Механизм работы школы-интерната по взысканию алиментов в пользу несовершеннолетнего
статья на тему

Родионова Светлана Анатольевна

Статья может быть использована социальными педагогами в работе по защите имущественных прав несовершеннолетних

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alimenty.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

          С.А. Родионова

(социальный педагог, ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О

школа-интернат VIII вида № 5 г. Елец Липецкой области)

Механизм работы школы-интерната по взысканию алиментов в пользу несовершеннолетнего

Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, гласит статья 80 Семейного кодекса Российской Федерации.

Государство обеспечивает ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры.

Для социального педагога сиротского учреждения  социальным заказом являются его должностные (функциональные) обязанности. Они определяют его предназначение как должностного лица по отношению к клиенту: что, как и в каком объеме он должен уметь обеспечить своей профессиональной деятельностью.

Актуальна на сегодняшний день проблема взыскания алиментов.  Алименты по своему характеру являются взысканием, имеющим первостепенное социальное значение.
Из 100 воспитанников 69 имеют право на получение алиментов с родителей, но только 29 их получают,  остальные:  14  – привлечены  к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ,  7 человек объявлены в розыск, 4 признаны судом безвестно отсутствующими.
В настоящее время  не существует  реального  механизма взыскания алиментов с родителя в полном объеме:  должники уклоняются от работы, и заставить их работать нельзя, скрывают реальный доход, представляя фиктивные справки, занижая сумму фактических заработков. Нередки случаи, когда родитель  нигде не работает, алименты не платит на протяжении нескольких лет. Фактически, решение всех этих проблем, ложится на плечи взыскателя (администрации школы-интерната), чьи упорство и настойчивость   дает неплохие результаты в решении данной проблемы.

Для результативной работы по взысканию алиментов в своей работе пользуюсь следующим алгоритмом:

  1. Выяснить в службе судебных приставов по месту нахождения ответчика наличие исполнительного листа на конкретного ребенка.
  2. Запросить у судебного пристава расчет задолженности по алиментам с указанием мер,  направленных на их взыскание.
  3. Сделать запрос в службу судебных приставов о предупреждении (не менее 3) ответчика о необходимости уплаты алиментов на содержание ребенка.
  4. Если после предпринятых мер  алименты не поступают на счет ребенка, взыскатель вправе подать заявление о привлечении гражданина  к уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов (ст. 157 ч.1 УК РФ). Судебный пристав заводит уголовное дело, которое передается в мировой суд.

Новый УК РФ регламентирует злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, статья 157 УК РФ в качестве наказания предусматривает, либо исправительные работы, это касается только лиц, не имеющих основного места работы (справку из частной коммерческой фирмы достать легко), либо арест, который также, как вид наказания, не применяется. Даже понятие - злостное уклонение отсутствует в законе. Фактически, мы имеем полную безнаказанность, что влечет безответственность и порождает вседозволенность.  Как правило, в качестве меры наказания применяется штраф в доход государства и исправительные работы по месту жительства должника. Свое наказание должник отрабатывает по несколько часов в день, но алименты он все также не выплачивает. После отбывания наказания администрация школы  начинает свою работу снова.

Выиграть в суде иск о взыскании алиментов несложно, а вот взыскать реальные средства крайне проблематично, если должник уклоняется от выплат алиментов.

В случае отсутствия сведений о месте нахождения должника, судебный пристав по своей инициативе, а зачастую,  по заявлению взыскателя выносит постановление          о розыске должника.
Розыск объявляется по месту исполнения исполнительного документа или последнему известному месту жительства (месту нахождения) должника либо месту нахождения его имущества, а также по месту нахождения   взыскателя.  

Розыск должника, а также имущества должника  осуществляется службой судебных приставов (отдел розыска). 
Розыск имущества должника производится путем рассылки соответствующих запросов в Комитет по регистрации прав на недвижимое имущество, в ГИБДД, банковские организации, земельный комитет и иные организации, которые осуществляют регистрацию собственности. 
Согласно ст. ГК РФ администрация школы-интерната вправе подать заявление в суд о признании гражданина безвестно отсутствующим.  В случае удовлетворения заявления ребенок будет получать пенсию по потере кормильца. Исполнительное производство на время розыска приостанавливается.  Через пять лет данного гражданина в судебном порядке можно признать умершим.

Ребенок, находящийся в детском учреждении на полном гособеспечении, пособие в случаи розыска родителя не получает.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ФЗ "Об исполнительном производстве" одной из мер принудительного исполнения решения суда является обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста.

Кроме того,  взыскание может быть обращено на любое имущество лица, обязанного уплачивать алименты. 
Имеются определенные особенности при взыскании алиментов на содержание детей, воспитывающихся в детских сиротских учреждениях. Дети в таких учреждениях находятся на полном государственном обеспечении, что не освобождает родителей от обязанности содержать своих детей. Семейный кодекс РФ гласит, что 50% причитающихся воспитаннику школы-интерната алиментов, должны расходоваться на его содержание. Зачастую «идет нарушение закона», по причине того, что поступающие алименты ничтожно малы (в моей  практике была гражданка, не желающая работать, которая  платила дочери 15 руб. в месяц), различен и размер поступающих средств, а отсюда и было бы не равное  содержание детей. Алименты, выплачиваемые родителями на содержание детей, зачисляются на счета учреждения, в котором находится ребенок, и учитываются отдельно на каждого ребенка (СК РФ ст.84). Детские учреждения вправе помещать эти средства в банк для получения дохода. 50% полученного дохода используется на содержание детей. При этом детские учреждения используют их на содержание всех детей, а не только ребенка, которому выплачиваются алименты. Таким образом, администрация школы – интерната  стремятся в полном объеме выполнить свои полномочия  во взыскании алиментов с родителей ребенка и в размещении их в банк.  После окончания обучения выпускники учреждения,  эти сбережения расходуют по своему усмотрению.

Литература

  1. Трунов А. Научные публикации адвокатов коллегии. Актуальные проблемы взыскания алиментов. Интернет-ресурсы. Публикации адвокатов коллегии - Актуальные проблемы взыскания алиментов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы школы-интерната на 2012-2013 учебный год

Представлен общешкольный план воспитательной работы на учебный год по основным направлениям воспитательной работы школы....

Роль патриоитческого воспитатния в системе воспитательной работы школы-интерната

Опыт  моей  работы  по  патриотическому  воспитанию  воспитанников – это  один  из  наших  примеров,  создания  эффективной  системы...

Ученическое самоуправление и ДО "МОРЖ" в системе воспитательной работы школы-интерната

Школа – это маленькая модель общества. Если мы хотим, чтобы школьники во взрослой жизни стали инициативными людьми, то необходимо сделать их инициативными уже в школе, если мы хотим, чтобы ребята науч...

"Здоровьесберегающие технологии в физкультурной и спортивно-массовой работе школы-интерната".

Здоровьесберегающие технологии в физкультурной и спортивно-массовой работе школы-интерната с комплексами утренней гимнастики и подвижных игр....

Доклад «Формы работы школы-интерната по социальной адаптации и успешности выпускников с ОВЗ"

Доклад из опыта работы на педагогическом совете «Формы работы школы-интерната по социальной адаптации и успешности выпускников с ОВЗ"...

Патриотическое воспитание в системе воспитательной работы школы-интерната. Номинация: На благо Отечества

Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в соци...