Социокультурная среда и социально-педагогическая деятельность
статья на тему

Талагаева Галина Васильевна

Социально-экономическая ситуация  в стране такова, что постоянно рождает конфликты в обществе, в  семье, в детском коллективе. Резко увеличилось число детей «выброшенных» из общества, внешне благополучных, но предоставленных самим себе. Возникли проблемы и во взаимоотношениях детей с родителями, со сверстниками, с социумом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsiokulturnaya_sreda_statya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социокультурная среда и социально-педагогическая деятельность

        

 

                       

Социально-экономическая ситуация  в стране такова, что постоянно рождает конфликты в обществе, в  семье, в детском коллективе. Резко увеличилось число детей «выброшенных» из общества, внешне благополучных, но предоставленных самим себе. Возникли проблемы и во взаимоотношениях детей с родителями, со сверстниками, с социумом.

        В микросоциуме муниципального поселения « село Фоминичи», Кировского района, проживает около 680 человек, 121 из них дошкольный и школьный возраст. И поскольку нашей школе уже исполнится 130 лет, то практически все его жители  - наши выпускники. Семьи со своими сложностями, дети со своими, не всегда удовлетворёнными потребностями и реализованными возможностями. Всё это несколько лет назад побудило педагогический коллектив искать свою модель воспитательной работы. Но поскольку на детей помимо школы огромное влияние оказывают семья и социум в целом,  который мы упрощенно называем улицей, то мы и решили использовать и эти возможности в совместных действиях.

          Много думали о том, как сформировать образовательное пространство, чтобы оно соответствовало требованиям времени. Как отразить в нём всё, что было создано за предыдущие годы и обеспечивало благополучие села и школы? Как вписать хорошие традиции, обычаи, отношения между людьми в социуме прежних лет в воспитание личности нового времени? Как преодолеть негативные «плоды»  воспитания?

           Нам хотелось разработать такую воспитательную программу, которая бы состояла не из разрозненных мероприятий, часто случайных, ничем между собой не связанных, а «нанизывалась» на некий стержень, базировалась бы на общей основе. Такой основой воспитания и стала идея тесных контактов с социумом, использование его воспитательных возможностей. Но что мы о нём знаем, о нашем социуме? Тогда-то и стала перед нами во всей своей остроте проблема изучения социума. Мы начали изучать историю становления села, колхоза, других организаций на территории поселения. Как складывались в поселении семьи рабочих, крестьян, интеллигенции. Узнали, что во многих семьях испокон веков царил дух трудолюбия, преданности делу, высоких моральных устоев.

          Мы предложили родителям, детям и учителям школы анкету с вопросом о том, как оценивают наши респонденты воспитанность ребят  -  их трудолюбие, отношения с людьми, способность брать на себя ответственность, стремление прийти на помощь.

          Ответы были весьма любопытны и очень показательны. Выше всех оценили воспитанность детей родители. Сами ребята об этом своём качестве были гораздо более низкого мнения. И весьма критично оценили воспитанность школьников учителя. Наши ученики отметили в себе недостаток эстетической культуры, склонность к конфликтам, слабые волевые качества. Учителя  -  низкую мотивацию детей, слабые коллективистские навыки. Словом поле деятельности у нас было достаточно широким.

          Обсудили ситуацию с родителями на совете школы, создали творческую рабочую группу (в которую вошли учителя, руководители школы, родители), разработали проект программы. Обсудили его на методическом совете школы. Каждый член совета внёс свои предложения, дополнения. Следующим организацинно-управленческим этапом на этом пути стал августовский педсовет, на котором обсудили программу «Работа образовательного учреждения на основе интеграции с социальными институтами села». Считаем, что занятость детей, удовлетворение их потребностей, интересов -  лучший помощник в воспитании. Когда руки, голова, сердце заняты трудом, любым  -  физическим, умственным, художественным, то на «тусовки» в подворотне  ни времени не остаётся, ни желания: интересное дело поглощает ребят целиком. И это гораздо эффективнее любого разового мероприятия.

           В процессе реализации воспитательной программы совершенно естественно сложилась в центре новая модель управления: наряду с управленческой вертикалью появились горизонтальные управленческие структуры, которые представляют теперь общественную составляющую управления воспитательным процессом. Это помимо совета школы творческие группы, в составе которых  -  учителя, дети и родители; объединение классных руководителей, руководители кружков, секций. А наряду с этим нашими помощниками в воспитании стали работники Дома культуры, библиотеки, Центра детского творчества, психологического центра, работники посеения «село Фоминичи».

            Всё это требует от нас чёткой координации действий, планирования совместных акций, творческих встреч, деловых контактов, Эту управленческую функцию выполняют и члены администрации школы и руководители структур общественного самоуправления.

          Единый план работы, объединивший возможности различных учреждений социума, сделали нашу программу воспитания поистине общим делом для школы и жителей микрорайона. Мы взяли на вооружение всё лучшее, что накоплено народными традициями и жизненным укладом, нравами семьи. Во многих семьях детей воспитывали в труде, и это передавалось из поколение в поколение и сегодня коллективное участие в общественно-полезном производительном труде является одной из составляющих воспитательной системы школы. В школе имеется « Уголок славы» с темами «Кировский район в годы Великой отечественной войны», «Ветераны Великой отечественной войны поселения «село Фоминичи», «Работни школы в годы Великой отечественной войны» и другие. Уголок Славы постоянно обновляется новыми материалами, готовят и собирают который наши дети. В школе стали традиционными встречи с участниками Великой отечественной войны, участниками боевых действий. В школе действует группа учащихся, постоянно помогающая ветеранам. В системе налажена и проводится поисковая работа по местам сражений. Через туристические походы и экскурсии школьники побывали на «Безымянной высоте», «Зайцевой горе», посещают Кировский краеведческий музей и знакомятся с его экспонатами. В школе собран исследовательский материал по истории Калужской области, Кировского района, поселения «село Фоминичи». Многие работы учащихся по данной тематике опубликованы в печати. Учащиеся школы постоянные участники и лауреаты ежегодных районных краеведческих конференций.

          В совете школы вместе с учителями и родителями работают наши ученики, учатся способам самоуправления. Вообще ученики составляют довольно многочисленный отряд школьного общественного соуправления. В нашей управленческой горизонтали они входят в состав постоянных и переменных творческих групп, в различные структуры системы дополнительного образования. Школа стала местом, где учащиеся получают не только знания, интегрируя базовое и дополнительное образование, но и социальный опыт, расширяют контакты с родителями благодаря участию в общих делах. Школа наша – единственная в поселении «село Фоминичи» до сих пор, и в ней учились и росли, как уже было сказано, все поколения жителей микрорайона. Практически все семьи складывались на глазах учителей прежних и нынешних. Поэтому и создалось с помощью самой жизни такое органическое единство школы, семьи, социума. И мы его поддерживаем, развиваем.

           Пожалуй, самый отрадный результат -  активное влияние не только школы на социум, но и семьи, здоровых семейных традиций на школу. Несколько лет назад у нас было немало ребят, состоящих на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних. Да и среди семей были такие, которые мы называли группой риска. Сегодня  ребят на учёте уже нет, а подобных семей остались единицы.  И нет особых проблем в общении с родителями. Они охотно идут в школу со своими проблемами, предложениями, инициативой.

            Семья в нашем нынешнем социально-культурном воспитательном пространстве стала автором и исполнителем нескольких социальных проектов. Один из них  -  производственный труд учеников. У школы нет своей земли, нет ученической бригады, по вполне понятным причинам. Но наши ребята не белоручки, они знают, что такое сельскохозяйственный труд: школа располагает учебно-опытным участком площадью – 30 соток, где наши дети совместно с учителями и родителями выращивают необходимые для школьной столовой овощи и полностью обеспечивают себя картофелем, морковью, капустой, свеклой и др. сельхозпродукцией. Каждую осень наши дети трудятся на полях местного колхоза «Коммунар» на уборке картофеля, а в летний период помощниками механизаторов, и мастерами машинного доения на молочнотоварных фермах.

        Одна из сложных проблем в реализации воспитательной программы школы  -  оценка качества нашей деятельности. Воспитание   -  процесс длительный, по существу это труд отдалённых результатов. Можно и сегодня конечно, по косвенным показателям оценивать воспитанность ребят -  по их доброте, уважительному отношению к товарищам, родителям, взрослым, по вежливости, упорству в достижении цели, трудолюбию,  следованию принятым ценностным ориентирам и традициям.

           Мы ищем и  сугубо управленческие способы оценивания результатов воспитательной деятельности. В нашем управленческом арсенале – такой эффективный на наш взгляд способ, как организация общественной экспертизы: оценка качества воспитания людьми со стороны – и нашими коллегами из других школ, и нашими партнёрами, и родителями. Так, например, методическое объединение классных руководителей делает анализ воспитательной деятельности с участием родителей, которые дают свою оценку работе, детям, высказывают нам свои пожелания, предлагают свою помощь в конкретных делах.

            В марте, на весенних каникулах мы проводим традиционный «воспитательный педсовет», как мы его называем. Тема его – «Классная воспитательная работа». Участвуют в нём помимо классных руководителей ещё и учителя, возглавляющие творческие группы, руководители других структурных подразделений дополнительного образования. Оцениваем и содержание, и формы воспитательной деятельности, и её влияние на учеников разных классов. А учителя ведущие классы, выступают с отчётами, обобщают опыт работы, корректируют свои программы, намечают новые дела. Может быть, с опытом мы найдём и другие управленческие способы влиять на повышение качества воспитания, управлять этим сложнейшим процессом в условиях нашей школы. А пока в череде многообразных дел учимся не упускать приоритетные направления:

     - воспитание гражданина и патриота;

     - воспитание труженика созидателя;

     - воспитание семьянина;

     - художественно-эстетическое;

     - воспитание здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогические технологии профилактики суицидального поведения в подростковой среде

Материал знакомит с причинами подросткового суицида, алгоритмом оказания ребёнку социально-педагогической поддержки....

Доклад "СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Семья – один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных...

Реализация социально-педагогической работы среди подростков и взаимодействие школы и семьи

Школьный возраст – это период активного социального развития, приобретения личного опыта взаимодействия с миром, освоения культурных ценностей. На этом жизненном этапе происходит интенсивная ориентиро...

"Социально-педагогические аспекты деятельности учителя в современной школе"

В связи с процессом урбанизации, свя­занной с концентрацией промышленно­сти, торговли и транспорта в городах, поя­вилось множество новых профессий, в ко­торых молодежи трудно ориентиро...

Технология Плейбек+ как средство социокультурной адаптации и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра

Проблема межличностных коммуникаций особенно остро стоит в подростковом возрасте, не дает гармонично развиваться и усугубляет подростковые проблемы, ее проявления могут вылиться в кризис внутрисемейны...