открытое занятие Понятие «Социальный проект». Метод работы в малой группе. Выработка идей».
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Голощапова Ольга Ивановна

Познакомить с процессом создания социального проекта от возникновения замысла (идеи) до получения полезного результата методом работы в малых группах. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ - КОНСПЕКТ  

ИНТЕГРИРОВАННОГО  ЗАНЯТИЯ

        

        Дата: «26» марта  2016 год (среда)

        Педагоги дополнительного образования:

                                                                     Цветкова Маргаритта Федоровна

                                                                     Голощапова Ольга Ивановна

        Тема занятия: «Понятие «Социальный проект». Метод работы в малой группе. Выработка идей».

        Цель занятия: познакомить с процессом создания социального проекта от возникновения замысла (идеи) до получения полезного результата методом работы в малых группах.

        Задачи занятия: познакомиться с особенностями данного вида деятельности с перспективой дальнейшего использования в работе лидера;

        Обучающая –

  • показать один из способов работы  МИГе в духе сотрудничества;
  • учиться друг у друга, ценить различные точки зрения;
  • научить продуктивно работать вместе;
  • познакомить с процессом создания проекта;

        Развивающая –

  • развивать умения вести дискуссию или вступать перед зрителями в качестве спикера, сообщающего групповое решение;
  • выбор проблемы требующей взаимодействия для ее выполнения;
  • развитие творческих способностей;

        Воспитательная–

  • дать возможность воспитанникам в процессе познания создания проекта попробовать свои силы (ступени - соучастия, участия, сотрудничества в совместной деятельности);

        Оборудование, наглядные и дидактические материалы: презентация «Алгоритм составления социального проекта»,  демонстрация видеосюжета «Детским площадкам – нашу заботу!», «Дорогой Добра»; экран, пульт, ноутбук, колонки, конверт с разбивкой,

        Литература: Словарь терминов,  плакат с оценкой занятия «Смайлики»; таблички «Социальные отношения», «Социальные явления»; «Социальная среда»; ручки и тетради для записи идей, анкета;

Памятка «Этапы социального проектирования» (для каждого): 

- Обнаружение трудностей и социальных проблем, актуальных для группы, объединения, общества.  

- Выбор темы проекта.  

- Формулирование гипотезы.

-  Разработка плана действий.  

- Определение «точек самостоятельности» и «точек сотрудничества».  

- Формирование групп.  

- Этап практических действий.  

- Оформление результатов.  

- Внешняя презентация проекта.

-  Групповое обсуждение.

Ход интегрированного занятия:

  1. Организационная часть:

Рассадка обучающихся на стулья по кругу.

1. Приветствие обучающихся.

Педагог: Добрый день! Мы сегодня проводим интегрированное занятие. Занятие будем вести мы, педагоги дополнительного образования: Цветкова Маргаритта Федоровна и Голощапова Ольга Ивановна.

2. Проверка посещаемости. Игра «Перекличка» (все хором говорят свои имена). Вот и все в сборе, можно начинать.

3. Сообщение темы и цели занятия.

Презентация «Социальное проектирование».

Педагог: Сегодняшняя тема: «Понятие «Социальный проект». Метод

работы в малой группе. Выработка идей», мы познакомимся с процессом создания социального проекта от возникновения замысла (идеи) до получения полезного результата методом работы в малых группах.

4. Проверка подготовки необходимого материала.

2. Основная часть:

Содержание теоретической части занятия –

Педагог: Прежде чем преступить к раскрытию темы, обратимся к словарю. Как трактуются термины, с которыми нам необходимо познакомиться.

Словарные слова –

  1. Проект
  2. Социальный проект
  3. Проектирование
  4. Моделирование
  5. Структура
  6. Проблема

Педагог: Как вы понимаете значение этих слов? (Ответы через детей).

Педагог: Проект - специально организованный и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий по решению значимой проблемы, завершающийся созданием продукта; Проект — это то, чего еще нет, нечто новое, придуманное, что хочется попробовать. Продукт проекта должен иметь качественную новизну не только для вас, но и для ближайшего социального окружения, это то, что реально отсутствует в обществе, то, что является новым для его социального окружения.

Социальный проект - это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения.

Проектирование — комплексная разноплановая деятельность, объединяющая качественно разные виды работ (сбор информации, анализ, планирование и контроль деятельности, прямое взаимодействие с людьми и предусматривает практическую деятельность).

        Проектная деятельность предусматривает прямую связь идеи проекта с реальной жизнью.

Структура проекта - это состав проектируемой системы (образовательной, творческой  или воспитательной) с указанием и описанием деятельности.

Обнаружение трудностей позволяет сформулировать социальную проблему, разрешение которой может стать предметом социального проекта.         Проблемой – это противоречие между идеальной и реальной ситуацией.

Продукт (итог) результат социального проекта обязательно должен иметь социальную значимость, т.е. не только разрешать трудность, но являться решением социальной проблемы (попыткой решения).

Педагог: Информация Маргаритты Федоровны о проектной деятельности детской студии «ШИП».

Фотофильм «Дорогой Добра»

Педагог: Прошу внимательно посмотреть демонстрацию видеосюжета, чтобы продолжить наш диалог: Проект «Детским площадкам – нашу заботу!»;

Диалог с ребятами от увиденного проекта видеосюжета.

Педагог: Вопросы детям:

1. Понравился видеофильм?

2. Какая проблема поднята ребятами?

3. Как решалась проблема?

4. Какими средствами?

Содержание практической части занятия

Педагог: Внимание на экран, сейчас мы познакомимся с процессом создания социального проекта.

Презентация: «Алгоритм составления социального проекта»;         Педагог: Памятки вам помогут в дальнейшем ориентироваться в проектной деятельности. 

Вручаются Памятки «Этапы социального проектирования»

Педагог: Мы откроем конверт с цветными фигурами. Прошу каждого из вас вытащить один из цветов (по цвету, дети разбиваются на малые инициативные группы (МИГи); формирование групп по 3-4 человека).

Разбивка на МИГи.

Педагог: Прошу представителей каждого МИГа подойти и методом жеребьевки вытянуть свое направление для работы в группе. Познакомимся с получением полезного результата методом работы в малой группе.

Послушайте информацию.

Метод работы в малой группе.!!!!!!

        

Содержание творческой части занятия:

Педагог: Творческую часть мы с вами проведем методом «Мозговой атаки». Напоминаю!

Метод "Мозговой атаки" представляет собой спонтанные наброски (генерирование) участниками множества идей по поставленной проблеме. Быстро, как атака. Запрещается критиковать или высказывать отрицательные оценки. Принимаются самые бредовые предложения и фиксируются.

Педагог: Познакомимся с процессом возникновения замысла (идеи). Задача каждой группы набросать как можно больше идей и предложений по выбранномй направлению. Свои идеи предлагает каждый член группы.

Выработка идей!!!!!

Педагог: Если необходима помощь, поднемите руку. Работа над идеями (5-7 мин); Время пошло.

Педагог: Защита идей. Представитель МИГа высказывает мнение группы.

3. Заключительная часть:

Педагог: Спасибо за предложения и идеи, мы подошли к финалу нашего занятия

  1. Подведение итогов занятия;

- Какие понятия мы сегодня с вами вспомнили?

- Что такое МИГ? (малая инициативная группа)

-Какой метод мы использовали при выработки идей? (метод «Мозговой атаки»).

Педагог: Что было сложно и не понравилось?

  1. Анализ и предложения;

Педагог: Уважаемые участники, просим «Смайликами» дать оценку нашего занятия. Спасибо за работу и предложения, над которыми будем работать дальше.

  1. Индивидуальная работа:

Педагог: Задание на дом -  провести опрос одноклассников – какие проблемы на их взгляд существуют на сегодняшний день?

Цели  социального  проекта: получение и осознание опыта социально значимой деятельности; разрешение конкретной социальной проблемы за счет собственной активности, совместной деятельности воспитанников и педагога.

Цель отвечает на вопрос: «ЧТО должно быть изменено в реальной ситуации (чтобы она совпала с идеальной)?»

Способы ее достижения отвечают на вопрос: «КАКИМ ОБРАЗОМ»?.

        Задачи социального проекта: 

  • сформулировать социальную трудность;
  • выявить социальную проблему;
  • определить «точки самостоятельности» и «точки сотрудничества»;
  • разработать и осуществить план действий;
  • оформить результаты своей деятельности в виде конечного продукта;
  • рефлексия, проанализировать полученный опыт. 

Объекты социального проекта:

  • социальные отношения (помощь пожилым людям, ветеранам);
  • социальные явления (загрязнение поселка, рек, прибрежной полосы);
  • социальная среда (нет детских площадок, парка). 

Приложение:

Значимые виды проектов:  

  • комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;  
  • межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;  
  • творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Символы России»;  
  • групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», «Черное море»;  
  • индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица», «Дедушкин фронтовой альбом»;  
  • исследовательские: «Мир и воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье», «Режим дня и здоровье».

Анкета выявления и анализа проблемы

Фамилии членов группы_____________________________________________

_________________________________________________________________

Дата:  «23» марта 2016г.

        Проблема____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Считаете ли вы, что данная проблема является актуальной для нашей местности? Почему? _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Каким образом ее можно изменить, повлиять? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Малые группы:

Решение задач

Оказание поддержки

Инициатор 

Предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы. Предлагает способы преодоления трудностей и решения задач. 

Разработчик 

Детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы.

Координатор 

Комбинирует идеи и предложения и пытается координировать деятельность других членов группы.

Контролер 

Направляет группу к. ее целям, подводит итог то го, что в ней уже произошло, выявляет отклонения от намеченного курса. 

Оценщик 

Критически оценивает работу группы и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи. 

Погонщик

Стимулирует группу и подталкивает ее членов к действиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать уже больше сделанного.

Вдохновитель 

Поддерживает начинания других, высказывает понимание чужих идей и мнений. 

Гармонизатор 

Служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия и, таким образом, сохраняет в группе гармонию. 

Примиритель 

Поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, и, таким образом, поддерживает в группе гармонию. 

Диспетчер

Создает возможности для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, и регулирует процессы общения. 

Нормировщик 

Формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов.

Ведомый 

Пассивно следует за группой. Выступает в роли зрителя и слушателя в групповых дискуссиях и при принятия решений.

Памятка «Этапы социального проектирования» (для каждого): 

- Обнаружение трудностей и социальных проблем, актуальных для класса.  

- Выбор темы проекта.  

- Формулирование гипотезы.

-  Разработка плана действий.  

- Определение «точек самостоятельности» и «точек сотрудничества».  

- Формирование групп.  

- Этап практических действий.  

- Оформление результатов.  

- Внешняя презентация проекта.

-  Групповое обсуждение.

Памятка «Этапы социального проектирования» (для каждого): 

- Обнаружение трудностей и социальных проблем, актуальных для класса.  

- Выбор темы проекта.  

- Формулирование гипотезы.

-  Разработка плана действий.  

- Определение «точек самостоятельности» и «точек сотрудничества».  

- Формирование групп.  

- Этап практических действий.  

- Оформление результатов.  

- Внешняя презентация проекта.

-  Групповое обсуждение.

Памятка «Этапы социального проектирования» (для каждого): 

- Обнаружение трудностей и социальных проблем, актуальных для класса.  

- Выбор темы проекта.  

- Формулирование гипотезы.

-  Разработка плана действий.  

- Определение «точек самостоятельности» и «точек сотрудничества».  

- Формирование групп.  

- Этап практических действий.  

- Оформление результатов.  

- Внешняя презентация проекта.

-  Групповое обсуждение.

Памятка «Этапы социального проектирования» (для каждого): 

- Обнаружение трудностей и социальных проблем, актуальных для класса.  

- Выбор темы проекта.  

- Формулирование гипотезы.

-  Разработка плана действий.  

- Определение «точек самостоятельности» и «точек сотрудничества».  

- Формирование групп.  

- Этап практических действий.  

- Оформление результатов.  

- Внешняя презентация проекта.

-  Групповое обсуждение.

Памятка «Этапы социального проектирования» (для каждого): 

- Обнаружение трудностей и социальных проблем, актуальных для класса.  

- Выбор темы проекта.  

- Формулирование гипотезы.

-  Разработка плана действий.  

- Определение «точек самостоятельности» и «точек сотрудничества».  

- Формирование групп.  

- Этап практических действий.  

- Оформление результатов.  

- Внешняя презентация проекта.

-  Групповое обсуждение.

Памятка «Этапы социального проектирования» (для каждого): 

- Обнаружение трудностей и социальных проблем, актуальных для класса.  

- Выбор темы проекта.  

- Формулирование гипотезы.

-  Разработка плана действий.  

- Определение «точек самостоятельности» и «точек сотрудничества».  

- Формирование групп.  

- Этап практических действий.  

- Оформление результатов.  

- Внешняя презентация проекта.

-  Групповое обсуждение.

Памятка «Этапы социального проектирования» (для каждого): 

- Обнаружение трудностей и социальных проблем, актуальных для класса.  

- Выбор темы проекта.  

- Формулирование гипотезы.

-  Разработка плана действий.  

- Определение «точек самостоятельности» и «точек сотрудничества».  

- Формирование групп.  

- Этап практических действий.  

- Оформление результатов.  

- Внешняя презентация проекта.

-  Групповое обсуждение.

Памятка «Этапы социального проектирования» (для каждого): 

- Обнаружение трудностей и социальных проблем, актуальных для класса.  

- Выбор темы проекта.  

- Формулирование гипотезы.

-  Разработка плана действий.  

- Определение «точек самостоятельности» и «точек сотрудничества».  

- Формирование групп.  

- Этап практических действий.  

- Оформление результатов.  

- Внешняя презентация проекта.

-  Групповое обсуждение.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА СОЗДАНИЯ ПРЕКТА

  1. Знакомство участников (индивидуальная презентация, знакомство в малых группах и т.д.)
  2. Представление программы, ожидания участников, выработка правил работы;
  3. Творческое задание в группах (участники в мини-группах рисуют желаемую картину).

Правило - не использовать слова НЕТ и негативных конструкция, только позитивные формулировки.

  1. Вводная мотивирующая Мозговой штурм.  

Работа в формате креативного бюро «Копилка добрых дел».
В малых группах по 3-4 человека участники вырабатывают в режиме мозгового штурма все возможные идеи общественно значимых акций, мероприятий, проектов, которые они могли бы провести в сообществе своими силами.
     Установки.
Идеи должны быть максимально конкретными и реальными.
Могут быть реализованы силами участники группы и тех, кого можно привлечь к реализации.
Обозначить конкретные сроки реализации.

  1.  Выбор идей для разработки.
    Методом рейтингового голосования выбирается по 1 идее на группу (3-4 идеи), которые далее будут разрабатываться в форме мини-проекта.
  2. Мини-лекция «Основные разделы проекта» (цель, задачи, план-график деятельности, ожидаемые результаты, требуемые ресурсы).

Задача состоит в том, чтобы участники разработали небольшие акции или мини-проекты, которые они смогут своими силами или при поддержке старших наставников реально реализовать в сообществе после окончания тренинга.
7. Практическое задание в группах «Разработка карты проекта». Презентация карты проекта.
*Карта проекта – графическое изображение будущего проекта, способ организовать идеи и мысли в виде рисунка (на ватмане); участники добавляют-дорисовывают свои идеи в ходе мозгового штурма.
Такое изображение позволяет рождать новые творческие идеи.

  1. Мини-лекция «Цель и задачи проекта. Ожидаемые результаты».
    Работа в малых-группах (участники формулируют цель, задачи, результаты для своего проекта). Для чего? Презентация.
  2. Разработка плана-графика реализации проекта.

ПАМЯТКА УЧАЩЕГОСЯ

        Ты собираешься идти по пути проектирования. Большинство предметов, окружающих нас, прошли этот процесс.

        I.  Осознание нужд или проблем

Нужды начинаются там, где ты стоишь. Где бы ни появились люди, появляются проблемы, требующие решения. Твоя проблема должна быть оформлена в виде краткого описания. Оно должно четко формулировать то, что ты собираешься делать.

        II. Исследование и развитие идей

        Следующий шаг — найти как можно больше информации по твоей проблеме. Необходимо записывать все, что, на твой взгляд, может помочь тебе. Включай эскизы, диаграммы, пометки.

        Подумай о:

• времени — как долго ты будешь решать эту проблему?

• материалах — какие материалы имеются в твоем распоряжении.

• стоимости — сколько это будет стоить?

• функциях — для выполнения каких функций нужен данный объект?

• внешнем виде — как он будет выглядеть?

        Развивая свои идеи — помни, что простые идеи — часто лучшие идеи.

        III.  Планирование и изготовление

        Сейчас ты должен составить план, как ты собираешься решить данную проблему. Запиши порядок своей работы. Тщательно продумай, сколько времени необходимо тебе, какое оборудование понадобится.

        IV. Испытание и оценка

        Решил ли ты проблему? Подумай об этом и спроси других людей. Может, тебе необходимо произвести изменения в твоем проекте или, может быть, начать все заново? Очень небольшое количество дизайнерских решений безупречно, всегда есть путь для улучшения!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое руководство "Организация работы в малых группах" /Интерактивное обучение/

В данном руководстве отражены следующие этапы:1 Организация работы в малых группах2 С чего надо начать внедрения метода3 Определенные моменты при разработке "работы в малых группах"4 Какой размер груп...

Разработка урока в 7 классе с использованием адаптивных технологий.(Работа в малых группах). Тема: "Многочлены"

Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации  знаний. Урок исследование.Цели урока:  Формировать познавательный интерес на основе изменения способов организации изучаемых знаний, с...

Активные методы обучения.Работа в малых группах.

Активные методы обучения.Работа в малых группах....

Диагностические методы (анкетирование и тестирование) используемые социальным педагогом в работе с детьми «группы риска» и учащимися школы

Анкеты и тесты используемые социальным педагогом в работе с учащимися школы и  при выявлении детей "группы риска"...

"Работа в малых группах как интерактивный метод обучения на уроках русского языка и литературы"

Статья посвящена групповой форме работы с учащимися и методам обучения в сотрудничестве....

Социальный проект Прошлое и настоящее малой родины моих предков

История забытых деревень Воронежской области...

Метод Работа в малых группах

Работа в малых группах...