Самопознание. Цикл занятий.
методическая разработка (8 класс) на тему

Баранова Людмила Александровна

Данная методическая разработка может быть применена в работе с учащимися 13-14 лет. Помогает решить одну из основных задач воспитания в этом возрасте - формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_zanyatiy.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное                                 бюджетное образовательное учреждение                                      среднего профессионального образования                           «Колледж олимпийского резерва №1»

Цикл занятий по самопознанию

Методическая разработка воспитателя Барановой Л. А.

Пояснительная записка

Данный цикл занятий предлагается учащимся 8-х классов.  8 класс (13-14 лет) – начало длительного и, по мнению многих, одного из самых важных периодов развития человека, период, который принято описывать как «возраст второго рождения личности» (Ж.-Ж. Руссо). Одна из основных задач воспитания в этом возрасте – формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека. На занятиях по самопознанию используются различные психофизиологические методики. Тренировкой в познании себя и окружающих являются различные упражнения, коллективные и индивидуальные задания, направленные на критическое развитие школьников.

Содержание цикла.

Занятие 1.   Определение функциональной асимметрии полушарий.

                       (Доминантное полушарие)

                          а) тестирование (тест Поля Торранса и/или по биологическим признакам)

                          б) обработка результатов

                           в) характеристика доминантных полушарий

Занятие 2.   Определение ведущего канала восприятия, переработки и хранения    

                       информации.

                       а) тестирование (тест Левиса, Пукелика и/или по биологическим признакам)

                       б) обработка результатов

                       в) учет особенностей восприятия в учебном процессе

Занятие 3.   Определение темперамента

                          а) тестирование (тест Жарикова, Крушельницкого)

                          б) обработка результатов

                           в) характеристика типов темперамента

Занятие 4.   Определение типа нервной системы по М.К. Акимовой, В.Т. Козловой

                        а) тестирование

                        б) обработка результатов

                        в) характеристика и учет типов нервной системы

Занятие 5.   Путеводитель (формирование опыта самопознания)

                       Задачи: - развить способность к самопознанию и пониманию других людей

                                       - помочь осознать свои положительные и отрицательные черты

                                       - сформировать потребность в самосовершенствовании

Разминка.  Обмен комплиментами (учащиеся должны назвать самое приятное качество

                      одного из одноклассников).

Узнай товарища.   На небольших листах бумаги дети за три минуты дают описание своего

                                  одноклассника (указывать только самые характерные, легко        

                                  узнаваемые черты, описание не должно быть обидным)

                             Учитель зачитывает несколько самых удачных характеристик, а дети    определяют,

                              кому они даны.

Самопрезентация.  За 5-7 минут учащимся нужно закончить предложения.

 

  Заготовка самопрезентации: 1. Моё имя…

                                                          2. Дома меня зовут…

        3. Друзья меня зовут...

                                                           4. Мой возраст…

                                                           5. Моя учеба в школе…

                                                           6. Мои увлечения…

                                                           7. Мои друзья…

                                                           8. Мои достоинства…

                                                           9. Мои недостатки…

                                                           10. Родители меня ценят за…

                                                            11. Друзья ценят меня за…

                                                            12. Мне хорошо, когда…

                                                            13. Мне плохо, когда…

                                                            14. В свободное время я…

                                                            15. Главное в моей жизни…

                                                             16. Иногда мне хочется…

     Вопросы для обсуждения упражнения:

          - легко ли вам было выполнять задание, что показалось особенно сложным, почему?

          - чтение фрагментов самопрезентации вслух ( по желанию)

Волшебный магазин. Учащимся предлагается в магазине, где есть все человеческие свойства,

   умения, черты характера обменять ненужное на нужное.

   Вопросы для обсуждения упражнения:  - легко ли вам было обменивать  хорошие качества?

                                                                               - что же нам делать с нашими недостатками?

Ожидаемые выводы:  

 -все люди разные; чтобы узнать человека хорошо, требуется много времени, чуткости; надо

  надо сначала научиться понимать себя.

  - любой человек способен меняться (избавляться от своих отрицательных качеств и

   приобретать новые положительные).

Задание 6.  Знак вопроса (психологический портрет класса)

  1. создание альбома
  • каждому ученику выдается по одному листу, разделенных на четыре прямоугольника
  • в первом нужно нарисовать обобщенный портрет (лицо) своего класса
  • во втором- большой квадрат, раскрасив его цветом, ассоциирующимся с классом и букву Я
  • в третьем – круг, размер которого определяет число друзей в классе
  • в четвертом – посвящение своему классу (рисунок, стихи, слова и т.д.)
  1. исследование результатов:

ОБРАЗ КЛАССА

- веселый образ ( в классе по-настоящему дружно, хорошо, комфортно)

- смешанный образ (ребенок еще не определился)

- грустный образ (ребенок ощущает  дискомфорт, взаимоотношения  конфликтные)

«Я» В КЛАССЕ

- «Я» в центре: ярко выражен эгоцентризм. С одной стороны, это хорошо, с другой, если в классе таких детей много, то с таким классом сложно

- «Я» не в центре, но обязательно внутри. Это хорошо: ребенок адекватно воспринимает себя в коллективе, не ставя себя на первое место, прислушиваясь к мнению коллектива.

- «Я» за прямоугольником. Это нехорошо: ребенок не видит себя в коллективе.

- «Я» вообще нет. У ребенка отсутствует само понятие «Я», и он не ощущает себя как личность (нужна консультация психолога).

Литература: Я.Л.Коломинский «Человек: психология», М., «Просвещение» 1980 г.

                        Е.Жариков, Е. Крушельницкий «Для тебя и о тебе», М., «Просв.» 1991 г.

                        Журнал «Классное руководство и воспитание школьников», №4 2009 г.

                        Дневник классного руководителя: приложения.

     

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Я обижаюсь". Из цикла занятий по формированию коммуникативных навыков.

Занятие "Я обижаюсь". Из цикла занятий по формированию коммуникативных навыков. На занятии используется музыка: возбуждающая (для того, чтобы детям легче было войти в состояние прошлых обид, ...

Занятие «Путешествие по стране «Хорео - Графия»» из цикла занятий по истории хореографического искусства (программа «Мир танца»).

 Занятие построено в форме путешествия с использованием  ИКТ. Применение указанных технологий в дополнительном образовании  существенно облегчает процесс преподавания учебного ма...

Дьяченко Г.И. Поварова И.Ф. Дидактические материалы к занятиям в объединении «Оригами» "Цикл занятий "Собаки"

Данные материалы предназначены для использования педагогами на занятиях с обучающимися коррекционных образовательных учреждений VII и VIII вида в объединениях дополнительного образования «Оригам...

внеурочное занятие по ОПК из цикла занятий "Заповеди"

внеурочное занятие по ОПК из цикла занятий "Заповеди"...

Конспект занятия/ цикл занятий Постановка, автоматизация и дифференциация звука [Р]

Цикл занятий по постановке, дифференциации и автоматизации   звука [Р],[Р`] разработана  для  детей начальной школы. Цикл занятий имеет социально-педагогическую направленность....

Методическая разработка цикла занятий по курсу ОДНКНР (Раздел I «Россия – наш общий дом») Занятие 1. Тема «Истоки родной культуры» Занятие 2. Тема «Материальная культура» Занятие 3. Тема «Духовная культура»

В методической разработке представленные уроки входят в первый тематический блок «Россия – наш общий дом». Данный цикл занятий связан с понятием «культура».Так на п...