методическая разработка педагогического совета "Причины неуспеваемости и пути их решения"
методическая разработка по теме

Трунова Марина Владимировна

Так как в нашем образовательном учреждение (бывшее профессиональное училище) учаться разные дети, с разными проблемами: здоровье. сложная жизненная ситуация, да и просто неспособность  и нежелание учиться в школе, то проблемы с неуспеваемостью встают снова и снова, из года в год. На этом  педагогическом совете мы попытались найти пути решения этой проблемы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 25.01.2016_kruglyy_stol.docx26.34 КБ
Файл kruglyy_stol.pptx590.49 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол от 25.01.2016

Разработала: методист ГБПОУ МО «Чеховский техникум» Трунова М.В.

Причины неуспеваемости и пути их решения

«Увидеть и понять проблему  - наполовину решить ее, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом».

Задачи:  выяснить причины неуспеваемости и предложить пути решения проблемы в ГБПОУ МО «Чеховский техникум»

Вступление:   методист Трунова М.В.

Неуспеваемость бич современного  среднего (начального) профессионального образования. Из года в год эта проблема встает снова и снова. Мы уже не раз обсуждали этот вопрос и приходили к одному и тому же мнению: проблема в учителе и ученике. Работа с трудными детьми, имеющими слабую мотивацию к обучению заставляет, нас искать возможные пути выхода из сложившегося положения. Я предлагаю на сегодняшнем круглом столе обменяться мнения, внести предложения по решению этой проблемы.

Наша задача не потерять, не упустить неуспевающего  учащегося.  Изучив материалы работы коллег, я пришла к выводу, что причины одинаковы для всех образовательных учреждений и это не только вина педагога или обучающегося.

.                   Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.                                                                                             

 К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. "Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий" (В.С. Цетлин). К сожалению, мы на местах не сможем решить данную проблему.                                                   

К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса  (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.).                                                                                                                                

      Надо отметить и отрицательное влияние извне – улицы, семьи и т. д. Во времена активной воспитательной работы эта причина отступала на второй план. Но сейчас она как никогда актуальна, т. к. мы растеряли способы борьбы с ней, а создавать их заново очень сложно.

 Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.                    

К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства учащихся.

  К внутренним причинам следует отнести и отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.             

    И, наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Кстати, на последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли". Все профессиональные функции педагога, работающего с учащимися, имеющими устойчивые трудности в обучении, прямо или косвенно подчинены задаче коррекционного воздействия, направленного на развитие личности ребенка. Для выполнения своих функциональных обязанностей педагог должен обладать определенным уровнем компетентности, который позволит ему эффективно осуществлять свою деятельность.“Изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, сообразуясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить”.                                                                                         

        На индивидуальном подходе к учащимся основывается педагогический принцип доступности и посильности обучения. При реализации этого принципа учитель должен знать и учитывать индивидуально- психологические особенности ребенка, ту совокупность факторов, которые могут помешать учиться успешно.

  Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения - цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.                                                                      

  Отставание — это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рампой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнении требований.                                                     

  Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость.

Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

1.Низкий уровень умственного развития.

Причины:

- Педагогическая запущенность.

- Частые заболевания.

-  Пропуски и занятий.

- Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

Следствие: не умеет-

  1. Устанавливать причинно -  следственные связи;
  2. Учитывать все признаки предмета или явления;
  3. Видеть общее ит.д.;

2.Несформированность учебных навыков

Ребенок не умеет учиться: с текстом; выделять главное, существенное; может организовать свое время и распределить усилия и т.д.

3.Дефицит внимания с гиперактивностью.

Характеризуется: отвлекаемостью; подвижностью; неусидчивостью и т.д.

4.Отсутствие познавательного интереса.

Обусловлено: с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности; ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книги, а предпочитает пустое времяпрепровождение.

5.Несформированность произвольной сферы.

Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

6.Конфликтные отношения  со сверстниками, учителями, отказ от усилий учебной деятельности.

7.Низкий познавательный интерес.

Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т.д.)

Нуждается: в поддержке показа того, что он состоятелен других видах деятельности. Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить «эффект новизны» при решении  учебных задач.

8.Низкий уровень развития словесно – логического мышления.

Необходимо делать  большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала,  обеспечивая   реализацию принципа  доступности  учебного материала.

9.Низкая работоспособность.

Проявляется в:

- утомляемости;

- истощаемости;

- медленном темпе работы;

Я предлагаю разделиться на три группы:

1 группа – Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность  познавательных  умений и навыков и т.д.) сочетается с положительным отношением к учению.

       2 группа – Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным   отношением к учению.

      3 группа – Низкое качество мыслительной деятельности  сочетается с отрицательным отношением к учению.

Задача: привести пример обучающегося, характерного для вашей группы (выбрав его из списка неаттестованных – список прилагается). Попытаться дать конкретные рекомендации по исправлению ситуации.

На обдумывание дается 5 минут, далее происходит обмен мнениями.

Пути решения:

Чему учить? - Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего «возвратить его» на ту ступень  обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.

Как учить? –

- Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? – Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:

  • Создавать проблемные ситуации;
  • Активизировать самостоятельное мышление;
  • Организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
  • Выстраивать позитивные отношения с группой;
  • Проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения:

  • Решение проблемных ситуаций;
  • Использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
  • Связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
  • Организация сотрудничества, использование командных  форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп;
  • Позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.

Подведем итоги нашей работы:

  • Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов.
  • Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.
  • Нужно так организовывать учебный процесс, жизнь учащихся в техникуме, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
  • Преподаватель должен быть заинтересован в результатах своей работы по ликвидации неуспевающих по предмету.

Приложение №1

Памятка «Работа с неуспевающими учащимися»

  1. Ф.И.О. обучающегося________________________________________________________
  2. Группа, курс _______________________________________________________________
  3. По каким предметам не успевает________________________________________

__________________________________________________________________.

  1. Поведение ученика____________________________________________________

_____________________________________________________________________.

  1. Причины, которые привели к плохой неуспеваемости_______________________

_______________________________________________________________.

  1. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе с учеником________________

____________________________________________________________________.

  1. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика___________

____________________________________________________________________.

  1. Сколько времени длиться эта работа_____________________________________

____________________________________________________________________.

  1. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы_________________

____________________________________________________________________.

Приложение №2

Программа деятельности преподавателя со слабоуспевающими учащимся и его родителями.

1.  Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.

2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить ( количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).

4. Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем)

5. Преподаватель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль за ЗУН.

6Преподаватель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий учащийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.

7. Преподаватель- предметник обязан поставить в известность мастера или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок

8. Преподаватель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.

9. При выполнении п1.- 8 и отсутствии положительного результата преподаватель докладывает администрации техникума о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе.

Приложение №3

 Памятка «Психотерапия неуспеваемости»

  1. «Не бить лежачего»

Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет помощи, а не новых упреков.

  1. Не более одного недостатка в минуту.

Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберете из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.

  1. «За двумя зайцами погонишься...»

Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.

  1. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.

Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.

  1. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами.

Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

  1. Не скупитесь на похвалу.

Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.

  1. Техника оценочной безопасности

Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».

  1. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели

Не искушайте его невыполнимыми целями.

  1. Учащийся не объект, а соучастник оценки.

Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приручение к самооценке начните с её дифференциации

  1. Сравнивайте достижения.
  2. Оценка должна выражаться в каких – либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Круглый стол: Причины неуспеваемости и пути их устранения Методист ГБПОУ МО «Чеховский техникум»- Трунова Марина Владимировна

Слайд 2

«Увидеть и понять проблему - наполовину решить ее, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом».

Слайд 3

Любому профессиональному педагогу понятно, что выставление неудовлетворительной оценки, должно сопровождаться целой системой мер по её дальнейшему предотвращению.

Слайд 4

Система работы со слабоуспевающими учащимися Выявление слабоуспевающих учащихся Изучение причин неуспеваемости Направление работы с неуспевающими Учет индивиду- альных особен- ностей личности Учет социаль- ных условий Учет возрастных особенностей Учет состояния здоровья Учет сформиро- ванности общих и специальных условий Учет сформиро- ванности общих и специальных условий Формирование и развитие учебных навыков учащихся Коррекционная работа Индивидуаль- ная работа Дифференци- рованная работа Дополнитель- ные занятия Вовлечение в секции, факультативы Работа с родителями Получение стандарта образования

Слайд 5

Основными признаками неуспешности учащихся можно считать: Недостаточное семейное воспитание. Пробелы в фактических знаниях. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения. 5

Слайд 6

ЖАЛОБЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1. Хроническая усталость. 2. Сонливость в дневные часы. 3. Пассивность на уроках из-за низкого уровня знаний. 4. Отказ от умственного напряжения. 5. Нестойкость интересов.

Слайд 7

Особенности неуспевающих учащихся : низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития; отсутствие познавательного интереса; не сформированы элементарные организационные навыки; учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения.

Слайд 8

Особенности неуспевающих учащихся нет опоры на родителей как союзников учителя – предметника; дети, в основном, из асоциальных семей; отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся; частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта

Слайд 9

Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам: 1. Низкий уровень умственного развития. 2. Несформированность учебных навыков. 3. Дефицит внимания с гиперактивностью . 4. Отсутствие познавательного интереса. 5. Несформированность произвольной сферы. 6. Конфликтные отношения 7. Низкий познавательный интерес 8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления 9. Низкая работоспособность

Слайд 10

Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

Слайд 11

Учитель Ученик нужны знания, но при этом не прикладывает усилий учитель ставит “2” – проблемы с администрацией и мастером; учитель ставит “3” - но знаний у учащихся нет.

Слайд 12

Родители Преподаватель родителям нужно, чтобы у ребенка были знания, но при этом нет контроля и помощи детям с их стороны; педагог, по мнению родителей, выступает в роли “монстра”, “надзирателя”; преподаватели иногда отчитывают родителей даже в присутствии учащегося, при этом не всегда давая конкретные советы родители в свою очередь обвиняют преподавателей в некомпетентности в присутствии учащихся; сами преподаватели не всегда видят выход из создавшейся конфликтной ситуации

Слайд 13

Преподаватель Администрация Администрация требует : хороших знаний учащихся; высоких показателей; бесконфликтных отношений с учащимися и родителями . Что остается делать педагогу, если в группе много «слабых» учащихся?

Слайд 14

Педагогу становится “тоскливо” от “безысходности” У преподавателя опускаются руки, нет желания идти на работу Учащийся предпочитает улицу, случайных знакомых, «вредные привычки» занятиям в школе

Слайд 15

Учащийся Родители Администрация преподаватель

Слайд 16

ВЫВОД Чтобы предотвратить неуспеваемость учащихся, нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в техникуме, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

Слайд 17

Пути достижения высокой успеваемости: правильное раскрытие причин неуспеваемости и определение путей ее ликвидации ; высокое качество уроков ; использование передовых методов в обучении ; реальная помощь и тесный контакт всех членов семьи с педагогическим коллективом ; четко поставленный контроль за учебным процессом.

Слайд 18

Подводя итог … при правильном раскрытии причин неуспеваемости и определении путей ее ликвидации, высокое качество уроков, реальная помощь и тесный контакт семьи ученика с педагогическим коллективом, использование передовых методов в обучении, четко поставленный контроль за учебным процессом, - таковы наиболее реальные пути, для достижения высокой успеваемости и прочных знаний учащихся разного уровня развития.

Слайд 19

Программа деятельности преподавателя со слабоуспевающими учащимся и его родителями. 1 . Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося. 2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. 3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить ( количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся). 4. Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем) 5. Преподаватель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль за ЗУН. 6Преподаватель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий учащийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию. 7. Преподаватель- предметник обязан поставить в известность мастера или непосредственно родителей учащегося о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок 8. Преподаватель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия. 9. При выполнении п1.- 8 и отсутствии положительного результата преподаватель докладывает администрации техникума о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе.

Слайд 20

Памятка «Работа с неуспевающими учащимися» Ф.И.О . обучающегося __________________________________________________ Группа, курс ______________________________ По каким предметам не успевает ________________________________________ Поведение ученика____________________________________________________ _____________________________________________________________ Причины, которые привели к плохой неуспеваемости________________ Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе с учеником________________ _____________________________________________________________ Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика___________ _____________________________________________________________ Сколько времени длиться эта работа_____________________________________ _____________________________________________________________ Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы_________________ _____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер - класса для педагогов «Пути выхода из стрессовых ситуаций»

Цель работы: повышение профессиональной компетентности педагогов, обобщение имеющихся знаний по охране здоровья.Задачи: сориентировать участников на изучение психолого-педагогических основ, необходимы...

Методическая разработка конспекта занятия по теме "Путь истины"

Цель игры: формирование толерантного отношения восьмиклассников Гимназии искусств к своим товарищам через коллективное обсуждение поставленной проблемы (по выбору воспитанников) в ходе технологической...

Методическая разработка классного часа "Конфликт и пути его преодоления"

Цели: познакомить учащихся с понятием «конфликт», причинами  его возникновения и возможными последствиями, подвести к необходимости  людей договариваться между собой, соблюдать о...

Учебно методическая разработка РП по внеурочной деятельности "Путь к граматности" для 7 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо внеурочной деятельности "Путь к грамотности" по общеинтеллектуальному направлениюдля 7 класса Ф.И.О. составителя программы: Евтушевская Светлана АнатольевнаСрок реализаци...

Методическая разработка профилактического занятия: "Конфликт и пути его разрешения"

Профилактическое занятие для обучающихся 5-6 класса, направленное на развитие навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций...

Методическая разработка «Обучение элементам импровизации, как путь к основам элементарной композиции»

Методическая разработка «Обучение элементам импровизации, как путь к основам элементарной композиции»...

Методическая разработка на тему: "Методы и пути преодоления волнения юного пианиста на сцене"

Успешность публичного выступления ученика на сцене, зависит не только от качества и надежности выученных им произведений, но и от его психологической подготовки к общению со слушателем. Да , и действи...