«Дополнительное образование экологического объединения «Бумеранг», как средство развития творческого потенциала ребёнка»
материал по экологии по теме

 Экологические знания - важнейшая часть экологического образования, без которого человечеству не решить проблемы сохранения жизни на Земле. С учетом того, что в учебных планах сокращены часы, отведенные на изучение биологии, химии, географии, физики (дисциплин естественно­научного цикла), целесообразно вопросы экологического образования осуществлять и во внеклассной работе. Это позволяет говорить об актуальности данной проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_obedinenie_bumerang.doc834 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области МО Ирбитский район МОУ Центр Внешкольной работы МОУ Зайковская средняя общеобразовательная школа №1

Конкурс методических материалов

Фестиваль «Золотые россыпи»

 «Дополнительное образование

экологического объединения «Бумеранг»,

 как средство развития

творческого потенциала ребёнка»

Работу выполнили:

Казанцева Ирина Михайловна,

 учитель географии, 1кв.кат.

Свяжина Ольга Владимировна

учитель химии, 1кв. кат.

Зайково 2011

Содержание.

1. Пояснительная записка               3-5

2. Аннотация                                       6

3. Практическая часть                     7-9

4. Заключение                                   10

5. Приложения

Пояснительная записка

Не довольствуйтесь достигнутым,

 ищите новые пути

и способы обучения и воспитания –

такова формула педагогического творчества.

            В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей  развитию их  творческих способностей.

     В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребёнка. Это акт не всегда вполне сознаваемый, но всегда характеризующийся высоким накалом положительных эмоций, подъёмом нравственных и физических сил, мобилизацией всех необходимых знаний, усвоенных ранее, стремлением отдать любимому делу самое ценное, на что он способен – даже тогда, когда самому автору мнится, будто он действует только для себя. Не это ли состояние называется вдохновением?

    Согласно концепции А.М.Матюшкина творческий путь познавательного процесса предполагает внутреннюю мотивацию как основное условие, необходимое для проявления творческих возможностей, к обнаружению проблем, поиску оригинального решения и саморегуляции процесса, образному представлению и воображению.

     Детей очень привлекает кружковая работа. Сельские дети ближе к природе и многое понимают и чувствуют острее. На занятиях не просто узнают о существующих экологических проблемах, им важно осознать причины и уметь прогнозировать последствия той или иной деятельности человека.

 Экологические знания - важнейшая часть экологического образования, без которого человечеству не решить проблемы сохранения жизни на Земле. С учетом того, что в учебных планах сокращены часы, отведенные на изучение биологии, химии, географии, физики (дисциплин естественнонаучного цикла), целесообразно вопросы экологического образования осуществлять и во внеклассной работе. Это позволяет говорить об актуальности данной проблемы.

 Данный вид работы (внеклассные мероприятия) имеет свои особенности и преимущества перед урочной системой:

во-первых, часто она носит занимательный характер, что позволяет быстрее вовлечь ребят в природоохранную деятельность;

во-вторых, участие во внеклассных мероприятиях способствует формированию нравственных качеств личности;

в-третьих, дает возможность использовать различные формы обучения, что создает благоприятные условия для учета индивидуальных особенностей каждого ученика;

в-четвертых,     добровольное     участие     школьников     во     внеклассных мероприятиях воспитывает ответственность за порученное дело;

в-пятых, развивает творческие способности, такие, как изобретательность, воображение;

в-шестых, дает большую свободу в выборе форм экологического образования.

Участие детей во внеклассной работе экологического содержания воспитывает у них доброту, ответственность за свои поступки, отзывчивость, бережное       отношение в природе к живым организмам.

Цель: Воспитание экологической культуры и уважительного отношения к миру природы у школьников.

Задачи:

- развитие познавательного интереса к экологическим проблемам родного села и школы, приобретение определенных знаний, умений и навыков;

-        апробирование различных методик при выполнении практических работ,
написании рефератов, проектов;

-        формирование   общественной   активности   личности   через   участие   в
различного рода конкурсах;

-        развитие личностных свойств: воспитанности, ответственности, активности,
аккуратности при оформлении рисунков, текстов, отчетов и пр..

Принципы работы:

·        принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

·        принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

·        принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

·        принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

·        принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Формы работы:

         - групповые занятия

          -конкурсы;

-викторины;

-выставки;

- лектории;

         - участие в олимпиадах;

         - работа по индивидуальным планам;

          -интеллектуальные марафоны

         -занятия исследовательской деятельностью;

         -научно-практические конференции;

     Предполагается в качестве ожидаемых результатов:

участие в школьных и районных конкурсах по экологии,

участие в НПК,

разъяснительная и просветительская работа

рисунки, плакаты, экологические газеты и мини-проекты,

ознакомление  учащихся   школы   и   родителей  с   результатами     своей реферативной и проектной деятельности,

книга лекарственных растений родного края.

Аннотация

  В 2008-2009 учебном году нами было создано детское экологическое объединение «Бумеранг». На базе которого и была апробирована программа, составленная нами.

  За основу взята авторская программа Т.А.Серебренниковой, опубликованная в журнале «География в школе» №3, 2005г., О.П.Русецкой -в газете «Химия» № 23, 2005г.

   Данная программа построена на региональном материале и рассчитана на 144  часа.  Программа рассчитана на первое и второе  полугодие 2010/2011 учебного года. В ней выделены 4 блока, в которые включены различные теоретические и практические занятия, эксперименты, экскурсии. Темы некоторых занятий и формы их проведения изменены в соответствии с теми возможностями и условиями, которыми мы располагаем.

Возраст   детей,   участвующих   в   реализации   данной   дополнительной образовательной программы составляет 10-15 лет. Психологическими особенностями данного возраста являются:

-        противоречивость поведения, вызванная изменениями в физиологическом
развитии,

-        стремление к новому, неизвестному,

-        требует правды в общении, правах,

-        пытается приобщиться к различным сторонам деятельности, приобретая
новые качества и умения.

Набор ребят происходил свободно, без конкурса. Состав непостоянный. Это зависит от занятости школьников (2 смены), вида занятий, их интереса к той или иной теме, учебной дисциплине.

Занятия проводятся  по   1   часу 4 раза в неделю.  Формы занятий самые разнообразные и отражены в календарно-тематическом планировании.

Практическая  часть

     Взгляните на своих детей и воспитанников. Посмотрите в их глаза. Может быть, именно они творчески одарены и талантливы?

Творчество – это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

Творчество – не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности человека, креативностью (от латинского – сотворение, творчество). Поэтому в деле воспитания, образования понятие “творчество” обычно связывается с понятиями “способности”, “развитие”, “одарённость”.

     Каких же детей мы можем считать,  творчески одаренными? Несомненно, они:

- имеют     более     высокие     по     сравнению     с    большинством интеллектуальные  способности,   восприимчивость   к   учению, творческие возможности их  проявления;  

-  имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

-испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

    Таким образом, мы пришли к выводу, что творческие дети – «нестандартные» дети, у них свои мысли, своя позиция, которая отличается от общепринятой. Они иногда увлекаются тем, что непонятно ни сверстникам, ни родителям. Характерными особенностями, основными отличиями одаренных детей являются отличная память, необычайная внимательность, любознательность, стремление к постижению нового и более высокая скорость мышления.

Основные направления нашей работы

научно-исследовательское:

результатом работы в данном направлении является создание проектов:

2008 -2009 учебный год:

«Мы хотим вам рассказать, где вам можно побывать», «Частичка моего Урала»

2009-2010 учебный год:  «Дом в котором я учусь»,  «Скородумский пихтовник», «Что у вас на завтрак», , «Культурные и дикорастущие растения, используемые в народной косметике». (Приложение №1)

2010-2011 учебный год:

«Алкоголь: вред или польза для организма» - 3 место

«Пряные растения пришкольного участка»- 4 место

«История народного костюма»-3 место

«Здоровый образ жизни» - 2 место.

«Влияние никотина на подростковый возраст» - 7 место

«Подсолнух – цветок Солнца» - 1 место

Творческое:

Участие в конкурсах, как результат, данного направления.

Районный конкурс: «Юные исследователи природы»

«Растительная косметика»- 3 место

Оформление выставки – 2 место

В рамках фестиваля «Марш парков»

1 место-буклет по экологическому образованию

3 место- отчет  «Эколого-просветительская деятельность». (Приложение №2)

интеллектуальное:

Олимпиады

2008-2009 уч.год

          Астраханцева Анастасия (10 кл.) – 3место

2009-2010 уч.год

         Шорикова Ия (11 кл.) – 2 место

2010-2011 уч.год

        Мурашкина Анастасия (9кл.) – 1место

        Бабин Иван (9кл.) – 2место  

экскурсионно-туристическое:

- экологический поход в д. Мельниково и в с. Скородумское;

- экскурсия по изучению своего края: Белая горка в д.Речкалово и с. Килачевское;

- экскурсия в музей природы г. Талица;

- экскурсионная поездка в ледяную пещеру г.Кунгур. (Приложение №3)

   Работа должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения,

 

Заключение

     Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.      Дополнительное образование детей — это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития.

     Дети выбирают то,  что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом — смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.

   2008-2009 учебном году член экологического объединения «Бумеранг», Абдрахманова Динара стала студентом медицинской академии.

    2009-2010 учебном году члены нашего объединения - Астраханцева Анастасия,  Шорикова Ия и Бунькова Ксения выбрали профессии, связанные с экологическим образованием.

Приложение №1

Проект «Мы хотим вам рассказать, где вам можно побывать»

 

Проект «Дом, в котором я учусь»

Проект «Комплексное изучение Скородумского пихтовника»

Приложение 2

Конкурс «Юные исследователи природы»

Из опыта работы творческой мастерской учителей Естествознания

Выставка «Наш выбор – Экокультура»

 Фестиваль «Наш выбор – Экокультура»

Приложение №3

Музей природы  г. Талица

        

        Ледяная пещера  г.Кунгур

Экологический поход д.Мельниково

Экологический поход с. Скородумское

        Поход на Белую горку д.Речкалово

с.Ккилачевское


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - как средство развития личности ребёнка.

В статье раскрывается личный опыт автора в применении игр в работе с детьми с нарушением интеллекта....

Доклад: Соц - бытовая адаптация как средство развития личности ребёнка

Док. Соц - бытовая адаптация как средство развития личности ребёнка...

Родительское собрание в 5 классе на тему «Общение в семье, как средство формирования личности ребёнка»

Актуальность работы заключается в ее направленности на решение проблемы  детско-родительского общения, от эффективности, доверительности которого зависит успешность и психологический комфорт школ...

«Физическая культура (игровые технологии) как средство социализации личности ребёнка в процессе образования»

Творческая работа попредмету "физическая культура"(позволит повысить успеваемостьна уроках в начальной школе,решит проблемы с дисциплиной, повысит интерес к предмету)...

Театрально-игровая деятельность, как средство развития речи ребёнка

Тема: Театрально-игровая деятельность, как средстворазвития речи ребёнка.Работаю учителем-логопедом в Синарском детском доме 12 лет. В нашем учреждении воспитываются дети разного возраста и разными об...

Роль концертмейстера дополнительного образования в формировании толерантности посредствам творческого потенциала образовательной программы

Высшим результатом образования является терпимость.Хелен Келлер, американская писательница ХХ в....