Социально-педагогическая деятельность гражданско-патриотической направленности: содержание и формы работы в школе
статья на тему

В статье предаставлена информация о направлениях и формах организации гражданско-патриотического воспитания обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_grazhd._na_sayt.docx34.05 КБ

Предварительный просмотр:

Головко Евгения Владимировна,

Социальный педагог ГБОУ СОШ № 471

 Выборгского района СПб

Социально-педагогическая деятельность гражданско-патриотической направленности: содержание и формы работы в школе.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной

российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Понятие патриотизма включает в себя:

- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

уважительное отношение к языку своего народа;

- заботу об интересах Родины;

- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

 - гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

 Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания

школьников. Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-

патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

 Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-

патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это

целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более –

патриотического – лежит, прежде всего, воспитание чувств. Хотелось бы особо заострить на этом внимание, т.к. практические педагоги редко задумываются над тем, что источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо

особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, – значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.

В ГБОУ школе № 471  накоплен определенный положительный опыт по гражданско–патриотическому воспитанию обучающихся. Одной из главных задач воспитательной работы, стоящие в рамках федеральных стандартов, является воспитание гражданственности и патриотизма.

Для достижения цели по гражданско-патриотическому воспитанию школа

решает следующие основные задачи:

     - изучение истории своего города;

     - воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;

    - развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;

Решение этих задач достигается через разнообразные виды и формы работы

в школе: проведение классных часов, уроков мужества, участие в месячнике спортивно-патриотической работы, посвященном Дню защитника Отечества, спортивные соревнования по военно-прикладным видам спорта, беседы и классные часы о жизни страны и города, о государственных символах Российской Федерации, экскурсии, посещение музеев, акции, литературно-исторические композиции, фестивали, родительские собрания, линейки, посвященные памятным датам, конкурсы, смотры, игры.
Организация и проведение мероприятий, имеющих патриотическую направленность, способствует формированию гражданской позиции, воспитывает чувство любви и уважения к своей стране, её истории и традициям.

В нашей школе гражданско-патриотическое воспитание проводится по

следующим  направления: гражданско-правовое, духовно-нравственное, военно-патриотическое,  культурно-историческое.

1. Гражданско-правовое направление, ориентированно на:

- изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.

- формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;

- формирование навыков здорового образа жизни

На сегодняшний день одной из приоритетных задач гражданско-

патриотического воспитания  является формирование навыков здорового образа жизни среди несовершеннолетних. Так 5 ноября 2014г в нашей школе был проведен районный семинар для психологов и соц. педагогов на тему:  «Организация службы социально-педагогического сопровождения в условиях ФГОС». Цель данного семинара заключалась в представлении под разными углами аспекты функционирования службы психолого-социально-педагогического сопровождения на базе школы в условиях реализации ФГОС,  где,  в том числе рассматривались вопросы профилактической работы с детьми «группы риска».   С целью обобщения и распространения опыта социальной работы по формированию здорового образа жизни и взаимодействие субъектов профилактике правонарушений,17 декабря 2014года  в школе был проведен еще один районный семинар для социальных педагогов по теме: «Формирование  осознанного отношения к здоровью и к здоровому образу жизни». По формированию навыков ЗОЖ и профилактике ПАВ среди несовершеннолетних  наша школа тесно сотрудничает с ЦПМСС  Выборгского района Санкт-Петербурга. (договор о сотрудничестве от 01.09.2014г.)

Интересными и увлекательными  совместными мероприятиями  были: игра

по станциям «А ну-ка мальчики! А ну-ка девочки!» для учащихся 4-х классов  и  игра по станциям «Волшебники страны Здоровья» для учащихся 2 –х классов,  направленные на  формирования навыков ЗОЖ на  сохранение и укрепление здоровья среди учащихся начальной школы.  Ежегодно в  школе в апреле проводится декада по профилактике ПАВ. Данная декада насыщена такими мероприятиями как: беседы с врачом - наркологом, конкурс плакатов «Нет наркотикам», посещение музея гигиены, классные часы «В здоровом теле – здоровый дух», учебно-профилактические групповые занятия «Территория здоровья» для учащихся среднего звена, информационный проект  по профилактике зависимого поведения «Мир вокруг тебя», интерактивные лекции для родителей « Профилактика КИЗ среди детей и подростков».

Достижение целей гражданско-патриотического воспитания должно

осуществляться через взаимодействие школы, семьи и социума, что способствует формированию устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, основных правах и обязанностях детей и учащихся, их социальных связях и отношениях.

Одним из направлений гражданского воспитания, я считаю, является

профилактика семейного неблагополучия. С этой целью в нашей школе во 2 полугодии 2013-2014 учебного года,  проводилась образовательная  программа «Крепкая семья», курс совместных занятий детей и родителей, у которых есть проблемы детско-родительских отношений. Всего в  данной программе приняло участие 12 семей. Благодаря этой программе дети и родители окунулись в атмосферу живого общения, получили жизненный опыт, который в дальнейшем должен стать залогом успешной социализации у ребенка и спокойствия у родителей.

Патриотическое воспитание это и осознанный выбор профессии учащимися.

И от того насколько серьезно и грамотно подросток подходит к решению этой проблемы, зависит его будущее. В школе проводится большая профориентационная работа, включающая такие формы работы с учащимися: диагностика, консультирование, экскурсии на предприятия «Адмиралтейские верфи», завод Хендай, посещение «Дней открытых дверей» в колледжах, «Ярмарки профессий и учебных мест. С целью популяризации морских и рабочих профессий 18 декабря 2014года  учащиеся нашей школы приняли участие в  «Ярмарке морских профессий», которая проводилась в форме игры по станциям, где ребята смогли проявить свои знания и таланты.

2. Духовно-нравственное направление, включающее в себя:

-формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;

-воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;

-формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;

-воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;

-формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации

 Гражданско–патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций. В школе ежегодно проводятся мероприятия:  «Здравствуй школа!», День памяти Беслана, «Посвящение в первоклассники»,  «Прощание с букварем», «День здоровья», «День учителя», «День Матери», «День Конституции», Новогодние ёлки,  «День защитников Отечества», «Масленица»,  «9 мая - День Победы», «День здоровья», «Последний звонок», «Выпускной бал», экологические субботники.

Так  1 октября 2014 года было проведено мероприятие совместно с центром

помощи семье и детям Выборгского района, посвященное «Дню  пожилого человека». На концерт дети приглашали  родных и близких пожилого возраста. 20 ноября 2014 года  состоялся фестиваль толерантности «Мы вместе, мы едины». Перед тем, как собраться и подвести итоги, учащиеся прошли довольно трудный путь, проделали большую работу. Дети начальной школы писали мини-проекты про разные народы нашей огромной страны, учащиеся 5-7 классов рисовали плакаты «Что такое толерантность», также  на фестивале учащиеся представили блюда национальной кухни, в которых  старались передать дух и традиции народов. Совместно с родителями 28 ноября 2014 была проведена праздничная программа посвященная  Дню матери, в которой активное участие приняли мамы наших учащихся.  В фойе школы была организована экспозиция рисунков на тему: « Моя мама», в которой приняли участие дети  с 1- 9 классы.

 27 января незабываемая ленинградская дата. Каждый год в нашей школе в

этот день проходит акция, в которой принимают учащиеся с 8-х – 11-х классов. Ровно в 8 часов утра учащиеся выстраиваются перед школой с зажженными свечами,  для того чтобы почтить память жителей блокадного Ленинграда, тех кто защищал и  освобождал наш город, также в этот день в школе проводились  торжественные линейки для младших и старших школьников « Я помню - значит я живу», учащиеся принимали  участие в «Вахте памяти». Кроме того в этот день у учащихся была возможность посмотреть  литературно-историческую композицию «Страницы, опаленные войной». В феврале 2013-1014 учебном году очень интересно прошел конкурс  военно–патриотический  песни «Песня в шинели», в рамках месячника к Дню защитника отечества. На конкурсе были представлены песни военных лет, в котором принимали участие дети с 5-11 классы.

3. Военно-патриотическое направление, включающее в себя:

- изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;

- сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;

- формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

Ежегодно в школе проводятся спортивно-массовые мероприятия:

легкоатлетический кросс, посвященный Дню Победы, «А ну-ка, парни!», «Веселые старты», «Папа, мама и я – спортивная семья!», проведение спортивных секций, работа кружка «Патриот».

Сегодня у ребят пользуются большим успехом массовые военизированные игры

«Зарница», «А ну – ка, парни!». Учителями физкультуры и ОБЖ было разработано положение о проведении игры «А ну – ка, парни!» и программа военно–спортивных конкурсов и эстафет. Игры проходят очень интересно, вызывают  бурю положительных эмоций  у ребят и их болельщиков. Данные мероприятия способствуют воспитанию молодого человека патриотом и настоящим защитником Отечества.

 С целью формирования военно-патриотических чувств долга и ответственности

учащихся,  совершенствования  физической подготовки, закрепления военно-прикладных навыков и умений, воспитания привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями, ежегодно ребята 10-х классов выезжают на учебные сборы « Основы военной службы», «День призывника».

Результатом военно – патриотической работы является то, что учащиеся

нашей школы неоднократно становились победителями и дипломантами районных и городских соревнований и конкурсов: «Безопасность глазами детей», «Зарница», «Безопасное колесо», «Пожарный дозор» и др. Также в школе ежегодно в мае месяце проводится «День здоровья».

 Наиболее эффективной, в плане патриотического воспитания, формой

внешкольной деятельности учащихся являются творческие объединения учащихся  военно-патриотического характера. В нашей школе организован кружок  «Патриот», который возглавляет  И.А.Луняка  и детское общественное объединение «Рощица» руководитель Скрынник М.В., которое входит в состав детского общественного объединения «Ребята  Выборгской стороны». Члены детской общественной организации «Рощица» активно участвуют в проведении акций по снятию блокады Ленинграда, «Вахта памяти», проводят  тематические игры, викторины для учащихся начальной школы. Интересно была проведена  акция «День героев отечества», в ходе которой ребята  раздавали жителям Осиновой Рощи - это название микрорайона, в котором находится наша школа,   бумажные треугольники, в которых была написана информация о героях нашего отечества, в   честь которых  названы улицы и проспекты Санкт-Петербурга.

4. Культурно-историческое направление, предполагающее:

-воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её замечательным людям;

-вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;

-формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.

-экскурсии в музеи, туристические поездки, экскурсии по городу, благоустройство территории школы;

Большое значение для культурно – исторического развития детей имеет

проведение литературно-исторических композиций «Хроники блокадных дней», «Не даром, помнит вся Россия». Ко Дню конституции 10 декабря 2014 года   членами детской общественной организации «Рощица» была проведена игра «Пирамиды», к 69-летию победы проведены презентации «Нам нужен мир» для детей начальной школы. Ежегодно наши учащиеся  1-11 классов принимают активное участие в районном конкурсе «Мой мир». Учащиеся нашей неоднократно становились победителями этого конкурса. В ходе экскурсий,  которые организуют классные руководители совместно с родителями, учащиеся посещают музеи, достопримечательности нашего города. Итогом данных мероприятий являются творческие отчеты учащихся в форме репортажей, фотогазет, коллажей, рефератов,  презентаций. Обязательным для наших ребят и их родителей стало участие в экологических  субботниках, по уборке парка на территории Осиновой Рощи, имеющего историческое значение. Это помогает воспитывать трудолюбие, формировать ответственность за то место где ты живешь.

Важным звеном в гражданско-патриотическом воспитании является система

дополнительного образования. Основной задачей дополнительного образования в школе является создание условий для самовыражения, самоопределения, самореализации обучающихся, развитие их творческих и интеллектуальных возможностей. Система дополнительного образования имеет следующие направления.

Социально-педагогическое: «Речь и культура общения», «Занимательный английский язык», «Знакомство с компьютером», «Бисероплетение»

Художественно-эстетическое: «Детская театральная студия», « Хозяюшка»

Военно-патриотическое и спортивно-оздоровительное: Детские объединения «Патриот», «Рощица», «Прыжки на лыжах с трамплина и лыжное двоеборие», «Каратэ», «Лыжные гонки», «ОФП-специализация велоспорт», «Спортивное ориентирование», «ФК Локомотив», «Быстрее, выше, сильнее».

Используемая литература:

  1. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.
  2. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы: пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. – М.: АПК и ПРО, 2001.
  3. Патриотическое воспитание: организационное обеспечение, механизм и структура управления/под общей редакции А.Н. Вырщикова. – Волгоград: Издатель, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация клубной деятельности нормативно – правовой направленности в рамках профилактической работы в школе. Автор Василевская Т.Н.

Данная статья была создана педагогом-организатором Василевской Татьяной Николаевной сотрудником ГБОУ СОШ № 251...

Программа по внеурочной деятельности (гражданско-патриотическое направление)«Юный краевед» для 1 класса.

Курс «Юный краевед» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников. Курс входит в раздел  учебног...

Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание учащихся как основа воспитательной работы школы

Духовно – нравственное и патриотическое становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.Сегодня мы прекрасно понимаем...

Использование материала по истории Холокоста с целью формирования гражданско – патриотической позиции подрастающего поколения. (Из опыта работы)

Память о Холокосте необходима,чтобы наши дети никогда не былижертвами, палачами или равнодушными наблюдателями.И. БауэрВ статье представлен  опыт работы по изучению истории Холокоста в общеобразо...

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В КОНТЕКСТЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ (из опыта работы)

В статье представлены материалы в рамках проведения Всероссийской научно-патриотической конференции «Идея патриотизма в системе воспитания подрастающего поколения»,где особое...

Программа внеурочной деятельности гражданско-патриотической направленности "Зарница"

Настоящая программа «Зарница» разработана для учащихся 7 класса МАОУ «СОШ № 6» г.Северодвинска и направлена на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, ...

"Социально-педагогические аспекты деятельности учителя в современной школе"

В связи с процессом урбанизации, свя­занной с концентрацией промышленно­сти, торговли и транспорта в городах, поя­вилось множество новых профессий, в ко­торых молодежи трудно ориентиро...