Программа Бумеранг для УПБ
методическая разработка (9 класс) на тему

Креативно - обучающая программа «Бумеранг»  разработана для профилактики правонарушений среди подростков «группы риска» в УПБ «Юность» в летний период. В нашей школе проблема трудных детей не стоит так остро, но как известно, «болезнь легче предотвратить, чем лечить» Если сейчас научить подростка правилам конструктивного общения, предупредить о негативных последствиях наркозависимости (включая и алкоголь и табакокурение), об ответственности за административные нарушения, то, возможно, категория детей, склонных к правонарушениям, значительно сократится.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma_bumerang_dlya_upb.zip27.72 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА.

Креативно - обучающая программа «Бумеранг»  разработана для профилактики правонарушений среди подростков «группы риска» в УПБ «Юность» в летний период. В нашей школе проблема трудных детей не стоит так остро, но как известно, «болезнь легче предотвратить, чем лечить» Если сейчас научить подростка правилам конструктивного общения, предупредить о негативных последствиях наркозависимости (включая и алкоголь и табакокурение), об ответственности за административные нарушения, то, возможно, категория детей, склонных к правонарушениям, значительно сократится.

Исходя из условий воспитательного процесса, определен основной приоритет программы - обеспечение физического, психологического, интеллектуального, социального благополучия учащихся, где:

  • Физическое благополучие – сохранение и укрепление ребенком своего здоровья;
  • Психологическое благополучие – комфортное пребывание ребенка в УПБ, снятие стрессовых и конфликтных ситуаций. Создание в коллективе благоприятной атмосферы;
  • Интеллектуальное благополучие -  реализация интеллектуального потенциала, расширение кругозора,  приобретение новых знаний умений и навыков;
  • Социальное благополучие – формирование активной жизненной позиции, возможность самореализации, многообразие социальных проб. Социальный статус в коллективе. Возможность самоопределения и совершения выбора.

Основная идея программы -  свойства бумеранга. Одновременно он может быть и детской игрушкой, и грозным оружием. Бумеранг, запущенный в небо всегда возвращается, как возвращаются наши мысли и поступки.

В основу программы «БУМЕРАНГ» заложено основное понятие «здоровье» и его составляющие:            ДРУЗЬЯ

                                      СВОБОДА

                                                   ОБЩЕНИЕ

                                              КАРЬЕРА

                                              СПОРТ

                                                 ТВОРЧЕСТВО

                                           СЕМЬЯ

                                    СЧАСТЬЕ

Основная проблема, которая часто возникает у подростков - это неумение общаться в среде своих сверстников, строить отношения со взрослыми людьми и, как следствие этого, низкая самооценка. В ходе работы программы «Бумеранг» в свободное от учебной деятельности время мы пытаемся снять негативные последствия этой проблемы и научить ребят продуктивному общению. Данная программа была апробирована в летний период, во время работы УПБ «Юность» и дала хороший результат.


Актуализация проблемы.

Детская безнадзорность и беспризорность, рост правонарушений в подростковой среде - это важнейшая социальная проблема, состояние которой является ярким показателем степени цивилизованности, гуманности и заботы о будущем любого современного государства и общества. Рост детской безнадзорности в нашей стране перестал быть случайным фактом, а стал распространенным явлением. Причина этого роста - следствие ряда негативных явлений. Среди них:

  • падение жизненного уровня значительного числа семей;
  • рост безработицы;
  • ощущение утраты жизненных перспектив частью взрослого населения;
  • формализация отношений между школой и семьей;
  • нежелание некоторых родителей замечать проблемы подростков, приписывать их к «переходному возрасту».

Действие этих и многих других факторов привело к ослаблению воспитательной функции семьи, снижению или полному прекращению их заботы о детях; равнодушию к судьбам детей из семей «группы социального риска» чиновников и представителей правоохранительных органов. Резко снизился уровень достижения необходимого эффекта в деятельности системы профилактики детской безнадзорности, как в общеобразовательных учреждений, так и ведомственных структурах.

Остро стоит проблема занятости подростков, организации досуговой и трудовой деятельности. Увеличивается показатель так называемых социально дезадаптированных подростков. Снижается уровень патриотизма и гражданской ответственности молодежи. Ежегодно увеличивается количество правонарушений, совершенных детьми. И не всегда они из неблагополучных семей. Большинство из несовершеннолетних имеют дом, родителей, но по разным причинам находятся без надлежащей опеки взрослых.

Реальным фактом современной России является и снижение количества здоровых детей и подростков. Известно, что здоровье человека – это не только отсутствие болезней, но и благополучие в различных аспектах состояния: духовного, психологического, эмоционального, социального и т.д. Именно этого не хватает мальчишкам и девчонкам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, которые зачастую предоставлены сами себе.

«Трудные дети» - это подростки, которые требуют нашего внимательного отношения и понимания их проблем. От педагога зависит, станут ли эти ребята успешными и востребованными людьми. А значит проводить работу по профилактике и безнадзорности подростков на уровне УПБ – это требование времени и необходимая составляющая воспитательного процесса в школе.

В результате реализации программы ожидается:

  • повышение социальной адекватности учащихся;
  • формирование позитивного отношения подростка к оценке событий и поиску решений;
  • формирование защитных механизмов от стрессов;
  • формирование осознанного стиля здорового образа жизни;
  • приобретение подростком дополнительных знаний навыков умений;
  • принятие подростком норм культуры взаимоотношений и совместной деятельности, основанных на общечеловеческих ценностях.

Показатели результативности реализации программы:

  • Степень активности подростка в практической деятельности;
  • умение оценивать свои собственные результаты;
  • характер отношений со сверстниками и взрослыми;
  • качественные изменения физического состояния подростка;
  • расширение знаний о здоровом образе жизни.

Ресурсное обеспечение программы.

  1. Материальная база:

Для реализации программы необходимо наличие:

  • канцелярских принадлежностей;
  • компьютера, множительной техники;
  • помещения для проведения тренингов;
  • спортивного зала;
  • туристического снаряжения;

2. Кадровое обеспечение программы:

  • инструкторы  по спорту;
  • социальные педагоги, психологи;
  • инспекторы ОДН;
  • волонтеры по работе с подростками «группы риска»;
  • учителя технологии.

Принципы

креативно - обучающей программы  «БУМЕРАНГ»:

  • Принцип сотрудничества и взаимоуважения детей и взрослых - участников программы;
  • Принцип приоритета самореализации детей и подростков в жизнедеятельности своего коллектива, поддержки и открытости для межличностного общения;
  • Принцип  включенности в реальные социально-значимые отношения;
  • Принцип  добровольности участия в программе.

Участники программы:

Программа направлена на детей, подростков в возрасте 14 лет и старше, относящихся к "группе риска", а также состоящих на учете в ОДН и на внутришкольном учете. Кроме этого  данная программа используется для организации каникулярного времени и досуга подростков в УПБ.

В реализации программы задействованы:

  • Социально-психологическая служба школы;
  • Библиотека школы;
  • Специализированные службы (участковая больница, ОДН)


Механизм реализации программы

Программа "БУМЕРАНГ" построена по принципу преодоления различных препятствий на острове, куда, по условиям игровой модели, попадают участники. Препятствия соответствуют составляющим частям понятия «здоровье» (интеллектуальное, психологическое, физическое, социальное благополучие)

Программа предусматривает целенаправленное, педагогически организованное оздоровление ребенка с наиболее эффективным использованием условий УПБ.

В ходе работы над программой происходит приобретение ребенком новой информации о своем здоровье, освоение различных способов гармоничного развития своего организма, принятие норм здорового образа жизни.

Совместная деятельность подростков и педагогов позволит удовлетворить потребности и интересы каждого ребенка, исходя из его возможностей и способностей, а также приобрести опыт адаптации  к новым социальным условиям. Совместная деятельность строится на сотрудничестве, сотворчестве, уважении личного мнения каждого, помощи и поддержке. Основная форма работы – работа в команде.

Команда – это компания путешественников, которая попала на остров и отправилась в путь  в поисках секрета здоровья. На пути им предстоит испытать немало трудностей, чтобы понять, что здоровье это не только физическое благополучие, но и  душевная гармония. Здоровье – это друзья, это свобода от вредных привычек и  умение сказать нет. Это общение и способность творить чудеса, любить и быть успешным.

Команда преодолевает различные препятствия. Выполняя задания, соответствующие дню путешествия, ребята приобретают новые навыки и умения, учатся анализировать ситуацию.

Часто проблемы, которые возникают у подростков, зависят не от внешних обстоятельств, а от неумения выслушать и понять собеседника, неумения общаться. Поэтому коммуникативный тренинг и тренинг по общению является одной из главных составляющих проекта.

Общение людей друг с другом - весьма сложный и тонких процесс. Каждый из нас учится мастерству общения в течение всей жизни, приобретая свой индивидуальный опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Избежать этих неприятных ситуаций поможет обучение на тренингах. На них  при помощи игр и упражнений участниками разыгрываются жизненные ситуации общения (конфликт, знакомство, борьба мнений и т.д.).  В задачу каждого участника входит проведение общения наиболее эффективным и адекватным образом. Большим плюсом такого рода упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны. Это дает ребятам возможность проявить творчество и не бояться "проиграть", искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом. Пройдя тренинг, участники научатся продуктивному общению, культуре общения, а также получат психологическую подготовку для участия в остальных этапах работы над проектом.

Каждый день, по сути, является определенной ступенью личностного роста участников проекта. Он определяется  инструкторами команды. Для наблюдения за индивидуальным ростом каждый подросток имеет «рюкзачок личных достижений», куда  заносится информация о преодолении препятствий.  Это помогает ему анализировать свои способности и возможности. В первый день проекта проходит посвящение в путешественники, коммуникативная игра «Необитаемый остров». Ежедневно, анализируя итоги дня,  подросток может получить «багаж» - листок с названием того качества его характера, которое в течение дня проявилось в большей степени. В конце путешествия ребята смогут оценить, чего они добились, а  над чем еще нужно поработать.

Тренинг личностного роста.

Кроме коммуникативного тренинга, участники проходят "Тренинг личностного роста". Занятия проходят параллельно с основными этапами программы. Основная цель тренинга личностного роста - коррекция развития личности, осознание выражения своих чувств.

Подросток не всегда может осознать все факторы, которые влияют на становление его личности. Подвергаясь то одному, то другому влиянию, подросток часто не отдает себе отчет, что с ним происходит, как его воспринимают люди и как он воспринимает других людей.

Тренинг дает подросткам:

  • Осознание «перекосов», затрудняющих для него адекватное восприятие других людей и себя;
  • Осознание границы нашего "Я", внешнего окружения и механизма нарушения его адекватного восприятия;
  • Осознание противоречивых интересов отдельных структур личности.

В период организации тренинга происходит профессиональная ориентация подростков на такие профессии и специальности как:

  • педагог;
  • психолог;
  • социальный педагог;
  • инструктор по спорту;
  • специалист по работе с молодежью и детскими организациями;

Тренинг личностного роста это хорошая возможность для участника программы заметить в себе новые положительные качества и показать их окружающим. Очень важно, чтобы «рюкзачок личных достижений» подростка постоянно пополнялся. Для этого инструкторам важно отмечать любое позитивное действие в течение дня. При происхождении негативных моментов необходимо находить слова, которые не ранят достоинство подростка, а лишь называют проблему и заставляют задуматься над ней. В период апробации программы мы предложили и ребятам оценивать поступки участников проекта. Их мнение в большинстве случаев совпадало с мнением инструкторов.

Результат программы и его качественные составляющие определяются путем наблюдения над подростками, их тестирования. Также одним из показателей качественной реализации проекта можно считать возросшую активность подростков, их заинтересованность в делах УПБ, установление дружеского общения со сверстниками, и как результат уменьшение правонарушений в школьной среде.

По окончании  программы  подростки самостоятельно проводят Мастер-класс «Я – успешный». Форма его проведения может быть различной. Например, это защита мини-проекта профессиональной направленности группой по 2-4 человека, проведение игр с младшими школьниками, выпуск газеты, творческие работы о здоровом образе жизни. Главное в его проведении - инициативность и  самостоятельность подростков. Взрослый в данном случае выступает лишь как наблюдатель или участник Мастер-класса.

По итогам проведенного Мастер – класса все участники получают сертификаты и  значки участников программы. В дальнейшем подростки, имеющие  сертификат участника, могут быть волонтерами при проведении подобных смен.


Тематическое планирование занятий:

Исходя из количества ступеней роста, программа разбита на девять этапов.  Каждый период длится в зависимости от сложности испытания, 2-3дня в течение всей смены

№ п/п

Этап реализации программы

Содержание

Задачи занятия

Коммуникативная игра «Необитаемый остров» (1-2 день смены)

«Путешествие на воздушном шаре»

  1. оформить «рюкзачки достижений»
  2. сформировать команду как единый коллектив

 «Необитаемый остров»

  1. научить  работать в группе
  2. дать возможность; побывать в различных социальных ролях;

определить лидера в команде.

«Законы острова. Секрет Бумеранга».

  1. выработать  законы коллектива;
  2. создать игровую модель проекта

2.

Остров друзей

(3-5 день смены)

  • игры- ледоколы,          работа в группах;
  • Тренинг «Ладошка»
  • Игра «Счастливый стул»

  • Самопрезентация «Я могу!»,
  • Тренинг «Сосед к соседу»

  • Самопрезентация «Автопортрет»,
  • Тренинг на доверие партнеру,
  • Игра «Говоруны и молчуны»

  1. помочь ребятам рассказать о себе,
  2. показать свою уникальность,
  3. помочь найти друзей

3.

Океан свободы

(6-7 день смены)

  • Упражнение  «Спасибо, нет!»
  • Тренинг «Упущенная возможность»
  • Беседа «Что значит быть свободным?»
  • Конкурс зарисовок «Хочу жить долго!»
  • Ток- шоу

«Наркотик =свобода?»

  1. показать подросткам различное значение слова «СВОБОДА»,

  1. дать возможность определить для себя  ценность этого понятия

4.

«Страна общения»

(8-10  день смены)

  • Игры на вербальное и невербальное общение,
  • Упражнение «Таможня»
  • Командная игра «Крестики-нолики»
  • «Письмо другу»
  • «Оскар», «Фабрика хорошего настроения»

  1. Дать возможность получить положительную оценку своего поведения со стороны сверстников;
  2. предоставить возможность проявить творчество и не бояться "проиграть";
  3. научить искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом.
  • «Экстрим – тропа»

(с  элементами веревочного курса)

  • Различные КТД
  1. проверить уровень сплоченности коллектива;
  2. скорректировать работу с группой

5.

Пик карьеры

(11-12  день смены)

  • Беседа: «В мире профессий»
  • Упражнение «Идеальная работа»
  • Конкурс творческих проектов «Хочу, чтоб было так!»
  • Тестирование «Моя будущая профессия»
  • Экскурсия на предприятия села
  • Профессия  –      агроном! (знакомство с профессией)
  • Профессия – творить добро?
  1. Познакомить с различными профессиями;
  2. Дать возможность первичного выбора профессии
  3. Провести тестирование профессиональных склонностей

6.

Материк спорта

(13-14 день смены)

  • Спортивные соревнования по игровым видам спорта

  • Спортивная карусель (необычные соревнования со спортивным уклоном)

  • Поход по окрестностям села.
  1. Выяснить физическую подготовленность  подростков;
  2. проверить уровень сплоченности коллектива через совместное участие в спортивных  соревнованиях;

7.

Море творчества

(15-17 день смены)

  • Встреча с интересными людьми
  • Тренинг «Я не умею…,но зато…»
  • Конкурс «Кинотаврик»;
  • конкурс фотографий, поделок  и рисунков «Хорошее настроение»

  • Конкурс «И я – звезда!»,
  • Открытие «площади звезд»

  1. Помочь подростку осознать себя как творческую личность;
  2. Дать  подростку возможность проявить весь спектр своих талантов;

8.

Селение «СемьЯ»

(18-19 день смены)

  • Беседа «Тепло родного очага»
  • Тренинг «Солнышко и тучки»
  • Тренинг «Любимое дитя»
  • Ток-шоу «Я и моя семья»
  • Игра « Семейный бюджет»
  • Беседа «Сколько нужно курящему?»

  1. Выяснить отношение подростка к своей семье и по возможности скорректировать его
  2. Сформировать правильное отношение к семейному бюджету
  3. Показать сложность и важность воспитания ребенка

9.

Вершина счастья

(20-21 день смены)

  • Мастер-класс

    « Я - успешный».

  • «Секрет БУМЕРАНГА»

  1. Выяснить, чему научились подростки за время проведения проекта.
  2. Провести тестирование и анализ личностного роста участников тренинга
  3. Подвести итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический бумеранг

Интеллектуальная командная игра для 5-7 классах...

Экологический бумеранг

Игра с вопросами по экологии, окружающему миру, географии для 5-7 классов...

Экологический бумеранг

Основные проблемы экологии...

«Дополнительное образование экологического объединения «Бумеранг», как средство развития творческого потенциала ребёнка»

Экологические знания - важнейшая часть экологического образования, без которого человечеству не решить проблемы сохранения жизни на Земле. С учетом того, что в учебных планах сокращены часы, отв...

Программа организации дополнительного образования "БУМЕРАНГ"

Программа организации дополнительного образования "БУМЕРАНГ"....

Спецвыпуск газеты "Бумеранг" о Сельской капелле

В данном номере собрана информации о хоре гимназии...

Коллективное творческое дело в 5-6 классах "Экологический бумеранг"

Мероприятие направлено на экологическое образование учащихся, воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему на Земле, изучение природы родного края....