«Педагоги – творцы Победы»
классный час на тему

Гудков Валерий Юрьевич

«Педагоги – творцы Победы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geroyami_ne_rozhdayutsya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа «Педагоги – творцы Победы»

Задачи: на местном материале продолжить формировать патриотическое сознание, любовь к своей малой Родине.

Сформировать интерес к изучению истории родного края, уважение к профессии учителя.

Учитель: В  2010 году наша страна отметит 65 годовщину победы в ВОВ. И сегодня мы расскажем вам о людях, наших земляках-творцах победы.

Патриотами не рождаются…

Человек, появляясь на свет, сначала обретает Родину, а только потом учится ее любить.

Все может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя она не может. Знали ли миллионы советских людей, что они патриоты, или это чувство пришло к ним в далеком 1941 году, когда без страха и сомнений, смело встали они на защиту своей Родины от немецких захватчиков: кто на передовой, а кто в тылу. Мне думается, что немалая заслуга в этом – педагога, учителя, воспитателя. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер.

С вершины десятилетий, минувших после войны, самой тяжелой из всех войн, когда-либо пережитых нашей Родиной, еще ярче высвечиваются глубинные источники Победы, предстает ее неповторимое величие.

Май 1945 года. Победа! (песня «День Победы»)

 Победа! Ее творцы - храбрые и сильные духом люди, чьи образы воплощены в памятниках и обелисках, у пьедесталов которых горит вечный огонь, те, кто лежит в безымянной могиле, те, кто в тылу своим трудом приближал этот великий день. Люди разных вероисповеданий, национальностей, профессий. Среди этих людей есть и педагоги, и сегодня мы хотим поговорить о них - о педагогах, работавших в годы войны в нашем селе Новотулка (слайд «Педагоги- творцы Победы»)

 Локтаева Н.: Незадолго до войны, в 1939 году директором Новотульской семилетней школы назначают Еремина Кузьму Ивановича 1910 года рождения (слайд педколлектив в годы войны).

Порядочный, добросовестный, внимательный к людям, полный энергии Кузьма Иванович сразу завоевал уважение коллег(слайд Еремин К. И.).

В 1941 году он уходит на фронт, в деревне остается его жена и 4 детей, младшей дочери еще не исполнилось 3 лет.

Кузьма Иванович прошел всю войну. В 1942 году был дважды ранен. Воевал на Калининградском и Белорусском фронтах, принимал участие в боях за освобождение Польши.  Дочь Маргарита Кузьминична вспоминает, какой радостью наполнялся дом, когда они получали весточки с фронта, она еще не умевшая писать обводила свою ладошку, посылая привет отцу на фронт.

(слайд награды)

За заслуги перед Отечеством Кузьма Иванович был награжден орденом Красной звезды, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», орденом Отечественной войны второй степени.

В 1946 году, вернувшись с фронта,  был назначен директором  Кордонской семилетней школы, где и проработал до 1963 года. Когда школу закрывают Кузьма Иванович вместе с семьей переезжает в город Куйбышев, где и  уходит на заслуженный отдых. Кузьма Иванович выступал перед школьниками, рассказывал о том, как он и тысячи таких же, как он, приближали  День Победы. Уже в мирное время Кузьма Иванович награжден медалями  к 30-летней и 40–летней годовщине Победы, медалью «60 лет Вооруженным силам СССР».

Калмыкова Т.: Я хочу рассказать еще об одном педагоге Савичевой Анне Григорьевне (слайд с фото)

 Савичева Анна Григорьевна родилась в 1924 году в Михайловке в семье крестьян. Училась в начальной Михайловской, затем во Владимировской, а заканчивала уже Хворостянскую школу. Чтобы попасть на занятия приходилось идти пешком, но велико было желание учится.  В 1940 году умирает отец, а в 1941 году Анну Григорьевну приглашают в районный отдел образования  и предлагают работать учителем в Чувичинской школе. Педагогическое образование она получает экстерном. Год работает в Чувичах, а в 1942 году приезжает работать в Чагринскую школу, где преподает до 1946 года.

Анна Григорьевна вспоминает: «Было трудно, не было тетрадей, брали в колхозе ведомости, разлиновывали, сшивали в тетради; писали перьями. Освещения не было, заправляли маслом коптилки. Отапливались, сжигая дрова в печи, в школе был истопник. Осиновые дрова не разжигались, холодно было, зимы стояли суровые. В классах убирали после занятий сами дети с учителями. Работали без отпусков, летом помогали колхозу: пропалывали вручную, собирали колоски, резали подсолнух. Постоянно преследовало чувство голода. В месяц получали 9 кг. муки на семью. После занятий проводили агитационно-разъяснительную работу  с местным населением, читали газеты, ведь тогда было еще мало грамотных людей. Плохо было с одеждой: на несколько лет два платья, когда рвалась обувь, обрезали, подшивали и из ботиночек делали, например, сандалии.

В 1943 году, когда немцы подошли к Волге, в районе сел Новокуровка, Елань, Михайло-Лебяжье старших школьников и учителей возили рыть траншеи, а уже позже появилась военная часть и нас обучали стрельбе. Вот так мы и жили. О себе никто не думал, делали все, чтобы победить» (слайд с наградами)

Анна Григорьевна была награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной Войны», медалью « 50 лет Победы», медалью «60 лет Победы».

Ендовицкая В.: Я расскажу о Масловой Дарье Павловне, родившейся в нашем селе. Ее, простую крестьянскую девчонку, всегда тянуло к знаниям.  Бывало наденет единственную в семье верхнюю одежду, галоши раньше остальных и бегом в школу. После окончания школы поступает в педучилище в Саратовской области. Дарья Павловна отличалась боевым, веселым характером, никогда не унывала, всегда шустрая, подтянутая, хорошо плясала, любила петь. В 18 лет выходит замуж и переезжает жить в Орловку, где и начинает свою трудовую деятельность  учителем начальных классов. В 1941 году, когда мужа забирают на фронт, она с первенцем возвращается в Новотулку, где вскорости у нее рождается второй ребенок.

Дочь Зоя Викторовна вспоминает: «Было очень голодно, умирали от голода и холода целыми семьями. Наша семья выжила благодаря кормилице-корове, мама пекла травяные лепешки, муки не хватало. Летом, конечно, выращивали, что-то на огороде, но работать на нем для себя было некогда. Мама целыми днями была либо в школе, либо с ребятами на полях. Она никогда не жаловалась на усталость, стремилась, чем могла помочь ученикам и односельчанам. Только однажды я увидела свою маму беспомощной, обессилевшей,  когда пришла похоронка на отца, в которой говорилось, что он пропал без вести. Но к счастью беда обошла нашу семью стороной: 1946 году отец возвращается домой и семья уезжает из Новотулки.

Дарью Павловну поражало желание ребят учиться даже во время войны. Да, дети продолжали учиться, учителя продолжали учить детей, потому, что знали, что только так они могут помочь своей Родине: война закончится и нужны будут грамотные специалисты для восстановления народного хозяйства.

(слайд с медалью)

Маслова Дарья Павловна награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной Войны».

Учитель: Уметь говорить красивые слова о своей земле - это просто, а вот жить и работать на ней, беречь ее - это гораздо сложнее. Все меньше остается живых свидетелей и участников Великой Отечественной Войны, и на ваши плечи ложится ответственность за то, чтобы не прервалась нить между поколениями, чтобы вы и ваши дети знали историю своей страны, своей малой Родины. Память об этих событиях должна быть неподвластна времени, бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколения она переживет века.

(слайд с фото ветеранов и участников войны)

Грачева Я: За теплый свет сиреневой весны,

                  Добытый кровью в том победном мае,

                От всех от нас не видевших войны,

                Спасибо Вам, что мы войны не знаем,

                За голубые васильки во ржи,

                За то, что рвы воронок зарастают,

                Всем, кто живой и кто в земле лежит,

                Спасибо Вам, что мы войны не знаем.

Мы получили эстафету патриотической славы и подвигов от старшего поколения - участников Великой Отечественной Войны. У нас нет права не передавать ее другим поколениям. Патриотами не рождаются, ими становятся! Мы должны стать достойными наших отцов и дедов и мы обязательно станем, потому что именно в наших руках будущее нашего села, района, губернии, страны.

(слайд со словами матери Терезы)

Локтаева:     Жизнь-возможность, используйте ее…

Калмыкова:  Жизнь-красота, восхищайтесь ею…

Ендовицкая: Жизнь-мечта, осуществите ее…

Локтаева:      Жизнь-борьба, выдержите ее…

Калмыкова:   Жизнь-счастье сотворите ее…

Ендовицкая:  Жизнь слишком прекрасна, не губите ее…

Учитель:       Жизнь-это жизнь, боритесь за нее.

(слайд с педколлективом)

Подошел к концу наш  разговор о педагогах-творцах Победы.

Эту информацию мы собирали по крупицам в беседах с родственниками, так как никого, о ком мы сегодня рассказали, уже нет в живых.

Мы не смогли рассказать обо всех: их биографию нам еще предстоит изучить.

Спасибо инициативной группе, которая помогла мне собрать материал и провести наш классный час. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учитель и образовательное учреждение - равноправные творцы учительской карьеры

Статья на конкурс докладов Всероссийского интернет-педсовета...

Учитель и образовательное учреждение - равноправные творцы учительской карьеры

Статья на конкурс докладов Всероссийского интернет-педсовета...

Внеклассное занятие по изобразительному искусству "Творцы"

Внеклассное занятие по изобразительному искусству "Творцы"...

О спектакле «Дон Кихот» и о людях-творцах…

Наверное, это правильно, что такие спектакли «долго не живут». Показать несколько раз и всё… но не значит, что они после этого исчезнут! По-моему, важнее в них даже не то, что увидел зритель, а ...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции письменной речи для учащихся 6-8 классов по теме "Великие творцы Победы"

Логопедические занятия, проводимые в школе, направлены не только на устранение недостатков устной и письменной речи, но и на развитие познавательных способностей учащихся, расширение их кругозора, фор...

План- конспект урока литературы в 11 классе. Поэтическая гостиная по теме: "Творцы Среребряного века"

Это интегрированный нетрадиционный урок, проведенный с использованием современных технологий интерактивного обучения. В подготовке урока активное участие принимали выпускники. Они создали замечательну...

«Творцы победы… Кто они?»

Сценарий концерта, посвящённого 70 – летию Победы ВОВ «Творцы победы… Кто они?»...