Формирование у учащихся семейных, духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы
статья на тему

 На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных отношений, их образовательно - воспитательных возможностей, семейных духовно-нравственных ценностей. Именно семье принадлежит ведущая роль в формировании духовно-нравственных ценностей детей, их воспитания и развития. Семья является основой любого государства, главным и ведущим условием сохранения и поддержания духовной истории народа; традиций, национальной безопасности. Постепенно восстанавливается и наращивается дидактическая система семьи, и соответственно возрастает роль семейного воспитания в образовании ребенка. В системе духовно-нравственных воздействий современной школы все большее внимание уделяется использованию традиционных культурных ценностей: гражданственности, высокого достоинства и ответственности служения человека на общественном поприще в тесной связи с их духовным осмыслением, формирование национального самосознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему:

"Формирование у учащихся семейных, духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы".

Автор: Рамова Марина Ивановна,

воспитатель ГПД ГБОУ средней школы №467

        На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных отношений, их образовательно - воспитательных возможностей, семейных духовно-нравственных ценностей. Именно семье принадлежит ведущая роль в формировании духовно-нравственных ценностей детей, их воспитания и развития. Семья является основой любого государства, главным и ведущим условием сохранения и поддержания духовной истории народа; традиций, национальной безопасности. Постепенно восстанавливается и наращивается дидактическая система семьи, и соответственно возрастает роль семейного воспитания в образовании ребенка. В системе духовно-нравственных воздействий современной школы все большее внимание уделяется использованию традиционных культурных ценностей:  гражданственности, высокого достоинства и ответственности служения человека на общественном поприще в тесной связи с их духовным осмыслением, формирование национального самосознания.

        Проблемам семьи и семейного воспитания уделяется сегодня большое внимание в государственных и правительственных документах. В «Конституции Российской Федерации» (1993 г.) в статье 28 установлено: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей». В «Концепции модернизации российского образования на период до 2021 года» в качестве важнейших задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании выделены следующие: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда и подчеркнуто, что «исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье», идет установка на полную и многодетную семью, как гаранта стабильности развития общества, государства, нации. В этих условиях особенно остро встает необходимость формирования духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения, основой которых является гуманное отношение человека не только к себе, но и другим людям, к обществу, природе.

        Духовно-нравственные ценности – высшие ценности человека, главной категорией их определяющей является категория добра, которая охватывает совокупность действий, принципов, норм нравственного поведения. Духовно-нравственные ценности слагаются на основе тех реальностей и поступков, которые человек оценивает и одобряет, то есть воспринимает как добрые, благие, хорошие. Становление духовно-нравственных ценностей в обществе носит исторический характер. Важность формирования духовно-нравственных ценностей определяется тем, что они, как предельные высшие смыслы человеческой жизни, выполняют функцию регуляторов поведения, охватывают все стороны человеческого бытия, они включаются в национальные ценности, ценности семьи, труда, образования, общества.

         Семейные духовно-нравственные ценности – это мировоззренческие представления и нравственные установки, основанные на понимании института семьи, отношений людей в семье.

        В современной семье и ее социально-педагогических функциях произошли большие изменения как на глобальном уровне, связанном с общими социально-экономическими тенденциями развития производственных отношений, структуры потребления и т.п. в масштабах всего человечества (к. XX – н. XXI вв.), так и на национальном уровне, связанном с изменениями, происходящими в нашей стране на протяжении последних двух десятилетий.         Новые социально-экономические условия, социально-экономический и демографический кризис в России породили множество проблем в сфере семейного воспитания и подготовки растущего человека к осознанному родительству, формированию собственной семьи. Разрушены нравственные представления о браке и семье, повреждены устои семьи, у молодежи утрачено традиционное восприятие родительства и детства; господство в современной семье материальных ценностей над духовными; происходит девальвация семейных ценностей, снижается социальная значимость отцовства и материнства.

         В исследованиях отечественных ученых установлено, что ценность семьи и семейных отношений у подрастающего поколения падает в связи с формированием у них новой системы ценностей, основанной на приоритете индивидуалистического «Я», утрате семейных традиций и обычаев, нарушении семейного уклада.

        Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: нарушены процессы формирования у детей духовно-нравственной сферы; наблюдается духовно-нравственная некомпетентность, отсутствуют у подрастающего поколения четкие представления о пороке и добродетели, ответственности перед своей семьей, обществом, нацией и государством. Нарушение процессов формирования духовно-нравственной сферы приводят к таким негативным последствиям в поведении детей и подростков, как проституция, наркомания, алкоголизм, криминал, гражданская пассивность, уход из семьи. В научной литературе отмечается, что современная семья утратила свои воспитательные функции, что приводит к вступлению в самостоятельную жизнь нравственно инфантильных и духовно-неполноценных молодых людей, что подрывает благосостояние, безопасность, стабильность российского общества.

         Во многом эти проблемы обусловлены низким уровнем сотрудничества семьи и общеобразовательной школы в формировании у растущего человека семейных духовно-нравственных ценностей как базисных в жизнедеятельности человека, его самореализации.

        Исследование современной педагогической практики свидетельствует о том, что большинство родителей и педагогов в настоящее время испытывают затруднения в поиске эффективных путей взаимодействия школы и семьи для  решения проблемы формирования у детей устойчивых семейных духовно-нравственных ценностей.

        Это дает основания выделить ряд противоречий:

  • между выдвигаемыми обществом и государством задачами формирования у детей и молодежи семейных духовно-нравственных ценностей и снижением роли семьи и общеобразовательной школы в их формировании;
  • между растущей потребностью более тесного взаимодействия семьи и школы в формировании у школьников семейных духовно-нравственных ценностей и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогической теории и практике;
  • между необходимостью профессионально-компетентного обеспечения условий для эффективного взаимодействия семьи и школы по формированию семейных духовно-нравственных ценностей у учащихся.

Успешное формирование у учащихся семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы может обеспечить теоретически обоснованная целостная концепция такого взаимодействия, которая учитывает специфику семейных духовно-нравственных ценностей, основывающихся на комплексе методологических подходов, закономерностей, педагогических принципов, функций, этапов педагогического взаимодействия.

Абсолютными духовно-нравственными ценностями  являются: любовь, уважение, целомудрие, истина, культура, добро, вера, надежда, красота.

Концепция формирования у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы включает следующие положения.

1. Семейные духовно-нравственные ценности личности представляют собой гуманистические духовно-нравственные ориентиры и выступают в качестве высшей человеческой ценности, эталона и идеала для всех людей. Они являются базовой основой создания семьи как социального института, обеспечивающего воспроизводство, воспитание и социализацию детей, формирование семьянина, гражданина правового, демократического инновационного общества.

  1. Успешное формирование у учащихся семейных духовно-нравственных ценностей может осуществляться более эффективно в условиях тесного взаимодействия семьи и школы как основных социальных институтов, формирующих готовность подрастающего поколения к семейной жизни.

Закономерностями, конкретизирующими образовательно-воспитательный процесс и отражающими специфику формирования духовно-нравственных ценностей, являются:

- согласованное взаимодействие семьи и школы в обеспечении формирования у учащихся семейных духовно-нравственных ценностей, учет которой позволяет обеспечить системность, преемственность, согласованность созидательных мер и действий, непрерывность воспитательного воздействия педагогического коллектива и семьи;

  • активность взаимодействия учащихся, педагогов, родителей по формированию у учащихся семейных духовно-нравственных ценностей, учет которого позволяет стимулировать активность всех субъектов педагогического взаимодействия и перейти в режим сотрудничества и партнерства

Выделены следующие коллективные формы работы педагогов с родителями: работа в Совете школы, родительские собрания, творческие отчеты, родительские лектории, конференции по обмену опытом, вечера вопросов и ответов, диспуты.  К коллективным нетрадиционным формам работы педагогов с родителями относятся Интернет-собрания, создание семейных сайтов, презентация семейного совета, семейный КВН, театральная пятница, консультационные центры, опережающие обучающие семинары в виде педагогических тренингов.

Групповые формы педагогической работы включают в себя работу с родительским комитетом: семейный вернисаж, родительские чтения, родительские вечера, родительские тренинги, презентация семейного опыта, семейные чтения, педагогическая мастерская для родителей, дневник учащегося, вынесение благодарности родителям и детям, семейный архив, семейный музей.

Анализ категории «семейные духовно-нравственные ценности» представленный в научной литературе по философии, социологии, психологии, теории образования, позволил установить, что семейные духовно-нравственные ценности на протяжении истории развития человечества рассматриваются как высшие (системообразующие) ценности человека; их основной сущностной характеристикой является ориентация на добро, любовь, уважение, гуманизм, воспитание детей. Они социально одобряемы, разделяются большинством людей и служат эталоном, идеалом для всех людей, а также определяют целенаправленный воспитательный процесс создании идеальной семьи.

Формирование семейных духовно-нравственных ценностей у подрастающих поколений является базовой основой формирования у них готовности к семейной жизни и ответственному родительству (материнству или отцовству), интеграции в современное инновационное общество, что способствует решению таких социальных проблем, как преодоление демографического кризиса, социального сиротства, асоциального поведения детей и молодежи, распада семьи.

Таким образом становится понятным, что успешное формирование у учащихся семейных духовно-нравственных ценностей осуществляется более эффективно в условиях педагогического взаимодействия семьи и школы. Деятельность педагогического сообщества во взаимодействии с семьей при этом обретает высший статус, насыщаясь творчеством и нравственной энергией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей

Презентация к педагогическому совету на тему "Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей"...

Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей

Презентация к педагогическому совету, методическому объединению классных руководителей на тему "Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных це...

Программа по воспитательной работе «Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании учащихся»

Программа по воспитательной работе«Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании учащихся»Составила: Салчак Снежана Степановна, классный руководитель 6 класса Сроки реализации пр...

Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании учащихся.

Работа представляет собой статью, в которой рассматриваются современные проблемы духовно-нравственного воспитания детей, формы и методы взаимодействия и  сотрудничества педагогов, учащихся и роди...

Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы

Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственны...

Программа духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся "Я , семья и школа"

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье е...