Пути выявления одаренных учащихся.
проект на тему

Демусенко Жанна Николаевна

Проектная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puti_vyyavleniya_odarennyh_uchashchihsya.docx73.78 КБ

Предварительный просмотр:

        

Пути выявления одаренных учащихся.

Введение.

Процесс выявления, обучения и развития одаренных и талантливых детей составляет одну из важнейших задач современного отечественного образования.

Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: - осознанием обществом «человеческого потенциала» как важнейшей предпосылки и основного ресурса своего развития; ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий; требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высоко образованной и др.

Раскрытие талантов ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом,где наблюдается резкое возрастание потребности в творческих людях, обладающих нестандартным мышлением - им легче найти работу, сделать карьеру. Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

Цель проекта — изучить пути выявления  и диагностики одаренных детей .

В  соответствии с целью проекта определены следующие задачи:

1. Изучение научно – теоретической и психолого-педагогической  литературы по теме проекта;
2. Раскрыть особенности проявления детской одаренности в ДОУ;
3. Провести  опытно-экспериментальную  работу, направленную  на выявление  одаренных детей;
4. Проанализировать результаты исследования и сделать соответствующие выводы.

В работе использованы методы исследования:

1) теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по вопросам выявления, обучения и развития одаренных детей;

2) эмпирические - анкетирование, тестирование учащихся, педагогическое наблюдение; анализ продуктов деятельности; экспертная оценка;

3) статистические - математическая обработка данных исследования.

Организация исследования.

В качестве основной базы исследования является ДОУ  «Сказка».

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе анализировалось состояние научной разработанности проблемы одаренности; определялась теоретическая база исследования; формулировались цель и задачи исследования. Были отобраны методики и диагностики для выявления одаренных детей.Была  взята  за основу исследования методика «Карта одаренности» А. И. Савенкова,  Анкета для родителей и педагогов «Можно ли назвать Вашего ребенка одаренным?» Авторы: Ф. Татл и Л. Бекер.    

На втором этапе была проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению одаренных детей.

На третьем этапе осуществлялись систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка.

Практическая значимость исследования.

Материалы исследования могут быть использованы для повышения квалификации педагогов  ДОУ  (расширяет и обогощает представления о возможности эффективного обучения и воспитания одаренных детей в ДОУ) , при разработке просветительских программ для родителей дошкольников, а так же при по подготовке студентов по педагогическим специальностям.

Проект состоит из введения, двух глав (включающих  4  параграфа), заключения, списка использованной литературы, приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ

1.1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМ ОДАРЕННОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И  ПРАКТИКЕ.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности(природных задатков) и социальной среды , опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, являетсявопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: “все дети являются одаренными” - “одаренные дети встречаются крайне редко”.  Потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует незначительная часть детей.

С другой стороны, одаренность далеко не всегда можно отличить от обученности (или шире - степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Совершенно ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности относительно ребенка, для которого не были созданы такие условия.

Целый ряд психологических исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом гораздо более благополучны, чем другие дети: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке. Их укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения. Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий для развития их творческих потенций.

Наиболее часто встречаются проблемы:

- общения, социального поведения,

- дислексия - слабое развитие речи,

- эмоционального развития,

- дисинхронизация развития,

- физического развития,

- саморегуляции,

- отсутствие творческих проявлений,

- трудность профессиональной ориентации,

- дезадаптации.

Поскольку одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, следует учитывать сложность самой проблемы “одаренный ребенок”. В значительной мере она связана со спецификой детской одаренности. Одаренность конкретного ребенка – в значительной мере условная характеристика. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.                        Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

Вторая особенность — непрекращающаяся познавательная активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.

В-третьих, большинству одаренных присущи большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.

Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как “одаренного” либо как “неодаренного” на данный момент времени - значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты “одаренных” и “неодаренных” коренятся в неадекватности (и легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.Поэтому проблема выявления одаренных детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации.

1.2. ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ.                                                                   Дифференциация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. Современные концепции одаренности выделяют разные стороны и даже виды интеллекта, соответственно различая виды одаренности. Так, например, Г. Гарднером были описаны особенности проявлений и примеры кинестетической, пространственной, логико-математической, музыкальной, лингвистической и социальной одаренности, а в Мюнхенском исследовании продемонстрирована независимость когнитивных факторов одаренности: интеллекта, креативности, социальной компетентности, музыкальных и сенсомоторных способностей. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспект.                                                   Анализ качественных характеристик одаренности предполагает выделение различных качественно своеобразных видов одаренности в связи со спецификой психических возможностей человека и особенностями их проявления в тех или иных видах деятельности. Анализ количественных характеристик одаренности позволяет описать степень выраженности психических возможностей человека.Среди критериев выделения видов одаренности можно выделить следующие:                                                                1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.                          2.Степень сформированности.                                                                            3.Форма проявлений.                                                                                                   4. Широта проявлений в различных видах деятельности.                                             5. Особенности возрастного развития.                                                                          По критерию вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психик  выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности с учетом включенности трех психических сфер и, соответственно, степени участия разных уровней психической организации. К основным видам деятельности относятся практическая, теоретическая (познавательная), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой.

Выделяют следующие виды одаренности. В практической деятельности можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную одаренность. В познавательной деятельности находит реализацию интеллектуальная одаренность различных видов. В художественно-эстетической деятельности выделяются, например, хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность. В коммуникативной деятельности, прежде всего, следует выделить лидерскую и аттрактивную одаренность. И, наконец, в духовно-ценностной деятельности мы отмечаем одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям. Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.

Выделение видов одаренности по критерию видов деятельности позволяет отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества. При этом деятельность, ее психологическая структура выступает в качестве объективного основания интеграции отдельных способностей, служит матрицей, формирующей состав способностей, которые необходимы для ее успешной реализации. Одаренность выступает как интегральное проявление разных способностей в целях конкретной деятельности. Один и тот же вид одаренности может носить неповторимый, уникальный характер, поскольку разные компоненты одаренности у разных индивидуумов могут быть выражены в разной степени. Одаренность может состояться только в том случае, если резервы самых разных способностей человека позволят скомпенсировать недостающие или недостаточно выраженные компоненты, необходимые для успешной реализации деятельности. Особо яркая одаренность или талант свидетельствуют о наличии высоких способностей по всему набору компонентов, затребованных структурой деятельности, а также об интенсивности интеграционных процессов “внутри” субъекта, вовлекающих его личностную сферу.

Если ребенок что-то делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. В результате новый продукт его деятельности значительно превышает первоначальный замысел. В этом случае можно говорить о том, что имело место “развитие деятельности”.

По критерию “степень сформированности одаренности ” можно дифференцировать: актуальную и потенциальную одаренность. Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности. Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Талантливый ребенок - это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.                                             Потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности  для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.). Выявление потенциальной одаренности требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку речь идет о еще несформировавшейся системе способностей, о дальнейшем развитии которой можно судить лишь на основе отдельных признаков, предпосылок. Интеграция способностей, необходимая для высоких достижений, еще отсутствует. Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на  психические возможности ребенка.

По критерию “форма проявления” можно говорить о: явной и скрытой одаренности. Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы “сама по себе”), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому специалисту в области детской одаренности с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или о высоких потенциальных возможностях ребенка.  Однако далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно. Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, в замаскированной форме. Вследствие этого появляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу “неперспективных” и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей. Нередко в “гадком утенке” никто не видит будущего прекрасного лебедя. Известны многочисленные примеры, когда именно такие “неперспективные дети” добиваются высочайших результатов. Причины скрытой одаренности  связаны с наличием особых психологических барьеров. Они возникают на пути развития и интеграции способностей и существенно искажают формы проявления одаренности. Скрытые формы одаренности - это сложные по своей природе и часто непредсказуемые по характеру проявления психические феномены. Масштаб дарований ребенка со скрытой одаренностью весьма трудно (а иногда и невозможно) оценить с помощью традиционных методов (психометрических тестов, результатов различных интеллектуальных соревнований и т.п.). Выявление детей со скрытой одаренностью ни в коем случае не может сводиться к одномоментному психодиагностическому обследованию больших групп дошкольников и школьников. Идентификация детей с таким типом одаренности -  длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включении его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды, вовлечения его в инновационные формы обучения и т.д.

По критерию “широта проявлений в различных видах деятельности” можно выделить: общую (или умственную) и специальную одаренность. Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности (познавательные ), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Общая одаренность определяет, соответственно, уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции. Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.). Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. В частности, под влиянием общей одаренности (показателей эффективности познавательных процессов, саморегуляции и т.д.) проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области музыки, поэзии, спорта). В свою очередь, специальная одаренность оказывает влияние на избирательную специализацию общих психологических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного человека.

Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому для отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования), либо в процессе индивидуализированного образования .

1.3. ТЕСТОВЫЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ОДАРЕННОСТИ.

Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. В науке и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной  считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей, поэтому явление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота.
Применительно к проблематике одаренности можно отметить несколько основных направлений психологических исследований.
Первое непосредственно связано с задачей установления самого феномена одаренности. При этом используются различные методы, позволяющие установить количественные или качественные характеристики одаренности (ее вид, уровень развития). Признание роли социальных условий, в которых развивается ребенок, приводит к созданию специализированных методов выявления одаренности (ее вид, уровень развития).
Помимо прикладной психодиагностики, специальную область составляют диагностические исследования, которые проводятся с целью получения новых теоретических и экспериментальных данных о проблематике одаренности. Эти исследования включают широкий спектр диагностических методов, которые направлены на выявление новых закономерностей и взаимосвязей между параметрами одаренности и другими характеристиками самого субъекта, окружающей среды и т.д.
В последнее время широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одаренности. Интерпретация результатов тестирования может содержать ряд ошибок в силу разных причин. Ошибки в прогнозах объясняются сложностью и многоаспектностью самого феномена одаренности. Поэтому многие специалисты используют и другие методы: экспертное оценивание детей учителями, родителями, оценку конкретных продуктов деятельности ребенка (рисунков, стихов), результатов участия детей в различных конкурсах, олимпиадах.
Обычно диагностика одаренности проводится в целях создания особых условий обучения для детей с незаурядными способностями в рамках специально разработанных для этого учебных и развивающих программ, которые реализуются в соответствующих группах, учебных классах и школах для одаренных. Эффективность освоения детьми этих программ и является для многих учителей своеобразной оценкой качества проведенного диагностического обследования, условия приема в подобные учебные заведения диктуют требования к методам диагностики: они должны быть стандартизированы и не занимать много времени. Эти требования во многом и объясняют популярность тестирования.
Любой тест представляет собой измерительный инструмент, поэтому надо четко представлять себе, что именно он измеряет, следует ли понимать под "одаренностью" некий единый феномен или же это многоаспектное явление, требующее различных измерительных процедур.
Ученые дифференцируют психомоторную, интеллектуальную, творческую, академическую, социальную и духовную одаренность.
Психомоторные способности тесно связаны со скоростью, точностью и ловкостью движений, кинестетически-моторной и зрительно-моторной координацией.
Интеллектуальную одаренность связывают с высоким уровнем интеллектуального развития (как правило, речь идет о высоком показателе коэффициента интеллекта IQ). Для измерения интеллектуальной одаренности в основном используют различные варианты тестов. Академическая одаренность определяется успешностью обучения. Для выявления детей, обладающих высокими способностями в овладении основными учебными дисциплинами, используют стандартизированные тесты достижений.


Социальная одаренность
рассматривается как сложное, многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении. Для выявления такой одаренности используются многочисленные стандартизированные методы оценки уровня и особенностей социального развития: шкалы социальной компетенции, шкалы социальной зрелости, тесты на выявление лидерских способностей.
Духовная одаренность
 в значительно большей степени, чем социальная, связана с высокими моральными качествами, альтруизмом. Эта отрасль проблематики одаренности в настоящее время мало изучена. Имеются лишь отдельные попытки использовать диагностические методы, направленные на оценку морального уровня развития альтруизма для выявления феномена духовной одаренности.
Творческая одаренность
 определяется теми теоретическими конструкторами, на которых базируется само понимание творчества. Х.Е. Трик выделяет в этой области четыре основных направления: креативность как продукт, как процесс, как способность и как черта личности в целом. Для каждого из них направлений характерны свое понимание творческой одаренности и свои методы диагностики креативность.
В современных тестах, которые активно используются на практике, перечисленные виды незаурядных способностей представлены весьма неравномерно. Нет единого мнения относительно взаимосвязей, существующих между различными видами одаренности.
Среди наиболее известных  психомоторных тестов выделяют следующие:
Тест Пурдве предназначен для оценки непрерывно-двигательных способностей, где оцениваются направленность реакций, непрерывно-двигательная координация.
Тест ловкости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда.
Тест на основные двигательные навыки Д.Арнхейма и У.Синклера направлен на оценку способностей ребенка координировать работу глаз и рук, координировать или регулировать движения разной амплитуды.
Тест на зрительно-двигательную координацию К.Берри состоит в том, чтобы ребенок воспроизвел 24 рисунка, сложность которых постепенно возрастает.
При диагностике
психомоторных способностей широко используется тест ловкости пальцев, тест скорости манипулирования.
Стандартизированные методы измерения интеллекта наиболее часто используются для выявления одаренных детей. Применяются как индивидуальные, так и групповые тесты. Среди наиболее известных в международной практике можно отметить следующие:
а) шкала интеллекта Станфорд – Бине, предназначенная для тестирования детей начиная с 2-летнего возраста;
б) Векслеровская шкала интеллекта и различные варианты этого теста предназначены для тестирования не только детей, но и взрослых;
в) шкала детских способностей Маккарти предназначена для тестирования детей в возрасте от 2,5 до 8,5 года (дается обобщенная оценка и 5 субоценок для вербальных, перцептивных, вычислительных, моторных способностей и памяти);
г) тест когнитивных способностей, разработанный Р.Э.Торндайком и Е.Хаген, дает три оценки (вербальная, невербальная и количественная), он широко используется при выявлении детей, которые должны заниматься по специальной программе для одаренных.
Наиболее популярными при оценивании академической одаренности являются следующие тесты:
а) общий тест основных умений, оценивающий базовые навыки в чтении, орфографии, математике и др.
б) Айовский тест основных умений, оценивающий словарный запас, успешность в чтении, языковые навыки;
в) Станфорский тест достижений, предусматривающий оценку знаний и навыков ребенка в математике, естествознании, в понимании устной речи;
г) Калифорнийский тест достижений, оценивающий успешность в чтении, словарный запас, понятливость, математические способности, почерк и др.
К числу наиболее популярных тестов, направленных на выявление творческой одаренности, можно отнести следующие:
а) тесты креативности для детей, разработанные Дж.Гилфордом и его сотрудниками и направленные на оценку одаренных способностей.
б) тест Торранса на образное творческое  мышление; предназначен для оценки творческих спообностей детей в возрасте от 5 лет и старше;
в) тест групповой оценки С.Пимм;
г) тест креативного потенциала Р.Хорнера и Ю.Хеменвей, который измеряет показатели "оригинальности", "гибкости", "беглости" и "точности" мышления.
Методы диагностики
 способностей в сфере общения разработаны в меньшей степени, чем психометрические способы выявления интеллектуальной, академической и творческой одаренности. Большинство тестов направлено на исследование определенного компонента, входящего в состав коммуникативных способностей (их вербальных, невербальных, мотивационных аспектов).
Особую задачу для психодиагностического обследования
составляют попытки выявления определенных этапов в развитии социального интеллекта. Так, Р.Селман выделяет пять основных стадий этого процесса ("Эгоцентризм", "Субъективизм", "Рефлективность", "Взаимность"). Дж.Гилфорд на основе разработанной им теоретической модели "структуры интеллекта создал специальную батарею тестов, предназначенную для диагностики "поведенческих способностей". В ряде случаев используются социометрические методы, а также различные варианты методик, направленных на выявление организаторских способностей. Большинство из этих методик создано на основе теоретического подхода, развиваемого в работах Л.И.Уманского.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ   ИССЛЕДОВАНИЕ ПО  ВЫЯВЛЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДОУ

2.1. БАЗА И ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Опытно-эксперементальное исследование детей, по выявлению одаренных детей, осуществлялось на базе ДОУ.

В основу опытно-эксперементального  исследования были положены 2 диагностические  методики по выявлению одаренности у детей.  

1. «Карта одаренности» А. И. Савенкова.                                                            Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет.                                     С помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит  увидеть индивидуальный «портрет» развития дарований ребенка.                                                                                                                      

  2. Анкета  педагогов «Можно ли назвать Вашего ребенка одаренным?» Авторы: Ф. Татл и Л. Бекер.                                                                                                  Цель опытно-эсперементального исследования – выявление одаренных  детей.                              В соответствии с целью исследования, поставлены следующие задачи:       1.Дать оценку уровню одаренности дошкольников по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка по методике «Карта одаренности» А. И. Савенкова.  Провести анкетирование родителей  средней группы (возраст 5-6 лет)  в колличестве 12 человек.                                                   2.Выявить степень возможной одаренности ребенка с помощью анкеты для педагогов «Можно ли назвать Вашего ребенка одаренным?» Авторы: Ф. Татл и Л. Бекер.                                                                                                                        В процессе опытно-эксперементального исследования использовались следующие методы: наблюдение за деятельностью специалистов ДОУ; опрос воспитателя; анкетирование родителей; сбор, систематизация практического материала и количественно-качественный анализ полученных результатов.         В основе первой  методики систематизированы вопросы по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка  (интеллектуальная; творческая; академическая; художественно-изобразительная; музыкальная; литературная; артистическая; техническая; лидерская; спортивная).                                                                                                  

  В основу второй методики входит  анкета для выявления возможной одаренности ребенка.

2.2. РЕЗУЛЬТАТЫ И АНАЛИЗ ДАННЫХ, ПОЛУЧЕННЫХ В ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАНИИ

«Карта одаренности» А. И. Савенкова.  

Обобщенные результаты, полученные в  процессе анкетирования родителей представлены в виде диаграммы.

 Родители поставили высокие  оценки степени выраженности  для спортивной артистической видов одаренности детей.

Анкетирование  педагогов по методике Ф. Татла и Л. Бекера   «Можно ли назвать Вашего ребенка одаренным?» выявило  3 детей с возможнй одаренностью, что составляет 25% от общего числа исследованных детей.                                                                                                                              

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                         Детская одаренность - сложное и многоаспектное явление. Существует множество подходов к определению одаренности, точек зрения на проблему одаренности. Возникает острая необходимость в особых, научно обоснованных методов работы с детьми с различными видами одаренности.

В реальной практике с одаренными детьми зачастую основное внимание уделяется уже в той или иной степени проявившимся видам одаренности. Возможно, это является своеобразным отражением узко прагматического подхода к феноменам детской одаренности.

Выявляется неадекватность упрощенного подхода к анализу феномена одаренности, ограниченного лишь сферой способностей ребенка. Адекватное рассмотрение уникального по своей природе явления детской одаренности требует подхода, учитывающего как способности, так и особенности личности одаренного ребенка, его нравственного, духовного облика. Анализ всего сложного переплетения семейных, школьных, личностных проблем одаренных детей может служить научно-практической основой для психологического консультирования учителей и родителей.

Выявление одаренных детей должно осуществляться в рамках комплексной и индивидуализированной программы идентификации одаренности ребенка. Подобного рода программа предполагает использование множества различных источников информации, анализ процесса развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени, а также применение валидных методов психодиагностики. В частности, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка. Более того, предъявляются особые требования к специалистам, работающим с одаренными детьми, и предполагает соответствующие формы подготовки этих специалистов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Гильбух Ю.З. «Внимание: одаренные дети»                                                         2. Дереклеева Н.И. «Научно-исследовательская работа в школе»                               3. Савенков А.И. « Одаренные дети: методики диагностики и стратегия обучения»                                                                                                                      4. Панютина Н.И. «система работы образовательного учреждения с одаренными детьми»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика «Карта одаренности» (А. И. Савенков)

Инструкция: «Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) – оцениваемое и противоположенное свойство личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности,  противоположенное оцениваемому.

Если вы затрудняетесь дать оценку какому-то качеству, потому что у вас нет для этого сведений, оставьте соответствующую вопросу клетку в бланке ответов пустой.

Лист вопросов:

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные оригинальные решения.
  3. Учиться новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
  6. Любит сочинять рассказы или стихи.
  7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного или других.
  8. Интересуется механизмами и машинами.
  9. Инициативен в общении со сверстниками.
  10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
  12. Не боится новых попыток, всегда стремиться проверить новую идею.
  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, чтобы запомнить.
  14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
  16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  17. Интересуется актерской игрой.
  18. Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
  19. Сохраняете уверенность в окружении большого количества незнакомых людей.
  20. Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях.
  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
  22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и др. вещи).
  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не заноют.
  24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
  25. Хорошо поет.
  26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  27. Меняет  тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
  28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
  29. Легко общается с детьми и взрослыми.
  30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
  31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
  32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.
  33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен был бы учится в более старшем классе, чем учиться сейчас.
  34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домов на игровой площадке.
  35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии, чувств.
  36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
  38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
  39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
  40. Бегает быстрее всех в классе.
  41. Любит решать трудные задачи, требующие умственного усилия.
  42. Способен по разному подойти к одной и той же проблеме.
  43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
  45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, гида можно слушать музыку.
  46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния главных героев, их переживания, чувства.
  47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
  48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
  49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
  50. Движется  легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
  51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
  53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год  или два.
  54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроения.
  55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
  56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники) , и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
  57. Стремиться вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем- то с увлечением рассказывает.
  58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
  59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
  60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
  62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанные варианты.
  63. Умеет делать выводы и обобщения.
  64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
  65. В пении и музыке стремится выразить вои чувства и настроение.
  66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные состояния.
  68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных проектов (модели летательных аппаратов, автомобили, корабли)
  69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
  70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх.
  71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
  72. Продуктивен, чем бы не занимался, способен предложить большое количество самых разнообразных идей и решений.
  73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и т.д.)
  74. Может высказывать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
  75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
  76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
  77. Любит игры- драматизации.
  78. Быстро и легко осваивает компьютер.
  79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
  80. Физически выносливее сверстников.

ПРИЛОЖЕНИЕ2.

Предлагается ответить «да» или «нет» на следующие утверждения:

Ребенок инициативный, живой, подвижный.

Он с готовностью откликается на все новое.

Любит все загадочное, непонятное.

Часто нуждается в поддержке старших.

Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.

Оценка результатов: если на все пять утверждений был дан ответ «да», есть основания считать данного ребенка способным. Если на четвертый и пятый пункты был дан ответ «нет», надо обратиться к следующим утверждениям:

Любит и решать трудные вопросы.

Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.

Начатое дело доводит до конца.

Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.

Настойчив в достижении поставленной цели.

Задает много вопросов по интересующим его предметам, темам.

Интересы достаточно стабильны.

Любознательность достаточно устойчива.

Имеет много друзей среди своих сверстников.

Часто не соглашается с мнением взрослого.

Часто бывает эгоистичен.

Оценка результатов: если на все вопросы дан ответ «да», то ребенка можно считать одаренным. (С точки зрения исследователей Ф.Татла и Л.Бекера отрицательные ответы на пункты 7-11 не противоречат выводу о возможной одаренности ребенка-дошкольника, так как в дошкольном возрасте и у одаренных детей на ряду с широтой интересов может наблюдаться их быстрая смена; если ребенок не ходит в детский сад, у него может не быть друзей среди сверстников; в дошкольном возрасте авторитет взрослого достаточно высок, и маловероятно, чтобы ребенок-дошкольник часто выступал в противоречие со взрослым.)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение системы диагностических методик, направленных на выявление одаренности учащихся (Методические рекомендации)

Методические рекомендации по теме «Применение системы диагностических методик, направленных на выявление одаренности учащихся» раскрывают актуальную и сложную проблему изучение одаренных детей. В соде...

Опросник для выявления одаренных учащихся по Е.Н.Задориной

Опросник для выявления одаренных учащихся по Е.Н.Задориной...

Пути выявления одаренности учащихся

На сегодняшний день большинство педагогов и психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимод...

Выступление на ШМК учителей английского языка по теме: "Пути выявления одаренности учащихся"

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей с...

ОПРОСНИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ ( по Е.Н. Задориной)

Опросник   для   выявления   одаренных   учащихся  ( по  Е.Н. Задориной)...