Социальный проект "Любимая переменка"
проект на тему

Смирнова Алена Викторовна

Организация внеурочной деятельности младших школьников во время перемен в МБОУ советом социального направления «Доброе сердце» ДОО «СПЕКТР».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 54

Детское общественное объединение «СПЕКТР»

 

Социальный проект

«ЛЮБИМАЯ ПЕРЕМЕНКА»

Авторы:

Совет социального направления

«Доброе сердце»

Руководитель:

Смирнова Алена Викторовна

старшая вожатая

Нижний Новгород

2011 год

Содержание

Информационная карта проекта

Актуальность

Цель и задачи

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный

  1. Основной

  1. Заключительный

Механизм реализации проекта

Материально-техническое оснащение проекта

Ожидаемые результаты

Приложения


Информационная карта

1.Название социального проекта

«Любимая переменка»

2.Команда, разработавшая и осуществляющая проект (название детского объединения)

Совет социального направления

«Доброе сердце»

3.Наименование образовательного учреждения, почтовый адрес, контактный тел.

МБОУ СОШ №54, 603122

г. Н.Новгород, ул. Ванеева, д.104 к.3 417-69-66; 468-19-93

4.ФИО старшей вожатой, контактная информация

Смирнова Алена Викторовна, 89524581627

5.Целевая группа

Обучающиеся 1-4 классов МБОУ СОШ №54

6.Обоснование актуальности и социальной значимости проекта

Актуальность проекта обусловлена:

  • неудовлетворительным состоянием здоровья младших школьников;
  • повышенной травмоопасностью у младших школьников во время неорганизованных игр на переменах;
  • недостаточной степенью коммуникации между разными классами начальной школы и ребятами из старшего звена;

7.Цель и задачи проекта

Цель: организация внеурочной деятельности младших школьников во время перемен в МБОУ СОШ №54 советом социального направления «Доброе сердце» ДОО «СПЕКТР».

Задачи:

  • Разработать график деятельности, направленной на реализацию проекта, для команды ДОО «Спектр», распределить обязанности и назначить ответственных за организацию и проведение подвижных игр;
  • Организовать проведение подвижных игр в начальной школе во время перемен;
  • Собрать методическую копилку подвижных игр для младших школьников во время перемены;
  • Сплотить разновозрастный коллектив школы;  
  • Развить качества ответственности, взаимовыручки, доброжелательности, заботы друг о друге, повысить общий эмоциональный настрой у школьников.

8.Краткая аннотация содержания проекта

Подготовка и проведение командой совета «Доброе сердце» ДОО «СПЕКТР» подвижных игр во время перемен для обучающихся начальной школы МБОУ СОШ №54

9.Сроки выполнения проекта

Октябрь 2011г.- май 2012г.

10.Социальные партнеры

Учителя начальных классов, школьный психолог

11.Предполагаемая стоимость проекта

0 рублей


Актуальность

Отличительной особенностью современной общеобразовательной школы становятся сегодня, с одной стороны, интенсивность учебного процесса и связанные с этим перегрузки учащихся, и, с другой стороны, практическое отсутствие организованных физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня способных нивелировать эти перегрузки.

Данная ситуация характерна как для среднего и старшего, так и для младшего звена. По данным статистики, на начало 2011-2012 учебного года в 1-4 классах только 8% детей были признаны абсолютно здоровыми, 69% - имеют функциональные нарушения, 24% - хронические заболевания в разных стадиях. Причиной этого являются не только загруженность в урочное и внеурочное время, увлечение компьютером, телевизором, но и отсутствие желания у учащихся заниматься в спортивных секциях, незнание многих подвижных игр.

Выходом из сложившегося положения является введение различных форм телесно-двигательной практики на уроке и на переменах.

Реализуя наш проект, мы концентрируем внимание на двигательной активности учеников начальной школы во время перемен: совет социального направления «Доброе сердце», ДОО «СПЕКТР», организует подвижные игры для 1-4 классов на большой перемене после 3-его урока (15 мин.).

Игры на переменах являются необходимым элементом режима дня школы. Переключение с малоподвижной деятельности на активные движения повышает гигиеническую ценность перемен и увеличивает эффективность учебных занятий. От содержания и организации активного отдыха во время перемен в значительной степени зависит работоспособность детей на уроках.

В среднем, для детей, которые не занимаются в спортивных секциях (порядка 70%), примерное время двигательной активности в неделю не превышает 3 часов 35 минут. Реализация проекта позволяет увеличить время двигательной активности учеников 1-4 классов на 50 минут в неделю, что составляет 25% от исходного уровня. При этом время двигательной активности в неделю составит 4 часа 25 минут.

Немаловажным для нас является уменьшение травмоопасности младших школьников на переменах при организации их игр.

Необходимо отметить, что, проводя подвижные игры с младшими школьниками, ребята из старшего звена сами участвуют в них. Таким образом, проводится профилактика гиподинамии и повышается работоспособность и у старшеклассников.

Реализация данного проекта командой совета социального направления «Доброе сердце» ДОО «СПЕКТР» в рамках направления «Шефская помощь» решает еще одну важную задачу: сплочения коллектива школы. Налаживаются тесные дружеские отношения между разными классами начальной школы и между младшим и старшим звеньями; у детей укрепляется ощущение себя частью коллектива не только своего класса, но и всей школы; воспитываются качества ответственности, взаимовыручки, доброжелательности, заботы друг о друге, повышается общий эмоциональный настрой. Подвижные игры на перемене являются сильным положительным зарядом на весь день для всех участников.


Цель и задачи

Цель: организация внеурочной деятельности младших школьников во время перемен в МБОУ СОШ №54 командой  учащихся 8-9 классов, входящих в детское объединение «СПЕКТР»

Задачи:

  • Разработать график деятельности, направленной на реализацию проекта, для команды ДОО «СПЕКТР», распределить обязанности и назначить ответственных за организацию и проведение подвижных игр;
  • Собрать методическую копилку подвижных игр для младших школьников во время перемены;
  • Организовать проведение подвижных игр в начальной школе во время перемен;
  • Сплотить разновозрастный коллектив школы;
  • Развить качества ответственности, взаимовыручки, доброжелательности, заботы друг о друге, повысить общий эмоциональный настрой у школьников.

Этапы реализации проекта

Этап

Сроки

Действие

Ответственный

Подготовительный

Основной

Заключительный

  1. Подготовительный - 6 – 20 октября 2011
  1. Изучение нормативно-правовой базы по проблеме организации деятельности младших школьников во время перемен.
  2. Сбор и обработка статистических данных, освещающих проблему ухудшения общего состояния здоровья младших школьников.
  3. Анализ состояния здоровья младших школьников МБОУ СОШ №54.
  4. Выявление потребностей младших школьников в организованной деятельности на переменах.
  5. Поиск игротехники для детей младших классов.
  1. Основной - 21 октября 2011 – 18 мая 2012
  1. Разработка методического обеспечения проекта (подбор комплекса подвижных игр, соответствующих возрасту детей, с учетом времени и места проведения: 6-10 лет; большая перемена после 3-его урока(15 мин.); рекреация 1-ого этажа здания школы) (Приложение 1.)
  2. Обучение команды ДОО «СПЕКТР» подвижным играм.
  3. Составление графика проведения подвижных игр командой ДОО «СПЕКТР» (Приложение 2).
  4. Проведение подвижных игр на переменах.
  5. Проведение промежуточного мониторинга (Приложение 3).

III. Заключительный - Май 2012

1. Проведение заключительного мониторинга.

2. Анализ полученных результатов.

3. Выводы.

4. Корректирование планов на будущее.

Механизм реализации проекта

Этап

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

I Подготовительный этап

Сбор актива ДОО «СПЕКТР»:

постановка проблемы

Изучение нормативно-правовой базы по проблеме организации деятельности младших школьников во время перемен

Сбор и обработка статистических данных, освещающих проблему ухудшения общего состояния здоровья младших школьников

6-8 октября 2011 год

Совет

«Доброе сердце»,

Старшая вожатая,

Школьный психолог

  • Анализ состояния здоровья младших
  • школьников в МБОУ СОШ №54 (обработка данных
  • медицинских карт обучающихся 1-4 классов)

10-14 октября

2011 год

Совет

«Доброе сердце»

Школьный психолог

  • Анализ результатов теста «Поведение детей на уроках»

17-19 октября

2011 год

Совет

«Доброе сердце»

Старшая вожатая Школьный психолог

  • Проведение анкетирования на выявление потребностей младших школьников в организованной деятельности на переменах;
  • Обработка результатов

18-20 октября

2011 год

Совет

«Доброе сердце»

Старшая вожатая

II Основной этап

Разработка методического обеспечения проекта (подбор подвижных игр)

21-24 октября

 2011 год

Совет

«Доброе сердце»

Старший вожатый

Обучение команды совета социального направления «Доброе сердце» ДОО «СПЕКТР»  подвижным играм

25-28 октября

2011 год

Старшая вожатая

Знакомство с методикой их проведения.

 28 октября 2011 год

Председатель

ДОО «СПЕКТР»

Составление графика проведения подвижных игр командой  совета социального направления «Доброе сердце» ДОО «СПЕКТР»  (деление на «активные тройки»; выбор дней и игр)

26-29 октября

2011 год

Совет

«Доброе сердце»

Проведение подвижных игр на переменах

7 ноября –

28 декабря 2011 год

Совет

«Доброе сердце»

Проведение промежуточного мониторинга (анкетирование младших школьников, тест «Поведение детей на уроке»)

26-28 декабря 2011 год

Совет

«Доброе сердце»

Старшая вожатая

Проведение подвижных игр на переменах

16 января 2012 год

Совет

«Доброе сердце»

Совет «Фантазеры»

Проведение промежуточного мониторинга (анкетирование младших школьников, тест «Поведение детей на уроке»)

28 февраля 2012 год

Совет

«Доброе сердце»

Старшая вожатая

Проведение подвижных игр на переменах

10 апреля-  18 мая 2012 год

Совет

«Доброе сердце»

Совет «Фантазеры»

III Заключительный этап

Проведение заключительного мониторинга.

 Анализ полученных результатов.

Выводы.

Корректирование планов на будущее.

Май – июнь 2012 год

Совет

«Доброе сердце»

Старшая вожатая

План

Смета!


Ожидаемые результаты

1.Отлаженный и эффективный механизм организации внеурочной деятельности младших школьников во время перемен в МБОУ СОШ №54;

2. Создание методической копилки «Подвижные игры для младших школьников во время перемены»;

3. Улучшение состояния здоровья у обучающихся начальной школы

4. Снижения травматизма на переменах;

5. Хорошие, товарищеские отношения между классами начальной школы;

6. Тесный контакт между младшим и старшим звеном, способствующий более эффективной организации шефской помощи в дальнейшем.


Приложение 1

Методическая копилка

«Подвижные игры для младших школьников во время перемены»

Отбор подвижных игр осуществлялся по следующим критериям:

  • возраст младших школьников (от 6 до 10 лет)
  • длительность перемены (15 мин.)
  • место проведения игр (рекреация 1-ого этажа)
  • использование инвентаря (мел, скакалки и обручи имелись у классов и ДОО «СПЕКТР», а использование мячей исключалось незащищенными стеклянными окнами рекреации)

Исходя из этих критериев и результата опроса школьников, мы провели более 25 различных подвижных игр в течение времени с 7 ноября по                      28 декабря 2011г и с 16 января 2012г по настоящий момент.

Предпочтения школьников выразились в том, что они лучше освоили правила, предлагали провести, а затем и сами организовывали следующие              9 игр:

1."У медведя во бору"

Все играющие свободно располагаются на одной стороне площадки. На противоположной стороне проводится линия - опушка леса. За линией, в двух-трех шагах от нее, находится берлога медведя.
Дети подходят и медвежьей берлоге и начинают делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов, и в то же время все вместе приговаривают:

У медведя во бору
Грибы-ягоды беру,
А медведь не спит,
Он на нас рычит.

Когда дети произнесут последнее слово - "рычит", "медведь" с рычанием выскакивает из берлоги и старается кого-нибудь поймать, Пойманного он отводит в берлогу. Игра кончается, когда будет поймано трое-пятеро ребят.

2."Два Мороза"

На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются братья Морозы: Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. Они обращаются к играющим со словами:

Мы - два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я - Мороз Красный Нос.
Я-Мороз Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?

Ребята хором отвечают:

Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз! -

После чего начинают перебегать из одного города в другой. Морозы их ловят. Тот, кого им удастся запятнать, считается замороженным. Он остается на том месте, где был пойман, и должен с распростертыми руками преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается. Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили.

3. «Чай-чай – выручай!»

      2-3 водящих догоняют остальных игроков и салят их. Засаленные останавливаются на том же месте и, расставив руки, и кричат: « Чай-чай – выручай!» Незасаленные игроки могут выручить их, коснувшись рукой. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2-3 незасаленных игроков на площадке. Они и становятся следующими водящими.


4."Совушка"

Из числа играющих выделяется "совушка". Ее гнездо в стороне от площадки. Оно может быть очерчено, отгорожено гимнастической скамейкой. Играющие на площадке располагаются произвольно. "Совушка"-в гнезде.

По сигналу ведущего: "День наступает, все оживает!"-дети начинают бегать, прыгать, подражая полету бабочек, птичек, жуков, изображая лягушат, мышек, котят. По второму сигналу: "Ночь наступает, все замирает - сова вылетает!" - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. "Совушка" выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берет его за руку и уводит в свое гнездо, За один выход она может добыть двух или даже трех играющих.

Затем "совушка" опять возвращается в свое гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться по площадке.

После двух-трех выходов совушки" на охоту ее сменяют новые водящие из числа тех, которые ни разу ей не попались.

Правила запрещают "совушке" подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному вырываться.

5."Волки во рву"

Посередине площадки проводят две параллельные линии на расстоянии 70-100 см одна от другой. Это коридор - ров. Его можно обозначить не совсем параллельными линиями: с одной стороны поуже, а с другой пошире. Двое водящих - "волки" - становятся во рву; остальные играющие - "козы" - размещаются на одной стороне площадки за линией дома. На другой стороне площадки линией обозначается пастбище,

По сигналу руководителя "козы" бегут из дому в противоположную сторону площадки - на пастбище и по дороге перепрыгивают через ров. "Волки", не выходя из рва, стараются осалить как можно больше "коз", за что "волкам" начисляются выигрышные очки.

После 3-4 перебежек (по договоренности) выбираются новые "волки" и игра повторяется. Выигрывают "козы", не пойманные ни разу, и те "волки", которые набрали большее количество очков.

6."Третий лишний"

Играющие образуют круг, становятся по кругу парами, в затылок друг другу, став на расстоянии двух шагов друг от друга. Два игрока находятся снаружи круга, один из них ловит другого. Убегающий может в любой момент встать впереди любой из пар, и тогда оказавшийся сзади становится убегающим. Как только догоняющий запятнает убегающего, они меняются ролями.

 7."Кошки-мышки"

Участвуют две команды. Одна ("мышки") размещается на длинной стороне площадки. Другая - на середине площадки образует мышеловку:

Игроки стоят в трех шеренгах, взявшись за руки, лицом к "мышкам". Расстояние между шеренгами - 1-1,5 м. В коридорах между шеренгами - по одной "кошке". По первому сигналу самые смелые "мышки" пробегают на другую сторону площадки, пролезая под руки стоящих в шеренгах. "Кошки", бегая по своим коридорам, стараются поймать как можно больше "мышек". По второму сигналу стоящие в шеренгах отпускают руки, поворачиваются направо и снова берутся за руки. В образовавшиеся свободные проходы устремляются остальные "мышки". "Кошки", оказавшиеся в отрезанном коридоре, не имеют права ловить "мышек". Игра повторяется несколько раз. Отмечаются лучшие "кошки" и "мышки". Затем дети меняются ролями.

8. «Бездомный щенок»

Количество игроков - 7-9

Инвентарь: мел.

На полу рисуются круги. Участники игры, их на один больше, чем кругов. По хлопку старается занять место, один игрок остается без места. Он выбывает, один круг стирается. Выигрывает тот, кто останется последним.

           


9. «Цепи кованые»

     Все игроки делятся на две команды, берутся за руки и расходятся двумя шеренгами к противоположным сторонам площадки. Команды по-очереди произносят:

- Цепи кованые, разбейте нас!

- Кем?

- Антоном.

Выбранный игрок разбегается и пытается разбить цепь противоположной команды в любом месте. Если он разбивает цепь, то уводит одного из разбитых «звеньев» с собой в свою команду, если не разбивает, то остается сам в этой команде. Команды играют по-очереди. Выигрывает та команда, в которой больше игроков, т.е. цепь длиннее.

 Выбор младшими школьниками сюжетных игр объясняется тем, что они способствуют удовлетворению творческого воображения детей, их выдумке и творчества. Это игры «Волки во рву», "Два мороза", "Совушка". В этих играх воспитывается основа поведения, умения выполнять правила общественного порядка. В коллективных играх воспитывается простейшее представления о нормах поведения.

Подвижные игры детей младшего возраста часто сопровождаются словами – стихами, песнями, речитативом, которые раскрывают содержание игры и ее правила; объясняют, какое движение и как надо выполнить; служат сигналами для начала и окончания, подсказывают ритм и темп. Это игры типа "Два мороза", «У медведя во бору». Игры, сопровождающиеся текстом, нравятся и старшим ребятам. Текст задает ритм движению. Окончание текста служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений. Вместе с тем произнесение слов – это отдых после интенсивных движений.


Приложение 2

Потребности младших школьников в организованной деятельности на переменах

Анкетирование проводилось командой совета социального направления «Доброе сердце» ДОО «СПЕКТР» под руководством старшей вожатой Смирновой А.В.

Основные выводы:

1.Из всех видов деятельности на перемене наиболее популярна игра

2. Дети предпочитают подвижные игры спокойным. 3. Больше всего дети хотели бы играть с одноклассниками

Поведение детей на уроках

(авторы: Новикова Л.М., Самойлова И.В.)

В тестировании приняли участие обучающиеся 1-4 классов МБОУ СОШ №54

Тестирование проводила школьный психолог Рахманкулова Г.Р.

Обрабатывали результаты теста команда совета социального направления «Доброе сердце» ДОО «СПЕКТР» под руководством Рахманкуловой Г.Р.


Общее состояние здоровья младших школьников по стране

на осень 2011г.

Данные

Общее состояние здоровья младших школьников

в МБОУ СОШ №54 на осень 2011г

Данные, полученные путем анализа медицинских карт обучающихся начальной школы


Приложение 3

График проведения подвижных игр командой совета социального направления «Доброе сердце» ДОО «СПЕКТР»

Команда (15 чел.), разработавшая и осуществляющая проект, представлена учащимися 8-9 классов, входящими в детское объединение «СПЕКТР»

8 А

1. Согина Ольга

2. Пчелина Любовь

3. Клименко Илья

4. Герасимова Анастасия

5. Белозеров Артем

6. Сергеев Денис

7. Деулина Светлана

8. Моторина Татьяна

9. Пятилышнова Елизавета

10. Хачикян Евгений

11. Тюваев Егор

12. Романюк Демьян

13. Крюкова Дарья

14. Иванушкина Анастасия

15. Белик Полина

Ребята разделились на 5 «активных троек», каждая из которых проводила игры на третьей перемене 1 раз в неделю (всего 5 дней, кроме субботы).

Дни недели/

«Активные тройки»

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

1.МоторинаТ.

Хачикян Ж.

БеликП.

2.ИванушкинаН.

РоманюкД.

КрюковаД.

3.ПятилышноваЕ.

ТюваевЕ.

ДеулинаС.

4.ГерасимоваН.

СергеевД.

ПчелинаЛ.

5.БелозеровА.

КлименкоИ.

СогинаО.

График проведения игр разработали: Белик П., Согина О.

Ответственный за соблюдение графика: Моторина Т.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная переменка по творчеству

Литературная переменка по творчеству Ганса Христиана Андерсена....

школьная газета "Веселая переменка" №15

От редакции.       Уважаемые юноши, мальчики, мужчины, а также девочки, девушки, милые дамы! Мы поздравляем вас с прошедшими праздниками: 23 февраля и 8 марта. Пусть...

Социально- значимый проект "Веселая переменка"

Цель данного проекта- создание безопасной и увлекательной среды на школьной перемене....

Социально- значимый проект "Веселая переменка"

Цель данного проекта- создание безопасной и увлекательной среды на школьной перемене....

Социальный проект "Активный отдых на переменках - это здорово!"

МОУ Новопокровская  школаВетлужского района Нижегородской области...