Проектирование индивидуальной образовательной траектории для детей с ослабленным здоровьем с использованием ДО.
статья на тему

Довбенко Нина Степановна

Проектирование индивидуальной образовательной траектории

                                      для детей с ослабленным здоровьем с  использованием ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_individualnoy_obrazovatelnoy_traektorii.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Учитель английского языка Довбенко В.В.,

                                            учитель русского языка и литературы Довбенко Н.С.            

                                ГБОУ школа № 355 Московского района г. Санкт-Петербурга             

                          Проектирование индивидуальной образовательной траектории

                                      для детей с ослабленным здоровьем с  использованием ДО.

    Во всех странах и любой общественной группе есть дети-инвалиды, они составляют значительную часть нашего общества, их число продолжает увеличиваться.  Ребенок с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими детьми  должен получать образование и развиваться. Проводимая в настоящее время политика в отношении детей-инвалидов – результат развития мирового сообщества в течение последнего столетия. Она прошла путь от идеи полноценного ухода за детьми-инвалидами в соответствующих учреждениях до получения равных со здоровыми детьми возможностей в образовании.

    Обеспечение равных прав граждан Российской Федерации на получение качественного общего образования невозможно без широкого использования дистанционных образовательных технологий. Особенно актуально использование дистанционных образовательных технологий для детей с ослабленным здоровьем, которые в силу особенностей своего физического и психологического развития не могут посещать школу и нуждаются в обучении на дому.

      Основное достоинство дистанционных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями состоит в отсутствии строгой привязки к месту  проведения занятий, в индивидуализации обучения за счет адаптации уровня и формы учебного материала, надлежащей настройки сервисов, исходя из индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Дистанционные технологии в определенной степени разрешают основную проблему «особых» детей, которая заключается в недостатке общения с другими людьми и, в особенности, со сверстниками. Несмотря на физическую удаленность субъектов обучения друг от друга, существует реальная возможность взаимного общения детей в рамках курсовых и тематических совместных занятий как по вертикали (педагог - обучающийся), так и по горизонтали (между обучающимися, в режиме электронной почты, конференций,  видео экскурсий, виртуальных семинаров и «онлайн» олимпиад).

Безусловно,  для проектирования индивидуальной образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать специфику психолого-педагогического фактора общения в сети как особого вида коммуникации, появившегося в условиях современной информационной среды. Хочется отметить, что возникающие в процессе личностной коммуникации специфические барьеры, которые носят социальный или психологический характер, при дистанционном общении исчезают совсем, либо резко уменьшается их значимость. К примеру, большая часть детей с ослабленным здоровьем, обучаясь в массовой школе, испытывают стресс: страх и подавленность из-за несоответствия ожиданиям педагога, неуверенность при публичном ответе, соперничество при сравнении себя с одноклассниками. Таким образом, отличительной чертой дистанционного обучения детей с особыми потребностями является замена личностного,  непосредственного взаимодействия c педагогом различными средствами опосредованной учебной коммуникации, предполагающей активное взаимодействие и реализуемой с помощью разнообразных электронно-коммуникативных систем:  прямое диалоговое общение в режиме форума, чата, использование «интерактивной доски», консультирование в режиме «онлайн».

     У ребенка, обучающегося дистанционно, расширяются  возможности пользования электронными библиотеками, информационными фондами, каналами и увеличиваются способы доступа к ним. Следовательно, расширяется информационно-познавательное поле ребенка, позволяющее поддерживать его мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие.

     Следует также отметить, что дистанционные технологии ориентированы на использование различных форм самостоятельного обучения. Переход к обучению, где инициативной стороной является не только учитель, но, прежде всего, сам учащийся, ведет к разрушению образовательных стереотипов и к тому, что сам обучающийся может выбирать как формы, так и способы обучения, время и формы взаимодействия с учителем-наставником. Развитие навыков самостоятельного обучения расширяет возможности ребенка и может в дальнейшем обусловить его профессиональные интересы. Таким образом, роль мотивации в успешном обучении детей с ОВЗ трудно переоценить. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося.
Активность учащихся должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя. Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия учащимися учебного материала, работы памяти, мышления, координации способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом. 

      Для учителя дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья также имеет несомненные преимущества. Повышается эффективность (скорость, полнота и, главное, объективность) проверки деятельности обучаемых и контроля усвоения учебного материала благодаря легкореализуемым в сети различным формам проверки.

      При организации дистанционного обучения детей с особыми потребностями возникают и определенные трудности: ограничение возможности развития творческих способностей детей; ограничение непосредственного эмоционального влияния педагога на ребенка с целью поддержки его интереса и учебной мотивации; вопросы технического и методического обеспечения процесса обучения.

Кроме того, необходимо учесть трудности каждого отдельно взятого ребенка. Трудности, которые испытывают дети с ограниченными возможностями в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивности (т.е. слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, недостатками речи, нарушениями моторики, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности. Поэтому поиск и использование учителем активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.  

     Школьники обучаются по программам соответствующим всем нормативно-правовым документам и нормам СанПиНа. Обучение ребёнка начинается с согласия родителей (законных представителей) при наличии рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. По новой системе обучения у ребенка-инвалида нагрузка от 11 до 16 часов в неделю. Родителям детей-инвалидов нужно лишь указать место, где будет рабочее место ребенка, чтобы специалисты установили компьютер, колонки, клавиатуру, монитор, принтер, сканер и т.д. Детям для обучения выдают графический планшет, цифровой микроскоп и другое оборудование, которое необходимо для обучения  отдельным предметам. Оборудование передаётся в дом проживания ребенка, и родители несут ответственность за него. Все оборудование предоставляется бесплатно.

      В нашем образовательном учреждении сформирована нормативная база для реализации дистанционного обучения, разработано программно-методическое обеспечение дистанционного обучения детей с ОВЗ, организовано психолого-педагогическое сопровождение дистанционного обучения, подготовлены педагогические кадры и оборудован кабинет дистанционного обучения. Педагогический коллектив школы работает над решением проблемы создания организационно-педагогических, социально-психологических и материально-технических условий для таких детей с учетом особенностей их психофизиологического развития и индивидуальных возможностей. Педагоги,  реализующие дистанционное обучение,  выбирают  разные формы: урок в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами аудио, изучение Интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением анимации. Самостоятельная работа по сценарию: поисковая, исследовательская, творческая, индивидуальная проектная работа,  тренировочные упражнения,  тренинг с использованием специальных обучающих систем. Контрольная работа: тестирование, ответы на контрольные вопросы, консультация.

     Учителя создают  уроки самых разных типов – в зависимости от возраста детей, от степени их активности и самостоятельности, от специфики предмета. Используют  для обучения детей – инвалидов различные сервисы среды Google, которые позволяют выполнять совместную работу учителя и ученика, находясь на расстоянии друг от друга. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи, а так же контролировать “посещаемость”, активность ученика, время его учебной работы на каждом уроке.

     В целом, основная идея дистанционного обучения - это учитывать возможности и интересы каждого обучающегося ребенка с особыми потребностями, т.е. оказать помощь в выработке индивидуальной образовательной траектории, ориентированной на эффективное сочетание различных форм обучения, включая дистанционное. Помимо этого, не менее важной целью является обеспечить его культурное развитие, социализацию, развивать творческие способности и навыки самостоятельной деятельности. Образовательная среда должна быть нацелена не только (а может быть, и не столько) на собственно образовательные цели, сколько на то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями нашел оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

     Таким образом, дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями представляется в качестве основы новой парадигмы образовательного процесса, ибо в центре его становятся не содержание учебного материала, предметы, формы и методы обучения, а именно личность обучающегося, его индивидуальность, самореализация в учебном процессе. Подобный личностный подход связан и с индивидуализацией обучения, поскольку предполагает учет личностных, психофизиологических и когнитивных особенностей, ценностей и индивидуальных потребностей каждого ребенка.

                                                                            Библиография

  1. Андреев, А. А. Введение в дистанционное обучение [Текст]: Учебно-методическое пособие. – М.: ВУ, 2009. – 291 с.  
  2. Долгалёв Б.А., Ладикова В.Н. Социально-психологические проблемы инвалидов // Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1 / Под ред. В.С. Кукушина. - Ростов н/Д., 2007.
  3. Королева, Е.П. Дистанционное обучение в США и Европе. [Электронный документ] / Е.П. Королева.- (http://www.cnews.ru/reviews/free/national2006/articles/do_usa/index.shtml), дата обр. к д-ту 01.05.2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия формирования позиции школьника как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории в открытом социокультурном пространстве

С 2011 года школа №12 с. Дивноморское реализует инновационный проект "Педагогические условия формирования позиции школьника как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории в откр...

Проектирование индивидуальной образовательной траектории ученика в рамках подготовки к государственной аттестации по географии

Данный материал представляет методические рекомендации по проектированию ИОТ и созданию ИОП в рамках подготовки к государственной аттестации по географии...

Программа курса внеурочной деятельности «Проектирование индивидуальной образовательной траектории ученика».

Индивидуальная образовательная траектория в изучении физики может быть представлена в виде индивидуальной образовательной программы для одаренных детей, которая  призвана- предоставлять воз­м...

Статья "Взаимодействие общего и дополнительного образования для проектирования индивидуальных образовательных траекторий (маршрутов)"

Статья представлена в Сборник «Национальный проект «Образование»: от идеи до воплощения»Раскрывает работу по приоритетным направлениям национального проекта:Направление 4....

«ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Проектирование индивидуального образовательного маршрута включает как учебную, так и внеучебную деятельность одарённого подростка. Проектировать маршрут можно разной познавательной направленности: инт...