Программа "Здоровье на кончиках пальцев"
рабочая программа на тему

Гайнулина Наталья Вячеславовна

       Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует норме, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если  движения пальцев нарушено, то нарушается  и речь, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно  люди, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у них достаточно развиты память, внимание, связная речь. То есть благотворное движение пальцев рук влияет не только на развитие речи, но и на другие психические процессы. В Японии, например, тренировка пальцев рук проводится в детском саду с двухлетнего возраста, так как, по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие, а в японских семьях пальчики развивают с одного года.

        Попросите пожилого человека или инвалида показать один палец, два или три. Люди, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие люди. Если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются все вместе, или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие люди. Проведенные исследования и наблюдения доказали, что проекция кисти руки есть еще одна речевая зона мозга, и степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у граждан перенёсших ОНМК не удастся!

         По данным статистики МУ ЦГБ города Урая  в 2009 году поставлен диагноз ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения) 34 пожилым людям, 297 пенсионерам поставлен диагноз ПАРЕЗ (не функционируемость) рук и ног.

         Практически у всех людей, перенёсших  данные заболевания, часто затруднены дифференцированные движения рук и пальцев, они не соизмеряют усилий при действиях с предметами (сильно сжимают, роняют, темп выполнения упражнений замедлен, пальцы малоподвижны, движения неточны).

        Пораженную руку инвалида можно и необходимо развивать. Основным средством развития мелкой моторики являются специальные упражнения.

                    Вследствие развития связей стимуляции нейрорецепторов пальцев рук по механизму обратной связи, улучшится кровообращение (питание) нервов, сосудов, мышц больной конечности. Увеличится объем движения в суставах пальцев рук, формируется хватательный рефлекс. В процессе восстанавливаются навыки и интерес, изменяются личностные установки, возникает более оптимистическое восприятие себя и других, позволяет организовать общественно-полезную совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства, переживания.

                   В данной ситуации особенно актуальным будет использование  в реабилитационной деятельности комплекс специальных упражнений направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук, поэтому реализация мероприятий программы будет актуальна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zdorove_na_konchikah_paltsev_2011.doc539 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                            

1.1 Актуальность.

       Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует норме, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если  движения пальцев нарушено, то нарушается  и речь, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно  люди, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у них достаточно развиты память, внимание, связная речь. То есть благотворное движение пальцев рук влияет не только на развитие речи, но и на другие психические процессы. В Японии, например, тренировка пальцев рук проводится в детском саду с двухлетнего возраста, так как, по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие, а в японских семьях пальчики развивают с одного года.

        Попросите пожилого человека или инвалида показать один палец, два или три. Люди, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие люди. Если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются все вместе, или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие люди. Проведенные исследования и наблюдения доказали, что проекция кисти руки есть еще одна речевая зона мозга, и степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у граждан перенёсших ОНМК не удастся!

         По данным статистики МУ ЦГБ города Урая  в 2009 году поставлен диагноз ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения) 34 пожилым людям, 297 пенсионерам поставлен диагноз ПАРЕЗ (не функционируемость) рук и ног.

         Практически у всех людей, перенёсших  данные заболевания, часто затруднены дифференцированные движения рук и пальцев, они не соизмеряют усилий при действиях с предметами (сильно сжимают, роняют, темп выполнения упражнений замедлен, пальцы малоподвижны, движения неточны).

        Пораженную руку инвалида можно и необходимо развивать. Основным средством развития мелкой моторики являются специальные упражнения.

                    Вследствие развития связей стимуляции нейрорецепторов пальцев рук по механизму обратной связи, улучшится кровообращение (питание) нервов, сосудов, мышц больной конечности. Увеличится объем движения в суставах пальцев рук, формируется хватательный рефлекс. В процессе восстанавливаются навыки и интерес, изменяются личностные установки, возникает более оптимистическое восприятие себя и других, позволяет организовать общественно-полезную совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства, переживания.

                   В данной ситуации особенно актуальным будет использование  в реабилитационной деятельности комплекс специальных упражнений направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук, поэтому реализация мероприятий программы будет актуальна.

1.2 Цель и задачи программы.

Цель:      создание условий для поддержания  навыков к самообслуживанию

                 у граждан пожилого возраста и инвалидов, посредством

                 оздоровительных мероприятий направленных на восстановление    

                 объема движений верхних конечностей.

           Для достижения поставленной цели задачами данной программы являются:

  • разработать   комплекс оздоровительных  мероприятий, способствующий   восстановлению  подвижности  верхних конечностей  у  граждан пожилого  возраста и инвалидов, с использованием методик, развивающих мелкую моторику пальцев рук:  пальчиковая гимнастика,  мудры, крупотерапия, а также применения специализированных массажеров;  

  • организовать и провести  мероприятия с гражданами пожилого возраста, инвалидами, направленными на восстановление объема движений верхних конечностей, (в соответствии с разработанным комплексом);

  • способствовать  активизации граждан  пожилого возраста и инвалидов к участию в трудовой деятельности, снижение уровня зависимости от посторонней помощи;

  • создать условия оздоровительных мероприятий на дому, путем обучения социальных работников специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов  методам и формам трудотерапии.

1.3 Основное содержание программы.

          Трудотерапия позволяет вновь освоить утраченные приемы и движения или сохранить их, что чрезвычайно важно для самообслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов  и совершения ими определенных видов работы. При этом в первую очередь речь идет об улучшении моторики мелких мышц, т. е. пальцев рук. Это важно для того, чтобы граждане пожилого возраста и инвалиды могли  выполнять действия, потребность в которых постоянно возникает в повседневной жизни, например, таких, как застегивание пуговиц, приготовление пищи и т. п. Инструктор по труду учит  пользоваться специальными вспомогательными средствами, побуждает их выполнять руками самостоятельно  действия и показывает им, как при этом более удобно и рационально произвести то или иное действие, несмотря на имеющееся нарушение моторики мелких мышц. Для инвалидов со значительным ограничением физических возможностей инструктор по труду использует вспомогательные средства, позволяющие инвалидам самостоятельно обслуживать себя.                                                                                                                                              

        Одной из задач программы является обучение социальных работников специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, формам и методам трудотерапии. Это позволит  применять  полученные знания на практике для снижения уровня зависимости граждан пожилого возраста и инвалидов от посторонней помощи. Оздоровительные мероприятия планируется проводить в рамках мини-клуба «Бабушкин сундучок».                                                                                                                                                                                                                                                                          

1.4 Этапы реализации программы

     Программа «Здоровье на кончиках пальцев » рассчитана на 1 год.   

  1. этап – подготовительный. Срок реализации – январь 2011 года. 

  Цель: изучение уровня социально-трудовых навыков, желания заниматься оздоровлением, проведение диагностических исследований.

 

      2  этап – основной, социально-педагогический. Срок реализации февраль-ноябрь 2011года.

    Цель: знакомство с методами оздоровлении: пальчиковой гимнастикой, крупотерапией и другими. Занятия на специальных тренажерах, знакомство с новыми методами оздоровительных мероприятий.

Обучение социальных работников формам и методам трудотерапии.

      3 этап – заключительный.    Срок реализации – декабрь 2011 года.

   Цель: диагностика, подведение итогов, анализ внедрения программы.

   

       Подготовительный этап – проведение диагностических исследований, анкетирование с целью выявления социально-трудовых навыков. С целью информирования и знакомства граждан пожилого возраста и инвалидов с новыми методиками развития мелкой моторики больных конечностей планируется разработка памяток по социально-трудовой реабилитации.

      Основной этап – в процессе работы на занятиях инвалиды и граждане пожилого возраста знакомятся с методиками выполнения  различных специальных упражнений, развивающих и восстанавливающих моторику конечностей. Особое значение уделяется развитию мелкой моторики пальцев больной конечности. Изучают технику выполнения пальчиковой гимнастики.

      Проводятся беседы, консультации. Используется демонстрационный материал и специальные тренажеры.

      Проводится обучение социальных работников специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, согласно разработанному плану.

     Заключительный этап – проведение диагностических исследований с целью определения полученных умений.

     

   

  1.  Кадровое обеспечение, материально-техническая база, благополучатели проекта

      Целевую группу, на которую направлена реализация программы, составляют люди пенсионного возраста и инвалиды от 50 до 80 лет, проходящие реабилитацию в социально-реабилитационном отделении для граждан пожилого возраста и инвалидов.

      Реализатор программы -  инструктор по труду социально-реабилитационного отделения граждан пожилого возраста и инвалидов Гайнулина Н.В.

Занятия планируется проводить в кабинете трудотерапии социально-реабилитационного отделения граждан пожилого возраста и инвалидов  КЦСОН «Импульс».

Массажёры

Оборудование

Материалы

«Су-Джок»

Стенд «Шнуровка»

Крупа разных размеров

«Магнитный аппликатор»

Стенд «Косичка»

Краски акварельные, кисточки, бумага для рисования

«Кристалл»

Стенд «Пуговицы»

Бисер, стеклярус, бусы разных размеров.

«Волшебный валик»

Бутылки с холодной водой

«Ляпкина»

1.6  Количественные и качественные показатели реализации программы

       Реализация программы «Здоровье на кончиках пальцев» предполагает достижение количественных результатов:

       

  1. Произойдет укрепление и восстановление трудовых навыков и приемов самообслуживания через систему занятий пальчиковой гимнастикой у 50 человек.

  1. Провести оздоровительные мероприятия с гражданами пожилого возраста, инвалидами, направленными на восстановление объема движений, силы и ловкости в пораженных конечностях, функции равновесия, навыков самообслуживания.

  1. Оформить альбом с фотографиями, отражающие занятия по восстановлению мелкой моторики пальцев рук с  гражданами пожилого возраста и инвалидами.

  1. Разработать методическое обеспечение программы.

  1. Обучить социальных работников специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, формам и методам трудотерапии.

      Реализация программы «Здоровье на кончиках пальцев» предполагает достижение качественных результатов:

  1. В процессе работы ожидается положительная динамика в социально-личностном  развитии у граждан пожилого возраста и инвалидов через освоение предложенного материала.

  1. Сформируются и закрепятся социально-трудовые навыки, повысится самооценка.

  1. Улучшаются двигательные функции верхних конечностей, функции передвижения.

  1. Улучшается речь, память, внимание.

  1. Восстановятся утраченных навыков самообслуживания

1.7 Рабочий план реализации программы.

№ п/п

Мероприятия

Сроки реализации

1

Подготовительный.

1.1

Анкетирование. Диагностические обследования.

Ежемесячно.

1.2

Создание практических пособий для подготовки к занятиям

Ежемесячно

1.3

Разработка и написание тематических бесед, памяток.

Ежемесячно

2

Основной.

2.1

Групповые занятия

Ежемесячно

2.2

Индивидуальные занятия.

Ежемесячно

2.3

Беседа « Влияние занятий крупотерапией на речь».

Февраль

2.4

Беседа «Пальчиковая гимнастика».

Март

2.5

Беседа « Метод оздоровления « Су-Джок»

Апрель

2.6

Беседа «Восточная  гимнастика для кистей рук (шиацу)».

Май

2.7

Беседа «Упражнения с использованием массажера «Волшебный валик».

Июнь

2.8

Беседа «Оздоровительные упражнения с использованием массажера «Ляпкина».

Июль

2.9

Беседа «Влияние мелкой моторики на улучшение памяти».

Август

2.10

Беседа « Что такое крупная моторика»

Сентябрь

2.11

Беседа «Оздоровительные упражнения на тренировочном стенде».

Октябрь

2.12

Беседа «Новые методики для развития мелкой моторики. Их влияние на оздоровление организма.

Ноябрь

2.13

Беседа «Бытовая реадаптация».

Декабрь

2.14

Обучение социальных работников в рамках клуба «Бабушкин сундучок».

Апрель-ноябрь

2.15

Обучение технологии «Модульное оригами».

Апрель

2.16

Обучение технологии изготовления картин из шелковых лент «Волшебная лента».

Июль

2.17

Обучение технологии изготовления сувениров «Декоративные подушечки».

Октябрь

2.18

Обучение смешанной  технологии изготовления сувениров «Новогодний символ 2012».

Ноябрь

3

Заключительный.

3.1

Анкетирование.  Диагностические обследования.

Ежемесячно

3.2

Подведение итогов реализации подпрограммы, анализ.

Декабрь

Использованная литература.

1. Цой Р.Д.              Здоровье на кончиках пальцев, http:// www crimea-  

                                  board.ru, 1990.

2. Крутов С.           Йога пальцев. Исцеляющие и лечебные мудры, http://www

                                 kodges.ru

3. Панков С.            Мудры – йога пальцев, http://www kodges.ru

4. Обри Жоселин., Хо Хань Чан     Секреты китайской системы До-Ин.    

                                                             Исцеление кончиками пальцев.         

                                                             http://www kodges.ru

5. Бут Лини               Здоровье на кончиках пальцев, Астрель, 2007

6. Носвитцкий В.В., Гольдберг Е.Д.        Патофизиология. – Тольятти,

                                                                      2001. Гурленя Г.З.        

7. Багель В.Б., Смычек В.Б.             Реабилитация в неврологии. – М., 1972.

8. Журнал «Физиотерапия» №2.      Бальнеология, реабилитация. –    

                                                               Медицина, 2007.

Приложение

  1. Анкета по выявлению трудовых навыков у граждан старшего поколения и инвалидов.
  2. Анкета по изучению степени удовлетворенности качеством оказания услуг в кабинете трудотерапии.
  3. Лист диагностического обследования клиента.
  4. Трудовая реабилитация (лист назначения).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь на кончиках пальцев.

Давно известно , что пальчиковые игры, развитие мелкой моторики ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Родителям следует не забывать о простых играх и заданиях, оказывающих влияние ...

Речь на кончиках пальцев.

Развитие речи напрямую зависит от того, насколько развита мелкая моторика. Поэтому вашему вниманию представлены игры, которые направлены на работу детских пальчиков....

Речь на кончиках пальцев

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, т.к. люди выполняли руками все более и более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательн...

«Мир на кончиках пальцев»

Лепка – это основное, главное занятие, которое помогает развить речь ребенка, знакомит его с цветами, формами, развивает воображение, тренирует пальчики. Пластилин используется в работе с детьми в кач...

КОНСУЛЬТАЦИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА «ГЕНИАЛЬНОСТЬ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Консультация рекомендована для родителей дошкольников младших-подготовительных групп, как со зрительными и речевыми нарушениями, так и для нормированных детей....

"На кончиках пальцев "

Рекомендации для родителей....

Программа "Здоровье на кончиках пальцев" подпрограмма "Исцеление кончиками пальцев"

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует норме, то и речевое развитие находится в пред...