журнал «Афоризмы. В мире умных мыслей»

Праздник

Устный журнал «Друзья, вот вам на всякий случай, стихи о школьнике одном».

Ролевая игра «Чему мы научились».

Ролевая игра «Играем роль воспитанного человека».

Праздник леди и джентльменов


Литература

  1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11 - С. 68-71
  2. Григорьев Д.В.. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – с.223
  3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Серия «Стандарты второго поколения» , 2009
  4. Данилюк А. Я. Кондаков А. М. Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Учебное издание. Серия «Стандарты второго поколения», 2009
  5. Демидова М.Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.
  6. «Духовно-нравственное воспитание» Научно-просветительский журнал №4,5,6/2007, №4,5/2008
  7. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12
  8. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании - 2002 - №6 - С. 3-6
  9. Селиванова О.Г., Арасланова Е.В.. Авторская программа внеурочной деятельности «Мой разноцветный мир», Киров 2010

Приложение 1

Методика оценки уровня воспитанности ученика.

/Н.П. Капустин/

Для каждого ученика готовится индивидуальная анкета. Учащимся не сообщается, что анкета служит для измерения уровня воспитанности. Учитель говорит, что каждый человек стремится всегда достичь лучших результатов в учебе, работе, в отношениях с людьми, в жизни, а потому всегда приходится задумываться над тем, как это сделать. Предлагаемая анкета поможет сориентироваться в этом. Далее учащиеся знакомятся с содержанием анкеты, обсуждают её.

Отметка «5» ставится тогда, когда отношение или качество личности, отмеченное в анкете, имеет место всегда.

Отметка «4» ставится тогда, когда отношение или качество проявляется часто, но не всегда.

Отметка «3» ставится в том случае, если указанное отношение проявляется редко.

Отметка «2» ставится в том случае, если качество не проявляется никогда.

Отметка «1» не используется.

Учащиеся во время классного часа выставляют себе отметки по всем показателям, затем им разрешается взять анкеты домой и попросить родителей провести оценивание. Предварительно на классном родительском собрании родителям сообщается методика оценивания. После родителей оценки выставляет классный руководитель.

Затем все отметки за каждый показатель складываются, и сумма делится на их число. Получается средний балл за каждый критерий. В результате получим 6 средних отметок, потому что 6 критериев. Сложив все  средние баллы, получим общую сумму баллов ученика за данный год обучения. Ученик, набравший наибольшую сумму, в рейтинге классного коллектива занимает первое место, а тот, кто набрал меньшую сумму, - последнее место. Все остальные располагаются между этими двумя позициями.

Классным руководителем на основании индивидуальных анкет заполняется карта воспитанности учащихся.

I уровень воспитанности – высокий- средняя отметка от 4 до 5 баллов.

II уровень воспитанности – средний- средняя отметка от 3 до 4 баллов

III уровень воспитанности – низкий- средняя отметка от 2 до 3 баллов

IV уровень воспитанности – отрицательный- средняя отметка от 1 до 2 баллов.

Карта воспитанности обучающихся

(1- 2-е классы)

Ф.И.О. ученика

показатели

любознательность

Отношение к школе

Отношение к труда

Бережное отношение

Красивое в моей жизни

Отношение к себе

Рейтинг

1

2

Итого:

Средний балл

1-й уровень

2-й уровень

3-й уровень

Карта воспитанности обучающихся

(3- 5-е классы)

Ф.И.О. ученика

показатели

эрудиция

Отношение к школе

прилежание

Отношение к природе

Эстетический вкус

Отношение к себе

Рейтинг

1

2

Итого:

Средний балл

1-й уровень

2-й уровень

3-й уровень


Анкета для обучающихся 3-5  классов.

Отношения  и  показатели.

самооценка

Оценка

родителей

Классного руководителя

Итоговая отметка

1 Эрудиция:

Мне интересно учиться

Я всегда выполняю домашние задания

Я люблю читать

Мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

Я стремлюсь получать хорошие отметки.

2. Отношение к школе:

Я выполняю Устав школы,

Я выполняю Правила для учащихся,

Я выполняю правила внутреннего распорядка,

Я участвую в делах класса и школы

Я добр в отношениях с людьми

Я справедлив в отношениях с людьми.

3.Прилежание:

Я старателен в учебе,

Я внимателен,

Я самостоятелен,

Я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью

Мне нравится самообслуживание в школе и дома

4. Отношение к природе:

Я берегу землю,

Я берегу растения

Я берегу животных

Я берегу природу.

5. Эстетический вкус.

Я аккуратен и опрятен,

Я соблюдаю культуру поведения

Я ценю красоту в своих делах,

Я вижу прекрасное в жизни.

6. Отношение к себе.

Я управляю собой, своим поведением,

Я соблюдаю санитарно – гигиенические правила ухода за собой,

Я забочусь о своём здоровье,

Я умею правильно распределять время учебы и отдыха,

У меня нет вредных привычек.


Анкета для обучающихся 1-2 классов.

Мои отношения

Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговая отметка

1 Любознательность:

Мне интересно учиться

Я люблю читать

Мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

Мне нравится выполнять домашние задания

Я стремлюсь получать хорошие отметки.

2. Отношение к школе:

Я выполняю Правила для учащихся,

Я добр в отношениях с людьми

Я участвую в делах класса и школы

3.Отношение к труду:

Я старателен в учебе,

Я внимателен,

Я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью

В семье мне нравится помогать выполнять домашнюю работу,

Мне нравится дежурство в школе.

4. Бережное отношение:

К природе

К земле

К животным

5 Красивое в моей жизни:

Я аккуратен в делах,

Мне нравится всё красивое вокруг меня

Я вежлив в отношениях с людьми.

6. Отношение к себе.

Я управляю собой

Я соблюдаю санитарно – гигиенические правила ухода за собой,

У меня нет вредных привычек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)...

Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 10__"А"____ класса на 2017-2018 учебный год

Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУСОШ №1 предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающи...