Метод Работа в малых группах
учебно-методический материал

Бай Евгения Валериевна

Работа в малых группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rabota_v_malyh_gruppah.ppt418 КБ
Файл rabota_v_malyh_gruppah.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Преимущества групповых форм работы Приобщение к важным навыкам жизни Улучшается успеваемость; формируется мотивация обучения; Научить можно каждого; Работа в группе помогает ребенку не только учиться, но и проявить себя; Воспитывается взаимоуважение; Устанавливается психологический комфорт в коллективе; Появляется возможность избежать негативных сторон соревнования;

Слайд 3

Способы формирования групп Заранее составить список групп и вывесить их, указав место сбора каждой группы. Рассчитаться «на первый-второй...» по числу групп. После расчета первые номера образуют первую группу, вторые - вторую и так далее. Вместо номеров можно использовать цвета, времена года, страны и т.д. По позиции (или желанию) студентов

Слайд 4

Ролевое распределение • Фасилитатор (посредник-организатор деятельности группы); • Регистратор (записывает результаты работы); • Докладчик (докладывает результаты работы группы всему классу); • Журналист (задает уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задание, например те вопросы, которая могла бы задать другая сторона в дискуссии); • Активный слушатель (старается пересказать своими словами то, о чем только что говорил кто-либо из членов группы, помогая сформулировать мысль); • Наблюдатель (кроме того, наблюдатель может выставлять оценки или баллы каждому участнику группы); • Хронометрист (следит за временем, отпущенным на выполнение задания).

Слайд 5

Способы организации группового взаимодействия 1. Малые группы получают одно и то же задание 2. Группы получают разные задания 3. Группы получают разные, но работающие на общий результат задания 4. Группы сменного состава 5. Работа групп по принципу «вертушки» 6. Работа групп по принципу «эстафеты»

Слайд 6

Формы групповой работы «Аквариум» После того как педагог распределил студентов на две — четыре группы и предложил задание для выполнения и необходимую информацию, студенты одной из групп садятся в центре аудитории и образуют свой маленький круг — «аквариум». Они начинают обсуждать предложенную преподавателем проблему. Группе, которая работает, для выполнения задания следует: 1. ознакомиться с ситуацией; 2. обсудить ее в группе, используя метод дискуссии; 3. прийти к общей мысли за 3—5 мин. Все остальные студенты должны только слушать, не вмешиваясь в ход обсуждения, наблюдая, происходит ли дискуссия по определенным правилам дискуссии. Через 3-5 мин. члены группы занимают свои места, а остальные студенты проводят обсуждение по плану: 1. Соглашаетесь ли вы с мнением группы? 2. Была ли эта мысль достаточно аргументирована? 3. Который из аргументов вы считаете самым убедительным? После этого место в «аквариуме» занимает другая группа, которая обсуждает следующую ситуацию. Все группы должны побывать в «аквариуме», а деятельность каждой из них должна быть обсуждена аудиторией.



Предварительный просмотр:

Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий интерактивного обучения, неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как дебаты, тренинг, творческие задания, общественные слушания, почти все виды игр и имитаций, судебный процесс и др.

Парная и групповая работа реализуется как в системе аудиторных занятий (лекции, практические и семинарские занятия), так и в условиях самостоятельной подготовки студентов. Это может происходить сразу же после изложения нового материала, в начале последующего, вместо опроса, на практическом занятии, или может быть частью обобщающего итогового занятия.

Занятия в малых группах позволяют студентам приобрести навыки сотрудничества и другие важные межличностные навыки. Кроме того, эти занятия помогают студентам научиться разрешать возникающие между ними разногласия. В учебных группах, как правило, не много студентов, которые уже обладают хорошо развитыми групповыми навыками. Поэтому такие навыки требуют тщательного обучения и длительной практики.

При групповом проекте студенты самостоятельно изучают вопросы учебной темы, решают практические задачи или проблемы, либо осуществляют какой то проект с целью подготовки защиты группового выступления (устный отчет, рисунок, схема, модель, презентация).

Количество участников в группе может быть различным от 2-6 человек. При работе в группах, маленькие группы более эффективны, поскольку быстрее поддаются организации, быстрее работают и предоставляют каждому студенту больше возможностей внести в работу свой вклад.

Существует множество способов распределения студентов по малым группам. Вот лишь некоторые из них:

• Возможно заранее составить список групп и вывесить их, указав место сбора каждой группы. В этом случае Вы контролируете состав группы.

• Наиболее простой способ произвольного распределения - попросить студентов рассчитаться «на первый-второй...» по числу групп. После расчета первые номера образуют первую группу, вторые - вторую и так далее. Вместо номеров можно использовать цвета, времена года, страны и т.д.

• Еще один способ - по позиции (или желанию) студентов.

При работе в малой группе студенты могут выполнять следующие роли:

• Фасилитатор (посредник-организатор деятельности группы);

• Регистратор (записывает результаты работы);

• Докладчик (докладывает результаты работы группы всему классу);

• Журналист (задает уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задание, например те вопросы, которая могла бы задать другая сторона в дискуссии);

• Активный слушатель (старается пересказать своими словами то, о чем только что говорил кто-либо из членов группы, помогая сформулировать мысль);

• Наблюдатель (кроме того, наблюдатель может выставлять оценки или баллы каждому участнику группы);

• Хронометрист (следит за временем, отпущенным на выполнение задания).

Возможны и другие роли. Распределение ролей позволяет каждому участнику группы активно включиться в работу. Если группа сохраняет стабильный состав на протяжении длительного времени, студентов следует поменять ролями.

Преподавателям рекомендуется помещать отлично, средне и плохо успевающих студентов в одну и ту же группу. В разнородных группах, судя по всему, отмечается более активное творческое мышление, более частый обмен объяснениями и более полное усвоение перспективы в результате обсуждений.

Некоторые педагоги не меняют состав учебных групп в продолжение всей программы. Полезно сохранять стабильный состав группы достаточно долго, чтобы группа могла добиться успеха в работе. Расформирование недостаточно эффективно функционирующих групп часто оказывается непродуктивным, поскольку учащиеся не приобретают навыков, необходимых для совместного разрешения проблем.

Этап планирования работы группы можно проводить при помощи листов планирования, где обучающиеся прописывают план деятельности каждого участника группы и их конкретные задания.

На этапе исследования хорошо  формируются навыки смыслового чтения, студенты учатся пользоваться разнообразными источниками информации, при работе с тестом они учатся выбирать необходимые факты, проводить сравнения, устанавливать последовательность, выделять причины и следствия, выдвигать гипотезы. Для более успешного усвоения материала лучше всего  использовать рабочие или маршрутные листы.

Не менее важным процессом является защита результатов исследования, приставляющая вид коллективной деятельности.

Разновидностью группового обсуждения являются «аквариум», круглый стол, дискуссия, диспут, дебаты.

Такой вид деятельности на занятии, как «Аквариум», поможет усовершенствовать навыки работы в малых группах.

После того как педагог распределил студентов на две — четыре группы и предложил задание для выполнения и необходимую информацию, студенты одной из групп садятся в центре аудитории  и образуют свой маленький круг — «аквариум». Они начинают обсуждать предложенную преподавателем проблему.

Группе, которая работает, для выполнения задания следует:

1. ознакомиться с ситуацией;

2. обсудить ее в группе, используя метод дискуссии;

3. прийти к общей мысли за 3—5 мин.

Все остальные студенты должны только слушать, не вмешиваясь в ход обсуждения, наблюдая, происходит ли дискуссия по определенным правилам дискуссии. Через 3-5 мин. члены группы занимают свои места, а остальные студенты проводят обсуждение по плану:

1. Соглашаетесь ли вы с мнением группы?

2. Была ли эта мысль достаточно аргументирована?

3. Который из аргументов вы считаете самым убедительным?

После этого место в «аквариуме» занимает другая группа, которая обсуждает следующую ситуацию.

Все группы должны побывать в «аквариуме», а деятельность каждой из них должна быть обсуждена аудиторией.

Работа в малых группах дает широкие возможности для самоконтроля, взаимоконтроля. Ведь именно в группе происходит обучение рефлексии, т.е. умению смотреть на себя со стороны, оценить свой вклад в общее дело. Для этого можно использовать листы самооценки и листы анализа деятельности групп.

Обучение в группе позволяет всем учащимся активно участвовать в процессе обучения, быть активными, сотрудничать совместно друг с другом для достижения положительного результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое руководство "Организация работы в малых группах" /Интерактивное обучение/

В данном руководстве отражены следующие этапы:1 Организация работы в малых группах2 С чего надо начать внедрения метода3 Определенные моменты при разработке "работы в малых группах"4 Какой размер груп...

Разработка урока в 7 классе с использованием адаптивных технологий.(Работа в малых группах). Тема: "Многочлены"

Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации  знаний. Урок исследование.Цели урока:  Формировать познавательный интерес на основе изменения способов организации изучаемых знаний, с...

Работа в малых группах на примере урока литературы "Город Калинов и его обитатели (по драме Островского "Гроза")"

Тема урока :«Город Калинов и его обитатели»Тема задания: «Речь героя как средство раскрытия его характера»Цель использования работы в малых группах:через  анализ речи героя и высказываний д...

Активные методы обучения.Работа в малых группах.

Активные методы обучения.Работа в малых группах....

Как организовать работу в малых группах на примере проведения урока литературы в 5-ом классе

Задание для работы в малых группах спланировано для 5 класса, в классе 20 человек.Тема урока: «И. С. Тургенев. Повесть «Муму». Образ Герасима».Тема задания: дать характеристику образа Герасима; показа...

"Работа в малых группах как интерактивный метод обучения на уроках русского языка и литературы"

Статья посвящена групповой форме работы с учащимися и методам обучения в сотрудничестве....

открытое занятие Понятие «Социальный проект». Метод работы в малой группе. Выработка идей».

Познакомить с процессом создания социального проекта от возникновения замысла (идеи) до получения полезного результата методом работы в малых группах....