Семейная творческая мастерская как одна из форм работы с семьями обучающихся
проект на тему

Аннотация

В данном методическом материале  представлена одна из форм работы с семьями обучающихся в школе – семейная творческая мастерская.  Такая форма работы способствует созданию условий для плодотворного взаимодействия детей, родителей и учителей,  повышению творческого потенциала семьи, оздоровлению межличностных и внутрисемейных отношений и, как следствие, снижению уровня социальной дезадаптации несовершеннолетних. Семейная творческая мастерская, как одна из форм работы с родителями, будет интересна для педагогов  школ, ДОУ, средних специальных учебных заведений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация

В данном методическом материале  представлена одна из форм работы с семьями обучающихся в школе – семейная творческая мастерская.  Такая форма работы способствует созданию условий для плодотворного взаимодействия детей, родителей и учителей,  повышению творческого потенциала семьи, оздоровлению межличностных и внутрисемейных отношений и, как следствие, снижению уровня социальной дезадаптации несовершеннолетних. Семейная творческая мастерская, как одна из форм работы с родителями, будет интересна для педагогов  школ, ДОУ, средних специальных учебных заведений.

Актуальность

«…воспитывайте так, чтобы у ребенка были радости,

которые он приносил бы домой, как радости матери и отца»

В.А. Сухомлинский.


В жизни каждого человека семья играет исключительно важную роль, семья одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Семья - важнейший институт воспитания, социализации ребенка. Это - источник передачи опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, так как именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Как показывает практика, влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей (матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры), не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда воспитанию и развитию детей, сколько может сделать семья.

Следовательно, от социально – психологического климата в семье, детско-родительских отношений в наибольшей степени зависит успешность процессов развития, социализации и психического здоровья ребенка.

Задача школы в этой ситуации - создать условия для плодотворного взаимодействия детей, родителей и учителей.

Иными словами: «как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской сильной рукой»… - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам…»

Анализ потребностей социальной среды

Социальная характеристика семей обучающихся школы выглядит следующим образом: полных семей- 79,2% неполных – 20, 7%;

Образовательный уровень родителей: высшее образование – 46,2%;

среднее специальное – 38,3%; среднее – 15,3%: без образования – 0 .007%.

Социальное положение родителей: рабочие – 32,1%; служащие – 54, 9%:  пенсионеры – 3,7%: е работающие 5,2%, предприниматели – 3, 8%.

Контингент обучающихся школы можно характеризовать как относительно благополучный, поскольку 40% учеников проживает не по микрорайону школы,  и поступили в образовательное учреждение с целью углубленного изучения предметов естественно – научного цикла. Эти школьники мотивированы на учебу, социально активны. Казалось бы, все хорошо. Однако именно в отношении «благополучных» детей порой встает проблема недостаточного внимания родителей к ребенку. Подчас именно те дети, которых по анкетным данным трудно причислить к «группе риска», особенно остро ощущают психологический дискомфорт, одиночество, неприкаянность. Ведь работающие родители, как правило, сводят свои воспитательные функции к минимуму: телефонная связь с ребенком в течение дня, контроль и проверка (часто не слишком систематичные) и, разумеется, материальное обеспечение потребностей растущего ребенка (как искупление чувства вины перед детьми, предоставленными весь день самим себе)

Поэтому так ценно время, когда родители имеют возможность интересно организовать и с пользой провести свой семейный досуг.

Школа № 35 предлагает такую форму работы с семьями обучающихся,  как семейная творческая мастерская.

Цель

1. Создание условий для активного участия  родителей в обучении и воспитании ребенка через совместное творчество.

2. Снижение уровня социальной  дезадаптации несовершеннолетних

Задачи

1. Создание для родителей учащихся условий для понимания характера интересов своего ребенка  через совместное творчество.

2. Повышение социальной и педагогической компетентности родителей.

3. Развитие навыков конструктивного взаимодействия в системе родитель - ребенок

4. Оздоровление межличностных и семейных отношений

Направления деятельности

  • психолого – педагогическое просвещение родителей;
  • вовлечение родителей  в учебно - воспитательный процесс

Основные принципы деятельности:

  • принцип личностно - дифференцированного подхода к семье, ее членам;
  • принцип партнерской позиции педагога по отношению к семье и ее членам;
  • принцип установки на развитие позитивного воспитательного потенциала семьи, ее способности к самопомощи и самоорганизации;
  • принцип доброжелательного и  безоценочного  отношения к каждому члену семьисоздание спокойной и комфортной обстановки во время встреч;
  • принцип разграничения личных и профессиональных отношений.

Этапы работы семейной творческой мастерской (СТМ)

I этап. Информационно - организационный. Цель: создать единое информационное пространство для эффективного взаимодействия педагогов учащихся и родителей.

В начале года на классных часах и родительских собраниях сообщается о том, что в школе работает семейная творческая мастерская, членами которой могут стать все желающие.  Центральным событием работы СТМ является  конкурс – ярмарка в городе Мастеров, основными организаторами которой являются родители.   Оглашаются условия, на которых принимаются работы на конкурс.

Право на участие в конкурсе предоставляется работам, выполненным:

  • обучающимися школы;
  • родителями обучающихся (бабушки и дедушки допускаются);
  • работы, выполненные семьей;

II этап. Практический. Цель: вовлечь родителей в учебно – воспитательный процесс через совместное творчество с детьми.

 Формы взаимодействия с родителями:  консультации, мастер – классы по вопросам изготовления тех или иных изделий Параллельно с этим проводятся, индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и развития ребенка, организация просвещения родителей о способах адекватного взаимодействия с ребенком и возможностях его развития.

На этом этапе на родительских собраниях в классах выбираются члены экспертной комиссии, в состав  которой входят:

  • представители родителей обучающихся (допускаются бабушки и дедушки);
  • члены школьного самоуправления;
  • представители администрации школы;

Основная задача экспертной комиссии:

  • оценка представленных работ в рублевом эквиваленте.
  • контроль за соблюдением условий отбора работ на конкурс
  • организация сохранности конкурсных работ.
  • выбор победителей конкурса.

III этап. Заключительный. Цель: организация ярмарки - выставки силами родителей и членами школьного самоуправления.

На этом этапе в рамках Дня открытых дверей  силами родителей и членами школьного самоуправления при поддержке школьной администрации происходит центральное событие работы СТМ -  ярмарка в городе Мастеров.

В это же время участники   конкурса имеют возможность  получить бонусные баллы для своих работ.  Они могут сделать рекламу своей работы  в любой форме: танец, песня, презентация, текстовое  или театрализованное сопровождение.

Выбор победителя выставки осуществляется экспертной комиссией  по следующим номинациям:

- сложность

- практическая значимость

- дружная семья

- лучшая  реклама работы

- за оригинальность выполнения

- приз зрительских симпатий.

  • После того, как победители конкурса определены,  изделия,  представленные на ярмарке, продаются по ценам, определенным экспертной комиссией.
  • После окончания работы ярмарки  на общешкольной линейке оглашаются и  награждаются грамотами победители по названным номинациям.  
  • Вырученные от продажи деньги идут на благотворительные нужды: подарки ветеранам войны и труда, на корм в приютах для бездомных животных, различные благотворительные акции в масштабах города.

IV этап. Рефлексивный. Цель: анализ деятельности СТМ.

Критерии эффективности взаимодействия:

  1. Активная позиция учащихся и их родителей по отношению к школе - количество детей и родителей изъявивших желание участвовать в конкурсе – выставке;
  2. Позитивное отношение родителей и учащихся к школе - количество родителей, принимающих участие в учебной и внеучебной деятельности своего ребенка.

Риски

Низкая активность родителей

Сообщение о работе СТМ на информационном сайте школы, через SMS - дневник

Низкая покупная активность во время ярмарки

Пересмотреть цены на изделия, сделать анализ спроса на предлагаемые изделия для планирования работы СТМ на будущий год

Результат

Дать оценку эффективности деятельности СТМ можно на анализе данных  таблицы 1 и диаграмм 1,2.

Таблица 1.

2009   год

2010   год

2011   год

2012   год

Количество обучающихся, состоящих на учете:

ВШУ

10  

7  

10  

5  

ОПДН

2

1

4

0

КПДН

0

0

0

0

Количество семей состоящих на учете, в них детей:

ВШУ

6 (7)

4 (5)

4 (5)

1 (1)

ОПДН

0

0

0

0

КПДН

3 (3)

1(2)

0

0

Диаграмма 1.

       Количество семей состоящих на профилактических учетах

Диаграмма 2.

В данный момент в школе нет семей и обучающихся, состоящих на каких – либо профилактических учетах.

Динамика правонарушений в течение 2012-2013 учебного года также имеет    тенденцию к снижению (диаграмма 3).

Диаграмма 3. Динамика правонарушений в 2012-2013 учебном  году

Можно сделать вывод, что повышается уровень социализации школьников, развиваются  навыки их коммуникативного взаимодействия  в социальной среде.

Семейная творческая мастерская создает такие условия для общения, при  которых ребенок не является объектом воспитательных воздействий, а родители выступают в роли помощника и консультанта.  Это особенно важно в подростковом возрасте, когда  расширяется круг  общения ребенка и увеличивается разнонаправленность воздействия окружающей среды. Занимаясь совместным творчеством с педагогом или родителями, дети учатся понимать, что только упорство и мастерство дают возможность получать достойные плоды своего труда.    

Таким образом, СТМ как форма взаимодействия школы и семьи полностью реализует поставленные цели и задачи.  

Кроме того, СТМ – это прекрасна возможность провести время вместе весело и интересно. Деятельность СТМ приносит славу не только ее участникам, но и школе. Так как благодаря ей СОШ № 35 всегда в числе самых активных участников творческих конкурсов, например: «Воркута- город молодых и творческих людей», «Новое пространство России», «Радуга вдохновения» и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейная творческая мастерская "Фестиваль макарон"

В этом материале представлена разработка совместного мероприятия детей и и родителей. Это нестандартное по форме и актуальное по значимости совместное дело  поднимает авторитет школы и позволяет ...

Детско-родительский клуб , как одна из форм работы с семьей.

С давних пор известно, что формирование моральных качеств происходит в раннем детстве, когда человек еще не готов к встрече с большим, незнакомым миром, к взаимодействию с чужими людьми. И в ответе за...

Педагогический проект на тему: "Устав коллектива, как одна из форм работы с родителями обучающихся"

...при работе с родителями обучающихся приходится сталкиваться с различными типами родительского поведения, некоторые родители не совсем понимают правила организации и специфику деятельности детского ...

Статья "Формы работы с семьей обучающихся с расстройством аутического спектра"

Статья раскрывает пути решения трудностей семьи,воспитывающей ребенка аутиста посредстом ABA, TEACH  технологий...

Инновационные формы работы с семьями обучающихся с нарушениями слуха в условиях образовательной организации

В данной статье говорится о формах работы с семьями, имеющих детей с нарушениями слуха, в условиях образовательной организации, Описываются основные направления организации совместной работы школы и р...

Исследовательская и творческая деятельность учащихся как одна из форм работы с детским коллективом

Одно из самых важных направлений коллектива – исследовательская деятельность. Для того чтобы воссоздать колорит эпохи, народный костюм, воспроизвести песни и народные танцы, нужно обратиться к д...