Разработка занятия на тему: Наши права и обязанности
методическая разработка на тему

Серебренникова Татьяна Евгеньевна

Методическая разработка для работы с воспитанниками детского дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_zanyatiya_nashi_prava_i_obyazannosti.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка занятия на тему «Наши права и обязанности»

Тема: «Наши права и обязанности»

 Цель -  вспомнить с воспитанниками о правах и свободах человека и гражданина, правах ребенка,        документах о защите прав человека и ребенка.

Задачи:

  • обобщить знания воспитанников детского дома об основных правах ребёнка;
  • развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;
  • воспитывать уважение к высказываниям других людей, их правам.

Категория участников: воспитанники детского дома от 7 до 16 лет, воспитатели детского дома.

Форма работы: беседа

Оборудование:

  • Карточки-знаки по правам человека;
  • выставка литературы по правовому воспитанию;
  • на доске – кроссворд.

Ход занятия

1. Педагог детского дома: Здравствуйте! Радостно от того, что мы, повзрослевшие ещё на один год, собрались снова вместе с вашими воспитателями для серьёзного разговора.

- Текущий месяц богат событиями, которые очень важны для страны, для всех её жителей и проходит как месячник правовой культуры.

Почему? (В декабре появлялись все важнейшие документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека: «Декларация прав человека», «Конституция Российской Федерации» «Конвенция по правам ребёнка» – в ноябре).

А 20 ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка

Наш разговор о том, какие права ребёнка вы знаете, как вы их понимаете. Здесь присутствуют ваши воспитатели, они будут участниками нашей беседы, помощниками.

-Сегодня можно получить консультацию.

Что значит слово консультация?

- И не простую консультацию, а консультацию людей, которые по долгу своей службы, следят за тем, чтобы нигде и никогда, ни при каких обстоятельствах не были нарушены права человека (представляю наших гостей – юрист, инспектор ОПДН).

- Вместе с нами - сказочный маленький человечек. Кто он такой?

(Герой книги А.Усачёва, «зелёный человечек», который боролся за права людей).

-Что такое право?

/Совокупность установленных и охраняемых

государственной властью норм и правил, 

которые регулируют отношения между людьми/  С. И. Ожегов

Зачем вообще нужно знать какие-то права людям?

(Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни)

2. Игра по кругу «Подари шар человечку»

По тому же принципу, что и знаки дорожного движения, каждая семья детского дома (группа) сделала правовые знаки, которые отражают правовые статьи Декларации прав человека. Попробуем высказать своё мнение, что значит каждый знак. Будем делать это по кругу. Если трудно, бери помощь соседа. Если трудно обоим, обращайтесь в «Юридическую консультацию». А знаки спрятаны на спинках ваших стульев (воспитанники берут любой знак, прикрепляют, как шар, на доску и кратко обосновывают, какое право отражено в условных знаках)

Почему знаки двух цветов? (Разрешающие и запрещающие)

В книге о маленьком человечке есть отрывок, где говорится, как наш герой решил лететь на международную конференцию на воздушных шариках, чтобы люди всей Земли видели, какие права для них существуют. Пусть он продолжает путешествовать. А мы подведём итоги.

Разведение понятий «права» и «обязанности»

Ребята, Ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет, не только права, но и обязанности.

Что такое обязанность?

/Круг действий, возложенных на кого  –  то и обязательных для выполнения/

Какая самая главная обязанность у ребенка в семье? А у воспитателя? У кого их больше всего? (Спросить воспитателей)

А какие обязанности есть у вас? (Составляем список обязанностей воспитанника детского дома)

1. Выполнять Устав и соблюдать правила внутреннего распорядка детского дома.

2. Добросовестно учиться.

3. Бережно относиться к имуществу детского дома.

4. Уважать честь и достоинство других воспитанников и работников детского дома.

ИТОГ:

Давайте заполним кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:

1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим

3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.

4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.

5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……

П о р я д о ч н о с т ь

с п Р а в е д л и в о с т ь

Р А з у м н о с т ь

В о с п и т а н н о с т ь

О Б Я З А Н Н О С Т И

Вот поэтому мы и проводим с вами беседы на тему: Наши права и обязанности

3.Творческое задание:

-Отвечая на вопросы анкеты, вы признавались в том, что вами чаще нарушаются обязанности. А почему? (высказываются дети, воспитатели)

1. К нам обратились за помощью учителя первоклассников.

Некоторые ребята трудно приживаются в школе, т.к. им показалось, что в школе одни запреты. И вправду, нельзя то, другое. Не сможем ли мы эти же самые правила – запреты прописать, прорисовать для них по-другому: со словом МОЖНО, нужно?!

2. Чтобы вам было легче решить многие проблемы, чтобы вы больше знали о законах нашей жизни. Вам помогут также книги, изданные специально для вас (обращаюсь к выставке).

И помните такие слова – обращение к каждому:

Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!

4. Рефлексия: Катится, катится клубок, как ручеёк вьётся, а за ним и мысли вслух о занятии льются (высказывания каждого).

Представители закона вручают каждому визитку - символ маленького человечка с надписью: «Живи по закону, поступай по совести».

 АНКЕТА

1. Какие права ты имеешь, как ученик?____________________

2. Что обязан делать ученик?_____________________________

3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?_________________________________________

4.Что такое права?_____________________________________

5. Что такое обязанности?_______________________________

6.Зачем придумали права людей и обязанности?____________

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты

1 июня – Международный день защиты детей

4 июня - Международный день детей – жертв агрессии

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека

12 декабря – День Конституции Российской Федерации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наши права и обязанности

проект классного часа в 6 классе...

Презентация на тему:"Всероссийский урок. Наши права и обязанности"

Материал может быть использован на классном часе, как наглядное пособие во время беседы с учащимися о правах и обязанностях граждан, о правах и обязанностях обучающихся. Возраст обучающихся: 11-16 лет...

Занятие по формированию правовой культуры обучающихся "В мире наших прав и обязанностей"

Цель: формирование социально-правовой культуры воспитанников.   Задачи: Познакомить воспитанников с их основными правами и обязанностями; Развивать познавательный интерес воспитанников в из...

Классный час на тему: "Наши права и обязанности"

Классный час на тему: "Наши права и обязанности"  рассчитан на учащихся 5 класса....

Методическая разработка радиолинейки "Наши права и обязанности"

Цель проведения радиолинейки – формирование правовой культуры учащихся. Задачи:1.Образовательные:- формировать у учеников правильное понимание понятий «права и обязанности»- обо...

Методическая разработка занятия на тему "Помни правила дорожного движения"

Занятие разработано для обучающихся начальной школы....