Социологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в школе
статья на тему

Шутова Анна Николаевна

Текст выступления на научно-практической конференции "Сопровождение личности в образовании: союз науки и практики", АНООВО Одинцовский гуманитарный университет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в школе

Сегодня я хочу вынести на обсуждение немного нетрадиционную тему. Уже привычным стало психолого-педагогическое сопровождение. Однако отказ от единообразия, установка на развитие интересов и способностей каждой отдельной личности, постоянные поиски новых форм управления организацией школьной жизни приводят к необходимости комплексного анализа учебно-воспитательного процесса в школах с учетом потребностей и мнений всех его участников. Поскольку организация школы усложняется с каждым годом, расширяется круг лиц, участвующих в учебно-воспитательном процессе, чье мнение должно быть услышано, то именно социологические методы могут стать хорошим подспорьем в принятии управленческих решений.

Перечислю основные положения и преимущества социологического подхода.

Во-первых, социологический метод позволяет выявить мнения, настроения, установки больших социальных групп – основных участников учебно-воспитательного процесса – и наглядно представить их. Он дает возможность руководству получить всестороннее, «объемное» представление о состоянии объекта управления.  Получение такой диагностической информации осуществляется путем количественных опросов и составления линейных распределений по измеряемым критериям.

Примером диагностики является составление социального паспорта школы – документа, отражающего количественное соотношение социально благополучных обучающихся и обучающихся, менее социально защищенных. Для работы с большим массивом данных (в нашей школе на 1 сентября в этом учебном году насчитывалось 916 человек) был разработан социальный паспорт класса – таблица, которую заполняет каждый классный руководитель. Затем полученные цифры суммируются и выявляется общий процент по той или иной категории. (Социальный паспорт класса)

На этом же этапе в начале учебного года можно выявить потенциально сложные в педагогическом отношении классы – классы с высоким процентом обучающихся из неполных и многодетных семей, несбалансированные по половому признаку, классы с опекаемыми, детьми-инвалидами и большим количеством детей, проживающих по временной регистрации. (Сложный в педагогическом отношении класс)

Кроме диагностической функции, социологическая информация может применяться и для других целей. Например, в 2009 году, когда руководство школы знакомило педагогический коллектив с новыми стандартами, относящимися к профессиональным качествам педагогов, среди учителей возникли сомнения по поводу справедливости предъявляемых к ним требований. Опрос, проведенный сначала среди родителей, а на педагогическом совете и среди учителей, показал, что представления этих социальных групп об идеальном учителе очень близки к тем, что заложены в стандарте. Таким образом, социологическое исследование способствовало снятию напряженности по этому вопросу.

Во-вторых, социологический анализ позволяет увидеть проблемы школы в более широком масштабе. В современных условиях благодаря сети Интернет становятся доступными результаты всероссийских и региональных опросов по ключевым проблемам, которые представляют богатый материал для сопоставления данных. (Мнение населения о содержании школьного воспитания)

Например, данные всероссийского опроса о школьном воспитании помогают объяснить пассивное поведение родителей и Управляющего Совета школы.  Трудности при выстраивании партнерских отношений с родителями вызваны традиционными представлениями о приподнятом статусе школы в обществе, об авторитете духовно-нравственных ценностей, которые транслируются из поколения в поколение при помощи образовательных учреждений. Возвышение статуса родителей и обучающихся в процессе обучения приводит к снижению статуса педагогов. Родители готовы оказывать посильную помощь в организации труда, отдыха и культурного досуга детей, но ни в обществе в целом, ни в родительской среде не сформирован «социальный заказ» школе. Типичная установка в авторитарном сознании родителей – «Школа знает, чему учить, а мы постоим за забором». Обладая знанием о состоянии общественного мнения, социология ставит вопросы: а надо ли настаивать на активном участии родителей в управлении школой? И как одновременно с этим поднять статус учителя?

В-третьих, социальный подход к проблемам школы помогает точнее оценить перспективы развития той или иной ситуации, реальнее представить альтернативы при принятии управленческих решений. Изучая многообразие линий индивидуального поведения, социология выделяет социально типичное, тип поведения, который можно назвать закономерным для большинства индивидов. А значит, она способна выполнять прогностическую функцию.

В качестве иллюстрации приведем так называемый «закон перевернутой пирамиды», описанный в 60-е годы прошлого века. Согласно этому закону, в процессе профессионального самоопределения наибольшее количество подростков выбирают профессии, потребности в которых минимальны, и наоборот, профессии, потребность в которых велика, оказываются наименее популярны. Следуя моде, ориентируясь на социальный престиж, современные девятиклассники предпочитают профессии переводчиков и юристов, вместо технических специальностей. (Предметы, выбираемые девятиклассниками для сдачи в формате ГИА)

Этот закон в очередной раз подтвердился в этом учебном году, когда мы проводили опрос девятиклассников для определения профилей обучения в десятых классах на будущий учебный год. При всем многообразии выбора почти половина респондентов (48%) выбрала социально-гуманитарный профиль и предмет «обществознание» в качестве сдаваемого в формате ГИА.

В-четвертых, социологическое сопровождение обеспечивает педагогический коллектив так называемой информацией «обратной связи» и позволяет оценить эффективность учебно-воспитательного процесса по нескольким критериям. С 2007 по 2010 год мы проводили мониторинг  «Школа по мнениям выпускников». (Качества выпускников в динамике) Ежегодно по окончании учебного года все одиннадцатиклассники отвечали на одни и те же вопросы. Результаты обобщались и представлялись в виде диаграмм. Наиболее интересные из них были проанализированы и представлены на итоговом педагогическом совете, прозвучали также преимущества и недостатки работы педагогического коллектива.

Вот как, например, введение ЕГЭ отразилось на оценке качества знаний выпускниками. (Достаточно ли знаний, полученных в школе, для поступления в вуз?) В 2009 учебном году экзамены в формате ЕГЭ по русскому языку и математике были впервые обязательными для всех выпускников. И учащимся, и учителям было трудно адаптироваться к новому формату экзамена, были непонятны критерии оценивания знаний, недостаточно материалов для подготовки. В 2010 учебном году одиннадцатиклассники были лучше подготовлены к экзаменам. В 2009 году только 21% учащихся были уверены, что школьной подготовки достаточно для успешного поступления в вуз, в 2010 году это количество возросло в два с половиной раза и составляло уже 53%. Однако, оно все еще ниже того уровня удовлетворенности школьной подготовкой, который мы отмечали в 2007 году (64%). А значит разрыв между школой и вузом, который, как предполагалось, будет преодолен после введения ЕГЭ, для выпускников нашей школы не сократился, а увеличился.

Мы рассмотрели лишь несколько примеров того, какого рода данные может предоставить социология. В заключение выступления мне бы хотелось еще раз перечислить круг вопросов, которые могут входить в социологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса.

  1. Составление социального паспорта школы и, таким образом, конкретизация задач воспитательного сектора.
  2. Изучение образовательных и профессиональных ориентаций обучающихся и обоснование выбора профильных классов.
  3. Альтернативная оценка качества знаний путем опроса выпускников с целью повышения качества образования.
  4. Организация исследований по текущим проблемам с целью оперативного принятия управленческих решений (по заданию вышестоящих организация и инициативе руководства школы): изучение проблем адаптации, профилактика потребления ПАВ, введение школьной формы, переход на триместровый режим, мнение родительской общественности, и т.п.

Задача социолога в школе – выявлять и конкретизировать проблемы, давать объективную картину происходящих событий, представлять вариативность мнений по злободневным вопросам управления школой. Перспективы социологического сопровождения – выход на районный уровень, сравнительный анализ школ по нескольким критериям, выявление их специфики, сильных и слабых позиций и создание школьного корпоративного стиля.

Социальный педагог МБОУ Одинцовской сош №5

Шутова Анна Николаевна


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в школе Социальный педагог Шутова Анна Николаевна

Слайд 2

Социальный паспорт __"__" класса Классный руководитель - (ФИО) № ФИО учащегося Год рождения Пол Семья Временная регистрация Получает завтрак по квоте Посещает ГПД Посещение кружков Учёт ПАВ Здоровье муж. жен. Полная неполная Опека, приемная семья Многодетная Малообеспеченная В социально опасном положении Семья состоит на внутришкольном учете В трудной жизненной ситуации (другое) В школе В учреждениях дополнительного образования внутришкольный в КДН и ЗП в ОДН курит употребляет алкоголь психотропные вещ-ва Основная мед. группа Подготовит. мед.группа Спецмедгруппа ребёнок-инвалид одна мать один отец Название кружка Учреждение (ДЮСШ, "Логос", КСЦ"Мечта" и т.д.) Название секции/ кружка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 ИТОГО %

Слайд 3

Потенциально сложный класс

Слайд 4

Мнение населения о содержании школьного воспитания

Слайд 5

Предметы, выбираемые девятиклассниками для сдачи в форме ГИА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса через создание информационного пространства

В материале раскрыты особенности построения информационного простарнства вечерней школы....

Анализ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса учащихся СОШ№3 за 2011-2012 учебный год

Отчёт психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса учащихся СОШ №3 ЗА 2011-2012 учебный год педагога-психолога Жакуповой М.И. по основным направлениям....

Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса профильного и предпрофильного обучения

Роль педагога-лихолога в сопровождении учебно-воспитательного процесса...

Психологическое сопровождение учебно - познавательного процесса в школе

В этом документе представлены основные цели, задачи и методы работы для начинающего педагога - психолога. Информация безусловно является полезной....

Программа психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса

 В последние десятилетия в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педаг...

Тема выступления: Психолого – педагогическое сопровождение учебно – воспитательного процесса детей с ОВЗ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом

В рамках курсов повышения квалификации руководителей адаптивных образовательных учреждений Омской области, 12 апреля 2016 года....