Арт-терапия в работе с детьми оставшимися без попечения родителей
статья на тему

Серебрякова Алёна Александровна

В статье представлены различные техники арт-терапии по работе с детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Вера»

Доклад

«Арт-терапия в работе с детьми    оставшимися без попечения родителей»

Детство – период наиболее быстрого и интенсивного развития человека.

В этот период ребенок активно познает окружающий мир – в игре, действиях с предметами, общении со сверстниками и членами своей семьи. Однако, жизнь ребенка в семье зачастую не так радужна, как должна быть на самом деле.  Ощущение счастья, гармонии и абсолютной защищенности может быть утеряно ребенком, проживающим со взрослыми, которые не несут за него всей родительской ответственности, не могут подарить ему детство, полное красоты, ярких позитивных впечатлений, либо проявляют эмоциональную или физическую жестокость. Надо сказать, что дети, находящиеся у нас на реабилитации нередко воспитывались именно такими родителями. Непосредственными следствиями такого воспитания является переживание ребенком страха, тревоги, депрессии, гнева, враждебности, а также заниженная самооценка. А ведь детский возраст – период жизни, когда самые незначительные отрицательные переживания могут стать серьезным травмирующим фактором, и в ликвидации его возникают определенные сложности. В компенсации той или иной проблемы необходимо учитывать, что детская психика пластична и правильно подобранные упражнения, адекватное отношение окружающих к ситуации может помочь справиться с психологическим дискомфортом.  Когда ребенок по тем или иным показаниям определяется в наш центр, уже не разлука с матерью или неадекватный родительский уход, но дефицит внимания и воспитания становятся основными факторами, негативно влияющими на процесс его развития. Дальнейшее развитие ребенка зависит от качества и разнообразия впечатлений, связанных с его общением со взрослыми  и другими детьми, а также с разными видами деятельности, в которые ребенок может вовлекаться  в центре. Следует признать, что одним из источников таких впечатлений, несомненно, выступает участие ребенка в индивидуальных и групповых  арт - терапевтических занятиях. Ребенок, попадая в наш центр,  переживает довольно сложный период адаптации. Приспособление к новым условиям  требует разрушения некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. Ребенок  может быть заторможен или неуравновешен, гиперактивен, замкнут, беспокоен, малообщителен, агрессивен. Познавательная активность, как правило, снижается или угасает совсем. Подобное поведение – это реакция на переживаемый стресс. В данном случае ребенку необходимо помочь, оказать эмоциональную поддержку. Эту проблему можно решить средствами  арт - терапии. Через творчество можно наладить с ребенком контакт, подарить ему  веру в себя и показать ребенку, что взрослый может быть помощником.

             Техники для работы с детьми из неблагополучных семей.

В зависимости от индивидуальных особенностей   и конкретной ситуации, дети могут демонстрировать различную степень активности, выбирая тот или иной материал и способы работы с ним. Художественные материалы и способы работы с ними в процессе  арт - терапии  с  детьми могут быть весьма разнообразными.

Техника «Рисование на камне»

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения.

Материалы: камни, гуашь, кисть, емкость с водой.

Детям очень нравится данный вид деятельности. Они с удовольствием рисуют гуашью на камнях. В зависимости от эмоционального состояния, дети по - разному относятся к своим «творениям».  Некоторые предпочитают  смыть нарисованные образы.   Другие - хотят показать своим друзьям.  Но, как правило, воспитанники всегда с удовольствием принимаются за рисование на камнях.

 Техника  «Рисование на кукле».

Это довольно необычная техника, которая помогает лучше познать внутренний мир ребенка, развивает его воображение. Материалы, используемые  для  данной техники – это гуашь, кисточки, емкость с водой, кукла. Ребенку предлагается раскрасить куклу так, как он хочет. По ходу работы ведется наблюдение за ребенком. Очень много  информации несут в себе высказывания ребенка по ходу работы. Анализируя их можно узнать о некоторых страхах или, наоборот, желаниях ребенка.

Техника «Волшебная вата».

Данная техника за счет того, что используется такой материал как вата (шерсть), сохраняющий тепло рук после работы с ним, позволит не только увеличить объем сенсорной информации, но и подарить ощущение дополнительной заботы. Это происходит из-за того, что мягкий и теплый слой ваты словно служит одеждой для изначально «обнаженных», «беззащитных персонажей». Учитывая то, что в процессе работы происходит проекция внутреннего мира ребенка на композицию, то можно рассчитывать на позитивное действие самой композиции и материала на внутреннее ощущение психологической защищенности и комфорта.

Материалы: клей ПВА, вата, шаблоны  ( изображения зверей, солнце, облака, деревья), гуашь, кисточки.

Инструкция: наклеить вату на шаблон, затем закрасить гуашью. Ребенок самостоятельно выбирает  понравившийся шаблон, раскрашивает, элементы и  раскладывает,  как захочет.  Ребенок может рассказать об отдельных элементах и о своей работе в целом.

В этой технике важно обращать внимание на наличие на картине облаков  или туч, солнца. Важен выбор животного, характеристики которого могут помочь в понимании внутреннего мира ребенка. Кроме того, вата может выступать в качестве шкуры, а именно оболочки, защитного элемента.

Техника   «Граттаж»

Замечательная нестандартная техника рисования – граттаж – интересна всем  детям – независимо от возраста – разница лишь в том, что малышам подготавливать исходный материал помогает взрослый, а старшие дети  – могут сделать все самостоятельно, так как техника в выполнении проста - всего в три  шага.

Все шаги подготовки листа к работе – интересны и тем, что  развивают у ребенка чувство последовательности, внимания, усидчивости. Рисование н выделанном уже  листе – похоже на волшебство: дети с удивлением наблюдают, как на графитово-черном фоне проступают яркие, контрастные линии и штрихи. Наряду с проявлением творческой, художественной мысли, можно сказать, что ребенок ставит эксперимент, практически познает законы физики, понимает значение слоев.

 

Но не стоит забывать – что маленький ребенок не может долго усидеть на месте – поэтому занятие мы разбиваем на два этапа – подготовку исходного материала и собственно, рисование.

Итак,  Граттаж  (фр. gratter — скрести, царапать) - это способ рисования методом процарапывания заостренным инструментом  - грунтованного листа - бумаги или картона, залитых тушью (в классическом варианте) или гуашью.

Первый шаг.

Лист картона раскрашивается восковыми мелками.  Можно поделить лист пополам и раскрасить в два разных цвета.

Шаг второй.

Покрываем лист черной гуашью или тушью. Кисть в воде смачивать не нужно.

Шаг третий.

Когда краска высохнет процарапываем пластиковой вилкой или зубочисткой тот рисунок, который задумали.

На сегодняшний день проблема социального сиротства является весьма актуальной. У детей из неблагополучных семей часто имеются психологические проблемы, которые возникают в результате отрыва от семьи и направления в детские учреждения. Мы считаем, что

 арт-терапевтическая  работа с детьми является одной из форм психологического сопровождения, позволяющей решать комплекс задач, включая гармонизацию эмоционального состояния ребенка и создания условий для  оптимального развития различных психических функций и свойств личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы с детьми дезадаптивного поведения в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В статье отмечены основные направления работы с детьми девиантного поведения, являющимися воспитанниками детского дома, среди которых необходимо отметить индивидуальную и профилактическую работу, орга...

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ - СИРОТАМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ЛИЦАМИ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ – СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Деятельность социального педагога по защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения рожителей, обучающихся в образ...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...

Арт-терапия в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей

Арт-терапия обладает богатыми возможностями в работе с детьми, являющимися воспитанниками интернатных учреждений. Она позволяет быстро проводить психологическую диагностику и оказывает, вместе с тем, ...