Родительское собрание по профилактике суицидального поведения на тему: «Обратите на меня внимание! Поймите меня!»
методическая разработка на тему

Гордий Оксана Владимировна

Сценарий родительского собрания в рамках профилактики суицидального поведения учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod._sobranie_suitsid.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания в рамках профилактики суицидального поведения учащихся.

Социальный педагог Гордий Оксана Владимировна

Психолог Кузнецова Марина Владимировна

МОУ СОШ с. Утан

Чернышевский район

МОУ СОШ с. Утан

Родительское собрание

по профилактике суицидального поведения на тему:

«Обратите на меня внимание! Поймите меня!»

Психолог: Кузнецова М.В.

Социальный педагог: Гордий О.В.

Цель:  вместе с родителями проанализировать место ребенка в семье и оказать профилактическую помощь по проблеме подросткового суицида.

Задачи

  • Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;
  • Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком;
  • Воспитывать уважение к личности подростка и понимание его проблем.

Выступление социального педагога:     

      Мы очень рады, что сегодня здесь собрались люди, за плечами которых огромный жизненный опыт, и не важно, каким он был, положительным или отрицательным, общая цель нашей встречи - это любовь и забота к нашим детям, внимание к их формирующейся личности. Мы для них - любимые родители, которые заботятся о них и стараются сформировать те способности и ценности, которые помогут быть успешными в жизни.
     Сегодня мы поговорим о неблагоприятной ситуации, которая сложилась в России в 21 веке: об увеличении числа самоубийств среди подростков. Постараемся расширить ваши знания о причинах и признаках подросткового суицида. О методах и приёмах профилактики суицида.

   – Так что же такое суицид? И почему же это страшное явление проявляется именно в подростковом возрасте?

Выступление психолога школы:

   Суицид – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. Чаще всего суицидальные попытки подростков спонтанные, не продуманные и спланированные, а совершенные на высоте эмоций. И часто демонстративные: это не столько желание умереть, сколько отчаянный крик о помощи: “Обратите на меня внимание! Поймите меня!” И крик – это нам, взрослым.

    Так почему же дети добровольно уходят из жизни? Этот вопрос волнует и родителей и нас педагогов. Но однозначного ответа на него дать невозможно.

Выделяют 3 вида суицида: демонстративный, аффективный, истинный.

Демонстративный. Демонстративное суицидальное поведение – это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, возмездие за обиду, несправедливость. Место совершения попытки самоубийства указывает на ее адрес: дома – родным, в компании сверстников – кому-то из них, в общественном месте.

Аффективный. Аффективное суицидальное поведение – тип поведения, характеризующийся, прежде всего действиями, совершаемыми на высоте аффекта. Суицид во время аффекта может носить черты спектакля, но может быть и серьезным намерением, хотя и мимолетным.

Истинный. Истинное суицидальное поведение – намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое. Подросток заботится об эффективности действия и отсутствии помех при их совершении. В оставленных записках звучит мотив собственной вины, забота о близких, которые не должны чувствовать причастность к совершенному действию.

По наблюдениям психологов, которые работают с детьми, спасенными после попытки самоубийства и их родителями, можно выделить несколько основных причин суицида.

1. Неблагополучные семьи.

Подростки, делающие попытки самоубийства, происходят из неблагополучных семей. В таких семьях часто происходят конфликты между родителями, родителями и детьми, порой с применением насилия. Родители относятся к своим детям недоброжелательно, без уважения и даже враждебно. Подростки часто воспринимают конфликты в семье, как собственную вину, у них возникает ощущение эмоциональной и социальной изоляции, чувство беспомощности и отчаяния. Они уверены, что ничего не могут сделать, что у них нет будущего.

2. Школьные проблемы

Школьные проблемы играют важную роль в дезадаптации, особенно мальчиков, вызывают утрату контактов со сверстниками. Группа сверстников является референтной группой в подростковом возрасте, ориентиром в становлении собственной идентичности, развитии самооценок, представлений о себе, нормах социального поведения. Потеря или осуждение группой может стать тем социально – психологическим фактором, который способен подтолкнуть или усилить желание подростка к суициду.

3. Стресс

Причиной самоубийства может стать стресс. Семейные конфликты, неприятности в школе, потеря друга и тому подобное могут вызвать стрессовую ситуацию. Любой человек подвергается стрессу в повседневной жизни, однако подростки особенно уязвимы и ранимы, что объясняется их особенно острым восприятием существующих проблем.

4. Сайты глобальной сети Интернет (видеоролик)

Социальный педагог: 

А сейчас мы расскажем Вам примеры из жизни подростков, попытавшихся покончить жизнь самоубийством.

      Безответная любовь

Двенадцатилетняя Инна Р. влюбилась в старшеклассника и написала ему любовную записку. Но мальчик, вместо того, чтобы прочитать и промолчать, выставил Инну на всеобщее посмешище. Он в школе вслух читал ее письмо и откровенно издевался над ней. Инна долго переживала и решила рассказать маме о своем горе. Но мама тоже посмеялась и сказала, что сама виновата, нечего было писать всякие глупости. Девочка закрылась у себя в комнате, долго плакала, но у мамы не было времени даже пожалеть ее. В результате Инна выбросилась с третьего этажа, получила переломы ребер, рук и ног. А мама Инны только после посещения психолога, наконец, признала, что именно она виновата в сложившейся ситуации. Ведь если бы она вовремя услышала свою дочь, а не смеялась над ее "безответной любовью", то все могло бы закончиться по-другому.

Уважаемые родители! Нельзя смеяться, даже если вам эта проблема кажется сущим пустяком. Безответная любовь бывает в любом возрасте. Дети в отличие от большинства взрослых, максималисты. Они живут только сегодняшним днем, по принципу "всё или ничего". Их не утешают слова "много будет у тебя таких Петей". Ребенку нужно сейчас, а не в далеком будущем. И если в данную минуту подросток не может получить желаемое, то он видит только одно решение – "ничего".

Поэтому радуйтесь, что ребенок со своим горем пришел именно к вам, а не к чужому человеку. Он вам доверяет. А это значит, что совместными усилиями вы легко преодолеете его "большие проблемы". Самое главное, чтобы ребенок знал, что жизнь прекрасна и родители его очень любят.

 Психолог:  

   Обратите на меня внимание

Игорь, ему очень хочется жить. Но в тоже время он устал быть один и способен на все, лишь бы мама вспомнила о нем. Папы у мальчика нет. Мама целый день на работе, приходит уставшая и сразу же засыпает. А в редкие выходные дни она пытается устроить свою личную жизнь. Игорь целый день проводит со старенькой бабушкой, которая его и вырастила. Но у бабушки то же много дел – сериал посмотреть, еду приготовить, по телефону поговорить, а там и новый сериал начинается. В результате вся ее забота ограничивается трехразовым питанием и просьбами не мешать. Игорь уже четыре раза пытался покончить жизнь самоубийством. Он резал себе вены, но не слишком глубоко, чтобы не умереть. Мама принимала его попытки самоубийства, как детские шалости и не воспринимала их всерьез. И только в последний четвертый раз Игорь немного перестарался и чуть не умер от потери крови. Мальчику повезло: в больнице он познакомился с хорошим доктором, который и привел его к психологу. Сейчас Игорь постоянно приходит к этому доктору на работу, и мечтает вырасти и стать детским врачом. Он больше не думает о самоубийстве и не пытается таким образом привлечь внимание матери.

У меня для Вас уважаемые родители, есть небольшой совет, который должен стать для Вас законом: ребёнок заговорил с вами о своем – бросайте мыть посуду, положите телефонную трубку, отложите все свои дела, садитесь напротив, глаза в глаза – и слушайте, вникайте, сопереживайте, думайте вместе! И еще: ребенок любого возраста должен знать, что он всегда может рассчитывать на вашу поддержку и помощь.

    Социальный педагог:     

             Я никому не нужен

Из предсмертной записки Маши Н. : "Меня никто не любит! Я им не нужна. Папа ушел жить к другой девочке, наверное, более хорошей, чем я. А мама только и думает, как от меня избавиться. Мамочка я тебя очень люблю, и больше не буду мешать тебе жить! До свидания..." Как потом выяснилось, девочка очень сильно переживала развод родителей. А они не скрывали от Маши свои чувства и выясняли отношения при ней. Именно так Маша узнала, что папа ушел жить к другой девочке (его новая женщина родила ему дочку) и решила, что она чем-то провинилась, раз ее бросили. А последней каплей стал случайно услышанный девочкой телефонный разговор. Мама, считая, что Маша спит, жаловалась подруге, что ребенок помеха в личной жизни и с такой взрослой дочкой она никому не нужна. Маша (воспитанная телевизором и сериалами) выпила целую упаковку снотворного.

К счастью, Машу удалось откачать, но даже страшно представить, что могло бы произойти, если бы врачи опоздали с помощью. Сейчас, спустя год после того страшного события, Маша сильно изменилась и научилась более безопасными способами решать свои проблемы. Но мама девочки до сих пор живет в страхе, что дочь опять захочет повторить тот поступок.

Ребёнок  должен уметь выплескивать отрицательные эмоции, а не замыкаться. Старайтесь проявлять нежность к своему ребёнку. Пусть он видит, что вы его очень любите и всегда готовы прийти на помощь. Так же ребёнок должен видеть, что родители тоже иногда чувствуют боль или страх. Жалейте друг друга.

Психолог:

   Если внимательно понаблюдать за семьями, где дети предпринимали попытки самоубийства, то окажется, что их благополучие лишь кажущееся. На самом деле эти семьи можно отнести в разряд неблагополучных, но не с материальной точки зрения, а с психологической. Все дело во внутрисемейной атмосфере.

Анкетирование родителей.

Я предлагаю вам   ответить на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребёнком.

  1. Рождение вашего ребёнка было желанным?
  2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
  3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
  4. Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?
  5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
  6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
  7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
  8. Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?
  9. Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?
  10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
  11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
  12. Вы знаете кто у него любимый учитель в школе?
  13. Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе?
  14. Вы первым идёте на примирение, разговор?
  15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?

Если на все вопросы вы ответили "ДА", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку. А если у вас большинство "НЕТ", то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!

Социальный педагог: 

     Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.

    Первый и самый важный момент во взаимоотношениях – это слышать их. Услышать то, что они хотят сказать, услышать их боль и отреагировать, мягко и доброжелательно показать выход. Человек с такой проблемой не видит адекватно свою ситуацию, реальность воспринимается им искаженно. Подход к каждому должен быть индивидуальный.

Уважаемые родители уделяйте как можно больше внимания своим детям!

  Мы бы хотели вам показать один мультфильм, который вы, наверняка, все видели. Он называется «Волк и теленок» (просмотр).

  Как вы думаете, зачем мы вам показали этот фильм?

             И в заключении можно сказать одно. Любите своих детей и будьте к ним внимательны! Ваши отношения должны быть тем местом, куда ребенок может возвращаться в любое время и отдыхать. Быть там столько, сколько ему нужно, и только набравшись сил, снова выходить в «большой мир».

            Если вы хотите, чтобы ваши дети вас уважали и слушались вас, ценили ваши советы и следовали им, строили свою жизнь счастливо – будьте счастливы сами!Станьте для ребенка таким примером, которому захочется подражать.

Литература:

  1. “О мерах профилактики суицида среди детей и подростков” Письмо Минобразования России от 26. 01. 2000 № 22-06-86.
  2. Профилактика суицидального поведения” Л. И. Адамова.
  3. “Ранняя диагностики терапия депрессий – важнейшие факторы профилактики суицидов у подростков” М. Г. Усов.
  4. “Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста”. Питер. Санкт-Петербург 1999 год.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема «Предупреждение суицидального поведения подростков»

Когда мы теряем ребенка из-за болезниили несчастного случая – это огромное горе,но когда ребенок сам  прерываетсвой жизненный путь – это непоправимая трагедия....

Родительское собрание на тему: "Суицидальное поведение в подростковом возрасте".

Цель: оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида.     Задачи:1.     Расширить знания родителей о причинах, признаках и характе...

Родительское собрание по профилактике суицидального поведения "Подросток и родители. Как не потерять контакт?"

Данный материал поможет школьному психологу и классному руководителю познакомить родителей с проблемой суицида в подростковой среде, оказать профилактическую помощь родителям....

Сценарий род.собрания по профилактике суицидального поведения несовершеннолетнх

Цель родительского собрания: информирование  родителей по первичной профилактике суицидального поведения детей и  подростков.              ...

Обратите на меня внимание! Поймите меня1

Родительское собрание по профилактике суицидального поведения "Обратите на меня внимание! Поймите меня!"...

Родительское собрание на тему "Суицидальное поведение детей и подростков"

Рассматриваемая презентация создана для  визуализации выступления педагога-психолога на родительском собрании.  Метариал содержит в себе  определение суициального поведения, описание ос...

Тематика классных часов и родительских собраний по профилактике девиантного поведения детей и подростков в сети Интернет.

Тематика классных часов и родительских собраний по профилактике девиантного поведения детей и подростков в сети Интернет....