Основы работы с детьми группы риска
консультация на тему

Овчинникова Елизавета Александровна

Профилактическая работа.

Все дети рождаются одинаковыми, мы не можем говорить, что тот или иной ребёнок изначально был трудным. Во многом формирование характера и склонностей ребёнка происходит в раннем детстве. Это вопрос семейного воспитания, на которое школа повлиять не в состоянии. В школьном возрасте происходит окончательное становление личности. А какой станет эта личность, частично зависит и от педагогов. На ребёнка, подростка огромное влияние оказывает среда, в которой он живёт, круг общения, ценностные ориентиры, перенимаемые и принимаемые ребёнком. Возникновения различного рода девиаций в поведении, делинквентных проявлений можно избежать даже в случае неадекватного семейного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_raboty_s_detmi_gruppy_riska.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ № 4»

Методический совет 31.10.14г.

Социальный педагог

Овчинникова Елизавета Александровна

Основы работы с детьми «группы риска».

Структура выступления:

  1. Вопросы профилактики.
  2. Выявление.
  3. Работа классного руководителя.
  4. Межведомственное взаимодействие.

Профилактическая работа.

Все дети рождаются одинаковыми, мы не можем говорить, что тот или иной ребёнок изначально был трудным. Во многом формирование характера и склонностей ребёнка происходит в раннем детстве. Это вопрос семейного воспитания, на которое школа повлиять не в состоянии. В школьном возрасте происходит окончательное становление личности. А какой станет эта личность, частично зависит и от педагогов. На ребёнка, подростка огромное влияние оказывает среда, в которой он живёт, круг общения, ценностные ориентиры, перенимаемые и принимаемые ребёнком. Возникновения различного рода девиаций в поведении, делинквентных проявлений можно избежать даже в случае неадекватного семейного воспитания.

Профилактике подлежат такие отклонения как суицидальное поведение, склонность к вредным привычкам, некоторые виды делинквентного поведения, различные девиации.

Основным способом профилактики вышеозначенных явлений в ОУ является создание комфортной среды для обучающихся и заполнение их досуга различными дополнительными занятиями.

Можно выделить несколько аспектов подобной работы:

  1. Эмоциональный: если ребёнок будет знать, что в школе заинтересованы им как личностью, что его ждут, что он важен и является не обузой, а важным участником образовательного процесса, то ему будет комфортно и рпиятно находиться в школе.
  2. Информативный: учащиеся должны получать информацию о мероприятиях, конкурсах, в которых они могут показать себя. Дети должны знать, какие кружки есть на базе школы, какие организации дополнительного образования могут их принять.
  3. Психологический: учащимся, особенно подросткам, сложно найти общий язык со взрослыми, с родителями, а иногда и со сверстниками. Необходимо, чтобы они не боялись общения со школьным педагогом-психологом, так как это реальный способ получить дельный совет и высказаться, ведь каждый человек, столкнувшийся с трудностями, прежде всего хочет, чтобы его выслушали.
  4. Социальный: учащиеся школы проживают в семьях, относящихся к различным категориям, с различными способами семейного воспитания, с различным отношением к своим детям и их потребностям. Своевременное информирование социального педагога либо администрации ОУ может помочь в работе с семьями, в оказании консультативной и правовой помощи как детям, так и их родителям.
  5. Правовой: родители, учащиеся, педагоги должны знать свои права и обязанности по отношению друг к другу. Зачастую учащийся совершает проступок по неведению, а родители нарушают права своего ребёнка, считая, что данные вопросы законом не регулируются. Педагоги должны быть компетентны в тех правовых нормах, которые касаются образовательного процесса и защиты прав ребёнка.

Профилактика суицида.

Это самый сложный вид профилактики. С одной стороны, суицид непредсказуем: 90-95 % удавшихся самоубийств совершают дети из благополучных семей. С другой стороны, крайне нежелательно обсуждать эти вопросы с учениками, так как мысли о суициде прочно заседают в детских головах. Статистика показывает, что 1 суицид, освещённый в прессе, вызывает «цепную реакцию». Но если что-то подобное происходит, с учениками необходимо побеседовать, проговорить ситуацию, подвести их к правильным выводам, в противном случае они всё равно это обсудят, а вот к каким выводам придут – неизвестно.

Способов профилактики суицида немного: прежде всего это работа с родителями в форме бесед, родительских лекториев, собраний. Взрослые должны как можно внимательнее относиться к своим детям, разговаривать с ними. Если ребёнок чувствует, что он нужен родителям, это снижает риск очень существенно. Зачастую суицид является импульсивным ответом ребёнка на внезапную и непривычную агрессию со стороны родителей.

Школа может создать благоприятные условия для полноценного и разностороннего развития личности, для организации досуга учащихся: занятой человек, востребованный в своей деятельности, видящий дальнейшие перспективы, вряд ли решит расстаться с жизнью.

Профилактика вредных привычек.

На данную тему написано и сказано очень много. В качестве обобщения можно отметить, что вредные привычки молодеют и профилактику необходимо начинать раньше: табакокурения – в начальной школе, алкоголизма и наркомании – 5-6 класс, интернет-зависимости – ещё в детском саду.

Наименее травматичными в данном случае являются профилактические занятия с элементами тренингов.

Профилактика делинкветного и девиантного поведения.

Данный вид профилактики связан напрямую с законодательством. Учащиеся должны знать не только что им нельзя, почему тот или иной поступок преступен, но, главным образом, какова ответственность за то или иное правонарушение. Дети должны знать, что им можно далеко не все, за их правонарушения накажут родителей. Вопросы правовой ответственности и самих подростков также нельзя оставлять без внимания.

В осуществлении профилактики девиантного и делинквентного поведения особенно действенны различные межведомственные мероприятия, во время которых о правах, обязанностях и ответственности говорят не только педагоги (которые, к слову сказать, зачастую сами слабо разбираются в вопросах права), но и  люди, работающие в этой сфере: сотрудники полиции, ГИБДД, госнаркоконтроля, прокуратуры.

Выявление.

По различным причинам профилактика не всегда приносит ожидаемый результат, ученики всё-таки попадают в «группу риска». В данной ситуации классный руководитель должен сообщить в соответствующей форме социальному педагогу и заместителю директора по ВР о конкретном учащемся, чтобы совместно выработать программу работы. Так же в информационном листе для психолога необходимо отметить, в каком виде помощи нуждается ученик.

Работа с детьми «группы риска».

Основную работу с детьми «группы риска» выполняет классный руководитель.

  1. После выявления трудного ребёнка подаётся информация администрации школы.
  2. Социальный педагог выдаёт документы для заполнения. Эти документы отражают личностные особенности ребёнка, его развитие, работу, проводимую классным руководителем.
  • Краткая характеристика «трудного» ребёнка позволяет без труда выявить характерные особенности данной личности, её проблемы.
  • Карта индивидуальной работы отражает те мероприятия, которые проводит классный руководитель: контроль за посещаемостью, беседы, посещения семьи, звонки родителям, привлечение других лиц.
  • Заполнение индивидуальной карты развития учащегося позволяет проследить динамику развития ребёнка по четвертям; оценить виды деятельности несовершеннолетнего по пятибалльной системе; отследить динамику коррекционного процесса с данным ребенком; посмотреть, что западает в работе с ребенком; на что обратить внимание; определить перспективы развития; определить уровень дезадаптации.
  1. Если данные мероприятия не приносят успеха, на заседании Совета по профилактике принимается решение о постановке учащегося на ВШУ. Классный руководитель предоставляет указанные документы и запрос о постановке на учёт.
  2. С несовершеннолетними, состоящими на ВШУ, в основном работает социальный педагог. Заполняется карта индивидуальной работы органов профилактики с учеником. Продолжается работа по отслеживанию динамики развития.
  3. Когда индивидуально-профилактическая работа приносит устойчивый положительный результат, ученик подлежит снятию с ВШУ (в том случае, если он снят или не состоял на учёте в органах профилактики).
  4. Помимо вышеуказанных мероприятий в обязательном порядке проводится работа по охвату данного учащегося дополнительным образованием. Цель данных мероприятий: занять досуг учащегося; приучить его планировать своё время; дать шанс проявить себя; помочь найти цель в жизни; вырвать из сложившегося круга общения, чаще всего асоциального.

Межведомственное взаимодействие.

Данный аспект крайне важен в работе с детьми «группы риска». Они должны чувствовать то внимание со стороны школы к своим нуждам и проблемам, которого зачастую лишены в семье.

Межведомственное взаимодействие включает в себя:

  1. Обращения к педагогу-психологу в случае непредвиденных ситуаций, тяжёлых психологических проблем. Если эти проблемы не удаётся решить в ОУ, возможно ходатайство в ПБ-28, обращение к специалистам «Семьи».
  2. Обращение в учреждения дополнительного образования с целью найти учащемуся занятие по душе.
  3. Написание сообщений в КДН и ЗП, в ОДН, в управление образования для проведения совместной работы (посещение семей, беседы с родителями, вызов на комиссию, ИПР в рамках учёта).
  4. В случае семейного неблагополучия, возможно временное помещение учащегося в «Семью» для реабилитации.

Заключение.

Хотелось бы сказать только одно: в «группу риска» попадают те дети, которые не получают должного воспитания и внимания в своих семьях. Различные девиации зачастую становятся способом привлечь внимание к своим проблемам и нуждам. В ответ же на этот крик души ребёнок получает только проблемы, презрение и недоверие со стороны окружающих, хотя просит он прежде всего помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами, детьми отставшими без попечения родителей социальным педагогом школы...

Работа с детьми группы риска, основания выделения в группу. Социально-педагогическое воздействие.

1. Введение,  2. Специфика социально-педагогического исследования детей  «группы  риска», 3. Взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска» , 4. Те...

Организация работы с детьми «группы риска» и одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Материалы к обсуждению на методическом объединении учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы в 2013 г....

План работы педагога – психолога по профилактике правонарушений и работе с детьми “группы риска” 2017-2018 уч.год.

Планработы педагога – психолога   по профилактикеправонарушений и работе с детьми “группы риска”2017-2018 уч.год....

План работы заместителя директора по учебной работе с детьми "группы риска".

Организация обучения и воспитания «детей группы риска» должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна....