презентация к выступлению "Социальные акции и проекты как способ воспитания у обучающихся гражданского самопознания" создание условий для социальных проб личности.
презентация к уроку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Чумаченко Любовь Евгеньевна

Социальное проектирование - это новая технология социального воспитания обучающихся. Главный педагогический смысл этой технологии - создание условий для социальных проб личности.

Виды социальных проектов. Основные цели и задачи социального проекта. Технология разработки социального проекта. Алгоритм выполнения проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_k_22.08.13.ppt574.5 КБ
Microsoft Office document icon sotsialnoe_proektirovanie.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социальные акции и проекты как способ воспитания у обучающихся гражданского самопознания социальный педагог МАОУ «СОШ № 10» Чумаченко Л.Е. педагог-психолог МАОУ «СОШ № 10» Богданова О.С.

Слайд 2

Социальное проектирование – это новая технология социального воспитания обучающихся. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности.

Слайд 3

Социальное проектирование как мотивационный компонент, как методический прием организации образовательного процесса в школе.

Слайд 4

Деятельность по созданию проекта называется проектированием. Проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, конкретных методов и шагов по ее реализации.

Слайд 5

Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении

Слайд 6

Виды социальных проектов: Исследовательские Творческие Ролевые , игровые Ознакомительно-ориентировочные ( информационные ) Практико-ориентировочные (прикладные)

Слайд 7

Цель социального проектирования привлечение внимания обучающихся к актуальным социальным проблемам местного сообщества; включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих обучающихся.

Слайд 8

Основные задачи социального проектирования: - повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации; - формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений, социальная мобильность и т.д.; - закрепление навыков командной работы;

Слайд 9

Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать: • социальные явления • социальная среда • социальные отношения • социальные институты

Слайд 10

Технология разработки социального проекта: ШАГ №1. Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время. ШАГ №2. Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном местном сообществе. ШАГ №3. Определение целей и задач социального проекта. ШАГ №4. Изучение реальных возможностей своей проектной группы. ШАГ №5. Составление детального плана работы.

Слайд 11

ШАГ №6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана. ШАГ №7. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе. ШАГ №8. Определение необходимых ресурсов и источников их финансирования. ШАГ №9. Составление бюджета проекта. ШАГ №10. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом.

Слайд 12

ШАГ №13. Составление деловых предложений по разработанному проекту. ШАГ №14. Поиск делового партнера для реализации проекта. ШАГ №15. Проведение официальных переговоров с реальными партнерами. ШАГ №16. Получение необходимых ресурсов.

Слайд 13

ШАГ №17. Проведение плановых мероприятий. ШАГ №18. Контроль и оценка выполнения плана. ШАГ №19. Корректировка реализации проекта. ШАГ №20. Анализ результатов работы по проекту. Рефлексия. ШАГ №21. Информирование общественности о результатах реализации проекта

Слайд 14

Основные требования к проекту 1. Ограниченность 2. Целостность 3. Последовательность и связность 4. Объективность и обоснованность 5. Компетентность автора и персонала

Слайд 15

Ожидаемые результаты Повышенная социальная активность учащихся 2. Реальный вклад учащихся в изменение социальной ситуации в местном сообществе. 3. Положительные изменения в сознании детей и подростков 4. Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы 5. Изменение общественного мнения

Слайд 16

Всероссийские дистанционные творческие конкурсы для всех возрастов «Золотая крона» www.zolotaya-krona.ru Фестиваль педагогического мастерства «Дистанционная волна» центр СНЕЙЛ www.festival.nic-shail.ru Конкурсы для детей и педагогов ТАЛАНТОХА talantoha.ru Дистанционные конкурсы «Центр Радуга» igraduga.ru Дистанционный творческий исследовательский конкурс-игра для педагогов, родителей и детей “Остров Талантикус” talantikus.ru Дистанционные конкурсы “Эрудит” eruditez.ru Информационно-методический центр imcol.ru



Предварительный просмотр:

Социальное проектирование – это новая технология социального воспитания учащихся. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет учащемуся решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Под социальным проектированием понимается деятельность:

•    социально значимая, имеющая социальный эффект;

• результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;

•    задуманная, продуманная и осуществленная подростком;

  •  в ходе которой подросток вступает во взаимодействие с миром, со взрослой    культурой, с социумом;

•  через которую формируются социальные навыки подростка.

Социальное проектирование является одной из множества деятельностей современного подростка – школьника. Социальное проектирование можно рассматривать как мотивационный компонент, как методический прием организации образовательного процесса в школе. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.

Деятельность по созданию проекта называется проектированием. А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации. Еще проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для какой-либо организации.

Социальное проектирование выделяется многими учеными  как ведущая деятельность подросткового возраста. Под ведущей деятельностью определенного возраста понимается такой тип деятельности, в ходе которой и через которую происходит наиболее быстрое, интенсивное психическое и личностное развитие ребенка. В результате формируются те новообразования, которые определяют данный возраст и удовлетворяют ведущие потребности возраста.

Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);

в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

Виды социальных проектов:

  • Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования тему, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.
  • Творческие. Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но при определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, вначале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и прочего.
  • Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержание проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуации. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.      
  • Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо придуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение «мозговой атаки», обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео и прочее). Презентация. Такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.  
  • Практико-ориентировочные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.

•  Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);

•  Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);

•  Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);

•  Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);

Цель социального проектирования

- привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;

- включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Основные задачи социального проектирования:

- повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;

- формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;

- закрепление навыков командной работы;

 Структура социального проектирования

Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим социум и личность.

Социальное проектирование — цельное комплексное явление и ее элементы содержательно, логически и структурно связаны друг с другом. В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности, в ходе социальной практики — проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а в ходе проектной деятельности — преобразование социального объекта, явления, ситуации.

Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

• социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);

• социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);

• социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);

• социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)

Как и любая другая деятельность, социальное проектирование не может быть освоено подростком вдруг, одномоментно. Навыки межличностного взаимодействия, приобретенные подростком в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития — те критерии, качественные характеристики которых, с одной стороны, являются показателями степени готовности подростка к социальному проектированию, а с другой — базой, основой проектирования. Поэтапное прохождение через пробу, практику и проект формирует внутри предшествующей деятельности предпосылки для развития следующей. Параллельно с этим должна быть специально организована учебная деятельность подростка, целью которой является освоение содержания понятия «социальное проектирование» и основных навыков его проведения.

Технология разработки социального проекта

План действий и этап практических шагов несут в себе логику всего социального проектирования: получение информации о социальном объекте (познание) — проблематизация информации — преобразование социального объекта.

ШАГ №1. Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время.

ШАГ №2. Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном местном сообществе.

ШАГ №3. Определение целей и задач социального проекта.

ШАГ №4. Изучение реальных возможностей своей проектной группы.

ШАГ №5. Составление детального плана работы.

ШАГ №6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана.

ШАГ №7. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе.

ШАГ №8. Определение необходимых ресурсов и источников их финансирования.

ШАГ №9. Составление бюджета проекта.

ШАГ №10. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом.

ШАГ №11. Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям.

ШАГ №12. Формирование общественного мнения в местном сообществе.

Последовательность шагов №№1-12 – это разработка социального проекта, его подготовка к реализации силами самих учащихся.

Дальнейшие шаги №№ 13-19 – это реализация разработанного проекта силами инициативной группы.

ШАГ №13. Составление деловых предложений по разработанному проекту.

ШАГ №14. Поиск делового партнера для реализации проекта.

ШАГ №15. Проведение официальных переговоров с реальными партнерами.

ШАГ №16. Получение необходимых ресурсов.

ШАГ №17. Проведение плановых мероприятий.

ШАГ №18. Контроль и оценка выполнения плана.

ШАГ №19. Корректировка реализации проекта.

Два последних шага №№20, 21 – это подведение итогов работы над социальным проектом.

ШАГ №20. Анализ результатов работы по проекту. Рефлексия.

ШАГ №21. Информирование общественности о результатах реализации проекта

Основные требования к проекту

1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.

Ограниченность проекта означает, что он содержит:

- этапы и конкретные сроки их реализации;

- четкие и измеряемые задачи;

- конкретные и измеряемые результаты;

- планы и графики выполнения работ;

- конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.

2. Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.

3. Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.

4. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.

5. Компетентность автора и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.

6. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.

Ожидаемые результаты.

1. Повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.

2. Готовность органов местного самоуправления выслушать доводы воспитанников и принять их предложения по улучшению социальной ситуации.

3. Реальный вклад учащихся в изменение социальной ситуации в местном сообществе.

4. Положительные изменения в сознании детей и подростков, повышение уровня общей культуры воспитанников.

5. Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.

6. Изменение общественного мнения, увеличения числа жителей, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации в местном сообществе.

Типичные ошибки социального проектирования

- отсутствие информации о технологии подготовки и реализации социальных проектов, о работе других групп учащихся;

- переоценка воспитанниками своих сил и возможностей проектной группы;

- провозглашение «красной» идеи без дальнейших усилий по ее реализации со стороны учащихся, то есть доведения до практических результатов;

- отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и финансирования предложенного социального проекта.

Роль педагога дополнительного образования в социальном проектировании

Важным вопросом является роль и позиция взрослого (педагога) в социальном проектировании. Педагог в проектировании может выступать только с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Вместе с тем на разных этапах социального проектирования позиция педагога может значительно различаться в зависимости от ожиданий учащихся, особенностей социальной и педагогической ситуаций, уровня сформированности готовности учащихся к социальному проектированию и навыков социального взаимодействия.

Большое значение имеет готовность (и способность) педагога к смене традиционного для него способа общения с позиции старшего, взрослого, наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего самостоятельность подростка и готового передать подростку ответственность за его поступки. Собственные коммуникативные и организационные навыки педагога в ходе социального проектирования подвергаются значительной нагрузке и проверке, т.к. основная задача взрослого в ходе проектирования — это оказание организационной, консультативной и экспертной помощи подростку Педагог выступает своего рода буфером между жесткой социальной действительностью и социальной неопытностью, наивностью и максимализмом подростка, и роль этого буфера — не исказить социальную действительность, не «надеть» на подростка розовые очки, приукрашая ее, а обеспечить безопасность ребенка в процессе взаимодействия со средой — психологическую в первую очередь. Можно говорить о том, что в ходе социального проектирования педагог вынужден «выпадать» из традиционной и привычной для него собственно педагогической деятельности в социально-педагогическую.

        


Технология разработки социальных проектов

Уважаемые коллеги! Приступая к разработке социально-педагогического проекта, Вы можете взять за основу следующий алгоритм:

1. Оцените текущее состояние,

что предстоит сделать _______________________________________________

определите направления развития _____________________________________

определите составляющие, подлежащие улучшению_______________________

2.Обрисуйте ваш взгляд на перспективу решения проблемы четко изложите взгляд, объясните, почему это важно ___________________________________

3. Определите и сформулируйте проблему, которую Вы хотите решить при реализации разрабатываемого проекта ______________________________________________________

4. Исходя из сформулированной проблемы, определите и сформулируйте название Вашего проекта ______________________________________________________

5. Учитывая требования, предъявляемые к цели, реалистичные, обоснованные, многообещающие, ранжируемые, диагностируемые, достижимые, опишите их _________________________

6. В соответствие с целью проекта сформулируйте задачи, необходимые для ее достижения

а) _________________________________________________________________

б) _________________________________________________________________

в) _________________________________________________________________

7. Определите мероприятия, необходимые для решения каждой задачи _____

а) _________________________________________________________________

б) _________________________________________________________________

в)__________________________________________________________________

8. Определите, каковы критерии, позволяющие определить решение поставленных задач

а) _________________________________________________________________

б) _________________________________________________________________

в)__________________________________________________________________

9. Выделите основные способы реализации поставленных в проекте задач

а) _________________________________________________________________

б)_________________________________________________________________

в) _________________________________________________________________

10. Определите возможные риски, с которыми придется встретиться при разработке и реализации проекта (желательно по каждой задаче) _______________________________________

11. В соответствие с целью и задачами проекта обоснуйте кадровое обеспечение проекта на этапе его разработки и этапе реализации ___________________________________________________

12. Определите сроки выполнения проекта и отдельных его этапов. Укажите этапы проекта. Назначьте ответственного за каждый этап _______________________________________________

Последовательность работы над проектом

Стадия работы над проектом

Содержание работы на этой стадии

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовка        

        

        

Определение темы и целей проекта.

Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей.

Планирование

а) Определение источников информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (форма отчета).

г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды.

Вырабатывают план действий. Формулируют задачи.

Предлагает идеи, высказывает предположения.

Исследование

Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью

Результаты и/или выводы

Анализ информации. Формулирование выводов.        

Анализируют информацию

Наблюдает, советует.

Представление или отчет        

Возможные формы представления результатов: устный отчет, устный отчет с демонстрацией, письменный отчет.        

Отчитываются, обсуждают.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника.

Оценка результатов и процесса        

        

        

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения, качество отчета.

        Степень активности учащихся и преподавателя на разных этапах различна. Степень самостоятельности учащихся в работе над проектом зависит не от их возраста, а от сформированности умений проектной деятельности. Роль преподавателя велика на первом и последнем этапах. На последнем этапе роль учителя велика потому, что учащиеся не способны сделать обобщение всей работы над проектом, прийти к неожиданным умозаключениям и т.д.

Примерная структура социального  проекта

  1. Название проекта (отражает его идею и содержание)
  2. Характеристика аудитории проекта (описание целевой группы, на которую направлен проект с характеристикой проблем, потребностей, интересов, особенностей этой группы).
  3. Цели, задачи.
  4. Методы реализации. Формы и содержание. (Программа, концепции, документация, направления деятельности, этапы реализации, база, на которой реализуется проект, исполнители, графики деятельности и т.д.)

№ п/п

Направление деятельности

Основные мероприятия

Содержание деятельности

Исполнители и соисполнители

Сроки реализации

  1. Ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности. (Под каждую задачу свои критерии оценки эффективности. Результаты – это то, чего мы хотим добиться, выполняя ту или иную задачу)
  2. Партнеры и социальные силы поддержки проекта.
  3. Бюджет проекта.
  4. Источники финансирования проекта.
  5. Анализ результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативная компетентность - одно из условий формирования социально-активной личности.

Актуальность темы в том, что перед педагогами стоит задача формировать социально-активную, свободную, творческую личность, способную быть конкурентноспособной в современном мире. Коммуникативная компе...

Развитие творческих способностей учащихся как условие формирования социально адаптируемой личности

Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в школьной среде является формирование ассоциативности, диалектично­сти и сис­темности мышления.  Так  как  развитие...

о «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания" Дополнительное образование – важнейшее средство интенсивного развития социальных умений,усвоения социальных ролей и профессиональн

Данная презентация была представлена на районных педчтениях "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания"в качестве иллюстритивного матер...

Создание условий для социальных проб и творческой самореализации учащихся через организацию детского «Пресс-центра»

Создание условий для социальных проб и творческой самореализации учащихся через  организацию детского «Пресс-центра» в МБОУ ДОД ДДТ г.Ворсма...

Презентация проекта музыкального руководителя Волковой О.Н. «Организация музыкального воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольного образования» на XIV Ярмарке социально-педагогических инноваций

Презентация проекта музыкального руководителя Волковой О.Н.«Организация   музыкального  воспитания  детей  с  ОВЗ в  условиях  дошкольного  обра...

«Формы и методы патриотического воспитания как условие становления социально-ответственной личности»

Авторы:Гичко Кристина СергеевнаПономарева Инесса АнатольевнаПатриотизм - важнейшая составляющая отечественной культурно-педагогической традиции.Становление гражданского общества и правового государств...