Основные направления социально-педагогической деятельности с родителями учащихся "группы риска"
статья на тему

Романова Екатерина Викторовна

В данной статье отражены основные направления социально-педагогической деятельности с родителями учащихся "группы риска"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.В. Романова – социальный педагог ГБОУ школы №502 г.

Кировского района Санкт-Петербурга

Основные направления

социально-педагогической деятельности

с родителями учащихся «группы риска»

Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни, поскольку все люди на разных этапах своей жизни так или иначе связаны с семьей. Именно семья является первичной ячейкой общества, которая закладывает основополагающие предпосылки для формирования демографического, кадрово-экономического, культурного, духовно-нравственного потенциала страны.

Проблема организации социальной работы с семьей на страницах психолого-педагогической и социологической литературы не нова. В частности, проблемам семьи и семейного воспитания посвящены исследования Ю. Азарова, И.Ф. Дементьевой, Т.А. Куликовой, Л.Г. Луняковой и др. Технологии социальной работы в целом раскрываются в работах А.К. Долгушина, А.В. Мартыненко, П.Д. Павленка, В.И. Курбатова и др. Технологиям социальной работы с семьей посвящены исследования Ю.В. Васильковой, В.С. Торохтия, В. Игнатьева, Л.Г. Луняковой и т.д.

"Группу риска" составляют дети и подростки с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы и т. д.

Учащихся группы риска можно условно распределить на четыре категории:

Категории

Критерии

1. Медицинская

Имеют хронические заболевания внутренних органов. Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи.

2. Социальная

Живут в асоциальной семье. Живут в малообеспеченной семье; окружающие относятся пренебрежительно или агрессивно.

3. Учебно-педагогическая

Имеют стойкую неуспеваемость. Прогуливают, пропускают занятия без уважительной причины.

4. Поведенческая

Имеют стойкие нарушения поведения. Испытывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями. Имеют повышенную тревожность.

        Семья группы социального риска – это такая категория, которая в силу определенных жизненных обстоятельств более других подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. Это может стать причиной семейной дисфункции.

        Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.   Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

        В последнее время выросло отчуждение между детьми и родителями. Утрачены семейные традиции. В этих условиях образовательные учреждения должны вернуть авторитет семье. Таким образом, основополагающей задачей социального педагога является установление контакта с родителями учащихся, проведение бесед, консультаций, организация межведомственного взаимодействия, конечной целью которого должна стать нормализация ситуации в семье и, как результат, качественные изменения в поведении школьников «группы риска».

        Для оказания квалифицированной помощи семье социальным педагогом разрабатывается индивидуальная программа реабилитации. Здесь необходимо  выделить проблемы родителей:                                              1. Социально-медицинские: физические недостатки, патологии самих родителей; физические недостатки, патологии ребенка; психические растройства одного из родителей; психические заболования ребенка; алкоголизм, наркомания и т.п. ; нарушение санитарно-гигиенических норм питания.

2. Социально-педагогические: гиперопека ребенка; ребенку позволяется практически все, отсутствие контроля со стороны родителей; расхождение, несогласованность в методах воспитания между родителями; языковый барьер (двуязычие).

3. Социально-психологические: недостаток элементарных педагогических и психологических знаний; конфликты в семье.

4. Социально-экономические: низкий материальный уровень семьи; плохие жилищные условия; низкая предметная обеспеченность.

5. Социально-юридические: незнание своих прав и обязанностей как родителей; юридическая некомпетентность.

        Исходя из этих проблем, планируются этапы работы с семьей:                     

1.Диагностика проблем семьи.

2. Просветительская работа по вопросам воспитания, психологических особенностей детей, гражданских прав.

3. Содействие в получении социальной помощи.

4. Диагностика результатов работы.

        Цель такой работы: оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, в расширении знаний родителей о возрастных особенностях своих детей.

         Задачи:

- повысить психологическую и правовую культуру родителей в сфере межличностного, семейного, родительского отношений;

- содействовать преодолению конфликтных ситуаций в семье;

- коррекция внутрисемейных отношений.

        Социальный педагог должен тесно сотрудничать с классными руководителями, посещать собрания, проводит совместные беседы с классом, родителями, индивидуальные беседы с учащимися, поскольку родительские собрания сближают учителей, родителей, социальных педагогов, психологов,  приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. На собраниях родители систематически знакомятся с целями и задачами, содержанием, формами и методами, воспитания и обучения детей в семье и школе. 

На сегодняшний день приоритетным направлением социальной работы с неблагополучными семьями является раннее выявление подобных семей – ранняя профилактическая работа с семьёй, с целью нормализации внутрисемейной ситуации и детско-родительских отношений.

Приоритетность данного аспекта работы обусловлена тем, что своевременное выявление неблагополучных семей предопределяет дальнейший жизненный путь ребёнка из такой семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Социально-педагогическая работа с детьми подростками «группы риска»

Статья Социально-педагогическая работа с детьми подростками  «группы риска»...

Памятка родителям- Основные направления и формы взаимодействия с родителями учащихся

Памятка родителям-  Основные направления  и формы взаимодействия с родителями учащихся...

Статья по теме «Межведомственные связи, как одно из направлений социально-педагогической деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних»

Тема профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних  – многогранная и многоаспектная проблема. Ею занимаются представители многих областей знания: педагоги, психологи, психотерап...

Основные направления социально – педагогической работы по социализации детей с нарушением интеллекта.

Сегодня главной целью и стратегическим направлением специального образования является обеспечение условий, способствующих реализации особых образовательных потребностей, и успешной социализации детей ...

Основные направления социально-педагогической деятельности с родителями учащихся «группы риска»

В статье представлены основные направления социально-педагогической деятельности с родителями учащихся «группы риска»...

Курсовая работа по социальной педагогике Тема: «Основные направления социально-педагогической работы по профилактике девиантного поведения детей младшего школьного возраста»

Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - все это болезненно...