Тренинг с обучающимися 10 класса «Погружение в мир профессий»
план-конспект занятия (10 класс) по теме

Абрашина Кристина Викторовна

Тренин с обучающимися 10 класса с целью изучения  собственных интересов и способностей в выборе профессии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_s_obuchayushchimisya_10_klassa.docx26.64 КБ
Файл pogruzhenie.pptx878.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг с обучающимися 10 класса

«Погружение в мир профессий»

Цели:

  1. Изучение обучающимися собственных интересов
  2. Повышение у обучающихся способности соотносить внешние характеристики людей с их профессией.
  3. Повышение уровня осознания специфики профессиональной деятельности того или иного человека.
  4. Развитие рефлексии.
  5. Помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии

Ход тренинга:

1.Вступительное слово: «Уважаемые десятиклассники! Вы знаете, что ежегодно в январе проходит месячник профориентации, и сегодня наша встреча проводится именно в рамках цикла мероприятий, посвящённому этому циклу. Вы изучили свои индивидуальные особенности, познакомились со своими профессиональными склонностями и способностями. Сегодня я предлагаю вспомнить всё, что вы узнали о себе, попрактиковать в наблюдательности, а  также поближе познакомится со спецификой профессиональной деятельности некоторых специалистов»

2. Разминка «Профессия на букву»

Цель: узнать , насколько хорошо учащиеся знают мир профессий.

3. «Кто  есть кто?»

Цель: дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания обучающихся друг о друге.

Инструкция: «Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдёт в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде должны одновременно показать рукой  на выбранного человека( наиболее подходящего для названной профессии).

Перед началом тренинга написать на доске наиболее интересные профессии.

Посчитать количество рук, указывающего на определенного участника.

4.Модуль «ХОЧУ — МОГУ — НАДО»

«Лучшее — враг хорошего!» Поэтому я использую известную всем формулу выбора профессии: «ХОЧУ — МОГУ — НАДО» (по выражению Н. С. Пряжникова — «три кита»).

Я начинаю свой тренинг с того, что рисую на доске три пересекающиеся и объясняю значение каждого компонента.

■    ХОЧУ — это пространство желаний, целей, интересов, стремлений.

■    МОГУ — это пространство способностей, талантов, состояние здоровья.

■    НАДО — это пространство запросов от рынка труда, социально-экономические проблемы региона, тенденции в развитии мировой экономики.

Оптимальный выбор профессии лежит на пересечении трех пространств (трех кругов).

Источник: мы использовали список мотивов с http://azps.ru/training/41.html

Цель: помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии.

Инструкция участникам

Наша задача — выбрать наиболее значимый для каждого из вас мотив выбора профессии, т. е. ту главную причину, по которой вы выбираете себе профессию. Для этого мы устроим состязание мотивов по олимпийской системе, чтобы в конце определить мотив-победителя. В своих раздаточных материалах найдите страницу со списком мотивов. Наш список мотивов включает 16 фраз.

1.   Возможность получить известность, прославиться.

2.   Возможность продолжать семейные традиции.

3.   Возможность продолжать учебу со своими товарищами.

4.   Возможность служить людям.

5.   Заработок.

6.   Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.

7.   Легкость поступления на работу.

8.   Перспективность работы.

9.   Позволяет проявить свои способности.

10. Позволяет общаться с людьми.

11. Обогащает знаниями.

12. Разнообразная по содержанию работа.

13. Романтичность, благородство профессии.

14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.

15. Трудная, сложная профессия.

16. Чистая, легкая, спокойная работа.

Итак, сначала выберем предпочтительный мотив в каждой паре и запишем номер «победителя» в колонке 1/8. Далее сведем в очном поединке мотивы-победители и получим четыре главных мотива выбора профессии. Затем устроим полуфинал и, наконец, финал.

В заключение попробуйте теперь определить три первых места — три своих главных мотива выбора профессии.

Процедура и замечания для тренера

Рекомендуем включить таблицу «состязания» мотивов при выборе профессии в раздаточные материалы для участников тренинга.

После завершения индивидуальной части упражнения (выявления главных мотивов) можно опросить всех участников и попросить их назвать два своих главных мотива («номера финалистов»). Результаты опроса нужно отмечать на доске  галочками, на котором предварительно нужно записать номера (от 1 до 16) мотивов. Таким образом, формируется групповая статистика предпочтений.

Обсуждение результатов

Посмотрите на свои «мотивы-победители» (первые три места) и попробуйте найти 3-4 профессии, которые наилучшим образом соответствуют вашем набору мотивов. Запишите эти профессии у себя.

Теперь поделитесь на пары и обсудите свои решения друг с другом. Помогите друг другу увеличить список профессий (или родов деятельности), которые хорошо подходят к мотивам

5.Упражнение «Любовное послание»

Каждой паре предлагается сочинить любовное послание, используя терминологию разных профессий. Участникам раздаются карточки с отдельными профессиями и их терминологией.

 Водитель: руль, монтировка,  тормоз, колесо, карбюратор, бензин, кресло, зеркало.

Бухгалтер: банк, касса, зарплата, расчетный счёт, баланс, налоги, кредит, платёжные поручения.

Учитель: указка, учебник, ученики, журнал, кабинет, тетрадь, экзамен, решение, оценка.

Косметолог : лицо, массаж, крем, помада, макияж, губы, красота, кожа.

Фармацевт:  лекарство, дозировка, градусник, бинт, препарат, зелёнка, лейкопластырь, бинт.

Кондитер: рецепт, плюшка, вкуснятина, сахар, крем, колпак, запах, масло.

Парикмахер: волосы, завивка, ножницы, расчёска, стрижка, фен, лак для волос.

Эколог : чистота, вода, трава, вредный выброс, пробирка, исследование, воздух, охрана.

Фотограф : портрет, экспозиция, пленка, негатив, освещение, кадр, фотосъемка, объектив.

Частный предприниматель: связи, деньги, конкуренты, ощени е  офис, компьютер, поездка, риск.

6.Упражнение «Продолжение сказки —

"ХОЧУ — МОГУ — НАДО"»

Цель: драматическое обыгрывание трех компонентов выбора профессии (хочу, могу, надо).

Инструкция участникам

Сейчас я расскажу вам начало сказки, продолжение которой вам нужно будет придумать самим.

Идет герой по дороге. (Кто будет героем, вы придумаете сами — Чебурашка, Царевна-несмеяна, Терминатор, Вовочка из анекдотов, три богатыря или кто-то другой.) И видит герой камень, а на камне написано: «Налево пойдешь — найдешь то, что хочешь, прямо пойдешь — найдешь то, что можешь, а направо пойдешь — найдешь то, что надо!»

Придумайте продолжение сказки таким образом, чтобы мы могли снять учебный фильм по теме профориентации. Обращаю внимание, что фильм УЧЕБНЫЙ, т.е. должен научить зрителей выбирать профессию по формуле «ХОЧУ — МОГУ — НАДО», не забывайте об этом.

Одновременно будут работать две творческие группы.

Процедура и замечания для тренера

Каждая группа готовит сценарий учебного фильма и затем проигрывает его. Чтобы появилась некоторая интрига, мы рекомендуем вести видеозапись отдельно для каждой из творческих групп. Тогда другая группа может выступить в качестве зрителей и оценить обучающую силу фильма.

Обсуждение результатов

Чему учит фильм, который вы только что посмотрели?

7.Анкета

Ф.И.______________________________________________________________________

1.Что ты узнал(а) нового на занятии?_________________________________________

2.Что больше всего понравилось?____________________________________________

3. Как ты думаешь, поможет ли тебе данное занятие в выборе профессии?___________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОГРУЖЕНИЕ В МИР ПРОФЕССИЙ

Слайд 2

Модуль «Хочу, Могу, Надо» хочу могу надо

Слайд 3

1/8 1/4 1/2 финал 1. Возможность получить известность, прославиться. 2. Возможность продолжать семейные традиции. 3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами. 4. Возможность служить людям. 5. Заработок. 6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии. 7. Легкость поступления на работу. 8. Перспективность работы. 9. Позволяет проявить свои способности. 10. Позволяет общаться с людьми. 11. Обогащает знаниями. 12. Разнообразная по содержанию работа. 13. Романтичность, благородство профессии. 14. Творческий характер труда, возможность делать открытия. 15. Трудная, сложная профессия. 16. Чистая, легкая, спокойная работа.

Слайд 4

Продолжение сказки Идет герой по дороге. (Кто будет героем, вы придумаете сами — Чебурашка, Царевна- несмеяна , Терминатор, Вовочка из анекдотов, три богатыря или кто-то другой.) И видит герой камень, а на камне написано: «Налево пойдешь — найдешь то, что хочешь, прямо пойдешь — найдешь то, что можешь, а напра­во пойдешь — найдешь то, что надо!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для обучающегося

Общение как форма повышения толерантности и профилактика агрессивного поведения...

Тренинг для обучающихся 6-7 класса "Путь к успеху"

Методическая разработка тренинга...

Психологический тренинг для обучающихся 9, 11 классов.

Тема  занятия «Что такое ЕГЭ и что он значит для меня?»...

"Наркомания - знак беды" (Тренинг для обучающихся 8–11-х классов)

quot;Наркомания - знак беды" (Тренинг для обучающихся 8–11-х классов)...

Презентация занятия с элементами тренинга с обучающимися старших классов "ВИЧ/СПИД -миф и реальность"

Проблема организации и проведения профилактической работы  с подростками является актуальной в связи с тем, что в группе повышенного риска прежде всего находится молодежь. В рамках реализаци...

Тренинг для обучащихся 9-11 классов по профилактике употребления ПАВ "Вместе мы сильнее"

Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ....

Тренинг для обучащихся 9-11 классов по профилактике суицидального поведения «Успех в жизни»

Цель: формирование у учащихся представления об уникальности каждого человека, живущего на Земле, неповторимости собственной личности....