ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ: ВИДЫ, ФОРМЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
материал на тему

Соломачева Галина Геннадьевна

Жестокое обращение с детьми – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу.

Виды и формы жестокого обращения с детьми и их

последствия

Различают четыре основных вида жестокого обращения с детьми:

  • физическое,
  • психическое (эмоциональное),
  • сексуальное насилие,
  • пренебрежение основными потребностями ребенка (моральная жестокость).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhestokoe_obrashchenie_s_rebenkom._.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ:

ВИДЫ, ФОРМЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Сущность понятия «жестокое обращение с детьми»

3 слайд

Жестокое обращение с детьми – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу.

Согласно данному определению жесткое обращение должно включать три обязательных элемента:

-описание деяния (действия и бездействие);

-описание последствий деяния;

- круг лиц, деяния которых рассматриваются как жестокое обращение.

Жестокое обращение с детьми является частным случаем насилия по отношению к детям.

От других форм насилия жестокое обращение отличают особенности отношений, существующих между ребенком и насильником.

О жестоком обращении с ребенком можно говорить лишь тогда, когда насилие совершается родителями или лицами, выполняющими функции родителей (опекунами, попечителями и др.).

Эти лица призваны заботиться о ребенке, в силу своего положения они пользуются в его глазах безусловным авторитетом, он доверяет им, должен выполнять их требования. Поэтому в тех случаях, когда указанные лица злоупотребляют своим положением, применяют к ребенку насилие,

он лишается поддержки значимых взрослых, не имеет возможности защитить себя, вследствие чего эти действия вызывают более тяжелые последствия, чем насилие со стороны незнакомых лиц.

Жестокое обращение родителей с детьми формирует личностей малообразованных, социально дезадаптированных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

4 слайд

Виды и формы жестокого обращения с детьми и их

последствия

Различают четыре основных вида жестокого обращения с детьми:

  • физическое,
  • психическое (эмоциональное),
  • сексуальное насилие,
  • пренебрежение основными потребностями ребенка (моральная жестокость).

Что такое насилие???

5 слайд

НАСИЛИЕ – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком

6слайд

1. Физическое насилие над ребенком – это умышленное причинение ребенку телесных повреждений, а также любе иное использование физической силы (причинение боли, лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ и др.), которое причиняет ущерб

его физическому или психическому здоровью, нарушает нормальное развитие или создает реальный риск возникновения таких нарушений.

7-8 слайд

Выделяют следующие формы физического насилия:

• избиение;

• пощечины, подзатыльники, шлепки;

• порка;

• нанесение травм, ожогов;

• вырывание волос;

• фиксация в неудобной позе

• укусы;

• изоляция (запирание в кладовке, туалете и т. п.);

преднамеренное лишение еды, питья, одежды (выставление ребенка в мороз на улицу без теплой одежды);

• грубое нарушение режима дня;

• обращение с детьми, не соответствующее их возрасту и развитию (предъявление требований, которые ребенок еще не способен выполнить, либо которые перерос);

• сильное встряхивание грудных детей.

Физическое насилие также может проявляться в форме бездействия родителей или лиц, их заменяющих, то есть умышленного оставления ребенка в опасной или неблагоприятной обстановке.

9-10 слайд

Основными признаками, позволяющими заподозрить физическое насилие над ребенком, являются:

− неоднократность обращения родителей за медицинской помощью в связи с получением ребенком телесных повреждений (значимость этого признака ограничивается тем, что родители могут обращаться в разные медицинские учреждения);

− несоответствие характера повреждений рассказу родителей об обстоятельствах получения травмы (например, двухлетний ребенок вряд ли может сломать ногу, упав с дерева, поскольку не способен на него забраться), наличие множественных повреждений противоречит объяснению их однократным падением;

− характер повреждений, свидетельствующий о жестоком обращении, (нельзя объяснить естественными причинами наличие подкожных гематом («синяков») у грудного ребенка или специфических ожогов, возникающих от сигарет, у детей более старшего возраста)

− выявление у ребенка признаков других форм жестокого обращения,

например, сексуального насилия или пренебрежения его основными потребностями;

− немотивированное промедление родителей с обращением за помощью, особенно в тех случаях, когда тяжесть повреждений требовала экстренного медицинского вмешательства (например, кровотечение, остановленное с помощью жгута) или повреждения должны были вызывать у ребенка сильную боль (например, перелом или трещина в кости);

− неадекватное поведение родителей, стремление преуменьшить тяжесть повреждений, имеющихся у ребенка;

− наличие у ребенка особенностей поведения, которые могут провоцировать агрессию со стороны родителей (постоянный плач по ночам у грудных детей, плохой аппетит у детей раненого возраста, назойливость, приставание к взрослым у дошкольников, воровство или уходы из дома у подростков);

− предъявление родителями к ребенку требований, которые не соответствуют его физическим или интеллектуальным возможностям либо уровню развития (нельзя требовать от двухлетнего ребенка

понимания необходимости быстро поесть, потому что его мать опаздывает на работу, капризы маленького ребенка не должны рассматриваться родителями как сознательное стремление досадить им).

Каждый из указанных выше признаков, взятый по отдельности, не позволяет с достаточно высокой вероятностью предполагать насильственный характер полученной ребенком травмы. Однако совокупность из нескольких признаков дает все основания предположить физическое насилие. К сожалению, далеко не всегда у специалистов имеется возможность осмотра ребенка для выявления у него телесных повреждений и оценки их характера. Значительно чаще выявить детей, подвергшихся физическому насилию, позволяют имеющиеся у них психологические и поведенческие нарушения.

11 слайд

К особенностям поведения детей младшего возраста (до 3-х лет),

подвергшимся физическому насилию, относятся:

− малоподвижность, слабая реакция на внешние стимулы (у грудных детей);

− боязнь родителей или взрослых;

− постоянная настороженность;

− плаксивость, капризность;

− печальный внешний вид, редкое проявление радости;

-  агрессивность.

12 слайд

Дети дошкольного возраста проявляют:

− пассивность, смирение с происходящим;

− чрезмерную уступчивость, заискивающее поведение;

− псевдовзрослое поведение;

− агрессивность;

− жестокость по отношению к животным;

− лживость и воровство.

13 слайд

Детям младшего школьного возраста присуще:

− стремление скрыть причину имеющихся у них травм;

− нежелание возвращаться домой после школы;

− замкнутость, отсутствие друзей;

− плохая школьная успеваемость, затрудненная концентрация

внимания;

− агрессивность;

− воровство;

− уходы из дома.

14 слайд

Подросткам характерны:

− бродяжничество;

− делинквентное поведение;

− употребление алкоголя или наркотиков;

− депрессия, суицидальные попытки.

Физическое насилие над ребенком ведет к самым разнообразным последствиям, наносит непоправимый ущерб здоровью ребенка. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1–2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки,

почек и др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от побоев.

15 слайд

Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на психику ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению психического развития. Психическое насилие является наиболее распространенным видом жестокого обращения с детьми, тяжесть связанных с ним последствий дает основание считать психическое насилие основным механизмом, нарушающим психическое развитие ребенка и его социальное функционирование при ненадлежащем поведении родителей.

16 -17 слайд 

Существуют следующие формы психического насилия:

вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребенка и принижающие его достоинство: враждебное отношение; унижение, в том числе публичное; высмеивание, превращение ребенка в «козла отпущения»;

 отвержение подавление всякой воли ребёнка;

- Длительное лишение ребёнка любви, нежности, заботы отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции: нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком; взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости;

принуждение к одиночеству (изоляция) – последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться с другими людьми как дома, так и вне его: необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка;

необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде;

терроризирование – запугивание, угрозы совершить насилие над ребенком или его близкими: убить, причинить боль или физический вред; помещение ребенка в страшное для него место; оставление ребенка в опасности; предъявление нереалистичных требований к ребенку, не соответствующих его уровню развития;

развращение – действия по отношению к ребенку, которые становятся причиной развития у него дезадаптивного поведения: побуждение несовершеннолетнего к антисоциальному поведению;

формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка;

воспрепятствование естественному развитию ребенка; лишение ребенка права иметь свои взгляды,

чувства, желания.

Психическое насилие над детьми широко распространено и встречается во всех социальных группах. В его возникновении большое значение имеет механизм социального наследования (воспроизведение в собственной семье моделей, поведения, усвоенных в детстве). Каждый третий родитель, из числа тех, кто в детстве подвергался жестокому обращению, жестоко обращаются со своими собственными детьми. Наиболее высок риск психического насилия над ребенком у молодых матерей, не имеющих навыков по уходу за ребенком, которые в собственной семье воспитывались в условиях недостатка любви и внимания. Тяжелым разочарованием для них становится понимание того, что любовь и привязанность ребенка необходимо зарабатывать тяжелым повседневным трудом. Также велик риск психического насилия со стороны некоторых лиц, заменяющих родителей. Во-первых, это родственники, как правило, пожилые, которые становятся опекунами после смерти родителей или лишения их родительских прав. Они соглашаются на установление опеки из жалости к детям, не предвидя в полном объеме всех трудностей, с которыми им предстоит столкнуться Во-вторых, это лица, усыновляющие или берущие под опеку детей из интернатных учреждений. Они рассчитывают на безусловную и

преданную любовь этих детей, но при этом не имеют родительских навыков, не умеют находить выход из сложных ситуаций, неизбежно возникающих в процессе воспитания. Сталкиваясь с непослушанием ребенка, отставанием его в психическом развитии и проблемами в поведении, коррекция которых требует значительных усилий, не видя от него ожидаемой любви, опекуны или усыновители испытывают разочарование и обиду на ребенка, не оправдавшего их необоснованных

надежд.

Различные формы психического насилия вызывают различные ближайшие и отдаленные последствия, которые также зависят от возраста, когда ребенок пострадал от данного вида жесткого обращения. Психологам хорошо известно, что эмоционально теплые отношения

ребенка с родителями или лицами, их заменяющими, в первые годы жизни являются важнейшим условием для его нормального психического и физического развития. Недостаток или отсутствие такой эмоциональной поддержки вызывает существенные психические и поведенческие

расстройства, которые проявятся в дальнейшем в подростковом возрасте.

Нередко эти дети, вырастая, оказываются плохими родителями, не могут установить эмоционально теплые отношения с собственными детьми.

18 слайд

Наиболее часто встречающимися последствиями психического насилия над детьми являются:

  • Задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста
  • Импульсивность, взрывчатость, вредные привычки, злость
  • Недостаточная способность к контролю собственного поведения;
  • Низкая самооценка и повышенная тревожность;
  • Попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков)
  • Депрессии, печаль, беспомощность, безнадёжность
  • Неумение устанавливать доверительные, эмоционально-теплые отношения;
  • Трудности в общении со сверстниками.

В большинстве случаев психического насилия имеют место словесные оскорбления ребенка, его негативная оценка со стороны родителей. Неизбежным следствием такой позиции значимых взрослых становится низкая самооценка ребенка. Отсутствие эмоционального контакта с родителями вынуждает его искать альтернативные способы получения эмоций: от бегства в мир фантазий до антиобщественного поведения и агрессии, направленной либо на окружающих, либо на себя. Однако таким путем не всем детям удается стабилизировать свое эмоциональное состояние, поэтому у них нередко встречаются аффективные нарушения (депрессия, тревога).

Чувства и поведение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поведение может вызывать определенные чувства, но эти же чувства могут вызвать то же самое поведение, в результате чего возникает замкнутый круг, движение по которому ведет к нарастанию поведенческих и эмоциональных расстройств, углублению социальной дезадаптации ребенка. Важную роль в становлении этого порочного круга играет убеждение ребенка в собственной вине, в том, что причиной насилия было его неправильное поведение.

19слайд

Сексуальное насилие – любой контакт или взаимодействие, в котором ребёнок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции

20 слайд

Влияние на ребёнка:

  • Ребёнок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные познания или действия
  • Может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым
  • Может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий
  • Может жаловаться на физическое нездоровье

21 слайд

Отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребёнка), невнимание к основным нуждам ребёнка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

22 - 23слайд

Формами пренебрежения нуждами ребенка являются:

        

• оставление ребенка без присмотра;

• отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность);

• непредоставление ребенку питания, одежды, жилья;

несоответствие среды обитания потребностям ребенка: отсутствие спального места, соответствующего возрасту ребенка, места для игр и занятий;

• приготовление пищи ребенку непригодным для него способом, кормление пищей, не соответствующей возрасту ребенка;

• отсутствие должного гигиенического ухода: купание, смена подгузников, стирка и смена белья и одежды;

• несоответствие одежды ребенка погодным условиям;

• непредоставление медицинской помощи ребенку: обследования, лечения, профилактических прививок;

• неквалифицированное лечение ребенка: дача лекарств без показаний, в не правильной дозировке;

• опасные условия для жизни ребенка: антисанитария, паразиты, битое стекло, незащищенные электрические розетки, легкий доступ к ядовитым веществам и т. п.

• отсутствие внимания развитию ребенка соответственно возрасту: безучастие к общению и играм с ребенком, отсутствие игрушек, соответствующих возрасту, школьных принадлежностей; бездействие в отношении школьного обучения или препятствование ему.

Пренебрежение основными потребностями ребенка является чрезвычайно коварной формой жестокого обращения.

Не сопровождаясь грубым насилием, оно кажется сравнительно безопасным, хотя может приводить к крайне тяжелым последствиям, вплоть до гибели ребенка. Ребенок, лишенный заботы родителей, оставленный ими без медицинской помощи, не получивший образования, не может стать полноценным членом общества.

Нередко такие дети начинают злоупотреблять алкоголем и наркотиками, совершают преступления, что причиняет обществу значительный социальный ущерб. Отсутствие ярко выраженных внешних проявлений, как, например, в случаях физического или сексуального насилия, приводит к позднему выявлению случаев пренебрежения основными потребностями ребенка. От других видов жестокого обращения с ребенком пренебрежение его основными потребностями отличается тем, что охватывает не только умышленные (сознательные, целенаправленные) действия или бездействие родителей, но и неисполнение ими своих обязанностей вследствие отсутствия возможности заботиться о ребенке.

Пренебрежение основными потребностями ребенка приводит к тому, что детство из периода радостного, беззаботного, полного любви и внимания общения со взрослыми, превращается в безрадостное  существование, когда ребенок страдает от недоедания, холода, безразличного отношения взрослых и постоянно болеет. Пренебрежение

основными потребностями ребенка часто сочетается с физическим и психическим насилием. Дети, лишенные любви и заботы родителей, готовы полюбить и довериться любому взрослому, который проявит к ним хоть немного внимания. Поэтому они имеют высокий риск оказаться объектом сексуального посягательства со стороны педофилов, которые без труда могут завоевывать их привязанность, делая небольшие подарки и демонстрируя свое участие.

Таким образом, любой вид жестокого обращения с детьми (чаще всего отмечается сочетание нескольких видов насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Как правило, причины проявления многих отклонений и нарушений во взрослой жизни скрыты в пережитом когда-то в детстве. Поэтому при оценке каждого конкретного случая насилия над детьми следует внимательно рассматривать весь комплекс клинических симптомов, психологических особенностей, социальных условий и обстоятельств, повлекших жестокое обращение с ребенком. Учет специалистами учреждений социального обслуживания факторов, способствующих жестокому обращению и пренебрежению нуждами и

интересами детей, позволит максимально верно и эффективно действовать, предупреждая и ликвидируя такие явления.

24-25 слайд

Причины жестокого обращения:

  • Нарушение привязанности, отсутствие живого чувства к ребёнку
  • Недостаточность родительских компетенций (молодая мама может просто не знать, как ухаживать за ребёнком
  • Нехватка внутренних ресурсов семьи, чтобы справиться с внешними бедами
  • Семейные традиции (меня так воспитывали)
  • Алкоголизм и наркомания в семье
  • Депрессии, отчаяние и безысходность ситуации, которые переживают взрослые члены семьи

26 слайд

Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение:

  • Административная ответственность –родители или иные представители несовершеннолетних, допустившие пренебрежение основными потребностями ребёнка подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях

(ст. 5.35)

27 слайд

Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение:

  • Уголовная ответственность-

Российское законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие.

(ст. 111, ст. 112, ст. 113, ст. 115, ст.116, ст. 110

УК РФ)

28 слайд

Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение:

  • Гражданско-правовая ответственность – жестокое обращение с ребёнком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц их заменяющих) к ответственности в соответствии с Семейным кодексом РФ.

(ст.69 – лишение родительских прав,

ст. 73 – ограничение родительских прав,

ст. 77 –отобрание ребёнка при угрозе жизни)

29 слайд

Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, оставившие факты жестокого обращения с детьми без внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

буклет "Основные формы жестокого обращения с ребенком"

Данный буклет может быть использован при подготовке к родительскому собранию, выступлении на методическом объединении классных руководителей или воспитателей....

Родительское собрание "Жестокое обращение с ребенком в семье"

Родительское собрание в 8 классе на тему: "Жестокое обращение с ребенком в семье"...

Презентация. ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ: ВИДЫ, ФОРМЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Физическое насилие – действия (бездействия) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребёнка нарушается или находится под угрозой поврежденияВыде...

"Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка"

Виды насилия и их влияние на развитие ребенка...

"Жестокое обращение с ребенком: последствия и альтернативные методы воспитания"

Взрослые прибегают к ударам вследствие неумения найти выход из сложившейся ситуации, вследствие бессилия или растерянности, которых сами не осознают....