Тренинг для обучающегося
методическая разработка на тему

Окунцева Татьяна Николаевна

Общение как форма повышения толерантности и профилактика агрессивного поведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_-_obuchayushchiesya.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для обучающихся на тему:

«Общение как форма повышения толерантности и профилактика агрессивного поведения»

Педагог-психолог: «Актуальность темы толерантности сегодня трудно переоценить. В переводе с латинского язык толерантность (tolerantia) означает терпение».

Памятки для каждого участника тренинга

Толерантность это морально–нравственное качество личности, характеризующееся способностью человека принимать другого человека во всём его многообразии, признавать индивидуальность, уважать свои и чужие мнения и взгляды».  

Толерантность выражается в стремлении достичь взаимопонимания и согласия в процессе общения  методами разъяснения и убеждения.

Проявление терпимости включает: равноправие, взаимоуважение, доброжелательность и терпимое отношение.    

Толерантность  является  важной составляющей  психологической  культуры любого человека.

Цель тренинга: помочь обучающимся  в осознании уровня собственной толерантности, понимания необходимости применения принципов толерантности в воспитательской работе.

1.Упражнение «Давайте познакомимся».

Передаём игрушку и называем качества личности на одну или несколько из буквы своего имени. Например: ТАТЬЯНА (Талантливая, Аккуратна, Творческая, Яркая, Нравственная, Активная).

Вопрос: «Что узнали Вы друг о друге?» (Ответы).

2. Упражнение «Время собирать каштаны».

Участники выбирают себе каштаны и пытаются его запомнить. Затем все каштаны перемешиваются и выкладываются на столе. Участники должны найти именно свой каштан. Осознание своего стиля поведения и общения.

Вопрос:  «Какое чувство Вы испытывали, когда я старалась вас запутать в выборе вашего каштана?» (Ответы участников.)

Вопрос: «Почему было трудно найти свой каштан?», «Важно ли было искать свой каштан?» (Ответы участников).

3. Упражнение «Все мы разные».  (Психологический портрет  людей)

Участники работают с бумагой по команде, выполняют задание, что скажет ведущий.

Задание: «Свернуть лист пополам, ещё раз пополам, оторвать маленький уголок слева, затем свернуть оторвать уголок справа». По команде развернули,  получился узор.

Вопрос: «Одинаковый, получился узор, почему нет?» (Ответы участников).   «А у кого красивее получился узор и почему?» (Ответы участников).

Рефлексия:  «Необходимо проявление терпимости, уважения, спокойствия и умение выслушать  другого человека».

4. Упражнение «Клякса» - изотерапия - (гуашь, бумага, фломастеры)

        Каждому участнику по выбору на маленький листочек в центр кладётся капля  гуаши. Складывается лист пополам и ещё пополам. Развернуть,  проанализировать и сказать на что похоже? Под счёт 1-2-3 дорисовать себе и передать по кругу 1-2-3- дорисовывает другой (пока листочек не вернётся обратно).

Вопрос: «Нашли свой рисунок?  Узнали свой рисунок?  Что  нарисовали Вы?  Что получилось после дорисовки Ваших коллег?» (Ответы).

5.Упражнение «Волшебное озеро».

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза.                          

Инструкция: «Сейчас Вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком «волшебное» озере, Вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему».

Вопросы  после выполнения упражнения.

1.Изменилась ли Ваша точка зрения о том, кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?                                                                  

2. Как  в ходе выполнения этого упражнения ответил Вам этот человек на Вашу улыбку?                                                                                          

3. Какого  отношения Вы ждёте к себе  как уникальной и неповторимой личности?

5. Черты толерантного и интолерантного человека. Оценка своих качеств.

• Знание самого себя. 

Упражнение-тест «Я реальный - Я идеальный». Рисуем шкалы и сравниваем, оцениваем себя «Я реальный - Я идеальный». (Ответы участников).

 Рефлексия: «Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. САМООЦЕНКА. ТРЕВОЖНОСТЬ. АГРЕССИВНОСТЬ. РИГИДНОСТЬ. СОЦИОМЕТРИЯ. Как правило, у толерантной личности значительно больший разрыв между «Я-идеальным» и «Я-реальным», чем у интолерантного человека (у которого «Я-идеальное» и «Я-реальное» практически совпадают). Толерантный человек обычно склонен доверять коллективу. Интолерантный человек чаще испытывает ощущение постоянной угрозы. Он опасается своего социального окружения и даже себя».

Ответственность.

Упражнение «Гармония». Оцениваем грани своей ответственности. Участники разбиваются на пары, встают спинами друг к другу, в этой позиции надо присесть до пола и встать без помощи рук. Выполнение упражнения возможно только при равном распределении усилий (ответственности).

 Рефлексия: «Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они несут ее сами. Интолерантные стремятся снять с себя ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них».

 Авторитаризм. 

Упражнение - тест «Тройка знаменитостей». Каждый участник тренинга должен назвать имена трёх знаменитостей. 

Рефлексия: «Толерантным личностям более свойственно называть артистов, учёных. Интолерантные личности называют, как правило, имена лидеров имевших власть над другими людьми».

Потребность в определенности. 

Упражнение «Солнечный круг». Участники встают в круг, переплетаясь руками, с любыми участниками, кроме ближайших соседей. Необходимо распутаться, не расцепляя рук за определённое время.

Вопрос: «Почему (не) получилось?» (Ответы участников).

Рефлексия: «Для интолерантных есть только два сорта людей — плохие и хорошие, только один правильный путь в жизни. Толерантный человек, напротив, признает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения».

 Ориентация на себя.

 Упражнение «Нанайские мальчики». Участники разбиваются на пары, опираясь друг на друга ладошками, ноги чуть расставлены, твёрдо стоят на земле. Двигая только рукам надо найти слабые стороны соперника и заставить его сойти с места.

Вопрос:  «Почему ты (он) победил (проиграл)?». (Ответы участников).

Рефлексия: «В проблемных ситуациях толерантные люди склонны винить себя, а не окружающих».

• Способность к эмпатии.

 Упражнение «Мокнущий плот». Перед участниками тренинга ставится проблемная ситуация: «Вы спаслись с тонущего корабля на плоту, но плот оказался перевёрнут не той стороной. Вы должны, стоя на нём, за отведённое время успеть перевернуть плот».

Вопрос: «Трудно или не трудно было выполнять задание?» (Ответы участников).

 Рефлексия: «В различных  ситуациях толерантные люди - оптимисты, а интолерантные  личности - пессимисты».

6. Упражнение «Похвали себя и других»  (Работа с карточками «Продолжи предложение…»)

 Если мы не научимся находить в себе положительные качества характера, говорить о них окружающим нас людям, мы ничего положительного не увидим и в другом человеке. Поэтому сейчас каждый должен сказать, что   сегодня Вам понравилось в себе и  в коллективе с кем работали.

Вопрос:  «Что вы чувствовали, когда говорили комплименты другим участникам? Легко ли было хвалить себя?».

7.Рефлексия «Я желаю себе и другим…»

Игрушка  передаётся по кругу. Участник, который держит в руке  игрушку, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передаёт игрушку соседу.

8.Оценка тренинга и своего состояния.

 Участники высказывают пожелания и предложения ведущему.

  Всем СПАСИБО  за совместную работу!!!  Было очень  приятно  с  ВАМИ  пообщаться!!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для обучающихся 6-7 класса "Путь к успеху"

Методическая разработка тренинга...

Тренинг с обучающимися 10 класса «Погружение в мир профессий»

Тренин с обучающимися 10 класса с целью изучения  собственных интересов и способностей в выборе профессии...

Психологический тренинг для обучающихся 9, 11 классов.

Тема  занятия «Что такое ЕГЭ и что он значит для меня?»...

"Наркомания - знак беды" (Тренинг для обучающихся 8–11-х классов)

quot;Наркомания - знак беды" (Тренинг для обучающихся 8–11-х классов)...

Презентация занятия с элементами тренинга с обучающимися старших классов "ВИЧ/СПИД -миф и реальность"

Проблема организации и проведения профилактической работы  с подростками является актуальной в связи с тем, что в группе повышенного риска прежде всего находится молодежь. В рамках реализаци...

Тренинг для обучащихся 9-11 классов по профилактике употребления ПАВ "Вместе мы сильнее"

Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ....

Тренинг для обучащихся 9-11 классов по профилактике суицидального поведения «Успех в жизни»

Цель: формирование у учащихся представления об уникальности каждого человека, живущего на Земле, неповторимости собственной личности....