Внедрение технологий здоровьесбережения с использованием ИКТ в работе социального педагога и педагога-психолога школы.
статья на тему

Данная работа показывает возможности использования ИКТ при психолого-педагогической диагностики уровня школьной тревожности, сравнительном анализе результатов психологической диагностики и КМСЗ, выявлении обучающихся нуждающихся в психолого-педагогическом и социальном сопровождении, составлении рекомендаций участникам образовательного процесса по адаптации обучающихся, проведении занятий по формированию здорового образа жизни, контрольном мониторинге и анализе динамики школьной тревожности. Использование ИКТ в процессе работы школьной службы сопровождения с обучающимися позволяет проводить мониторинг состояния психологического здоровья участников образовательного процесса оптимизируя временные затраты, как при тестировании, так и во время обработки результатов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_oleshko_tretyakova_134.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ШКОЛЫ.

Педагог-психолог Олешко Е.И. , социальный педагог Третьякова А.В.

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №134 Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко

 

Современные дети мало интересуются состоянием своего здоровья, они считают, что здоровье бесконечно. Задача педагога, актуализировать интерес обучающихся к этой теме. В настоящее время современные компьютерные технологии стали неотъемлемой частью жизни подрастающего поколения. Дети много времени поводят в интернете. Мы предлагаем формы работы с использованием ИКТ, в. т.ч. с сервисами Google Apps, при которых сохраняется коммуникация психолога с обучающимися.

Мониторинг состояния психологического здоровья участников образовательного процесса является составным элементом мониторинга, проводимого школьной «Службой здоровья».

Цель мониторинга состояния психологического здоровья с использованием ИКТ: оптимизация процесса психолого-педагогической адаптации обучающихся с учетом результатов компьютерного мониторинга состояния здоровья (КМСЗ).

Задачи мониторинга состояния психологического здоровья в рамках школьной программы «Службы здоровья»

  1. Психолого-педагогическая диагностика уровня школьной тревожности с использованием ИКТ (тест Филлипса).
  2. Сравнительный анализ результатов психологической диагностики и КМСЗ.
  3. Выявление обучающихся нуждающихся в психолого-педагогическом и социальном сопровождении.
  4. Составление рекомендаций участникам образовательного процесса по адаптации обучающихся.
  5. Проведение занятий по формированию здорового образа жизни с использованием ИКТ.
  6. Контрольный мониторинг и анализ динамики школьной тревожности с использованием ИКТ.

В работе были использованы следующие целевые индикаторы тревожности обучающихся, связанные с образовательным процессом в школе: общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижение успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Новизна, отличие от других форм работы

Групповая диагностическая работа проводится в компьютерном классе. Преимуществом такого тестирования являются следующие аспекты:

  1. Размещение детей во время тестирования за компьютерами дает возможность наиболее оптимально совместить групповую диагностику и индивидуальное психологическое наблюдение.
  2. Сохраняется комфортное личное пространство ребенка. В поле зрения обучающегося находится монитор компьютера и тест, а контакт с другими обучающимися класса уходит в фон. За счет ограничения общения обучающихся друг с другом, сохраняется конфиденциальность и снижается влияние репрезентативной группы на ответы.
  3. Детей, отсутствующих в школе во время групповой диагностики можно протестировать за компьютером в другое удобное время, что дает возможность охватить всех обучающихся.
  4. В процессе тестирования обучающийся получает возможность задавать психологу индивидуальные вопросы, что невозможно при традиционном групповом тестировании. Психолог создает более доверительные отношения с ребенком уже на этапе тестирования.
  5. В отличие от онлайн тестирования через интернет с автоматическим выводом ответа, наши обучающиеся получают результаты тестирования на индивидуальной консультации или вовремя внеучебных игровых занятий с комментариями психолога.

Описание процесса

Результаты КМСЗ передаются в психологическую службу школы. Эти результаты оценивают состояния основных систем организма и функциональный статус в целом: адаптированность к нагрузкам, наличие компенсаций, нарушение адаптации к нагрузкам.

Педагог-психолог в 5 классах проводит диагностику тревожности с использованием ИКТ. Тест диагностики тревожности размещен на сайте службы сопровождения школы. Обучающиеся 2 раза в год проходят тестирование в компьютерном классе. Тестирование индивидуальное и конфиденциальное, данные поступают на Google-почту службы сопровождения. Проводится автоматизированная обработка данных в соответствии с ключом к тесту. Выявляется показатель тревожности класса в целом и по шкалам, а так же аналогичные индивидуальные показатели каждого обучающегося. Особое внимание обращается на обучающихся, находящихся в зоне риска по результатам КМСЗ. В частности, если мы констатируем у ребенка низкую физиологическую сопротивляемость стрессу и, одновременно, нарушение адаптации к нагрузкам по результатам КМСЗ, вероятно, адаптация к средней школе у такого обучающегося будет проходить медленнее. Общая картина результатов диагностики  пятых классов представляется на совещании педагогов. Полученные данные используются для составления психологических рекомендаций в работе с классом во время уроков и во внеклассной деятельности.

Внеклассные психологические занятия по формированию здорового образа жизни включают тесты, размещенные на сайте службы сопровождения. Тесты подобраны с учетом интересов и запросов детей. Они связанны с исследованием самооценки, темперамента, силы воли, организаторских способностей, образа жизни. После тестирования обучающиеся наглядно видят распределение результатов тестирования группы на диаграмме. Психолог предлагает проанализировать уровень развития класса по тестируемому показателю, выделить слабые и сильные стороны коллектива, определить место своего собственного показателя в группе, поставить цели саморазвития. Обсуждение, организованное педагогом-психологом мотивирует обучающихся на личностный рост. Занятия с использованием возможностей ИКТ актуализируют личностные и регулятивные УУД, развивают интерес к теме здоровьесбережения.

Результативность

Использование ИКТ в процессе мониторинга состояния психологического здоровья участников образовательного процесса позволяет оптимизировать временные затраты, как при тестировании, так и во время обработки результатов. Психологическая диагностика дополняет Компьютерный мониторинг состояния здоровья. Представление картины психологического здоровья обучающихся на педагогическом консилиуме становится более наглядным. Использование возможностей ИКТ, во время занятий с обучающимися поддерживает интерес детей, к теме сохранения физического и психологического здоровья.

 «Литература» 

  1. Кононов А.И. “Использование сервисов Google Apps для решения проблем компетентностного подхода ФГОС ВПО НГТУ им. Р.Е. Алексеева”, 2012.
  2. Райгородский Д.Я. Учебное пособие. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Издательский дом «Бахрах», Самара, 1998.
  3. http://slujba-soprov.blogspot.ru/p/blog-page_7.html -служба сопровождения ГБОУ СОШ №134 Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА И ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ

В процессе воспитания ребенка, воспитывающегося в замещающей семье нет второстепенных моментов. В данной сатье предложены наиболее эффективные способы работы педагога-психолога с замещающими родителям...

Циклограмма совместной работы социального педагога с педагогом-психологом, классными руководителями и учителями-предметниками

Документ, помогающий социальному педагогу регламентировать свою ежедневную работу....

Взаимодействие социального педагога и педагога психолога. Работа с семьями СОП.

Программа комплексной реабилитации семей, находящихся в социально-опасном положении...

План работы ПГ социальных педагогов и педагогов-психологов на 2018-2019 год

План работы ПГ социальных педагогов и педагогов-психологов на 2018-2019 год...

взаимодействие социального педагога и педагога-психолога в рамках работы ШКПП

Роль взаимодействия  социального педагога и педагога-психолога в рамках работы ШКПП  довольно велика и при правильном выстраивании взаимодействия в социально- педагогическом и психологическо...