РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по социальному направлению «Тропинка к своему «Я» для 1 – 4 класса
рабочая программа по теме

Петряева Светлана Анатольевна

 

 

 

 

 

Данная образовательная программа составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения образовательной программы начального общего образования, с учётом основных направлений общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №2, авторской программы О. В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я».

Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма. «Тропинка к своему Я» - это комплекс психологических занятий в начальной школе направленных на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы, благоприятной для развития школьника.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tropinka_k_svoemu_ya_g.f._1_pravelnaya.docx105.35 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 внеурочной деятельности

по социальному  направлению

«Тропинка к  своему «Я»

для  1 – 4  класса

на 2015-2016 учебный год

 

Пояснительная записка

Данная образовательная программа составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения образовательной программы начального общего образования, с учётом основных направлений общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №2, авторской программы О. В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я».

Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма. «Тропинка к своему Я» - это комплекс психологических занятий в начальной школе направленных на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы, благоприятной для развития школьника.

Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

Задачи:

  1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
  2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
  3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.
  4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
  5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
  6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
  7. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

Курс «Тропинка к своему Я» способствует достижению следующих личностныхрезультатов:

  1. формирование у учащегося готовности и способности к саморазвитию;
  2. развитие мотивации к обучению и познанию;
  3. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  4. принятие и освоение социальной роли обучающегося;
  5. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  6. развитие эмоционально-волевой сферы, в том числе доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей;
  7. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

А также помогает формированию мета предметных достижений, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться:

1 класс

1 класс

Регулятивные УУД:

  1. овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и

 взрослыми;

  1.  извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста,
  2. определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя,
  3.  учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
  4. строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные УУД:

  1. уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя,
  2. учиться исследовать свои качества и свои особенности,
  3.  учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя,
  4.  учиться наблюдать, моделировать ситуацию с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

  1.  учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах,
  2. учиться работать в паре и в группе,
  3.  выполнять различные роли,
  4.  слушать и понимать речь других ребят,
  5. осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

  1. класс

Регулятивные УУД:

            1. учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников,учиться прогнозировать последствия своих поступков,

            2.определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя,

            3.учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации,

                 4.строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные УУД:

  1. находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок, фото),
  2. делать выводы в результате совместной работы в группе,
  3. учиться графически оформлять изучаемый материал,
  4. моделировать различные жизненные и учебные ситуации,
  5. усваивать разные способы запоминания информации.

Коммуникативные УУД:

  1. учиться позитивно, проявлять себя в общении,
  2. учиться договариваться и приходить к общему решению,
  3. учиться понимать эмоции и поступки других людей,
  4. овладевать способами позитивного разрешения конфликтов.

3 класс

Регулятивные УУД:

  1. осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением,
  2. извлекать необходимую информацию из текста,
  3. определять и формулировать цель в совместной работе,
  4. учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях,
  5. осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит,
  6. реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми,
  7. планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого,
  8. соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

  1. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,
  2. наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять,
  3. обогатить представление о собственных возможностях и способностях,
  4. учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения,
  5. оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости,
  6. учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта,
  7. находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию,
  8. адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные УУД:

  1. ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии,
  2. учиться контролировать свою речь и поступки,
  3. учиться толерантному отношению к другому мнению,
  4. учиться самостоятельно решать проблемы в общении,
  5. осознавать необходимость признания и уважения прав других людей,
  6. формулировать своё собственное мнение и позицию.
  7. учиться грамотно, задавать вопросы и участвовать в диалоге.

4 класс

Регулятивные УУД:

  1. осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением,
  2. извлекать необходимую информацию из текста,
  3. определять и формулировать цель в совместной работе,
  4. учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях,
  5. осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит,

               6.  реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми,

планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого,

7.соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

  1. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,
  2. наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять,
  3. обогатить представление о собственных возможностях и способностях,
  4. учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения,
  5. оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости,
  6. учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта,
  7. находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию,
  8. адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные УУД:

  1. ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии,
  2. учиться контролировать свою речь и поступки,
  3. учиться толерантному отношению к другому мнению,
  4. учиться самостоятельно решать проблемы в общении,
  5. осознавать необходимость признания и уважения прав других людей,
  6. формулировать своё собственное мнение и позицию.
  7. учиться грамотно, задавать вопросы и участвовать в диалоге.

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагаетсядостичь следующих результатов:

Личностные

результаты

Метапредметные

результаты

Предметные результаты

Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;

- правила  общения, о правильном отношении к собственным ошибкам,  к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии;

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

-осознавать собственную полезность и ценность;

-  основные способы психологического взаимодействия между людьми;

- приемы повышения собственной самооценки;

- осознание своего места в мире и обществе;

Уметь

  • анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели

- налаживать контакт с людьми;

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде

-  выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой  и игровой деятельности.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей          -   адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

 -контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- находить свое место в школьной жизни;

- работать в группе, в коллективе.

-получать удовольствие от процесса познания

-преодолевать возникающие в школе трудности

-  справляться с неудачами;

-осознавать и контролировать  свое психологическое и эмоциональное состояние;

-взаимодействовать с учителем, сверcтниками

- адекватно анализировать собственные проблемы;

Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития

- полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед неудачей;

- приобретенную информацию для установления дружественной атмосферы в классе, решения межличностных конфликтов;

- полученные знания для адекватного осознания причин возникающих у ребенка проблем и путей их решения;

- полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности; - через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления

Формы организации занятий

Для успешной реализации используются групповые занятия.

Методы, используемые на занятиях:

1 .Игровые методы

2.Беседа

3.Сказкотерапия

4.Создание личного портфолио занятий с продуктами деятельности

№ п/п

Методика исследования

Цель

Содержание

1

Исследование самооценки у

 школьников по методике «Лестница» (модификация ЛуговойВ.Ф.- Методика Т.В. Дембо использована модификации С.Я Рубинштейн)

Изучение адекватности

 самооценки детей старшего

 дошкольного и школьного

 возраста

Оцениваемые УУД:

Самооценка (действие

смыслообразования)

- представление себя в роли ученика;

- осознание своих возможностей в

учении на основе сравнения "Я" и"хороший ученик"

Возраст: школьники 1 - 4 кл.

2

Методика «Кто Я?» (модификация методики М.

Куна)

Выявление сформированности

Я-концепции ребенка

Оцениваемые

УУД:

-действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли

ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

3

Анкета для оценки уровня школьной   мотивации (1-4 кл.)

методика Н. Г.Лускановой,

Определение уровня учебной мотивации

ОцениваемыеУУД:

-внутренняя позиция школьника

Возраст: школьники1-4 кл.

Форма оценивания:

индивидуальная или

групповая диагностика.

4

Проективная методика «Что мне нравится в школе?»

Выявление мотивационной готовности к обучению, отношение к школе.

Анализ детских рисунков

Программа адресована учащимся 1-х классов и рассчитана на 33 часа в год, а 2-4-х классов рассчитана на 34 часа в год. Периодичность занятий - 1 час в неделю.

Содержание курса

Первый класс.

Основная задача - первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учиться выполнять.

Первые дни в школе требуют целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания. Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимая их причины. Поэтому на групповых психологических занятиях значительное место отводиться заданиям, в которых каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость. В групповые занятия должны включаться игровые и двигательные задания. Первоклассники еще не могут контролировать свои действия. Поэтому главной задачей занятий становиться содействие развитию рефлексии учащихся, помощь в осознании ими своих эмоциональных состояний. Предлагаемая программа психологических занятий уделяет серьезное внимание способам формирования учебной установки в близких и доступных детям формах, прежде всего в форме игры и сказок. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируются на реальные школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с собственными. В результате к концу первого года обучения дети привыкают адекватно анализировать свои проблемы.

Для первоклассников самой значимой фигурой становиться учитель. Его похвала или порицание часто более важны, чем тот же отзыв, полученный от родителей. Детям кажется, что они занимают центральное место в жизни педагога, что все его беды и радости связаны только со школой и с ними. Поэтому полезно включать в занятия задания, которые дают возможность понять, что радовать и огорчать учителя могут не только их успехи или дисциплина на уроке, но и чтение книг, к примеру, или общение с собственными детьми. Это поможет учащимся справиться с возможным страхом перед учителем. Другая важная задача в работе с первоклассниками - установление атмосферы дружелюбия.

Содержание учебного предмета1кл.

П.п

Название раздела

Содержание и формы работы.

Основные виды деятельности

1

Я – школьник

(15 часов)

Цели:

- содействовать осознанию позиции школьника;

- способствовать формированию дружеских отношений в классе;

- развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях.

1. Знакомство. Я умею управлять собой.

Индивидуальная работа.

Кто такой дрессировщик, и почему он может управлять животными. Нужно ли ученику умение управлять собой? Я умею управлять собой. Умею выполнять требования взрослых.

2-3. Я умею преодолевать трудности.

Работа в парах. Игры.

Вспомни и сделай. Я умею справляться с трудностями. Сумей понять. Вопрос. Тихо

4. Я умею слушать других.

Коллективная работа. Творческая работа.

Задание на повторение «Я умею справляться с трудностями». Слушать и слышать. Запомни ответ. Диалог. Общий рисунок

5. Я умею учиться у ошибки.

Сказкотерапия. Индивидуальная работа.

Работа со сказкой. Чему может научить ошибка

6-7. Я умею быть доброжелательным.

Сказкоператия. Театрализация.

Разминка. Работа со сказкой. Первое испытание. Второе испытание. Третье испытание. Четвертое испытание

8. Я доброжелательный.

Индивидуальная работа.

Творческая работа.

Кому письмо. Качества доброжелательного человека. Зачем нужны качества

9. Я умею быть ласковым.

Сказкотерапия. Коллективная работа.

Работа со сказкой. Ласковый взгляд. Ласковое прикосновение. Ласковые слова и прикосновения.

10-11. Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задания вместе с другими.

Творческая работа. Инсценировки.

Работа со сказкой. Нарисуй страну. Что между странами. Как страны общаются. Общий рассказ.

12. Я становлюсь сильным духом. Я умею слушать мнение другого.

Сказкоперапия. Коллективная работа.

Работа со сказкой. Кто умеет слышать мнение другого? Оружие для защиты.

13-14. Я учусь решать конфликты.

Работа в парах. Инсценировка.

Работа со сказкой. Это конфликт? Придумай конфликт. Инсценированные конфликты.

15. Я умею решать конфликты.

Работа в парах. Инсценировка.

Придумай конфликт. Инсценированные конфликты.

2

Мои чувства (19 часов)

Цели:

- рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева;

- обучать распознованию и описанию своих чувств и чувств других людей;

- помочь детям осознать относительность оценки чувств;

-  способствовать снижению уровня страхов.

16-17. Радость. Что такое мимика.

Творческая работа.

Закончи предложение. Зоопарк. Рисунок радости.

18. Радость. Как её доставить другому человеку.

Творческая работа.

Рисунок радости.

19-20. Жесты.

Сказкотерапия. Игры.

Радость можно выразить жестом. Передай сообщение. Объясни задание. Работа со сказкой. («Когда молочные зубы сменились постоянными» Е.Фатеева).

21. радость можно передать прикосновением.

Сказкоперапия. Игры.

Радость можно передать прикосновением. Котенок. Работа со сказкой. («О муравьишке, который пошел в школу»).

22. Радость можно подарить взглядом.

Игры. Работа в парах

Как доставить радость другому человеку? Собираем добрые слова. Скажите мишке добрые слова

23. Грусть.

Сказкотерапия. Работа в парах.

Закончи предложение. Грустные ситуации. Работа со сказкой. («Сказка про котенка Ваську» К. Ступницкая).

24. Страх.

Творческая работа.

Работа в парах.

Конкурс пугалок. Чужие рисунки. Закончи предложение

25. Страх, его относительность.

Сказкотерапия.  Коллективная работа.

Работа со сказкой («Мы просто очень боялись за вас»).

26-27. Как справиться со страхом.

Творческая работа. Коллективная работа.

Чужие рисунки. Закончи предложение.

28. Страх и как преодолеть.

Творческая работа. Коллективная работа.

Чужие рисунки. Закончи предложение.

29. Гнев. С какими чувствами он дружит

Работа со сказкой. («Как ромашка с васильками поссорились» Е. Вишнева).

30. Может ли гнев принести пользу?

Сказкотерапия. Работа в парах.

Закончи предложение. Работа со сказкой («О спутнике и его беде» С. Карабашева)

31. Обида.

Сказкотерапия. Игры.

 Закончи предложение. Какая у меня обида. Напрасная обида. Работа со сказкой («Обида» Е. Карабашева)

32. Разные чувства.

Творческая работа. Инсценировки.

Закончи предложение. Ожившее чувство. Рисунок чувств.

33. Обобщающий урок.

Проектная работа. Игры.

Обобщение пройденого материала за год. Игра путешествие

Календарно-тематическое планирование 1 класс.

№ п.п

Тема, цель

Занятия (тема).

Кол-во часов

Дата (план, факт)

1 А

1 Б

1 В

1

Я – школьник.

(15 часов)

Цели:

- содействовать осознанию позиции школьника;

- способствовать формированию дружеских отношений в классе;

 - развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях.

1 Знакомство. Я умею управлять собой.

1

2-3. Я умею преодолевать трудности

2

4. Я умею слушать других.

1

5. Я умею учиться у ошибки..

1

6-7 Я умею быть доброжелательным.

2

8. Я доброжелательный.

1

9.Я умею быть ласковым.

1

10-11. Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задания вместе  другими.

2

12.Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого.

1

13-14.Я учусь решать конфликты

2

15.Я умею решать конфликты

1

2.

Мои чувства.

(19 часов)

Цели:

- рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева;

 -обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей;

- помочь детям осознать относительность оценки чувств;

- способствовать снижению уровня страхов.

16-17. Радость. Что такое мимика.

2

18. Радость. Как ее доставить другому человеку.

1

19-20. Жесты.

2

21. Радость можно передать прикосновением.

1

22. Радость можно подарить взглядом.

1

23. Грусть.

1

24. Страх.

1

25. Страх, его относительность.

1

26-27 Как справиться со страхом.

2

28. Страх и как его преодолеть.

1

29.Гнев. С какими чувствами он дружит?

1

30. Может ли гнев принести пользу?

1

31. Обида.

1

32-33. Разные чувства.

2

 Итого часов:

33

Содержание курса

Второй класс.

Второклассник начинает учиться в совершенно ином настроении, нежели год назад. Он уже привык к своему новому статусу, к школьным обязанностям, у него сформировался образ хорошего ученика.

В течение второго учебного года дети должны получить довольно полное представление о своих индивидуальных способностях и возможностях, о собственных достоинствах и недостатках.

Во втором классе происходит активное освоение учебной деятельности. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает оценивать причины своих достижений и неудач, то есть развивает познавательную рефлексию. По-прежнему сохраняется острое желание быть успешным в учебе, «быть хорошим, любимым», у некоторых детей появляется тенденция к снижению самооценки. Она может закрепляться, если ребенок считает, что родителей сильно огорчают его не успешность. Поэтому особое значение приобретает тема «Качества», в процессе освоения которой учащиеся получают возможность исследовать себя, узнают, что все люди имеют те или иные недостатки.

Вследствие развития умения действовать по образцу у некоторых детей снижаются творческие способности, исчезает стремление фантазировать. Чтобы предотвратить это, в занятия включено много творческих заданий.

Основное внимание второклассников начинает постепенно смещаться с учебной деятельности на отношения, которые в ней проявляются: с педагогами, родителями, сверстниками. Поэтому на занятиях большое внимание уделяется именно формированию взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности не только принимать что-либо от людей, но и отдавать им. По сути, это первые шаги на пути взросления, который характеризуется наличием гармонии в стремлении принимать и отдавать.

Тематическое планирование2 класс.

п/

п

Тема (цели)

Занятие (тема)

Основные виды деятельности

1

Вспомним чувства. (6 часов)

Цель-

актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека.

1 Мы рады встрече.

Творческая работа. Коллективная работа.

Вспомним чувства. Чувства воспоминания. Рисунок радости.

2-3.Понимаем чувства другого.

Инсценировка. Работа в парах.

Я тебя понимаю. Сочини рассказ. Общая радость.

4-6. Мы испытываем разные чувства.

Творческая работа. Сообщение.

Режим дня. Рисуем режим. Работа со сказкой («Сказка о мальчике, который боялся темноты»

М. Маслова). Пластилиновое чувство. Палитра чувств.

2.

Чем люди

отличаются друг от друга?

(16 часов)

-Цели: ознакомить детей с понятием «качества людей», -помочь исследовать свои качества, изучить свои особенности

7-8. Люди отличаются друг от друга своими качествами.

Сказкотерапия. Творческая работа.

Качества. В чем твоя сила? Сердце класса. Чьи качества. Работа со сказкой («Пятерка и доброе сердце»).

9-10. Хорошие качества людей.

Сказкотерапия. Индивидуальная работа.

Отзывчивость. Три качества. Я знаю пять хороших качеств. Качество в подарок. Работа со сказкой («Я не такой, как все).

11.Самое важное хорошее качество.

Сказкотерапя. Творческая работа.

Сборы в дорогу. Кто любит людей. Поделимся любовью. Работа со сказкой

12. Кто такой сердечный человек.

Игры. Коллективная работа.

Догадайся, что задумано. Пять моих хороших качеств... Мягкое сердце.

13. Кто такой доброжелательный человек.

Сказкотерапия. Игры.

Волшебные слова. Работа со сказкой («Маленький котенок»).

14-15.Трудно ли быть доброжелательным человеком.

Сказкотерапия. Игры.

Я хотел бы стать более. Золотой ключик. Работа со сказкой («Часы»),

16. «Я желаю добра ребятам в классе».

Сказкотерапия. Работа в парах.

Как ведет себя человек. Я желаю добра. Работа со сказкой («О подзорной трубе»).

17. Чистое сердце.

Сказкотерапия.  Коллективная работа.

Чистое сердце. Работа со сказкой («Сказка про гусеничку»

А. Ктова).

18. Какие качества нам нравятся друг в друге.

Игры. Коллективная работа.

Снежная королева. Работа со сказкой («Кузя» М. Полунина).

19-20. Какими качествами мы похожи и чем отличаемся.

Творческая работа. Сказкотерапия.

Ладошка. Мы похожи - мы различаемся. Работа со сказкой («Туча» Н. Мишин).

21-22. Каждый человек уникален.

Игры. Сказкотерапия.

Звездочка. Работа со сказкой («Цветок по имени Незабудка» О.  Гавриченко).

3.

Какой Я - Какой Ты?

(12 часов)

Цели:

  • помочь детям осознать наличие у них разнообразных положительных качеств;

учить детей находить положительные качества во всех

людях.

23-24. Какой Я?

Творческая работа. Театрализация.

Я задумал мальчика Интервью. Прослушивание интервью.

25-26. Какой Ты? Учимся договариваться.

Театрализация. Творческая работа.

Копилка трудностей. Театр. Рисунок «Трудные ситуации второклассника».

27-28. Трудности второклассника в школе, дома, на улице.

Сказкотерапия. Творческая работа.

Помоги Сереже. Работа со сказкой («В одном лесу жила-была...» J1. Исаева).

29-31. Школьные трудности.

Сказкотерапия. Коллективная работа.

Работа со сказкой («О муравьишке» О. Саначина, «Верить и стараться»).

32-33. Домашние трудности.

Сказкотерапия.  Работа в парах.

Цыганка. Работа со сказкой («Сказка про дружбу» Е. Агеенкова).

34. Итоговое занятие.

Проектная работа. Игры.

Обобщение пройденного материала за год. Игра-путешествие


Календарно-тематическое планирование 2 класс

№ пп

Тема (цели)

Занятие (тема)

Кол-во часов

Дата (план, факт)

2 А

2 Б

2 В

2 Г

1

Вспомним чувства.

(6 часов)

Цель- актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека.

1 Мы рады встрече.

1

2-3. Понимаем чувства другого.

2

4-6. Мы испытываем разные чувства.

3

2

Чем люди отличаются друг от друга?

(16 часов)

-Цели: ознакомить детей с понятием «качества людей»,

-помочь исследовать свои качества, изучить свои особенности

7-8. Люди отличаются друг от друга своими качествами.

2

9-10. Хорошие качества людей.

2

11 Самое важное хорошее качество.

1

12. Кто такой сердечный человек.

1

13. Кто такой доброжелательный человек

1

14-15.Трудно ли быть доброжелательным человеком.

2

16. «Я желаю добра ребятам в классе»

1

17. Чистое сердце.

1

18. Какие качества нам нравятся друг в друге.

1

19-20. Какими качествами мы похожи и чем отличаемся.

2

21-22. Каждый человек уникален

2

3

Какой Я – Какой Ты?

(12 часов)

Цели:

- помочь детям осознать наличие у них разнообразных положительных качеств;

- учить детей находить положительные качества во всех людях.

23-24. Какой Я?

2

25-26. Какой Ты? Учимся договариваться.

2

27-28. Трудности второклассника в школе, дома, на улице.

2

29-31. Школьные трудности.

3

32-33. Домашние трудности.

2

34. Итоговое занятие.

1

Итого

34 часа

Содержание курса

Третий класс.

К началу третьего класса у ребенка уже четко сформирован отчетливый образ хорошего ученика, он ясно представляет себе, что надо делать, чтобы соответствовать этому образу, однако в результате в какой-то степени утрачивается детская непосредственность, индивидуальные особенности ребенка несколько стираются, снижаются творческие возможности. Все это ослабляет контакт с той ванной составляющей личности, которую психологи называют «внутренним ребенком».

Взрослые в этот период обычно удовлетворенно отмечают стабильную способность детей выполнять стандартные задания, умение действовать по образцу. Но, как правило, они не замечают, что эти качества утверждаются в ребенке за счет обеднения фантазии, снижения изобретательности, оригинальности восприятия. Родители, педагоги и психологи констатируют уровень развития мышления, памяти, внимания детей, упуская из виду упадок воображения, снижение творческих способностей. Однако это- явление временное и обратимое, если вовремя начать работу по актуализации творческих способностей детей. Поэтому важнейшей темой психологических занятий в третьем классе становится тема «Я-фантазер», в ходе проработки которой можно «реанимировать фантазию», утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых.

Другая важная особенность этого возраста - качественные изменения во взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми - учителем и родителями. К этому времени учитель в сознании детей во многом утрачивает свой идеальный образ. Дети начинают смотреть на него более реалистично, однако при этом «идеал» может полностью разрушиться, уступив место пренебрежительному отношению , своеобразному «нигилизму». Внутренне отдаление от авторитета учителя может вызвать страх перед ним либо злость и обиду. Поэтому усилия психолога должны быть направлены на то, чтобы поддержать в ребенке реальный образ учителя, не снижая при этом его ценности.

Сходный процесс идет и в отношении родителей. Дети должны научиться воспринимать их как живых людей со своими достоинствами и недостатками, не переставая любить. Ребенок привыкает к тому, что самые близкие люди имеют право иногда уставать или сердиться, могут порой допустить несправедливость, нечаянно обидеть, быть невнимательным. Но при этом они любят ребенка не меньше, чем в благоприятные моменты. Ведь они, как правило, способны вовремя простить ребенка и сами попросить прощения. Дети тоже понемногу учатся налаживать отношения, делать шаги навстречу близким людям при трудностях в общении, дорожить ценностью установившихся привязанностей.

Важной темой остается и тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями в этот период становятся более значимыми, нежели в первые два школьные года, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями. Занятия на тему дружбы неизменно вызывают у третьеклассников живой интерес и воодушевление.

К окончанию третьего учебного года дети способны брать на себя роль ведущего в знакомых психологических играх и упражнениях, быть внимательным к остальным участникам, уметь договариваться с ними об условиях игры, давать внятные инструкции, контролировать ход выполнения заданий. Взрослый ведущий старается провести через лидерские роли как можно больше детей группы, чтобы каждый ощутил психологическую разницу между положениями лидера и исполнителя на самом себе.

Тематическое планирование 3 класс

№ п/п

Тема (цели)

Занятия (темы)

Основные виды деятельности

1

Я – фантазер.

(9 часов)

Цели:

- помочь детям осознать ценность умения фантазировать;

-развивать творческие способности детей;

1-2. Я третьеклассник.

Творческая работа.

Что интересно третьекласснику. Если бне было на свете школ. Рисунок идеальной школы.

3. Кого можно назвать фантазером?

Творческая работа. Сказкотерапия. Игры.

Небылицы. Работа со сказкой («Цветик семицветик» О. Васильева)

4-5.Я умею фантазировать!

Игры. Театрализация.

Волшебный компот. Игра «Царевна Несмеяна».

6.Мои сны.

Творческая работа. Коллективная работа.

Самый интересный сон. Рисунок сна.

7.Я умею сочинять!

Творческая работа. Игры.

Сочини рассказ.

8.Мои мечты.

Творческая работа. Сказкотерапия.

Неоконченные предложения. Работа со сказкой «»Сказка о голубой мечте» А. Кононова). Рисунок «Моя мечта».

9.Фантазии и ложь.

Сказкотерапия. Игры. Коллективная работа.

Правда и ложь. Работа со сказкой («Лживый мальчик» Ю. Щербинина»

2

Я и моя школа.

( 7 часов)

Цели:

- помочь детям осознать особенности позиции ученика;

- помочь детям принять учителям таким, какой он есть.

10-11. Я и моя школа.

Творческая работа. Коллективная работа.

Неоконченные предложения. Школа на планете «Наоборот».

12. Что такое лень?

Сказкотерапия. Работа в парах. Театализация.

Существо по имени Лень. Работа со сказкой («О ленивой звездочке», В. Максюта)

13-14. Я и мой учитель.

Сказкотерапия. Творческая работа.

Неоконченные предложения. Работа со сказкой («О девочке и строгой учительнице»)

15-16. Как справиться с «Немогучками».

Сказкотерапия.  Игры.

Кто такие «Немогучки». Работа со сказкой («Малыш-Облачко» К. Суворов)

3

Я и мои родители.

(5 часов)

Цели:

- помочь детям осознать требования родителей;

- обучить детей способам разрешения конфликтов с родителями.

17-18. Я и мои родители.

Творческая работа. Индивидуальная работа.

Неоконченные предложения. Рисунок «Семья».

19-20. Я умею просить прощения.

Сказкотерапия.  Работа в парах.

Неоконченные предложения. Не буду просить прощения! Работа со сказкой («Принц Эдгар» М. Доброневский)

21. Почему родители наказывают детей?

Творческая работа. Коллективная работа.

Неоконченные предложения. Работа со сказкой («Простить маму» А. Шмидт). Портрет мамы.

4

Я и мои друзья

(6 часов)

Цели:

-помочь детям осознать качества настоящего друга;

-подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить.

22. Настоящий друг.

Сказкотерапия. Работа в парах.

Неоконченные предложения. Качества настоящего друга. Работа со сказкой («Неожиданная встреча» Е. Андреева)

23-24. Умею ли я дружить?

Коллективная работа. Сказкотерапия.

Нужно ли уметь дружит? Работа со сказкой («Про маленькую Бабу-Ягу» А. Завалишина). Санитары.

25-26. Трудности в отношении с друзьями.

Сказкотерапия. Игры. Тренинг.

Работа со сказкой («О Спиногрызке» Т. Маркина)

27. Ссора и драка.

Индивидуальная работа.

Неоконченные предложения. Я знаю одного мальчика.

5.

Что такое сотрудничество?

(7 часов)

Цель- дать детям представление о понятии «Сотрудничество»

28.Что такое сотрудничество?

Сказкотерапия. Работа в парах.

Что такое сотрудничество. Работа со сказкой («Добрая память» Р. Руднев)

29. Я умею понимать другого.

Работа в парах. Сказкотерапия.

Что значит понимать другого? Работа со сказкой («Путевые заметки Оле-Лукойе» О. Юхман)

30. Я умею договариваться с людьми.

Работа в парах. Сказкотерапия.

Я умею договариваться. Работа со сказкой («Чтобы тебя любили» Н. Орешкина)

31. Мы умеем действовать сообща.

Работа в парах. Творческая работа.

Собери картинку. Найди себе пару. Мы вместе. Рисунок «Мой класс»

32-33. Что такое коллективная работа?

Коллективная работа.

Что мы хотим пожелать друг другу? Коллективный плакат.

34. Итоговое занятие.

Проектная работа. Игры.

Обобщение пройденного материала за год. Игра-путешествие.


Календарно-тематическое планирование 3 класс

№п п

Тема (цели)

Занятия (темы)

Кол-во часов

Дата (план, факт)

3 А

3 Б

3 В

1

Я- фантазер.

(9 часов)

Цели:

- помочь детям осознать ценность умения фантазировать

- развивать творческие способности детей

1-2. Я-третьеклассник.

2

3. Кого можно назвать фантазером?

1

4-5 Я умею фантазировать!

2

6.Мои сны

1

7.Я умею сочинять!

1

8.Мои мечты

1

9.Фантазии и ложь

1

2

Я и моя школа.

(7 часов)

Цели:

 - помочь детям осознать особенности позиции ученика;

-помочь детям принять учителя таким, какой он есть.

10-11 Я и моя школа.

2

12 Что такое лень?

1

13-14 Я и мой учитель

2

15-16. Как справляться с «Немогучками»

2

3

Я и мои родители.

(5 часов)

Цели:

- помочь детям осознать требования родителей,

- обучить детей способам разрешения конфликтов с родителями.

17-18. Я и мои родители.

2

19-20. Я умею просить прощения.

2

21. Почему родители наказываю детей?

1

4

Я и мои друзья.

(6 часов)

Цели:

 - помочь детям осознать качества настоящего друга;

-подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить.

22. Настоящий друг.

1

23-24 Умею ли я дружить?

2

25-26. Трудности в отношении с друзьями.

2

27. Ссора и драка.

1

5

Что такое сотрудничество?

(7 часов)

Цель – дать детям представление о понятии «сотрудничество».

28. Что такое сотрудничество?

1

29. Я умею понимать другого

1

30. Я умею договариваться с людьми.

1

31. Мы умеем действовать сообща.

1

32-33. Что такое коллективная работа?

2

34. Итоговое занятие.

1

Итого

34 часа


Содержание курса

Четвертый класс.

Главная особенность четвероклассников - появление глубокого интереса к своему внутреннему миру и интереса к общению со сверстниками. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности. Поэтому целый ряд занятий посвящен обсуждению вопросов взаимоотношений в классе.

Самое важное свойство этого возраста- особая открытость души. Дети не только легко и доверчиво впускают взрослых в свой внутренний мир, но нередко и сами приглашают их туда. Однако взрослые должны помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт.

Особое место занимают занятия, связанные с обсуждением близкого и отдаленного будущего. Наблюдая за трудной жизнью родителей, подростки понимают, что постепенно выходят из детского возраста, и, это может порождать страх взросления. Поэтому дополнительными задачами этих занятия является снятие тревоги и побуждение к учебной активности.

Последние занятия полностью посвящены процессу перехода в 5 класс.

Тематическое планирование 4 класс

№п/п

Тема (цели)

Занятие (тема)

Основные виды деятельности

1

Кто Я? Мои силы, мои возможности.

(10 часов)

Цели:

  • помочь детям усвоить понятие «способности», исследовать свои способности и возможности;

помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость.

1. Мое лето.

Творческая работа.

Сказкотерапия.

Как меняется человек. Позитивные и негативные изменения. Работа со сказкой («Митькина жизнь»).

2.Кто Я?

Инсценировка. Сказкотерапия.

Роли. Работа со сказкой («Федунчик»),

3. Какой я- большой или маленький?

Индивидуальная работа.

Детские качества. Работа со сказкой («Про Ваню, который вырос»).

4. Мои способности.

Сказкотерапия. Работа в парах.

Что такое способности. Мой любимый герой. Работа со сказкой («Сказка о Скрипке» Н. Мишин).

5.Мой выбор, мой путь к успеху.

Творческая работа. Индивидуальная работа.

Отгадай, кто я? Выбор пути. Рисунок «Мои способности в будущем».

6. Мой внутренний мир и мои друзья.

Инсценировка. Игры.

Чужие рассказы. Маленький принц.

7-8. Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.

Сказкотерапия. Работа в парах.

Маленькая страна. Работа со сказкой («Перочинный ножик»).

9. Мои интересы.

Сказкотерапия. Творческая работа.

Интерес к внутреннему миру. Иголки. Работа со сказкой («парковая роза»).

10.Что значит верить?

Игры. Театрализация.

Игра «Верю- не верю»

2.

Я расту, я изменяюсь (5 часов)

Цели:

  • помочь детям научиться осознавать происходящие в них изменения;

помочь детям научиться планировать цели и путисамо изменения.

11-12. Мое детство, мои друзья.

Сказкотерапия. Работа в парах.

Что такое симпатия. Симпатия и дружба. Улыбка и взгляд. Работа со сказкой («Жила -была девочка.»).

13-14. Мои одноклассники.

Творческая работа. Игры. Сказкотерапия.

Портрет класса. Что я вношу в свой класс? Работа со сказкой («Я умею жалеть»).

Третий лишний. Делай, как я. Копилка. Работа со сказкой («Друг Великана» В. Плешаков)

15.Конфликты в классе.

Сказкотерапия. Инсценировка. Игры.

Признаки начала конфликта. Как быть, если... Работа со сказкой («Мишкино горе»).

3.

Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?

(5 часов)

Цели:

-дать детям возможность задуматься о будущем, попытаться структурировать его, обсудить возможные варианты будущего;

  • Помочь детям понять, что будущее начинается в настоящем;

ввести понятие «Жизненный выбор»

16-17. Мое настоящее и будущее.

Творческая работа. Коллективная работа.

Тайная радость. Общая радость. Коллаж.

18. Хочу вырасти здоровым человеком!

Творческая работа. Работа в парах.

Взрослое имя. Я в будущем. Хочу в будущем - делаю сейчас.

19.Моя будущая профессия.

Творческая работа. Коллективная работа. Сообщения.

.Дискуссия. Профессии сотрудников школы.

20. Мое ближайшее будущее 5 класс.

Коллективная работа. Анкетирование.

Готовность к переходу в пятый класс. Если бы я был сейчас первоклассникам. Спасибо.

4.

Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно?

(5 часов)

Цель - помочь детям осознать понятие «Интеллигентный человек», обсудить проблему идеалов.

21. Кто такой интеллигентный человек?

Работа в парах. Игры.

Качества интеллигентного человека.

22-23. Хочу вырасти

интеллигентным

человеком.

Творческая работа. Работа в парах.

Рисунок интеллигентного человека. Притча.

24-25. Что такое идеальное Я?

Игра. Творческая работа.

Незаконченные предложения «Я...». Игра « Мое Я»

5.

Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно?

(9 часов)

Цели:

- помочь детям осознать личную свободу и свободу другого

-помочь им понять, что свобода часто связана с наличием обязанностей;

- помочь осознать, что необходимо признавать и уважать права других людей

26. Кто такой свободный человек?

Игра. Творческая работа.

Что такое «свобода». Игра.

27-28. Права и обязанности школьника.

Сообщение. Игра.

«Я школьник». «Я имею правона ,„»

29. Что такое «право на уважение»?

Индивидуальная работа.

Мини-сочинение.

30.Права и обязанности.

Коллективная работа. Игры.

Игра «Кодекс чести»

31. Нарушение прав других людей может привести к конфликтам.

Инсценировки. Работа в парах.

Решение проблемных ситуаций. Мини-сценки.

32-33. Как разрешать конфликты мирным путем?

Работа в парах. Творческая работа.

Дискуссия «Конфликт и мир»

34. Итоговое занятие.

Проектная работа. Игра.

Обобщение пройденного материала за год. Игра-путешествие.

Календарно-тематическое планирование 4 класс

№п/п

Тема (цели)

Занятие (тема)

Кол-во часов

Дата (план, факт)

4 А

4 Б

4 В

1

Кто Я? Мои силы, мои возможности.

(10 часов)

Цели:

- помочь детям усвоить понятие «способности», исследовать свои способности и возможности;

- помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость.

1. Мое лето.

1

2.Кто Я?

1

3. Какой я- большой или маленький?

1

4. Мои способности

1

  1. Мой выбор, мой путь к успеху

1

6. Мой внутренний мир и мои друзья

1

7-8. Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.

2

9. Мои интересы

1

10.Что значит верить?

1

2

Я расту, я изменяюсь

(5 часов)

Цели:

- помочь детям научиться осознавать  происходящие в них изменения;

- помочь детям научиться планировать цели и пути само изменения.

11-12. Мое детство, мои друзья.

2

13-14. Мои одноклассники

2

15.Конфликты в классе

1

3

Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?

(5 часов)

Цели:

-дать детям возможность задуматься о будущем, попытаться структурировать его, обсудить возможные варианты будущего;

- Помочь детям понять, что будущее начинается в настоящем;

 - ввести понятие «Жизненный выбор»

16-17. Мое настоящее и будущее.

2

18. Хочу вырасти здоровым человеком!

1

19.Моя будущая профессия

1

20. Мое ближайшее будущее 5 класс

1

4

Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно?

(5 часов)

Цель – помочь детям осознать понятие «Интеллигентный человек», обсудить проблему идеалов.

21. Кто такой интеллигентный человек?

1

22-23. Хочу вырасти интеллигентным человеком.

2

24-25. Что такое идеальное Я?

2

5

Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно?

(9 часов)

Цели:

- помочь детям осознать личную свободу и свободу другого;

-помочь им понять, что свобода часто связана с наличием обязанностей;

- помочь осознать, что необходимо признавать и уважать права других людей.

26. Кто такой свободный человек?

1

27-28. Права и обязанности школьника

2

29. Что такое  «право на уважение»?

1

30. Права и обязанности.

1

31. Нарушение прав других людей может привести  к конфликтам.

1

32-33. Как разрешать конфликты мирным путем?

2

34. Итоговое занятие.

1

Итого

34 часа


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса:

Книгопечатная продукция

  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования
  2. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе (1- 4). М., 2014г
  3. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. М., 2006.
  4. И.В.Стишенок. Сказка в тренинге. Коррекция, развитие, личностный рост..- Спб.:Речь,2006
  5. Н.В.Самоукина. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы.-Ярославль:Академия развития, 2004.
  6. Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб. - Минск, 2005.
  7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.
  8. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1980.
  9. Вайсен Р. и др. Обучение жизненным навыкам в школах. М., 2005.
  10. Жизненные        навыки / Под. ред. С.В. Кривцовой. М., 2002. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., 2000.
  1. .Мухина B.C. Детская психология. М., 1997.

12.0клендер В. Окна в мир ребёнка. Руководство по детской психотерапии. М., 1997.

  1. Психическое        здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под. ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург, 2003.
  2. Практическая        психология образования / Под. ред. И.В. Дубровиной. М.,1998.
  3. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков / Под. ред. А.Д. Андреевой. М., 1997.
  4. Система        психологического сопровождения образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС // Сост. И.В. Возняк, И.М. Узянова, С.В.Лебедева и др. Волгоград, 2013.
  5. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. М., 2001.
  6. Флейк-Хобсон        К. и др. Мир входящему. Развитие ребёнка и его отношения с окружающими. М., 1992.

Печатные пособия

1 .Настольно-печатные игры;

2. Развивающие игры;

Технические средства обучения

  1. Оборудование рабочего места учителя.
  2. Классная доска.
  3. Персональный компьютер.
  4. Экспозиционный экран размером 150 X 150 см.

Оборудование класса

  1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
  2. Стол учительский с тумбой;
  3. Шкафы для хранения учебников, пособий, дидактических материалов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа деятельности школьного детского общественного объединения "Радуга"

Рабочая программа деятельности школьного детского общественного объединения "Радуга"...

Рабочая программа кружка по экологии "Тропой леопарда"

Краткая аннотация программы. Рабочая программа кружка по экологии  (2 часа в неделю/68ч всего) составлена  с учётом методических рекомендаций по оформлению Государственного ...

Рабочая программа деятельности патриотического клуба "Следопыт"

Память связывает поколения.      Одной из важнейших задач современного образовательного учреждения продолжает оставаться воспитание человека, гражданина, патриота. Какие бы по...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по психологии «Тропинка к своему Я» 5 класс

Целью программы курса внеурочной деятельности является:  развитие социально-личностной сферы  детей  младшего подросткового возраста при переходе в среднее звено, формирование и развити...

Рабочая программа и КТП кружка "Тропою предков" ФГОС

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Тропою предков" ФГОС расчитана для учащихся 10-11 лет. Программа воспитывает духовно-нравственные качества на русских, национальных традициях, на исто...

Рабочая программа деятельности экологического отряда "Юный эколог" 5-9 класс

В программе выделено 3 направления: исследовательская деятельность, эколого-просветительская деятельность, общественно-полезная деятельность. Занятия в отряде чередуются с посещением музеев, села, гор...

Рабочая программа деятельности с детьми музыкального руководителя

Рабочая программа (далее Программа) разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 6», адаптированной основной образовательно...