Проект "Солнце в душе"
проект на тему

Аганесова Елизавета Сергеевна

Создание эффективных условий для формирования духовно- нравственной, гуманной, творческой и общественно-активной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_1.doc263.5 КБ
Office presentation icon konkurs_proektov.ppt1.79 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

"В воспитании человека важно добиваться, 
чтобы нравственные и моральные истины были
не просто понятны, но и стали бы целью жизни 
каждого человека, предметом собственных 
стремлений и личного счастья".

(Свадковский И.Ф.)

Не секрет, что одна из главных проблем современности – это духовный кризис. Такое важное направление педагогики как духовно - нравственное воспитание призвано находить методы, отвечающие запросам сегодняшнего дня, которые могли бы раскрывать смысл духовных ценностей современным школьникам.

Школьная пора — хорошее время для формирования духовности и нравственности. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Духовно-нравственное воспитание проводится с целью формирования высших моральных ценностей, таких как:

  • гуманные (дружелюбные) отношения между детьми
  • чувство долга, ответственности за своё поведение
  • трудолюбие и потребность в труде
  • бережливое отношение к природе
  • ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме семейную жизнь
  • культура общения
  • самопознание и самовоспитание.

Нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности. (Приложение №1)

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Одно из важнейших направлений проекта «Солнце в душе» – это гуманное отношение к окружающим людям. Гуманность личности – это уважение к человечеству как величайшему творению природы, как к личности. Чуткость, отзывчивость, доброжелательность, стремление жить не только ради себя, но и ради других людей. Оказывая помощь другим людям, ребенок тем самым незаметно помогает себе стать нравственным человеком.  В данном проекте будут задействованы учащиеся «группы риска».

Организация воспитательного процесса в системе: семья-школа-социум требует педагогов, готовых не только учить, но и воспитывать обучающихся. Проект «Солнце в душе» является одним из возможных решений в работе над проблемой нравственного воспитания.

Цель: Создание эффективных условий для формирования духовно- нравственной, гуманной, творческой и общественно-активной личности.

Для осуществления поставленной цели в ходе работы предполагается решение задач:

  • На основе сотрудничества детей и взрослых проявлять гуманное отношение к инвалидам, обездоленным, престарелым людям и детям вообще
  • Обогащение эмоционального мира учащихся нравственными переживаниями и формирование у них нравственных чувств; чувства глубокого уважения к жизни, людям.
  • Организация нравственного самовоспитания учащихся

Принципы, на которых основан проект:

  • Гуманность и толерантность
  • Единство всех структур воспитательной работы (психолог, классные руководители, педагог-организатор, социальный педагог, учителя, родители, учащиеся), для достижения поставленной цели.
  • Использование разнообразных форм и методов работы с детьми, родителями.

Этапы реализации проекта:

  • Организационный
  • Практический
  • Обобщающий

Сроки реализации проекта: учебный год

Финансирование проекта включает в себя:

  • Заработать деньги своими силами (школьная ярмарка с привлечением родителей, благотворительные акции)
  • Попечительский совет МБОУ «Гимназии №1 им.К.Д.Ушинского»
  • Привлечение спонсоров

Партнерские отношения в реализации проекта

Методы реализации проекта:

-Диагностирование;

-Теоретические;

-Практические. (Приложение №2)

Нормативно- правовая база

  1. Конвенция о правах ребенка
  2. Конституция РФ
  3. Закон РФ «Об образовании»
  4. Об основных гарантиях прав ребенка в РФ
  5. Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда
  6. Закон субъекта Российской Федерации об организации и осуществлении деятельности по опеки и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации.
  7. Федеральный Закон об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних от 9 июня 1999 года.
  8. Письмо Минобразования России «Методические рекомендации о расширении деятельности детских молодежных объединений в образовательных учреждениях»
  9. Устав МБОУ «Гимназии №1 им.К.Д.Ушинского»
  10. Положение о Попечительском совете МБОУ «Гимназии №1
    им.К.Д.Ушинского».

Этапы реализации проекта.

  1. Организационный:

Цель: на основе сотрудничества детей (привлечение детей «группы риска») и взрослых создать психолого-педагогическое пространство для успешной работы по проекту

Задачи:

  • Вовлечение учащихся, ребят «группы риска», родителей, педагогов в деятельность по реализации проекта
  • Организация работы участников проекта
  • Создание комфортного микроклимата для успешного взаимодействия взрослых и детей

Организационные мероприятия:

мероприятия

сроки

Ответственные

1.

Проведение классных ученических собраний на тему «Милосердие детей. Каким я его вижу?»

сентябрь

Классные руководители

2.

Проведение классных родительских собраний на тему «Милосердие детей как одно из направлений нравственного воспитания»

октябрь

Администрация, кл.руководители

3.

Семинар для педагогов  на тему: «Милосердие взрослых. Каким я его вижу?»

октябрь

Руководитель МО кл.руководителей

4.

Совещание при зам.директоре по ВР по анализу проведенных ученических, родительских собраний и семинаров.

октябрь

Зам.директора по ВР,соц.педагог, кл.руководители, руководитель МО

5.

Создание инициативных групп и детского актива

октябрь

Зам.директора по ВР, соц.педагог,
педагог-организатор

6.

Психологические тренинги на взаимодействие участников проекта

Октябрь-Ноябрь

Педагог- психолог

7.

Составление плана работы

октябрь

Детский актив, инициатив. группы, зам. директора по ВР,педагог-психолог, соц.педагог,педагог-организатор

II. Практический:

Цель: на основе сотрудничества детей (привлечение «детей группы риска) и взрослых развивать социальную активность и ответственность через участие в реализации проекта.

Задачи:

- систематическое накопление и обогащение опыта нравственного поведения учащихся и ребят «группы риска» путем организации их практической деятельности;
- воспитывать уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями
;
-изменение сложившегося негативного отношения к благотворительности;
-пропаганда единства народа и человеческих ценностей;
-воспитать в учащихся гимназии доброту, порядочность, благородство и милосердие.

План мероприятий

мероприятия

сроки

Ответственные

1.

Акция «Мы спешим творить добро» (мероприятие,  посвященное Международному дню пожилых людей). Посещение  ГБУ РК «Симферопольского пансионата для престарелых и инвалидов»

октябрь

Инициативная группа, соц.педагог,

педагог-организатор

2.

Уроки детской

благотворительности (популяризация среди детей идей благотворительности и бескорыстия)(6-7 кл.)

ноябрь

Инициативная группа,соц.педагог

3.

Акция «Игрушка» (сбор игрушек для ОНКО больных детей) (1 – 4 кл.)

ноябрь

Инициативная группа,педагог-организатор

4.

Познавательно-игровая программа «Творим добро»(создание условий для формирования у детей нравственных качеств  и развитие творческого потенциала)(5-6 кл.)

декабрь

Инициативная группа, соц.педагог,

педагог-организатор

5.

Благотворительная акция

«Дети - детям!» (сбор средств и последующей их передачей на счет Лозовской школы - интернат)

(1-11 кл.)

январь-март

Инициативная группа, соц.педагог,

педагог-организатор

6.

Акция «Подарок ПРОСТО ТАК!»

(17 февраля, в Международный день спонтанного проявления добра)

(1-11 кл)

февраль

Инициативная группа, соц.педагог,

педагог-организатор

7.

Акция
« Пасхальные дни Милосердия»
(12 апреля - день Милосердия, изготовление пасхальной атрибутики для детей - инвалидов, сирот и малоимущих)(5-7 кл.)

апрель

Инициативная группа,

педагоги, родители, учащиеся

8.

Акция «Письмо ветерану» (6-8 кл.)

май

Инициативная группа, соц.педагог,

педагог-организатор

9.

Акция «Жизнь одна – берите ее!».
18 мая - День памяти жертв СПИДа (изготовление для население буклетов,памяток)(9-11 кл.)

май

Инициативная группа, соц.педагог,

педагог-организатор

III. Обобщающий:

  • На данном этапе подводятся итоги работы.
  • Проводится заседание всех участников проекта.
  • Организовываются классные ученические и родительские собрания с целью анализа работы
  • Анализ работы классных руководителей по проекту (на МО классных руководителей).
  • Проводится мониторинговая работа «Эффективность и результативность реализации проекта»
  • Результаты выносятся на педагогический совет школы.

Ожидаемый результат:

Качественные:

  • Данная работа поможет выработать навыки позитивного отношения к людям, имеющим какие-либо отклонения.
  • Профилактика правонарушений учащихся: вовлечение учащихся во внеурочную деятельность.
  • Выражать готовность первым прийти на помощь кому это необходимо.
  • Доброжелательно относиться к особенностям пожилых людей и инвалидов.
  • Работа по раскрытию способностей учащихся поможет найти место в обществе, а также развить индивидуальные качества личности.
  • Поможет сделать правильный выбор при самоопределении.
  • Достичь гармонии в общении с окружающим учащегося социумом.

Количественные:

  1. Классные ученические собрания – 47 кл.
  2. Классные родительские собрания – 47 кл.
  3. Акции- 47 кл.
  4.  Познавательно-игровые уроки-15 кл.

Распространение информации о проекте.

Ежемесячно собираться с участниками инициативной группы, чтобы проанализировать ход выполнения проекта и заслушивать ответственных за выполнение пунктов плана.

Освещать в СМИ этапы реализации проекта.

Дальнейшее развитие проекта/Устойчивость проекта.

Опыт реализации данного проекта можно использовать при составлении и исполнении других общественных проектов и инициатив.

Литература:

  1. Административное управление воспитательным процессом / сост. Н.П.Кузнецова, Е.В.Мейснер. – Волгоград: Учитель, 2006. – 250 с.
  2. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997.
  3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 1979.
  4. Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов.-М.: Просвещение, 1984.
  5. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников (Вопросы теории)– М.: Педагогика, 1979.
  6. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности/ О.Г. Дробницкий. - М.: Просвещение, 1977.
  7. Классному руководителю. Учеб.- метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
  8. Комплексное сопровождение развития учащихся: программы, развивающие занятия, рекомендации/авт.-сост. Е.В.Меттус.- Волгоград: учитель, 2007. – 122 с.
  9. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998.
  10. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Соч. В 7-ми т. М., 1957, т. IV.
  11. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника/ И.С. Марьенко. -М.: Педагогика, 1985. 
  12. Никандров Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели воспитания. // Школа. 1999. № 4.
  13. Нравственное воспитание в средней школе / сост. И.А.Тисленкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 156 с.
  14. Пед. энциклопедия. Гл. ред.: И.А.Каиров, т.3, М., «Совет. энциклопедия», 1966.
  15. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю.К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., Просвещение, 2000.
  16. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 2000.
  17. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001. № 6.
  18. Толкачёва Л. Всех выше должно стоять образование нравственное //Сельская школа,2002 № 1.
  19. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.: Гардарики, 2000.
  20. Шадриков В.Д. Развитие и воспитание духовности. // Школа духовности. - 1997. №1.
  21. Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. // Классный руководитель. 2001. № 3.
  22. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
  23. Этическое воспитание в средней школе. /авт.-сост. И.А.Тисленкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 135 с.
  24. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.

Приложение №1

Приложение №2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Солнце в душе» (милосердие в образовании, взаимоуважение в ученическом коллективе) Социального педагога МБОУ «Гимназия №1 им.К.Д. Ушинского» Аганесовой Елизаветы Сергеевны

Слайд 2

Цель: Создание эффективных условий для формирования духовно- нравственной, гуманной, творческой и общественно-активной личности. Для осуществления поставленной цели в ходе работы предполагается решение задач: На основе сотрудничества детей и взрослых проявлять гуманное отношение к инвалидам, обездоленным, престарелым людям и детям вообще Обогащение эмоционального мира учащихся нравственными переживаниями и формирование у них нравственных чувств; чувства глубокого уважения к жизни, людям. Организация нравственного самовоспитания учащихся

Слайд 3

Гуманность и толерантность Единство всех структур воспитательной работы (психолог, классные руководители, педагог-организатор, социальный педагог, учителя, родители, учащиеся), для достижения поставленной цели. Использование разнообразных форм и методов работы с детьми, родителями.

Слайд 4

Организационный Практический Обобщающий

Слайд 6

Методы Диагностирование: - анкетирование - проективные методики -тренинги Практические: -КТД -работа индивидуальных групп Теоретические: -беседы -лектории - «педагогические трибуны»

Слайд 7

Методическое обеспечение Администрация гимназии Социально-психологическая служба Педагоги

Слайд 8

Нравственное воспитание осуществляется по двум направлениям (Н.И.Бодырев) «Вооружение» воспитанников нравственными знаниями Выработка нравственных навыков и привычек поведения

Слайд 9

Организационный: Цель: на основе сотрудничества детей (привлечение детей «группы риска») и взрослых создать психолого-педагогическое пространство для успешной работы по проекту Задачи: Вовлечение учащихся, ребят «группы риска», родителей, педагогов в деятельность по реализации проекта Организация работы участников проекта Создание комфортного микроклимата для успешного взаимодействия взрослых и детей

Слайд 10

II . Практический: Цель: на основе сотрудничества детей (привлечение «детей группы риска) и взрослых развивать социальную активность и ответственность через участие в реализации проекта. Задачи: - систематическое накопление и обогащение опыта нравственного поведения учащихся и ребят «группы риска» путем организации их практической деятельности; - воспитывать уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями; -изменение сложившегося негативного отношения к благотворительности; -пропаганда единства народа и человеческих ценностей; -воспитать в учащихся гимназии доброту, порядочность, благородство и милосердие.

Слайд 11

III . Обобщающий: На данном этапе подводятся итоги работы. Проводится заседание всех участников проекта. Организовываются классные ученические и родительские собрания с целью анализа работы Анализ работы классных руководителей по проекту (на МО классных руководителей). Проводится мониторинговая работа «Эффективность и результативность реализации проекта» Результаты выносятся на педагогический совет школы.

Слайд 12

Качественные: Данная работа поможет выработать навыки позитивного отношения к людям, имеющим какие-либо отклонения. Профилактика правонарушений учащихся: вовлечение учащихся во внеурочную деятельность. Выражать готовность первым прийти на помощь кому это необходимо. Доброжелательно относиться к особенностям пожилых людей и инвалидов. Работа по раскрытию способностей учащихся поможет найти место в обществе, а также развить индивидуальные качества личности. Поможет сделать правильный выбор при самоопределении. Достичь гармонии в общении с окружающим учащегося социумом.

Слайд 13

Количественные: Классные ученические собрания – 47 кл. Классные родительские собрания – 47 кл. Акции- 47 кл. Познавательно-игровые уроки-15 кл.

Слайд 14

Ежемесячно собираться с участниками инициативной группы, чтобы проанализировать ход выполнения проекта и заслушивать ответственных за выполнение пунктов плана. Освещать в СМИ этапы реализации проекта.

Слайд 15

Опыт реализации данного проекта можно использовать при составлении и исполнении других общественных проектов и инициатив.

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медиаурок литературы в 9 классе "Живая" душа Чичиков или "мёртвая" (по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")

Цели урока: показать отношение Гоголя к современной ему действительности; раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность; в ходе исследовательской деятельности при...

«Спасай чистоту души своей: кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душой…» (по повести Н.В.Гоголя "Портрет")

Презентация содержит анализ повести, иллюстрации к произведению. Поможет учителю при изучении творчества Н.В.Гоголя в 9-м и 10 классе. Работа по презентации идет параллельно с работой по тексту, т.к. ...

Программа кружка Литературная гостиная «И душа с душою говорит…»

Пояснительная записка Программа кружка ориентирована на стимулирование творческой активности учащихся, реализации в различных видах литературной деятельности, активизации связей школы с родителям...

“У каждого из слов душа своя...” (Музыка души и “удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца”, созданный Е.Носовым.)

Во вступительной статье к одному из своих сборников издательства «Детская литература» Е.Носов пишет о том, что в мальчишках и девчонках он больше всего ценит любознательность, “иными словами – любовь ...

«И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс.

«И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс....

Труд души (по стихотворению Н.Заболоцкого "Не позволяй душе лениться")

Урок - мастерская  по стихотворению Николая Заболоцкого...