Содержание и методика педагогической деятельности в социальной работе с детьми, оставшимися без попечения родителей
статья на тему

Татьяна Александровна Шубина

Статья содержит описание и испльзование социальных технологий в практике учреждений социального типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shubina_t.a.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Шубина Т.А., социальный педагог

МБОУ г.Иркутска СОШ № 10 им. П.А.Пономорева

Содержание и методика педагогической деятельности в социальной работе с детьми, оставшимися без попечения родителей

На формирование человека существенное влияние оказывает среда его жизнедеятельности т.е. педагогика среды. При этом каждый фактор среды имеет свои воспитательные возможности. К таким факторам относятся: семья, в которой родился и воспитывается ребенок (приемная семья, государственное учреждение); средства массовой информации; игрушки и игры ребенка; книги, которые он читает; круг друзей; авторитетные личности; социально-педагогические особенности коллективов, в которые входит человек на разных этапах его жизнедеятельности; улица и многое другое.  

Социальная педагогика исследует возможности социального развития и воспитания человека, исправления и перевоспитания, коррекции воспитательной деятельности, педагогической реабилитации конкретного человека, с учетом его индивидуальности, среды воспитания и возможной социальной перспективы.

Социальное становление не является стихийным следствием взаимодействия человека и среды. Значительное место в нем принадлежит социальному воспитанию. По своей сути - это направленная деятельность воспитателя (родителя, лица, его заменяющего, учителя, руководителя, наставника и др.) по созданию специальных условий взаимодействия воспитанника, собственное взаимодействие с ним, воздействие на его сознание и чувства в интересах достижения определенных социально-педагогических целей (И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег, М.А. Галагузова, Б.Т. Лихачев, А.В. Мудрик и др.).

Специальные социальные технологии посвящены оптимизации социальных процессов в условиях специализированных учреждений, центров и т. п. Разновидностью социальных технологий выступают педагогические, в том числе социально-педагогические, технологии.

Социально-педагогическая технология - один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной социально-педагогической цели (Л. В. Мардахаев). Она может рассматриваться: как обоснование (описание) этапов, методов и средств социально-педагогической деятельности, обеспечивающих достижение определенного результата; как целесообразная, оптимальная последовательность деятельности, направленная на достижение определенной социально-педагогической цели.

Социально-педагогическая технология - во-первых, совокупность приемов и методов, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями и социальными педагогами в процессе взаимодействия с клиентами для обеспечения эффективности процесса социализации подрастающего поколения, и, во-вторых, способ осуществления социально-педагогической деятельности конкретным социальным педагогом на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией с целью выбора оптимальных средств и методов для их выполнения. В этом отличие ее от социальной педагогики как особого вида деятельности.

Основу технологического процесса составляет алгоритм действий (операций). В технологиях социального типа он не столь жестко задан, отдельные его этапы могут повторяться, дублироваться, взаимозаменяться либо опускаться. Алгоритм обеспечивает повторяемость, тиражируемость технологии.

В работах отдельных специалистов предпринимаются попытки определить типовой алгоритм деятельности социального педагога. Представим обобщенный вариант:

1. Диагностический этап.

А. Анализ исходной ситуации:

а) определение степени трудности и опасности ситуации для ребенка;

б) определение того, входит ли она в круг проблем, которые должен решать социальный педагог;

в) выявление причин, ее породивших;

г) постановка проблемы;

д) определение степени переживания и осознания проблемы ребенком, т. е. ее актуальности для него;

е) готовность или неготовность ребенка к решению проблемы.

Б. Постановка задачи социально-педагогической защиты (проектирование).

В. Определение своей компетентности в оказании помощи или круга лиц, способных ее оказать. Планирование деятельности.

2. Оказание помощи ребенку в выявлении и осознании проблемы и ее причин или создание условий для актуализации проблемы для ребенка.

3. Совместное проектирование решения трудной ситуации.

4. Определение способов социально-педагогической защиты (непосредственные, прямые, косвенные, опосредованные).

5. Помощь ребенку в нахождении способов разрешения проблемы или создание условий для поиска им этих способов.

6. Анализ результатов выхода из проблемы.

7. Оценка собственной деятельности.

8. Последствия — формирование установки ребенка на самостоятельное преодоление подобных проблем.

9. Осуществление контроля за состоянием ребенка и его развитием.

В профессиональном словаре педагога одно из ведущих мест занимают понятия «метод» и «методика». Метод - способ достижения какой-либо цели, способ действия. Методика - сложившаяся совокупность методов, позволяющая решать типовые задачи. В методике индивидуально-личностные особенности специалиста, нюансы его профессиональной подготовки зачастую играют существенную роль в решении социально-педагогических задач. На подбор методики существенное влияние оказывает содержание деятельности человека, на работу с которым она рассчитана. Игра потребует одних методик и методов, диалоговое общение - других. Знание специфики деятельности задает своеобразие цели, определяет методику, которых может быть несколько. Классический пример приводят авторы учебного пособия под редакцией С. А. Смирнова «Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии» (М., 2001). Воспитывая, можно действовать по-разному: воздействовать на ребенка, противодействовать ему, содействовать или помогать, сотрудничать. Кроме того, возможно комбинирование методов, подбор их в зависимости от характеристик ситуации. В технологическом процессе, где в основе лежат процессы целеполагания, прогнозирования, проектирования, содержание деятельности определяется ожидаемыми изменениями объекта.

Значительное поле деятельности имеет социальный педагог, работающий в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В подобного рода учреждениях социальный педагог ведет картотеку детей, отслеживает особенности их социального развития, обеспечивает защиту их прав, предпринимает усилия по нормализации обстановки, созданию максимально приемлемых условий для полноценного развития каждого ребенка. К условиям, которые могут содействовать нормализации воспитательного пространства, специалисты относят: приведение в соответствие нормативам определенного количества детей и возможности разделения их на небольшие группы; создание социального и эмоционального окружения, близкого к семейному; неразделение братьев и сестер по разным учреждениям; укрепление связей между детьми и их родителями; развитие у детей умений, бытовых и общественных навыков, необходимых в будущей самостоятельной жизни и др.

Социальный педагог заботится о профориентации воспитанников, их правовой грамотности, помогает адаптироваться к условиям внешнего мира, самостоятельной жизни. Социальный педагог знакомит детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с теми льготами, которые предписываются им в сфере образования, медицинского обслуживания, трудоустройства, с правами на имущество и жилое помещение. Эти гарантии сформулированы в Федеральном законе Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Технология социально-психологической реабилитации (детей и подростков) – системный, целенаправленный процесс их возвращения, включения, реинтеграции в общество (семью, школу, класс, коллектив сверстников), способствующий полноценному функционированию в качестве социального субъекта.

Реабилитация в психолого-педагогическом аспекте может рассматриваться как процесс восстановления психических проявлений и способностей ребенка после какого-либо нарушения. В результате создается определенное равновесие в психике и поведении ребенка, отвечающее норме, адекватной его возрасту и требованиям среды. Это возможно лишь при восстановлении ребенка как субъекта деятельности (игра, учение) и общения в условиях обучения и воспитания. В этом плане реабилитацию часто называют перевоспитанием.

Основные цели социальной реабилитации, можно охарактеризовать следующим образом. Во-первых, восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта. Во-вторых, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости. И, наконец, в-третьих, повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.

Таким образом, социально-педагогическая реабилитация - это организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования, определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ.

Методика коррекции воспитанников дошкольного возраста в центре помощи детям применима в учреждении к воспитанникам с разными признаками  педагогической запущенности.

Интеллектуальные  - ненаблюдательность, нелюбознательность, неразвитое мышление, неразвитая память, плохое внимание, непрактичность ума, невосприимчивость к учению, интеллектуальная неподготовленность к учёбе.

Нравственные - лживость, леность, несправедливость, нескромность, жадность, лицемерие, грубость, непослушание.

Поведенческие - невоспитанность, недисциплинированность.

Эмоциональное состояние - угнетённость, вялость, подавленность, угрюмость, раздражительность, плаксивость, боязливость, страхи, неуравновешенность, гиперактивность, расторможенность, неуправляемость, агрессивность.

Отношение к деятельностирезультаты  - недобросовестность, неработоспособность, отсутствие интереса, неуспешность.

Отношение с окружающими - озлобленность, чёрствость, жестокость, злопамятность, замкнутость, индивидуализм.

 Социальные педагоги центра разрабатывают и реализуют коррекционно – развивающие занятия. Используют такие направления в работе, как игровая терапия, музыкотерапия, арттерапия, сказкотерапия, сенсорное развитии детей, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, социально-бытовая реабилитация. Методика воспитания дошкольников во многом базируется на развитии мелкой моторики.

Литература:

  1. Лекции по предмету Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы.[Электронный ресурс] http://www.twirpx.com
  2. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика [Текст]: Учебник / Л.В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2006. – С. 262-263.
  3. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Текст], // Российская газета - 1996 - 27 декабря.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы и методы работы с детьми оставшимися без попечения родителей

Методическая разработка для социальных педагогов, классных руководителей...

Арт-терапия в работе с детьми оставшимися без попечения родителей

В статье представлены различные техники арт-терапии по работе с детьми...

Возможности проектной деятельности, как педагогической технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Для  коррекции  у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей эмоционально-личностных нарушений, формирования социально-психологических навыков,  умения выражать  свои...

Опыт работы с детьми, оставшимися без попечения родителей

Опыт работы учителя с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.( выступление на педагогическом совете)...

Формы и методы работы социального педагога с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Сопровождение ребенка, оставшегося без попечения родителей в образовательном учреждении интернатного типа, защита его интересов, взаимодействие всех служб, направления работы....