УРОК «ТЭД: проблемы, находки, решения»
методическая разработка по химии по теме

Курочка Юлия Васильевна

Урок химии

«ТЭД: проблемы, находки, решения»

Курочка Юлия Васильевна 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_ted_problemy_nahodki_resheniya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии

«ТЭД: проблемы, находки, решения»

Курочка Юлия Васильевна

        Цель: создать условия для развития информационной и коммуникативной компетентностей через разнообразные виды деятельности обучающихся.

        Задачи:

  1. Обобщить  знания обучающихся по теме: «Электролитическая диссоциация».
  2. Способствовать дальнейшему:
  • развитию умений обучающихся устанавливать причинно-следственные связи;
  • совершенствованию навыков обучающихся в составлении уравнений диссоциации и РИО;
  • развитию мировоззренческих взглядов, логического мышления, выявлять общее и единичное;
  • развитию умений работать в атмосфере поиска, творчества.

3. Активизировать познавательную деятельность обучающихся на всех этапах  урока.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

А. «Круг радости» (обучающиеся вместе с учителями встают в круг, а на экране идет демонстрация мини  – фильма «Природа)».

Добрый день! Сегодня на уроке мы будем работать под девизом: «…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле». (Аристотель). Пожелание обучающимся успеха и удачи.

Б. Целеполагание (слайд № 1, 2)

Обратите внимание на оформление доски и скажите, чем мы будем заниматься на уроке, какие проблемы должны осветить. Обучающиеся самостоятельно  формулируют цель урока, учителя корректируют и уточняют.

В. Знакомство с планом работы.

Сегодня на уроке мы будем работать в группах, эксперты будут       контролировать и оценивать работу, таймекеры - следить за временем, счетчики – подводить итоги.

  1. Домашнее задание (слайд № 3)

А.Составить тест из 20 вопросов по теме «Электролитическая диссоциация»:
 -пять  вопросов – теория;
 -пять  вопросов – уравнения диссоциации;
 -пять  вопросов - РИО;
 -пять  вопросов – качественные реакции на ионы.
Тестовое задание должно содержать пять вариантов ответов, один из которых правильный. Для проверки предоставьте
ключ. 
                                                     ИЛИ
Б. Составьте контрольную работу с решением из пяти заданий.

  1. Актуализация ранее изученного материала.

А. Защита мини – проектов (выступления обучающихся).

Обучающимся было дано задание изучить историю вопроса по теме: «Электролитическая диссоциация» и ответить на вопрос: почему физики и химики пришли к одинаковому выводу, изучая электрическую проводимость веществ.

Б. «Гимнастика для ума»

Обучающиеся каждой группы по очереди дают понятия, написанные на интерактивной доске (слайд № 4):

  • Электролиты;
  • Неэлектролиты;
  • Диссоциация;
  • Электролитическая диссоциация;
  • Катионы;
  • Анионы;
  • Кислоты;
  • Основания;
  • Соли;
  • Степень ЭД
  • Сильные электролиты;
  • Слабые электролиты.

Технология работы: обучающиеся по часовой стрелке формулируют понятия; если ответа нет, то это понятие переходит к следующему обучающемуся.

 Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом, минимум у обучающегося 2 балла, максимально у команды 12 баллов.  

  1. Обобщение

А. «Мозговой штурм»

Мы вспомнили основные понятия. Теперь свои знания докажите практически. Каждая группа получает индивидуальное задание:

I и II группы должны в «море» химических формул найти свои «корабли» и доставить в «порт назначения». I группа – в «порт электролитов»,  II группа – в «порт неэлектролитов».

III группа работает с интерактивной доской (слайд № 5). Из данного перечня формул веществ, записанных в ряды, найди и исключи лишнее, т.е.вещество, которое не образует с остальными однородную группу (обучающиеся находят формулы электролитов).

IV группа – вы должны в предложенных уравнениях диссоциации найти ошибки и выписать формулы веществ, которые не диссоциируют (обучающиеся находят формулы не электролитов).

Подведение итогов осуществляется на боковой доске, где обучающиеся

 I и II групп доставили «корабли».

За правильно выполненную работу группа получает 6 баллов, за каждую допущенную ошибку снимается 1 балл.

 

Б «Химический марафон»

Если ты уже умеешь

Электролиты различать,

То теперь давай попробуй,

РИО быстренько писать.

Обрати свой взор на доску

И мозги свои «включи»!

И всего минут за десять

Уравненья все реши!

 Обучающимся предлагается 4 блока заданий:

Задание 1.

Составьте уравнения электролитической диссоциации.

Правильно составленное уравнение – 1 балл (максимально у команды –

6 баллов).

Задание 2.   

Закончите уравнения реакций. Составьте полные и сокращенные ионные уравнения.

Правильно составленное уравнение – 2 балла (максимально у команды –

12  баллов).

Задание 3.   

На основании сокращенных ионных уравнений составьте полные ионные и молекулярные уравнения.

Правильно составленное уравнение –4  балла (максимально у команды –

24 балла)

Задание 4.

Закончите уравнения, составьте полные и сокращенные ионные уравнения реакций. 

Правильно составленное уравнение – 5  баллов (максимально у команды –

30 баллов).

Обучающиеся на цветных листах, соответствующих цвету задания, выполняют уравнения под своим номером.

Правильно составленные уравнения приносят каждому ученику максимально  – 12  баллов, а  команде – 72 балла.

В. «Сделай сам»

Эксперимент  лишь раз воспроизведи,

И вывод точный запиши.

В состав минеральной воды «Сарыагаш» входят различные ионы: катионы Na+ и K+ ,  анионы CO32-  и HCO3-

Как,  в домашних условиях,  доказать наличие карбонат -  иона в минеральной воде.

На столах обучающихся стаканы с минеральной водой и с раствором неизвестного вещества. Задача: определить неизвестное вещество, доказать  можно ли с его помощью осадить анион CO32- . Подсказка: неизвестный раствор можно приготовить при ремонтных работах.

После проведения эксперимента, составьте уравнение проделанной реакции, представьте его в ионном виде и сделайте вывод.

За правильно выполненную работу группа получает 6 баллов, за каждую допущенную ошибку снимается 1 балл.

  1.  «Фейерверк творческих идей»

Защита творческих заданий: сказка, реклама, сценка, эссе и т.д. по теме: «Электролитическая диссоциация».

  1. Рефлексия и подведение итогов.

Подсчет баллов (индивидуальных и командных) и перевод их в оценки.

Вывод по уроку (формулируют обучающиеся с помощью наводящих вопросов учителей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы современного урока и пути их решения в аспекте

Здоровьесбережение детей – одна из актуальных проблем современной школы. Получение учащимися образования должно происходить без ущерба для здоровья с воспитанием культуры здоровья.Поэтому педагоги наш...

Статья по теме:"Современный урок:проблемы,подходы,решения"

Данная статья содержит рекомендации по проведению уроков в соответствии с новыми образовательными стандартами....

Презентация к уроку английского языка в 9 классе по теме "Подростки и их проблемы. Пути решения."

Урок английского языка в 9 классе по теме «Подростки и их проблемы» по УМК М.З. Биболетовой  построен так, чтобы учащиеся, опираясь на ранее полученные знания,  умели высказываться по данной...

Современный урок - проблемы, подходы, решения

Современный урок - проблемы, подходы, решения...

Особенности построения современного урока: проблемы, подходы, решения. Педагогические чтения «Современный урок глазами молодого педагога»

Какие бы не происходили реформы, урок остается главной формой обучения. Каким же он должен быть, урок? И как должен выглядеть, чтобы соответствовать современным требованиям времени?...

Статья "Современный урок химии: проблемы, поиски, решения".

Современный мир нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, быть готовым к индивидуальному и коллективному труду.Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается ...