Методическая разработка " ВИЧ- это реальность"
методическая разработка (7 класс) на тему

Агинских Яна Сергеевна

Цели и задачи

 

1. Привлечение внимания к проблемам ВИЧ/СПИДа не только учащихся (старшеклассников школьников среднего и младшего звена), но и родителей, педагогов к важности и значимости данной проблемы для каждого.

 

2. Участие в проведении всех мероприятий программы “ВИЧ-реальность” самих учащихся.

 

3. Формирование у школьников и их родителей адекватности понимания проблемы существования болезни СПИД.

 

4. Изменение опасного поведения подростков через пропаганду здорового образа жизни и развитие их способностей.

 

5. Отказ от одностороннего дидактического подхода к решению проблемы (через лекции и распространение информации о ВИЧ-инфекции);

 

6. Разработка, оформление и формулирование раздаточных материалов на языке, доступном подросткам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_vich_-_realnost.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-профилактическая работа в учебном заведении по формированию ценностного отношения к здоровью из эпизодической должна перейти на уровень системы.

 

Методическая разработка “ВИЧ – реальность”

 

Актуальность проблемы

Вирус Иммунодефицита Человека (ВИЧ) известен с начала 80-х годов XX столетия. К настоящему времени определена его природа и структура, исследованы пути передачи и жизнеспособность вируса.

Сегодня ВИЧ – это объективная реальность, игнорировать которую просто невозможно. Знать и постоянно помнить о том, что вирус иммунодефицита человека уже здесь, рядом, а не на другом конце планеты, – единственно правильный выход. Важно внимательно относится к себе, своему здоровью и будущему.

Наркомания в России угрожает уже не только здоровью населения, но и национальной безопасности. Ещё страшнее всплеск эпидемии ВИЧ–инфекции. Почти 90 % вновь выявленных в последнее время носителей этой страшной инфекции – это наркоманы. Алтайский край и наш город не стали исключением, и нас не обошла эта беда.

В Алтайском крае – зарегистрировано около 3500 ВИЧ–инфицированных. На текущий момент в г. Бийске зарегистрировано 2275 ВИЧ–инфицированных – это, в основном, молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет. В ближайшее время многие из нас будут знать человека, живущего с ВИЧ. Это официальная статистика, а в действительности носителей опасной инфекции значительно больше.

Затронув эту тему, нельзя не упомянуть о людях, живущих с ВИЧ и СПИДом. Не стоит забывать о том, какую важную роль играет для них поддержка общества и тех, кто находится рядом с ними. Разговоры о несовершенстве законодательной базы, профилактике наркомании могут остаться разговорами, если каждый из нас не определит для себя, что он выбирает: жизнь и здоровье или смерть от передозировки и СПИДа?

Только знания о путях передачи и профилактике ВИЧ-инфекции и умения способны защитить человека от заражения. Важно понять, что СПИД – это не просто статистика. Это не просто цифры. Это судьбы живых людей.

Жизнь полна радости и удовольствия. Сохраняя свое здоровье, мы сохраняем радость жизни!

Цели и задачи

1. Привлечение внимания к проблемам ВИЧ/СПИДа не только учащихся (старшеклассников школьников среднего и младшего звена), но и родителей, педагогов к важности и значимости данной проблемы для каждого.

2. Участие в проведении всех мероприятий программы “ВИЧ-реальность” самих учащихся.

3. Формирование у школьников и их родителей адекватности понимания проблемы существования болезни СПИД.

4. Изменение опасного поведения подростков через пропаганду здорового образа жизни и развитие их способностей.

5. Отказ от одностороннего дидактического подхода к решению проблемы (через лекции и распространение информации о ВИЧ-инфекции);

6. Разработка, оформление и формулирование раздаточных материалов на языке, доступном подросткам.

План реализации

1. Сбор информационных материалов для распространения.

2. Разработка и изготовление презентационного диска.

3. Информационно-просветительская акция “ВИЧ – реальность” для учащихся по параллелям.

4. Привлечение спонсорской помощи для осуществления проекта.

5. Создание эскизов листовок и буклетов; лучший вариант изготавливается и тиражируется с использованием компьютерной техники на базе школы.

Сроки проведения

В течение года. Городское мероприятие – 1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом.

Предполагаемые результаты:

1. Каждый учащийся – участник проекта.

2. Мобилизация усилий учащихся и их родителей на активную пропаганду здорового образа жизни.

3. Распространение листовок и буклетов “ВИЧ – реальность” для учащихся и родителей.

Потенциал развития

Распространение опыта лидер-группой Совета старшеклассников на базе школ города.

Собрание библиотеки, видеотеки и библиотеки в цифровом формате (CD-ROM).

Объединение усилий школ, молодежных организаций, библиотек в организации пропаганды здорового образа жизни.

При составлении информационного материала использовались материалы сайтов:

“СПИД фонд Восток-Запад” (www.afew.org) — международной неправительственной гуманитарной организации, работающей в области общественного здравоохранения, миссия которой — сделать все возможное для уменьшения последствий распространения ВИЧ/СПИДа на территории стран бывшего СССР;

“Новая нарокополитика” (www.drugpolicy.ru);

Пособие “За будущее детей”. Альянс “Новая наркополитика”. – Москва, 2004. – 60 с.;

Грачева И.А. Методическая разработка "Антиспид" - спид не спит.

Программа проведения

1. Вступительное слово (администрация школы).

2. Видеофильм “ВИЧ/СПИД” или Беседа “ВИЧ – реальность” (мультимедийное сопровождение, информационный материал – Приложение 1).

3. Конкурс-викторина “ВИЧ – реальность”.

4. Представление команд (название, девиз, эмблема (<Рисунок 2>), карточки с именами).

5. Игра “Группа риска”.

6. Конкурс “Вопросы – ответы” (“ромашка”, мультимедийный вариант вопросов и ответов Приложение 2).

7. Презентация “Здоровье подростков. Вопросы и ответы” (Приложение 3).

8. Подведение итогов. Награждение. Раздача буклетов и т.п.

Игра “Группа риска”

Выбираются две девушки и двое юношей. Им раздаются карточки-задания с ролями и выводятся за пределы помещения, где проходит мероприятие, на две-три минуты. За это время аудитории объясняются правила игры. Получившие карточки должны играть свои роли. Аудитории необходимо задавать вопросы с целью понять, кто инфицирован. При этом играющие могут отвечать только мимикой или кивком головы. Говорить нельзя. Аудитории можно спрашивать только те вопросы, которые прилично задавать незнакомому человеку.

Роли

Отличница. В семье любимица. Учишься хорошо. Учителя ставят тебя в пример другим. Постоянного парня нет. Пользуешься популярностью в школе. На дискотеке познакомилась с очередным парнем. Заразилась.

Чудак. Учишься плохо, но голова на плечах есть. По сути - романтическая натура. К девушкам относишься трепетно. Часто не ночуешь дома из-за конфликтов с родителями. Не заражён.

Домосед. Друзей практически нет. Всего один сексуальный контакт с девушкой, за которой ухаживал год. Она и заразила. О СПИДЕ знал, но не предохранялся.

Девушка. Пробовала наркотики пару раз с друзьями - заразилась через шприц. В остальном ничего примечательного. Легко соглашаешься со всем и всеми.

Вопросы и варианты ответов для конкурса-викторины

В чем суть разрушительного действия ВИЧ на организм?

Разрушает свертывающую систему крови

Вызывает дисбактериоз

Разъедает оболочку нервных стволов

Вызывает разрушение костной ткани

Способствует помутнению хрусталика глаза

Препятствует оплодотворению

Разрушает иммунную систему человека

Контакт с какими жидкостями организма наиболее опасен в смысле инфицирования ВИЧ?

Слюна

Кровь

Сперма

Выделения из носа

Моча

Грудное молоко

Слезы

Влагалищный секрет

Отметьте пути передачи ВИЧ-инфекции?

Незащищенный сексуальный контакт.

Пользование общей посудой.

Воздушно-капельный путь.

Переливание крови и использование общих нестерильных шприцев.

От матери к ребенку (беременность, роды, вскармливание).

Как можно предотвратить заражение ВИЧ?

Постоянно использовать гормональные противозачаточные таблетки.

Использовать презерватив (мужской, женский) при каждом контакте.

Не вступать в сексуальные контакты и пользоваться одноразовыми шприцами при внутривенных вливаниях.

Иметь сексуальные отношения только с людьми, которых знаешь.

Как человек может узнать, что у него ВИЧ?

Если он заботится о своем здоровье, он почувствует это в первые часы.

Сдав кровь на анализ на антитела к ВИЧ.

Почувствует недомогание.

Сдав мазки и бактериологические посевы у врача-венеролога.

Через какое время с момента предполагаемого заражения лучше сдавать тест на антитела?

На следующий день.

Каждую неделю в течение года.

Через 3 – 6 месяцев.

Через 3 года.

Период окна – это состояние, когда…

организм еще не успел выработать антитела к вирусу и диагностировать заболевание невозможно;

у человека еще не появились симптомы заболевания;

человек не может передавать инфекцию другим.

С какого момента после инфицирования человек может заразить других?

После окончания периода “окна”.

Когда разовьется СПИД.

Сразу, с момента своего заражения.

На последней стадии СПИД.

Вирус иммунодефицита может долго сохранять дееспособность…

находясь в воде,

находясь в воздухе,

находясь в крови, грудном молоке, влагалищных выделениях.

Оппортунистические инфекции – это…

хронические инфекционные заболевания;

болезни, которыми люди часто в зимний, холодный период;

болезни, которыми болеют только младенцы;

инфекции, которыми люди заражаются от животных;

то же самое, что и кишечные инфекции;

инфекционные и др. болезни, поражающие организм человека только при ослабленном иммунитете.

Наличие оппортунистических заболеваний – это…

выпадение волос, зубов;

сильная потеря веса;

снижение концентрации в крови иммунных клеток ниже критического уровня.

Подведение итогов практикума

После каждого вопроса подводятся итоги, каких ответов получилось больше. Желающие участники могут прокомментировать как положительный, так и отрицательный ответ. Психолог (ведущий) подводит итог обсуждения по каждому вопросу, и в целом по завершении мероприятия, комментирует варианты ответов.

Активные члены команд участниц и зрители награждаются памятными подарками. Всем присутствующим раздаются буклеты.

 Разработка тематического классного часа для 10–11-х классов по профилактике подростковой наркомании "Я выбираю жизнь!"

Цель: Способствовать формированию знаний о вреде наркомании,

росту самосознания и самооценки подростков.

Задачи:

·        Провести предварительное анкетирование старшеклассников с целью выявления их потребностей в новых ощущениях;

·        Познакомить учащихся с истоками наркомании, видами наркотиков, признаками и последствиями их употребления;

·        Дать представление учащимся о масштабах распространения наркомании в России, Иркутской области, используя информацию газет, радио, телевидения и ресурсов Интернет;

·        Сделать сравнительный анализ результатов анкетирования;

·        Заложить основу для роста самосознания и самооценки учащихся через работу в группах при ответах на проблемные вопросы.

Аннотация:

В рамках программы “Здоровый образ жизни” предполагается создание серии классных часов по проблеме противостояния вредным привычкам. Один из них предлагается Вашему вниманию. Кроме информации по истокам наркомании и её последствий, в проекте представлены данные о распространении наркомании в России и в Иркутской области. Также по результатам анкет представлена картина вероятности попадания в сферу влияния наркотиков учащихся старших классов нашей школы. Проведение данного мероприятия предполагает применение слайдовой презентации, т. к. она не только ярко иллюстрирует стороны жизни наркозависимых, но и сама форма подачи материала будет интересна и понятна даже ученикам девиантного поведения, так называемой “группы риска”.

Актуальность:

Ситуация с потреблением наркотиков среди молодежи в России продолжает оставаться очень сложной. По последним данным в Иркутской области она просто катастрофическая. Результаты многочисленных исследований показывают существование устойчивой тенденции к значительному и постоянному росту употребления наркотиков с одновременным снижением возраста приобщающейся к ним молодежи. Именно школы и места массового развлечения молодежи являются сегодня основными местами распространения наркотиков. Несмотря на то, что в последние годы работа по профилактике подростковой наркомании существенно активизировалась, дефицит знаний у учащихся о последствиях и конкретных шагах противостояния этой пагубной привычки остается значительным. Разовыми беседами повысить уровень социально-психологической компетенции школьников невозможно. Поэтому мы считаем, что проводить эту работу необходимо регулярно.

Этапы проведения классного часа:

1. Вступительное слово учителя (1-2 мин).

2. Игра-активатор “Пирамида”(2-3мин).

3. Cлайдовая презентация “Я выбираю жизнь” (10 мин).

4. Работа в группах по обсуждению проблемных вопросов (7-8 мин).

5. Выступление и дискуссия по вопросам (10-14 мин).

6. Подведение итогов (2-3 мин).

Оборудование: ноутбук; мультимедийный проектор; экран.

Адресован:

·  классным руководителям старших классов;

·  учащимся 10-11 классов.

 

Ход проведения мероприятия

Слайд 1: (Вступительное слово учителя).

В последнее время очень много говорят о наркомании и её последствиях. Эта беда стала всемирной и найти пути её решения достаточно сложно.

Ты есть, я есть, он есть,

А жизнь у каждого своя.

И ей цена – достоинство и честь,

Есть возраст переходных лет,

Какой бы сложной не была она.

Для многих начинается рассвет,

А кто-то погружается во тьму.

Ты есть, я есть, он есть,

Лишь вместе мы сумеем зло пресечь

И сохранить достоинство, чтоб жить.

Проведение игры-активатора “Пирамида”.

- Я выберу одного из вас. Он выйдет на середину и пригласит к себе двух других. Те двое выберут каждый себе ещё по двое игроков и т.д. Таким образом, каждый приглашённый должен пригласить к себе ещё по два человека. Игра заканчивается, когда не остаётся никого, кто ещё сидит на своём месте.

Ребята выстраиваются в “пирамиду”.

- Посмотрите, как мало времени вам потребовалось, чтобы поднять всех присутствующих со своих мест!

Слайд 2: Вот с такой же скоростью, словно эпидемия, распространяется и наркомания. Каждый человек знает, какое страшное горе приносят наркотики. Но почему же наркоманов становится всё больше и больше? Начнём по-порядку.

Слайды 3-10: Текст по слайду.

Слайд 11: Учитель по слайду проводит сравнительный анализ результатов диагностики потребностей в новых ощущениях, выявляя при этом проблему высокого процента учащихся с большим риском попадания в зависимость от кокаина и других психостимуляторов.

Слайды 12-16: Текст по слайду.

Слайды 17-19: Сначала беседа с учащимися по теме слайда, затем текст по слайду.

Слайды 20-21: Работа в группах (учащимся предлагается обсудить и ответить на проблемные вопросы темы). Затем заслушиваются выступления групп по вопросам и проводится дискуссия.

Слайды 22-23: Текст по слайду (заключительное слово учителя).

Природа создала всё, чтобы человек был счастлив. Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас, людей, - сильных, красивых, здоровых, разумных. Человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для злого духа и низменного порока.

Мы родились для того, чтобы жить,

Может, не стоит планету губить?

Есть кроме “да”, и получше ответ,

Скажем, ребята, наркотикам “нет”!

 

ДИАГНОСТИКА ПОТРЕБНОСТЕЙ НОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ.

Список используемой литературы

1.      Белогуров С. Б., Климович В. Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании. Наглядно-методическое пособие для проведения занятий с подростками. Центр “Планитариум”. Москва. 2003.

2.      Белогуров С. Б., Климович В. Ю. Профилактика подростковой наркомании. Наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей. Центр “Планитариум”. Москва. 2003.

3.      Интернет-ресурсы.

4.      Классные часы. 11 класс. / Сост. Н. И. Еременко. - Волгоград: Учитель - АСТ, 2004. - 112 с.

5.      Местная газета “Время” за 20 ноября 2004 года.

6.      Н. И. Дереклеева. Родительские собрания. 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2004. - 240 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

7.      Н. И. Дереклеева. Справочник классного руководителя. 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2004. - 272 с. - (Педагогика. Психология. Управление).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка урока литературы. «Конфликт мечты и реальности в рассказе Т.Н. Толстой «Река Оккервиль».

Новейшая литература постсоциалистического пространства сложна и многообразна. Во многом современный этап может быть рассмотрен как итог художественных экспериментов XXвека и как начало формирования на...

Методическая разработка проекта на тему: "Энергосбережение - миф или реальность"

Жить только для себя-не значит жить!А потому должны мы постаратьсяЭнергию разумно потребить,не только правнукам должна она достаться.Энергия повсюду на земле:В запасах нефти, газа, древесины,В ветрах ...

Методическая разработка «Художники Санкт-Петербурга. Между мифом и реальностью. Художник Сергей Тенин»

Методическая разработка «Художники Санкт-Петербурга. Между мифом и реальностью.Художник Сергей Тенин»...

Методическая разработка урока «Новогодняя открытка» с элементами дополненной реальности. Технология. 5 класс

Целью проведения урока является: создание условий для положительной мотивации изучения и осознанного освоения опыта активной творческой, познавательной деятельности  школьников путем модификации ...

Методическая разработка «Создание дополненной реальности»

В данной разработке рассмотрен процесс создания простого ar-приложения при помощи платформы разработки приложений Unity и платформы Vuforia.Дополненная реальность (AR, augmented reality) — это о...