Структура занятия при ТМНР
статья на тему

Аристова Галина Александровна

Данная структура занятия учитывает физические, психические, когнитивные особенности и потребности ребёнка с ТМНР. Поясняет значимость каждого этапа в структуре занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon struktura_zanyatiya_pri_tmnr_2.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Структура занятия при ТМНР

Цели: Образовательные, коррекционные, воспитательные

                Звук:  Весь речевой материал занятия должен проходить с активным         использованием  одного определенного звука (в начале слова, в середине, в конце,                  с смягчением, на стыке с согласными звуками)

                      Тема: Всё занятие должно проходить внутри одной темы

                                               Ход занятия

  1. Организационный момент с психотерапией и созданием специальных условий (исключение раздражающих  и пугающих факторов, звукоусиливающая аппаратура, цветовой фон)
  2. Общее расслабление
  3. Развитие слухового восприятия и остаточного слуха
  4. Развитие общей моторики
  5. Развитие ручной моторики
  6. Развитие мимических мышц, массаж лица.
  7. Развитие артикуляционной моторики.
  8. Работа над просодикой
  9.  Объявление темы ( через коррекционно-развивающие игры и задания)
  10.  Формирование   новых  ЗУНов
  11.  Физкультминутка ( мышечная релаксация, нормализация эмоционального состояния )
  12.  Закрепление нового материала
  13.   Итог урока, рефлексия ребенка
  14.  Оценка работы, поощрение
  15.  Окончание занятия.

                 Примечания:

1.  При   подборе заданий для этапов 2 - 9 необходимо  активно задействовать  коррекционно-развивающие задания и игры, направленные на коррекцию и развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, эмоционально волевой сферы.

2. Задания должны закреплять и автоматизировать ранее полученные знания, умения и навыки.

3. Ребёнок должен быть вовлечен в активную деятельность за счет альтернативных средств коммуникации. Он должен иметь возможность выражения с той скоростью и теми способами, какие ему доступны.

Структура занятия  при ТМНР

1.   Организационный момент с психотерапией

Первым этапом коррекционной работы является рациональная психотерапия, цель которой – сознательное, активное, волевое включение ребенка в процесс совместной с педагогом деятельности. Психотерапия предполагает индивидуальный подход к ребенку с учетом возраста, особенностей личности, структуры дефекта в целом. На этом этапе необходимо вселить ребенка уверенность в успех, доказать ему  его  значимость, возможности и способности. Методами одобрения, похвалы, восхищения, постановки цели, необходимо увлечь ребенка, заинтересовать, побудить мотив. Положительный эмоциональный настрой и мотивация – это первый шаг к успеху и для ребенка, и для взрослого.

При наличии аутистичного спектра, когда у ребенка наблюдаются выраженные проблемы в сенсорной интеграции, ребенок боится определенных цветов, изображений, прикосновений, звуков и т.п., следует внимательно следить за исключением раздражающих и пугающих факторов. Необходимо создать благоприятную для ребенка среду.  

2.  Общее расслабление

Мышечная и эмоциональная раскованность – это главное условие для благоприятной работы с ребенком и получения результативности занятия.

Регуляцию эмоционального состояния у ребёнка с ТМНР связывают, главным образом, с нормализацией мышечного напряжения. Многочисленные наблюдения и экспериментальные исследования выявляют тесную связь эмоционального состояния с мышечным тонусом. В практике давно известно, что расслабление мышц ведет к эмоциональному покою. Именно эти наблюдения лежат в основе методик обучения сознательному регулированию эмоционального состояния, путем расслабления тонуса скелетной мускулатуры (Л.Б. Халилова, П.В. Туторская, Д.К. Вильсон, М.Е. Хватцев, Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова, Н.П. Вайзман).

Обучение ребенка навыкам релаксации начинается с игровых упражнений, с применением игрушек, которые позволяют ему почувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением. Проще всего ощутить напряжение мышц в ногах и руках, поэтому ребёнку предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы предплечий, икроножные мышцы и мышцы бедер и т.д. Необходимо учитывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – достаточно длительным.

3. Развитие слухового восприятия и остаточного слуха

В традиционной методике сурдошкол этот этап рассматривается как самостоятельный, ему отводится отдельные часы.  При работе с ребёнком с ТМНР, данный этап необходимо включать в каждое занятие.

Д.К. Вильсон (1990) пишет, что тщательно спланированная тренировка слухового восприятия – ключ к достижению почти всех целей голосовой терапии. Он отмечал, что стержнем голосовой терапии является тренировка слухового восприятия и слуховая обратная связь. Ребенок должен знать, как звучит голос. В ситуации, когда слуховая функция грубо нарушена, тренировка слухового восприятия означает, что ребенок учится слушать. Он приобретает опыт, соотнесения услышанной единицы ее значением. В обратной связи совершенствование слухового восприятия происходит под влиянием развития речи.     По мере накопления речевого запаса развивается слуховое восприятие глухого ребёнка, которое в свою очередь становится источником накопления новых речевых звучаний, т.е. совершенствуется встречная речевая активность. Особенности, роль, основы, содержание, технология развития, формы организации учебной деятельности по развитию слухового восприятия глухих описаны в учебном пособии Л.П. Назаровой (2001 «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха»).

4. Развитие общей моторики

В этап и содержание работы по развитию общей моторики входят:

  • нормализация мышечного тонуса;
  • коррекция пространственного гнозиса
  • развитие пространственной организации движений, их произвольного торможения;
  • формирование пространственных представлений;
  • совершенствование восприятия схемы собственного тела;
  • развитие пространственной ориентировки.
  • развитие ритмического чувства темпа движений
  • развитие статической и динамической организации движений
  • развитие двигательной памяти, переключаемости, самоконтроля.

Методы, приемы, структура работы по развитию общей моторики у глухих детей с учетом их особенностей отражены в работах Трофимовой Т.В., Денгисовой О.А., Могалова Э.В., Цивелевой Л.В.

5.  Развитие мелкой моторики

 Многими авторами доказано, что функции движения руки тесно связано с функциями речи и  развитие первой способствует развитию второй.

Реализуя задачи, направленные на нормализацию, развитие, совершенствование ручной моторики с целью улучшения речи, к традиционным упражнениям, тренирующих движение пальцев необходимо включать нетрадиционные, при этом вторые должны занимать 80 % от работы. Это объясняется двоякого рода причинами: 1. Традиционные упражнения в основном используются на сжатие, лишь изредка на растяжение и почти никогда на расслабление.  Они,  как правило однотипны и интерес в целом поддерживается за счет содержания (стихотворение, сказка). Глухим же детям не доступно, понимание содержания и работа приобретает пассивный, бессмысленный характер, что во многом снижает эффективность работы. Вторая причина – традиционные упражнения слабо учитывают принципы взаимосвязи речи с другими психическими процессами и системно-структурного подхода. Т.е. в основном традиционные упражнения на развитие ручной моторики исходят из понимания – «иннервация мелкой моторики – стимуляция зоны Брока - улучшение». Нетрадиционные же методы отвечают принципу комплексного подхода и влияют на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности и оздоровление организма в целом.

К нетрадиционным методам коррекции моторного праксиса относятся:

Гимнастика Тай – Ди (древнекитайская).

Самомассаж биологически активных точек.

Антистрессовый самомассаж.

Пальцевый самомассаж (пальцевая йога).

Работа с деревом

Медитренинг

Глинотерапия

Воскатерапия

Благотворное влияние этих методов подчеркивается в работах Г.И. Красносельского, Э.Г. Харазяна, С. Мартыновой (см. приложение). Применение этих методов способствует:

  • стимулирующему воздействию на все системы организма: дыхания, зрения, слуха, С.С.С. и т.д.
  • психологическому успокоению и предотвращению, развития утомления в мозговых центрах;
  • нормализации мышечного тонуса всего организма, иннервации нервов;
  • улучшению процессов регуляции вегетативных функций и обменных процессов.

6.  Развитие мимических мышц, массаж лица

У глухих детей с ТМНР нередко встречаются затруднения при выполнении тех или иных мимических упражнений, поз, что часто является следствием нарушения  иннервации мимической мускулатуры. Мимика, для глухого ребенка имеет принципиально важное значение и часто выполняет информационно-коммуникативную функцию. В этом и заключается основная значимость формирования произвольных дифференцированных мимических движений, которые должны предшествовать артикуляционной гимнастике и включаться в структуру логопедических занятий. Лучше эти упражнения проводить в игровой форме с сочетанием работы над интонационной стороной речи. Основными приемами работы будут являться показ и наглядность. Здесь же необходимо формировать у ребенка умения определять по мимическому выражению лица состояние и чувства человека, умение передавать информацию и чувства мимически. Описание приемов работы их виды, значимость можно найти в трудах Щербаковой Е.К., Астаськовой Н.Ф., Мартынова С.

7.  Развитие артикуляционной моторики

Одним из необходимых условий развития правильного произношения звуков является определенный уровень развития речевой моторики. Движения органов артикуляции в процессе речи должны быть точными и координированными. Ребенку необходимо ощущать и контролировать те двигательные акты, которые он выполняет при произношении определенных звуков. Это достигается путем слухового, зрительного и кинестетического контроля. Поэтому в процессе коррекционной работы важное значение имеет развитие и совершенствование артикуляционной моторики. Коррекционная работа начинается со знакомства ребёнка с органами артикуляции – учим находить и правильно называть язык, губы, зубы, верхнюю, нижнюю челюсти, небо. Уточняем, что язык имеет переднюю часть (кончик), спинку и корень. Вначале находим нужные органы на фотографиях, рисунках, затем ребёнок учится понимать схематическое положение, рассматривает  артикуляционные органы  у себя и педагога, запоминает названия.

В структуру данного этапа необходимо включить серию общеразвивающих статических и динамических артикуляционных комплексов. Эти подготовительные упражнения способствуют выработке полноценных движений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков. Кроме того, с их помощью происходит объединение простых движений в сложные движения.

В литературе представлено достаточное количество артикуляционных упражнений, но в каждом занятии выбираются только самые основные артикуляционные движения для корректируемого в данный урок звука.

          После подготовки, расслабления и нормализации моторных функций, когда речевая база ребенка «окольными» путями становится подготовленной к выдаче речевого материала, можно приступать к работе над просодической стороной речи, которая в свое время способствует «разогреву» и нормализации речевого дыхания и голоса, его интонационной выразительности.

8.  Работа над просодикой

Этап работы по формированию речевого дыхания включает в себя следующие задачи:

  1. Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).
  2. Формирование длительного фонационного выдоха.
  3. Формирование речевого выдоха.

Формирование речевого выдоха проводится с помощью дыхательной гимнастики, цель которой – дифференциация носового и ротового дыхания, получение длительного ротового выдоха под контролем движений диафрагмы и мышц брюшного пресса. Диафрагма регулирует уровень подсвязачного давления воздуха, увеличивая или меньшая силу смыкания, частоту, амплитуду колебаний голосовых складок.

Оптимально, чтобы постановка диафрагмального дыхания проводилась на фоне мышечного расслабления.

В младшем школьном возрасте формирования диафрагмального дыхания необходимо проводить на начальном этапе в положении лежа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются, и диафрагмальное дыхание без дополнительных инструкций устанавливается автоматически.

Для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые приемы.

  1. Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.
  2. Для младших школьников дыхательные упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.
  3. Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений: руки из положения «в сторону» движутся «к переди» с обхватом грудной клетки, или из положения «вверху» движутся вниз. Движения парусом, как правило, связаны с наклоном вниз или в стороны.
  4. Большинство упражнений для детей младшего школьного возраста включают выдох с артикуляцией согласных ( в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха (см. приложение Пфафендрот А.Н. «Фонетическая ритмика»).

При усвоении новых навыков, связанных с развитием речевого выдоха, необходимо не только объяснение, но и многократный показ, подключение различных видов контроля (слуховой, визуальный, кинестетический). Тренировка должна быть систематической, длительной и включаться во все виды занятий, проводимых с глухими младшими школьниками с дизартрией.

От эффективности проведения дыхательной гимнастики зависит так же и постановка голоса.

Работу над голосом можно проводить в следующей последовательности:

  1. работа по активизации движений мягкого неба (в случае назализации);
  2. работа над активизацией мышц гортани (в случае их паретичности);
  3. работа по развитию силы и высоты голоса, его гибкости и модуляции.

При этой работе также активно подключаются жесты, которые определенным образом помогают ребёнку осмыслить различные виды интонации. Голосовые упражнения сопровождаются плавными движениями руки, что позволяет лучше контролировать изменение голоса по высоте.

Такие формы работы  с ребёнком ТМНР проводятся в процессе игровых ситуаций и на основе образцов, которые дает педагог.

9.  Объявление темы

Цель этого этапа – подвести ребенка к самостоятельному пониманию того что и зачем должно быть достигнуто по окончанию урока. Нельзя давать ребенку сухую установку, часто ничего не говорящую ребенку, а значит и не стимулирующую его к действию.

Учитель – дефектолог должен так продумывать этот этап, подобрать такое задание, которое способствовало бы работе и развитию первой сигнальной системы с учетом актуального уровня развития и ЗБР, а так же стимулировало его дальнейшую деятельность на уроке, побуждало мотив. Здесь можно использовать приемы сравнения, логического умозаключения, игровые приемы, загадки, ребусы, кроссворды, шарады и т.д. Главное научить ребенка определять и формулировать тему.

10.  Формирование новых ЗУНов

Подача нового материала должна быть оформлена в заинтересовывающей игровой форме. При подаче нового материала, необходимо учитывать сформированные  ЗУНы ребёнка и  постепенно их усложнять.

11 этап: Физкультминутка

В основном преследует профилактику переутомления и отвечает  требованиям здоровьесберегающих технологий. Здесь, целесообразно использовать материал,  направленный на коррекцию эмоционально – волевой сферы.

                                       

12. Закрепление нового материала (ЗУНа)

Здесь необходимо использовать метод совместно – разделённых действий, который рекомендует сначала делать всё совместно с ребёнком и постепенно увеличивать долю его активности, доведя её до  полной самостоятельности.   Закреплять материал необходимо в тесной связи с житейским опытом, развивая социально бытовую ориентировку ребёнка.

13. Итог урока. Рефлексия ребёнка

На первых этапах следует самостоятельно обращать внимание ребёнка, чему он научился сегодня, чего достиг. Можно рассматривать совместно с ребёнком его рисунок, поделку, работу.

14. Оценка работы, поощрение

В конце занятия обязательно нужно дать оценку работе. Учить ребёнка адекватно на неё реагировать и воспринимать. Проводить работу над ошибками.

                                              15. Окончание занятия

Ребёнок должен научиться понимать окончания занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План кнспект "Структура занятия по классической (базовой) аэробике"

Данная работа представлена по направлению дошкольное, дополнительное образование.Тема занятия:  «Структура занятия по классической (базовой) аэробике».Занятие проводилось с группой, состоящей из ...

Структура занятия

Структура занятий в коррекционной школе при работе с детьми с нарушениями интеллекта....

Структура занятия по логоритмике в коррекционной школе

Логоритмика в коррекционной школе ( VIII вид, II вариант) показала свою эффективность. В статье описаны основные требования, предъявляемые к занятию по логоритмике, представлена его структура, приведе...

Структура занятия в студии раннего развития "Смышлёныш"

Структура занятия в студии раннего развития "Смышлёныш"...

Структура занятий по английскому языку в детском саду

               В соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется использовать во время занятий &la...

Структура занятия в студии раннего развития «Смышлёныш»

Цель: создание структуры занятия для эффективной подачи программного материала.Задача: реализация задач, поставленных дополнительной общеразвивающей программой «Смышлёныш»В дошкольном возр...