Направления социально-педагогической деятельности с трудными подростками
методическая разработка
Социально-экономические и политические изменения в стране обусловили необходимость решения целого ряда сложных проблем, касающихся детей и подростков, в системе социального воспитания. Дополнительное образование – это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляющее личности обучающегося возможность добровольного выбора той или иной формы организации досуга, интересующего его вида деятельности, руководителя объединения и детского сообщества, в котором он чувствует себя наиболее комфортно.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Направления социально-педагогической деятельности с трудными подростками
В настоящее время с повышением криминальной активности, которая обостряется по мере ухудшения экономической ситуации в стране, особо актуальным становится обеспечение занятости детей и подростков в рамках деятельности учреждений дополнительного образования.
Формы дополнительного образования разнообразны. В настоящее время дополнительное образование развивается и реализует дополнительные образовательные программы по восьми основным направлениям: художественное; естественно - научное; культурологическое; социально-педагогическое; техническое; военно - патриотическое; туристско-краеведческое и физкультурно - спортивное.
Деятельность учреждения дополнительного образования, как одна из форм воспитательных организаций с одной стороны предназначена для обеспечения равных возможностей для воспитания всех членов общества, а с другой стороны - для реализации каждым своих потенциальных возможностей. Будучи институтом социального воспитания, учреждение дополнительного образования не может находиться в стороне от социально педагогических проблем общества в целом, микросоциума или отдельного ребенка или подростка.
Необходимо отметить, что сфера образования в целом, и сфера дополнительного образования детей в частности, все больше воспринимаются как сфера услуг (услуг специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры). Дополнительное образование это одно из средств социализации несовершеннолетних.
Само их существование и организация жизнедеятельности в них детей и подростков уже социально - педагогично, так как позволяет организовать досуг детей, привлечь их к организованным формам досуговой деятельности в формализованных группах, что является альтернативой неорганизованного досуга детей, создающего риск появления социально-педагогических проблем.
В настоящее время наблюдается проблема, такая, при которой досуг трудного подростка вне школы ограничивается дискотеками и редкими праздниками. На фоне резкого снижения воспитательного воздействия семьи и ее роли в социализации трудных подростков снижение возможностей для их воспитания по месту жительства приводит к серьезным социальным последствиям: росту асоциальных неформальных трудных подростковых групп, увеличению числа трудных подростков, употребляющих алкоголь и наркотики; массовая безнадзорность несовершеннолетних.
По данным Минздрава России, в последние годы отмечается неуклонный рост числа трудных подростков, как младшего, так и старшего подросткового возраста, которые употребляют наркотики. Отрыв от семьи, ослабление родительского контроля, воспитание в неполных и «неблагополучных» семьях, занятость родителей, прекращение посещения школы подростками ведут к тому, что в современных условиях дети и трудные подростки вынуждены переживать стрессы и преодолевать психологические трудности самостоятельно.
Социальное одиночество у трудных подростков, связанное с семейными проблемами, когда подросток не находит поддержки и опоры в семье, или с индивидуальными особенностями, когда он испытывает проблемы при общении со взрослыми или сверстниками, также стало в настоящее время серьезной проблемой, влияющей на самочувствие и здоровье подростка, на его социализацию.
Важно отметить, что организация работы учреждения дополнительного образования — это задача межведомственная, включающая в себя и вопросы воспитания, и социально-педагогической деятельности с определенными категориями трудных подростков.
Такая система взаимодействия учреждения дополнительного образования с социальными партнерами других ведомств способствует объединению усилий, обеспечивающих успешность развития личности ребенка, раскрытие его потенциала, защиту от агрессивного воздействия негативных проявлений социальной среды и т.д. Эта важнейшая задача возложена сегодня на органы управления образованием, социальной защиты населения, занятости, внутренних дел, по делам молодежи, физической культуры и спорта, культуры, здравоохранения, общественных объединений.
Важнейшей функцией в работе с трудными подростками в учреждении дополнительного образования выступает организация социально-педагогической деятельности, целями организации которой могут быть:
- социально-педагогическая защита трудных подростков;
- предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми; развитие способностей и интересов личности, защита его прав;
- формирование и развитие личностных качеств трудного подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности;
- увеличение степени самостоятельности трудных подростков, их способности контролировать свою жизнь и умение самостоятельно разрешать возникающие проблемы;
- создание условий, в которых трудные подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;
- адаптация или реадаптация трудных подростков в обществе; - компенсация дефицита общения в школе, семье, в среде сверстников; дополнительное образование, получаемое в соответствии с их жизненными планами и интересами.
Необходимо отметить исследования А.Б. Фоминой, которая рассматривает дополнительное образование через призму социально-педагогической деятельности и считает, что учреждения дополнительного образования осуществляют полифункциональную социальную деятельность, ориентированную на социальную защиту детей и их подготовку к жизни в современных социально-экономических условиях, на решение их личных и социальных проблем.
Автором также отмечено, что целевые программы в сфере свободного времени в учреждении дополнительного образования должны строится в соответствии со следующими принципами:
- мотивация деятельности подростков;
- личностно-ориентированный подход;
- системность и преемственность.
Базовыми учреждениями системы образования для организации воспитательной и социально-педагогической работы традиционно являются учреждения дополнительного образования, которые также включают подростковые клубы по месту жительства. Дополнительное образование является не просто придатком к системе общего и профессионального образования, а выступает, как уникальная образовательная сфера, имеющая самостоятельное социальное назначение.
Отличительными чертами социально-педагогической деятельности системы учреждений дополнительного образования детей являются:
- создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее освоения, педагога;
- многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;
- личностно - деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству,
самореализации и самоопределению; личностно-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого;
- создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности; признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении; применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.
Основными направлениями социально - педагогической деятельности с подростками в учреждении дополнительного образования являются:
- Социально-педагогическая защита прав ребенка:
- выявление и поддержка подростков, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве;
- защита прав и интересов подростков (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.);
- защита и индивидуальная работа с подростками, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т.п.
- Обеспечение социально - педагогической поддержки семье в развитии формировании личности подростка:
- создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т. д.;
- пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации подростков;
- психолого-педагогическое просвещение родителей подростка с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье;
духовно-ценностное просвещение;
- содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс;
- организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогической проблематике и др.
- Социально-педагогическое консультирование:
- разработка, организация и проведение индивидуальных консультаций для семей взрослых и подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях; - консультирование подростков и специализированная помощь детям и подросткам в профессиональном определении;
- консультирование родителей, педагогов по организации взаимодействия с трудными подростками, а также по разрешению социально-педагогических проблем и др.
- Социально-педагогическая профилактика, исправление и
реабилитация:
- раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения подростков;
- организация превентивно-профилактической и коррекционно-развивающей работы с подростками «группы риска»;
- способствование пропаганде здорового образа жизни;
- повышение уровня правовой грамотности подростков и их родителей с целью профилактики девиантного поведения;
- организация помощи в реабилитации подростков, испытывающих различные затруднения
- Поддержка социальной деятельности подростков (развитие гражданско-патриотической позиции):
- забота о больных, инвалидах и бедных;
- благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей;
- работа в службах социальной защиты;
- благоустройство города, микрорайона, двора; охрана природы и памятников культуры; проведение игр и творческих занятий.
- Организационно-методическая деятельность:
- анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;
- участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам,
- накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально- педагогических исследований.
- Профилактика дезадаптивного поведения и правонарушений среди учащихся - осуществляется путем индивидуальной работы с подростками, состоящими на учете в ПДН, привлечения к работе в этом направлении соответствующих специалистов. Социальный педагог совместно с руководителями объединений может провести дни «Правовых знаний» по возрастным группам.
- Формирование у подростка социально значимых качеств.
Но несмотря на это, по нашему мнению, в учреждении
дополнительного образования необходимы такие направления социально-педагогической деятельности с трудными подростками как:
1) гражданско-патриотическое воспитание;
2) развитие социальной компетентности у трудных подростков, который включает уверенность в себе и формирование интереса к социальной жизни.
Коллектив учреждения дополнительного образования строит связи с партнерами на основе следующих принципов:
- добровольность;
- равноправие сторон;
- уважение интересов друг друга;
- соблюдение законов и иных нормативных актов;
- обязательность исполнения договоренности; ответственность за нарушение соглашений; учета запросов общественности;
- сохранения имиджа учреждения в обществе.
Социально-педагогическая деятельность с трудными подростками в учреждении дополнительного образования предоставляет широкие возможности для развития их творческих способностей в различных видах деятельности и областях знаний, а также при организации культурно-досуговой деятельности. Анализ опыта работы позволяет определить приоритетные направления деятельности УДО:
- привлечение трудных подростков, родителей, общественности к организации и проведению социально - педагогических мероприятий, социально - значимых акций (в объединениях, по месту жительства, в рамках деятельности дополнительного образования);
- изучение, проведение диагностики, развитие умений разрешения конфликтных ситуаций, самостоятельного решения проблем, поисков путей из трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы подростка, на ранних стадиях развития с целью предупреждения правонарушений; - индивидуальное и групповое консультирование трудных подростков, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтных ситуаций, выявление запросов, потребностей разработка мер помощи конкретным обучающимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций;
- пропаганда и разъяснение прав и обязанностей для трудных подростков и членов их семьи;
- решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной деятельности вне учебного процесса в рамках системы дополнительного образования;
- организация коллективной деятельности для трудных подростков;
- проведение летних профильных смен (трудовых, творческих, досуговых, спортивных);
организация культурно-досуговой деятельности трудных подростков.
Социально-педагогическая деятельность в рамках дополнительного образования является адресной, направленной на решение проблем конкретного подростка. Все направления социально-педагогической деятельности с трудными подростками в учреждении дополнительного образования способствуют решению индивидуальных проблем личности, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности подростка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема.
Таким образом, учреждение дополнительного образования объективно более приспособлено для реализации задач социально-педагогической деятельности, чем школа. Это связано с психолого-педагогическими особенностями взаимодействия подростка и взрослых, а также, с отсутствием государственных стандартов, позволяющее педагогическому коллективу учреждения и педагогам дополнительного образования самостоятельно планировать свою деятельность, корректировать программы дополнительного образования с учетом индивидуальных векторов развития обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми.
1. Описание поведения «трудных» детей. 2....

Основные направления социально-педагогической деятельности с родителями учащихся "группы риска"
В данной статье отражены основные направления социально-педагогической деятельности с родителями учащихся "группы риска"...

Статья по теме «Межведомственные связи, как одно из направлений социально-педагогической деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних»
Тема профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – многогранная и многоаспектная проблема. Ею занимаются представители многих областей знания: педагоги, психологи, психотерап...

Основные направления социально-педагогической деятельности с родителями учащихся «группы риска»
В статье представлены основные направления социально-педагогической деятельности с родителями учащихся «группы риска»...

Социально-педагогические аспекты работы с «трудными» детьми и детьми «группы риска».
Во все времена, при всех экономических формациях заботой учителя являются не только знания обучающихся, но и их нравственный облик, культура поведения. Поэтому очень важна работа педагогов с теми обуч...

Курсовая работа по социальной педагогике Тема: «Основные направления социально-педагогической работы по профилактике девиантного поведения детей младшего школьного возраста»
Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - все это болезненно...

Статья на тему: «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних - одно из важнейших направлений социально-педагогической деятельности».
В статье рассказывается о профилактике правонарушений....