Занятие по формированию правовой культуры обучающихся "В мире наших прав и обязанностей"
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Сафарян Олеся Игоревна

Цель: формирование социально-правовой культуры воспитанников.

 

Задачи:

  1. Познакомить воспитанников с их основными правами и обязанностями;
  2. Развивать познавательный интерес воспитанников в изучении своих прав и обязанностей;
  3. Способствовать социализации личности воспитанников и готовности к реализации своих прав и выполнению конституционных обязанностей.
  4. Привить  воспитанникам чувство гордости за своё Отечество и его историю;
  5. Воспитывать в детях уважительное отношение к одноклассникам и их мнению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Дивеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

«В мире наших прав и обязанностей»

Конспект открытого занятия по становлению правовой культуры в 7 «А» классе

 

Социальный педагог

Лубина О.И.

2013-2014 учебный год

Тема: «В мире наших прав и обязанностей»

Цель: формирование социально-правовой культуры воспитанников.

Задачи:

  1. Познакомить воспитанников с их основными правами и обязанностями;
  2. Развивать познавательный интерес воспитанников в изучении своих прав и обязанностей;
  3. Способствовать социализации личности воспитанников и готовности к реализации своих прав и выполнению конституционных обязанностей.
  4. Привить  воспитанникам чувство гордости за своё Отечество и его историю;
  5. Воспитывать в детях уважительное отношение к одноклассникам и их мнению.

Инструментарий: доска с темой занятия и правовой «цветик-семицветик», раздаточный материал (картон с заготовкой для аппликации, конверты с элементами аппликации, карандаши, карточки с заданиями, сигнальные карточки), презентация Microsoft Power Point «В мире наших прав и обязанностей», мультимедийная установка, компьютер, проигрыватель Windows Media, диск с мультфильмом «Лиса и Заяц», грамоты, буклеты.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

 - Добрый день, ребята. Я всех вас очень рада видеть. Надеюсь, что сегодня на занятии вы приготовились не только слушать и слышать, но и работать активно. Прежде, чем мы начнем с вами занятие мне бы хотелось бы уточнить: поднимите руки те, кому из вас нравятся сказки и мультфильмы?

- Вижу, что большинству.

- Какие персонажи мультфильмов вам нравятся больше всего?

(Ответы детей)

- Почему они вам нравятся?

(Ответы детей)

- А какие вам не нравятся?

- А чем вас отталкивают такие персонажи, как Баба Яга, Кощей Бессмертный?

- Они злые и творят зло.

- Какое зло они делают?

- Говорят неправду, колдуют, могут навредить кому-нибудь.

- Поднимите руки те, кто считает, что они нарушали закон?

- Правильно. Как же восстанавливали справедливость в сказках?

- Добрыми делами и поступками.

- Молодцы. Поднимите руки, ребята, кто хотел бы, чтобы так было в вашей жизни? Чтобы зло всегда было наказано?

2. Основная часть.

- Мы подошли к теме нашего занятия. Занятие называется «В мире наших прав и обязанностей». Что же такое право и как оно связано с обязанностью? Сегодня на занятии я хочу познакомить вас с Правом (встает Ученик и кланяется классу) и с Обязанностью (встает ученица и тоже кланяется классу).

А еще сегодня на занятии нм предстоит с вами, ребята, раскрыть цветок наших  прав. Сейчас он закрыт, но в течение занятия мы с вами его раскроем, и он расцветёт всеми цветами радуги. На столах у вас так же лежит картон с заготовкой для аппликации, или уменьшенные варианты этого цветика-семицветика. И поскольку мы будем говорить о правах, то по мере «распускания» цветка на доске, будем приклеивать соответствующие лепестки с правами на ваши маленькие индивидуальные цветы, которые вы заберете с собой на память.

- Ребята, все вы слышали эти слова и сами нередко их говорите. Как вы считаете, что такое право?

- Способность делать что-либо, совершать поступок.

- Всякий ли поступок разрешает совершать право? Как вы считаете?

(Ответы детей)

- Обратимся к самому Праву. Скажи нам, Право, (обращаюсь к ученику) какие поступки ты разрешаешь совершать.

(Отвечает ученик, Право)

- Я – Право, и служу я только на благо людей. Я защищаю их жизнь и здоровье. А поступки разрешаю совершать только самые добрые.

Ученик садится.

- Да, ребята. Много лет назад на Земле появились люди. Вместе с их появлением возникло великое множество вопросов. Что могут делать люди, и чего не могут? Какие у них есть права и как их соблюдать? Какие есть у людей обязанности и как их выполнять? Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошную неразбериху. Жизнь людей омрачалась войнами, различными конфликтами. И люди со временем стали решать эти вопросы. Как вы думаете, написаны ли где-нибудь права человека?

(Ответы детей)

(Обращаюсь к ученику)

- Скажи нам, Право, где написаны твои правила?

(Отвечает ученик, Право)

- Сначала на свет появилась Всеобщая декларация прав человека, затем Конвенция о правах ребенка.

- Итак, мы получили подтверждение и доказательство тому, что права – не пустой разговор, они действительно есть и записаны, ребята, не только во Всеобщей декларации прав человека, но и в Конституции нашей страны. Теперь мы смело можем поговорить о наших правах. Но, кажется, мы что-то упустили. Что есть у человека помимо его прав?

- У человека есть ещё и обязанности.

- Правильно. А что такое обязанность?

- Это долг человека перед кем-либо из людей, перед страной, перед семьей, перед классом и т.д.

- Спросим у самой Обязанности (обращаюсь к ученице). Расскажи нам о себе, не таи секрета.

(Отвечает ученица, Обязанность)

- Я Праву прихожусь сестрой, здесь секрета нету.

  Сколько лет уже живу

С ней я за руку хожу.

Она законы защищает,

Я о делах напоминаю.

Право надо уважать

И про меня не забывать.

- Ребята, как вы думаете, должно ли быть право справедливым? Почему?

(Ответы детей)

На экран выводится слайд из презентации с определением справедливости. Еще раз прочитываю детям это определение.

- Давайте посмотрим фрагмент сказки «Лиса и журавль» и попытаемся выяснить что же такое справедливость и в чем смысл справедливости.

Просмотр сказки. Обсуждение.

- Как поступила лиса с журавлем?

- Какие качества лисы вы можете назвать?

- Чем ответил ей журавль?

- Как вы думаете, он правильно поступил? Почему?

- Была ли восстановлена справедливость?

- Какие выводы для себя должна была сделать лиса?

- Какие выводы можем сделать для себя мы?

- Молодцы, ребята. Теперь мы с вами должны всё же выяснить, какие у нас есть права и обязанности. Мы будем работать с презентацией. Смотрим на картинку и определяем по ней право ребёнка.

Показ слайдов. Обсуждение. (5-7 минут) Раскрытие лепестков с названием прав.

- Молодцы, ребята, ответили на все вопросы, а теперь давайте свяжем права с обязанностями.

- Каждое право, на которое претендует человек, обязывает его к чему-то. Давайте обсудим эту связь. Повторим еще раз – какое главное право есть у каждого человека? (указываю на лепесток с названием права)

- Право на жизнь.

 - Правильно. А чему обязывает это право? Какая обязанность есть у человека в связи с таким правом.

- Уважение жизни другого человека, не причинение ей вреда.

(Обращаюсь к ученице) – Верны ли наши мысли?

(Отвечает ученица, Обязанность)

- Да, вы совершенно правы. Каждый человек обязан хранить и оберегать жизнь других людей.

- Право на имя и фамилию (указываю на второй лепесток). А что же тут? Казалось бы, имя и фамилия даются детям просто так, без всяких обязательств. Как вы думаете, ребята?

(Ответы детей)

- Снова обращаемся за помощью к Обязанности (обращаюсь к ученице).

- Да, ребенку дается имя, фамилия и отчество, но он не должен издеваться над именами и фамилиями других детей, обидно их называть.

- Кто согласен с этим ответом, поднимите руки?

- Право жить и воспитываться в семье (указываю на третий лепесток). Как мы должны вести себя по отношению к родителям или близким нам людям?

- С уважением, должны слушаться старших.

- Правильно. Это и есть наша основная обязанность.

- Право на медицинскую помощь (указываю на четвертый лепесток). Ребята, все в своей жизни болели простудой, гриппом и другими различными болезнями. Никто не застрахован от болезни. Но в нашу с вами обязанность входит беречь себя и своё здоровье, соблюдать технику безопасности в школе, на улице и в общественных местах.

- Хорошо. Следующее право – право на обучение (указываю на пятый лепесток). Какие обязанности должен выполнять ученик?

- Стараться хорошо учиться, не нарушать дисциплину в классе, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, соблюдать правила школы.

- Как же так получилось? Право одно, а обязанностей, почему так много?

(Обращаюсь к ученику)

- Объясни, Право, почему право на учёбу одно, а обязанностей так много?

(Отвечает ученик, Право)

- Потому что, чем старше человек, тем больше у него прав, но еще больше обязанностей.

- Право на отдых (указываю на шестой лепесток). Как странно. Право отдыхать мы имеем, неужели и, отдыхая, мы чем-то обязаны? Отдых бывает разным. Можно просто лежать на кровати и ничего не делать, а можно играть в игры, гулять, читать, вышивать и рисовать. (Обращаюсь к ученице). Какая обязанность у отдыхающего.

(Отвечает ученица, Обязанность)

- Отдых должен быть культурным и ни в коем случае не нарушать права других ребят.

- Например, ребенок в одной комнате слушает музыку. Это прекрасно, ведь у детей в этом случае развивается музыкальный слух. Но в соседней комнате другой ребенок читает книгу и ищет для себя полезную информацию, обогащает словарный запас. Как быть в этом случае?

- Тот ребенок, который слушает музыку, не должен включать ее слишком громко, чтобы это не мешало его соседу по комнате.

- Правильно. И последнее право, которое мы разобрали на сегодняшнем занятии – это право на личную неприкосновенность (указываю на седьмой лепесток). Напомните мне, ребята, что это за право?

- Это право ребенка на защиту от насилия со стороны сверстников и взрослых.

- Правильно. Но еще это право включает в себя также уважение достоинства других людей, отказ от применения физической силы и насилия, неприкосновенность жилища и личных вещей других людей и отказ от оскорбительных, унизительных форм общения.

- Так какую же обязанность влечет за собой это право.

- Никто не может бить, наказывать или унижать ребенка.

- Поднимите руку те, кто считает, что это право дано всем детям?

- Правильно. Ведь солнце всем на планете одинаково светит. И дождь льется на всех людей, не различая, какой они национальности, цвета кожи, какую религию они исповедуют.

- Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик с мультфильмом «Лиса и заяц» (5-7 минут)

Обсуждение мультфильма.

- Как поступила Лиса с Зайцем?

- Выгнала его из своего домика.

- Как вы думаете, почему Лисе удалось выгнать Зайца?

- Потому что Заяц слабее Лисы.

- Какое право нарушила Лиса?

- Право на неприкосновенность жилища?

- Как восстановилась справедливость в этом мультфильме?

- Пришел Петух и выгнал Лису из домика Зайца.

- Что мы можем посоветовать Лисе.

- Больше так не делать, построить свой собственный домик.

Обсуждение ситуаций.

Ситуация № 1. Мальчик Вова пришёл в школу в старой курточке. Одноклассники стали смеяться над ним, дразнить его. Кто-то даже попытался толкнуть Вову, но вошла в класс учительница и заступилась за Вову.

- Какое право было нарушено в данной ситуации?

- Право на личную неприкосновенность, на право быть самим собой и жить так, как позволяют условия.

- Как вы думаете, как могла бы развиваться ситуация, если бы учительница вовремя не вошла в класс и не заступилась за Вову?

- Могла бы произойти драка, было бы нарушено право на личную неприкосновенность.

Ситуация № 2. В одной семье родился ребенок, мальчик. Мама захотела назвать сына Сашей, а папа предложил дать ребенку номер вместо имени. Какая разница, - говорил папа, - в нашем мире экономики и чисел, номер отлично заменит ребенку имя.

- Как вы думаете, кто из родителей прав? Почему?

Мнения детей.

- Какое право имеет ребенок, только родившись на свет?

- Право на имя и фамилию.

- Скажите, а можно было бы в вашем классе обойтись без имен, а называть друг друга по кличкам и прозвищам?

Ответы детей.

- А что бы вы чувствовали, если бы к вам обращались не по имени, а по кличке или прозвищу?

Ситуация № 3. К 1 сентября школа набирала в 1 класс мальчиков и девочек. Классная руководительница сказала родителям:

- Если ваш сын или дочь со светлыми волосами, то приводите ребёнка в школу, а если у ребенка тёмные волосы, то не обязательно ему учиться. Брюнеты и так умные.

- Права ли учительница?

- Нет, учительница в данной ситуации неправа.

- Почему?

- Потому что она нарушает право детей на обучение.

- Скажите, какие дети имеют право на образование?

- Все дети.

- А если ребенок другой национальности?

- Не имеет никакого значения, какой ребенок национальности, цвета кожи или веры. Все дети имеют право учиться в школе.

Игра «Соотнеси картинку и фразу»

- Ребята на столах у вас лежат листы с эмблемами, изображающими разные права в левой стороне и названиями прав в правой. Внимательно прочитайте право и положите на него ту, картинку, которая изображает это право. Также на столах у каждого из вас лежит сигнальная карточка красного и зеленого цветов. Если у вас есть вопрос ко мне или что-то непонятно, поднимите вверх зелёную карточку. Если вы справитесь с заданием – поднимите вверх красную карточку.

Выполнение задания. Проверка задания в соответствии с презентацией.

- Ребята, наше занятие подошло к завершению. Все вы справились с заданием и работали сегодня хорошо. Конечно, чтобы как следует изучить тему прав и обязанностей не достаточно одного занятия, поэтому в дальнейшем мы с вами еще будем встречаться для того, чтобы провести беседы, посмотреть фильмы, которые помогут вам лучше понять правовую культуру. А сейчас мы проведем церемонию награждения грамотами за активное участие на занятии.

- Это еще не всё. Совместно с вами, ребята, мы провели не одно занятие, посвященное нашим правам и обязанностям. И в результате нашей с вами работы, я составила буклет по правам и обязанностям для каждого из вас лично. (Раздаю буклет каждому учащемуся). Хочу пожелать вам хорошего дружеского настроя по отношению друг к другу и к педагогам, работающим с вами. Еще раз напомню, что право без обязанности существовать не может. И все дети на планете, не зависимо от их культуры, языка или национальности, имеют равные права. Не забывайте простую истину: наши права заканчиваются там, где начинаются права другого человека. Всего вам доброго. До свидания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наши права и обязанности

проект классного часа в 6 классе...

Классный час Наши права и обязанности

Классный час "Наши права и обязанности", посвященный Дню Конституции...

Классный час "Наши права и обязанности".

Классный час проводился в специальной школе для воспитанников с девиантным поведением. Ребята познакомились с основными документами в области прав человека. Поговорили о правах ребенка и об основных о...

Разработка занятия на тему: Наши права и обязанности

Методическая разработка для работы с воспитанниками детского дома....

Урок правовых знаний "Наши права и обязанности"

Урок "Наши права и обязанности" подходит для проведения в школе или отдельном классе мероприятий, которые будут знакомить школьников со своими правами, как их можно защитить, исходя из межди...

Правовая игра с применением ИКТ " Права и обязанности" (для учащихся 6-х классов)

Методическая разработка внеклассного мероприятия по правовому воспитанию....

ПРАВОВОЙ КВЕСТ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ»

Цель: формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры обучающихся.Задачи:- вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс, побуждать к познавательно-исследовательс...