Тренинг для обучающихся 6-7 класса "Путь к успеху"
методическая разработка по психологии (6 класс) на тему

Гогинова Наталия Александровна

Методическая разработка тренинга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_put_k_uspekhu.rar958.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Свирск»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТРЕНИНГА ОБЩЕНИЯ

«Путь к успеху!»

Составитель:

Педагог-психолог Н.А. Гогинова

г. Свирск

2013 г.

Пояснительная записка

     Культура общения людей является одним из важнейших показателей общества. Переживаемый нашим обществом период характеризуется обострением многих социальных проблем. Одна из наиболее значимых -  проблема взаимоотношений людей, неумение строить деловые и межличностные отношения, регулировать свое поведение в различных ситуациях. Сфера общения представляет особый интерес, поскольку касается всех и каждого независимо от возраста и профессии. Эта та сфера, в которой мы можем проявлять себя, добиваясь положительных изменений как в отношениях с людьми, так и путем развития таких личностных характеристик, как самооценка или уровень притязаний, чувствительность, умение слушать, убеждать и многое другое. Именно поэтому тренинговое занятие «Путь к успеху», направленное на развитие коммуникативных навыков, содержит такой материал, который позволит обучающимся задуматься о собственных перспективах в общении с окружающими людьми.

План-конспект мероприятия

Дата проведения : 20.02.2013 г.

Класс: 6 «а»

Тема: «Путь к успеху».

Форма проведения: тренинг общения.

Цели мероприятия:

Образовательная: Ознакомить обучающихся с особенностями межличностного взаимодействия.

Развивающая: Развивать навыки эффективного общения: умения отстаивать свое мнение без агрессивных проявлений; убеждать людей; налаживать дружеские взаимоотношения; работать в коллективе. Развивать самостоятельность в принятии решений.

Воспитательная: Воспитывать групповую сплоченность, сотрудничество, этические нормы бесконфликтного общения. Создать теплую, дружескую обстановку, основанную на доверии и понимании окружающих.

Обеспечение мероприятия:

  1. Наглядные пособия: мультимедийная презентация (слайды).
  2. Дидактический материал: карточки с заданием.
  3. Технические средства: мультимедийный проектор, компьютер.
  4. Оборудование: фломастеры (маркеры), цветовые эталоны, ватман, клубок ниток.
  5. Литература:
  • Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М.: Издательский центр «Академия». 2003. – 256 с.
  • Волкова А.И. Психология общения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 510 с.
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 686 с.
  • Школьный психолог – методический журнал.
  • Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. – М.: Издательский центр «Академия». 2005. – 160 с.

План мероприятия:

№ п/п

Этап

Содержание, приемы и методы

Время

1

Вступительная часть

1. Ознакомить обучающихся с понятием «тренинг».

2. Сообщить тему и цель занятия, актуальность выбранной темы.

  1. Принять правила работы в группе.

3 мин.

2

Разминка  

1. Упражнение «Футболка с надписью».

Цель: знакомство, самопрезентация и самовыражение участников тренинга.

2. Упражнение-энергизатор на физическое взаимодействие «Фруктовый салат».

Цель: выравнивание эмоционального фона, снятие психоэмоционального напряжения.

7 мин.

3

Основная

часть

  1. Беседа с участниками тренинга на тему: «Секреты общения с людьми».
  2. Психологическая игра «Космическое путешествие».

Цель: сплочение коллектива, развитие умения убеждать, договариваться, аргументировано отстаивать свое мнение.

20 мин.

4

Заключительная часть

  1. Упражнение «Комплименты».

Цель: выражение эмоций, повышение самооценки.

2. Упражнение «Рефлексия».

Цель: обратная связь ведущего тренинга с участниками.

3. Оценка психоэмоционального состояния и эмоционального отношения обучающихся к тренингу с помощью цветовых эталонов.

10 мин.

Ход занятия:

     Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем занятии, которое проведем мы с вами в форме тренинга.

     Тренинг – это специально организованное общение в группе. Слово тренинг произошло от слова тренировка. Человек, который         работает с группой, называется тренером. Он осуществляет в совместной работе развитие психологических качеств человека. Тренинги бывают разные. Одни направлены на развитие внимания, памяти, другие – на развитие уверенности в себе, бывают тренинги личностного роста.

     Наш тренинг направлен на развитие навыков общения.

     «Умение обращаться с людьми — это товар, который можно купить точно так же, как мы покупаем сахар или кофе. И я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете». Джон Рокфеллер

     Что нужно сделать, чтобы добиться успеха в жизни?

     Ответы участников

     Мнения на этот счет разные: от везения, интеллекта, денег, родителей и др. На самом деле Ваш успех в жизни зависит целиком и полностью от вас. А вернее от вашего умения общаться с людьми.

Вы можете быть профессионалом в какой-то конкретной области, можете разрабатывать новые технологии и делать научные открытия, но это не поможет вам добиться большого успеха без умения выражать свои идеи, возбуждать в людях энтузиазм и склонять их к своей точке зрения.

     Тема нашего тренинга: «Путь к успеху». Сегодня мы попытаемся научиться некоторым навыкам общения, а именно умения отстаивать свое мнение без агрессивных проявлений; убеждать людей; налаживать дружеские взаимоотношения; работать в коллективе.

     Но прежде чем приступить к упражнениям, необходимо принять правила поведения в группе. Это позволит сделать нашу работу более эффективной и результативной.

     Правила работы в группе:

  1. Интересно! Для этого необходимо быть активным, правдивым и уметь слушать каждого.
  2. Комфортно! Запрещаются оскорбления, упреки, обвинения. А вот внимание к положительным сторонам каждого приветствуется или даже поощряется. Нужно относиться друг к другу с уважением, доброжелательно (если человек другой – это не значит, что он плохой).
  3. Безопасно! Все, что происходит на занятиях, - для всех, кроме нас, секрет! Нельзя рассказывать другим о том, что говорили о себе на занятии одноклассники (говори о себе);
  4. Полезно! Выполняем задания добросовестно.

     Упражнение «Футболка с надписью».

     Цель: знакомство, самопрезентация и самовыражение участников тренинга.

     Инструкция: Ребятам предлагается придумать надпись для футболки, которая бы максимально отражала их индивидуальность (девиз).

     Упражнение-энергизатор на физическое взаимодействие «Фруктовый салат».

     Цель: выравнивание эмоционального фона, снятие психоэмоционального напряжения.

     Инструкция: Группа сидит в кругу. Необходимо рассчитать группу по принципу: «яблоко»,«груша», «банан», «виноград». Ведущий называет какой-то фрукт, эти фрукты должны встать и поменяться местами. Если ведущий говорит: «Фруктовый салат», это означает, что все участники должны поменяться местами.

     Беседа с участниками тренинга на тему: «Секреты общения с людьми».

     Умение общаться с людьми, дает вам возможность легко и быстро налаживать дружеские отношения с окружающими, повышает ваш престиж и популярность среди друзей, одноклассников, учителей.

     Вот несколько действенных секретов общения с людьми:

  • Любое общение начинайте с улыбки. Встречайте людей с радостью, если хотите, чтобы они были рады встрече с вами. Улыбайтесь, приветствуя человека по телефону.
  • Не критикуйте людей. Критика ранит достоинство человека, уязвляет его гордость, а также возбуждает чувство обиды и негодования. Вместо того чтобы критиковать кого-либо, попробуйте понять, почему он поступил именно так, представьте себя на его месте и подумайте, а как бы вы сами поступили, окажись в той же ситуации. 
  • Разговаривая с человеком, покажите свою искреннюю заинтересованность в нем и в предмете вашего разговора. Дайте человеку возможность выговориться. Умение слушать – это один из основных секретов успеха в налаживании отношений с людьми. 
  • Для того чтобы убедить человека сделать так, как нужно вам, заставьте его самому захотеть это сделать. Любого человека интересуют, прежде всего, его собственные интересы, ему нет никакого дела до того, чего хотите вы. Посмотрите на вещь под его углом зрения, а затем укажите на привлекательные конкретно для этого человека стороны. Кстати, в этом заключается секрет успешной рекламы. 
  • Хвалите человека и искренне признавайте его достоинства. 
  • Обращайтесь к собеседнику по имени. Для человека нет ничего приятней звука его собственного имени. 

Следуйте этим правилам, и люди потянутся к вам.

     В жизни мы часто сталкиваемся с различными конфликтными ситуациями. Почему так происходит? Что такое конфликт?

     Конфликт – это столкновение противоположных точек зрения, мнений. Но каждый человек в конфликте ведет себя по разному (кричит, оказывает давление, проявляет агрессию, или уступает, жертвует своими интересами, или старается найти компромисс, или приводя достойные аргументы убеждает собеседника в своей правоте).

     Сейчас мы поиграем в игру «Космическое путешествие», благодаря которой вы попробуете научиться умению убеждать, договариваться и отстаивать свое мнение, не оскорбляя других.

     Каждому участнику сначала самостоятельно выполняет задание в течение 5 мин.

     Инструкция: Ты являешься членом экипажа космического корабля, отправляющегося с Земли на Луну. У нас договоренность о встрече с экипажем другого корабля, ожидающим нас на освещенной стороне Луны. Из-за технических проблем во время полета вам пришлось приземлиться примерно в 250 км от указанного места. Во время посадки ваш корабль сильно пострадал, много материала на борту уничтожено, но никто не ранен. Так как шанс выжить у вас есть только в случае встречи с экипажем другого корабля, нужно выбрать важнейшие предметы для утомительного 250-километрового перехода по дикой, каменистой и раскаленной поверхности Луны.

Каждому из вас дан список из 12 предметов, которые остались целыми после катастрофы. Необходимо расположить в порядке значимости перечисленные предметы в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру: 1 – у самого необходимого, на ваш взгляд, предмета; 2 – у второго по значению, и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас.

Список предметов (записан также и на слайде):

  • коробок спичек;
  • консервированная пища;
  • 25 м нейлоновой веревки;
  • переносной отопительный элемент;
  • два пистолета 45-го калибра;
  • карта Луны;
  • магнитный компас;
  • 25 л воды в банках;
  • сигнальные ракетницы;
  • два 50-литровых кислородных баллона;
  • аптечка первой медицинской помощи;
  • радио, работающее на солнечных батарейках.

     После того как завершена индивидуальная классификация, ребятам дается 10 мин для выполнения общего задания.

     Инструкция: Группа, руководствуясь принципом достижения согласия при принятии совместного решения, должен прийти к единому мнению относительно места в списке каждого из 12-ти предметов. Достичь согласия трудно, поэтому класс старается каждую оценку дать так, чтобы все члены коллектива могли с ней согласиться хотя бы отчасти. Используйте следующие рекомендации для достижения согласия:

1. При защите своих индивидуальные суждения не оказывайте давления на других участников. Старайтесь привести доказательный аргумент.

2. Избегайте менять свое мнение только ради достижения согласия, не старайтесь уклоняться от конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти.

3. Избегайте таких методов уменьшения разногласий, как голосование или принятие компромиссных решений с целью достижения согласия при выполнении групповых задач.

4. Рассматривайте различие мнений как помощь, а не как помеху для принятия решений.

5. В процессе дискуссии старайтесь: не перебивать других; давать им возможность высказаться; быть гибкими; понимать, что другие могут иначе представлять и делать некоторые вещи.

     После того как группа проранжировала 12 предметов в зависимости от их важности и необходимости для дальнейшего перехода, каждый может сравнить собственные данные с коллективным решением.

     Обсуждение процесса принятия решения. Обсудить с ребятами, какие виды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия? Какие появлялись виды лидерства? Кто участвовал в дискуссии, а кто нет? Кто оказывал влияние? Почему? Какова была атмосфера в группе во время дискуссии? Какие действия принимали участники игры для "протаскивания" своих мнений? Как улучшить принятие решения группой?

     Ниже приводится список правильного ранжирования предметов. Краткая информация, которая дается для оценки каждого из них, не содержит все возможные способы применения данного предмета, а указывает лишь, какое значение имеет он для выживания.

  1. Кислород (необходим для выживания, количество кислорода на Луне очень мало).
  2. Вода (необходима для выживания, вода важнее пищи).
  3. Карта Луны (важна для определения маршрута во время путешествия).
  4. Пища (нужна, т. к. неизвестно, сколько продлится путешествие).
  5. Радио (средство общения друг с другом, а затем и с другим кораблем).
  6. Веревка (необходима при переходе по непроходимой местности с холмами и оврагами).
  7. Аптечка (может понадобиться для ухода за больными и поранившимися).
  8. Пистолеты (необходимы для обеспечения безопасности).

     Остальные предметы (№ 9–12) непригодны к употреблению:

9, 10. Спички и ракетницы – из-за дефицита кислорода в атмосфере.

11. Отопительный элемент не нужен, т. к. люди находятся на солнечной стороне, где отопление излишне.

12. Магнитный компас нельзя использовать, т. к. магнитные поля Луны и Земли различны.

     Серьезным фактором движения к успеху, как ни странно является комплимент. Комплимент – это форма похвалы, уважения, восхищения, признания, любезные, приятные слова. Комплимент – это доступный способ доставить радость человеку. Комплимент, сделанный умело,  а главное искренне и к месту, это мощное средство помогающее установить контакт с людьми и возможность поддержать хорошие отношения с ними.

     Как часто вы делаете друг другу комплименты?

     Ответы участников…

     Сейчас у вас будет возможность обменяться комплиментами и тем самым повысить самооценку друг друга и свою собственную.

     Упражнение «Комплименты».

     Инструкция: Тренер дает ребятам клубок ниток. Участник наматывает нить вокруг указательного пальца, затем передает клубок своему однокласснику, произнося в его адрес что-либо приятное, связанное с его личностными качествами, чертами характера. Тот отвечает: «Да, конечно, но, кроме того, я еще и …» (называет то, что он в себе ценит и считает, что заслуживает за это внимание).Когда ниточку берет последний ученик, получается сложная паутинка.

     Учитель: Потяните тихонько за ниточки, расслабьте и снова потяните. Вот такими невидимыми нитями связан ваш класс, связаны вы со своими одноклассниками, родственниками, друзьями. Мы о них часто и не подозреваем, эти нити очень тоненькие, их нужно беречь. Помните от того, как вы относитесь к людям, зависит их самочувствие и настроение. Важно, чтобы эти нити не прерывались.

     Упражнение «Рефлексия»     

     Цель: обратная связь ведущего тренинга с участниками.    

     Инструкция: ведущий благодарит участников за работу в тренинге, предлагает желающим высказать впечатления, пожелания и т.д.

     Оценка психоэмоционального состояния и эмоционального отношения обучающихся к тренингу с помощью цветовых эталонов.

     Инструкция:     Вспомните свое настроение и самочувствие на тренинге и сравните его с цветом. Приклейте свой цветовой эталон при выходе на доску.

Розовый – радостно, активно!

Зеленый – грустно, скучно!

     Пожелание: Заводите новых друзей, налаживайте деловые связи, будьте открытым и дружелюбным человеком. Умение общаться – это залог вашей уверенности в себе и в своих силах. А уверенный в себе человек способен достичь в жизни невероятных высот!

 

Технологическая карта

     Дата проведения : 20.02.2013 г.

     Класс: 6 «а»

     Тема: «Путь к успеху!».

     Форма проведения: тренинг общения.

     Цели мероприятия:

     Образовательная: Ознакомить обучающихся с особенностями межличностного взаимодействия.

     Развивающая: Развивать навыки эффективного общения: умения отстаивать свое мнение без агрессивных проявлений; убеждать людей; налаживать дружеские взаимоотношения; работать в коллективе. Развивать самостоятельность в принятии решений.

     Воспитательная: Воспитывать групповую сплоченность, сотрудничество, этические нормы бесконфликтного общения. Создать теплую, дружескую обстановку, основанную на доверии и понимании окружающих.

Обеспечение мероприятия:

  1. Наглядные пособия: мультимедийная презентация (слайды).
  2. Дидактический материал: карточки с заданием.
  3. Технические средства: мультимедийный проектор, компьютер.
  4. Оборудование: фломастеры (маркеры), цветовые эталоны, ватман, клубок ниток.

Ход занятия:

№ п/п

Этап

Содержание, приемы и методы

Время

1

Вступительная часть

1. Ознакомить обучающихся с понятием «тренинг».

2. Сообщить тему и цель занятия, актуальность выбранной темы.

  1. Принять правила работы в группе.

3 мин.

2

Разминка  

1. Упражнение «Футболка с надписью».

Цель: знакомство, самопрезентация и самовыражение участников тренинга.

2. Упражнение-энергизатор на физическое взаимодействие «Фруктовый салат».

Цель: выравнивание эмоционального фона, снятие психоэмоционального напряжения.

7 мин.

3

Основная

часть

  1. Беседа с участниками тренинга на тему: «Секреты общения с людьми».
  2. Психологическая игра «Космическое путешествие».

Цель: сплочение коллектива, развитие умения убеждать, договариваться, аргументировано отстаивать свое мнение.

20 мин.

4

Заключительная часть

  1. Упражнение «Комплименты».

Цель: выражение эмоций, повышение самооценки.

2. Упражнение «Рефлексия».

Цель: обратная связь ведущего тренинга с участниками.

3. Оценка психоэмоционального состояния и эмоционального отношения обучающихся к тренингу с помощью цветовых эталонов.

10 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРА – ТРЕНИНГ на коллективное взаимодействие для старшеклассников «ФОРМУЛА УСПЕХА»

Цель: развитие эффективного межличностного общения, внутригруппового взаимодействия между подростками.Задачи:ü расширение положительного опыта взаимодействия с окружающими людьми в различных вид...

Тренинг для обучающегося

Общение как форма повышения толерантности и профилактика агрессивного поведения...

Тренинг с обучающимися 10 класса «Погружение в мир профессий»

Тренин с обучающимися 10 класса с целью изучения  собственных интересов и способностей в выборе профессии...

Психологический тренинг для обучающихся 9, 11 классов.

Тема  занятия «Что такое ЕГЭ и что он значит для меня?»...

План-конспект мини-тренинга для педагогов «Педагогические приемы создания ситуации успеха учеников»

Цель: Обучение педагогов приемам профессионального поведения, направленного на создание ситуации успеха ученика на уроке Задачи:1.     информирование педагогов о психолог...

План-конспект мини тренинга для педагогов "Педагогические приемы создания ситуации успеха учеников"

Цель: Обучение педагогов приёмам профессионального поведения, направленного на создание ситуации успеха ученика на уроке...

Тренинг для обучащихся 9-11 классов по профилактике суицидального поведения «Успех в жизни»

Цель: формирование у учащихся представления об уникальности каждого человека, живущего на Земле, неповторимости собственной личности....