СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ
статья (9 класс) на тему

В данной статье представлена реализация профилактической работы в рамках акции «Думай до, а не после!», осуществленная в МАОУ СОШ № 47 г. Томска с целью профилактики химической зависимости, пропаганды здорового образа жизни. Акция осуществлялась с применением методов социально-педагогической профилактики (информационного; метод формирования жизненных навыков, метод пропаганды здорового образа жизни). Результатом акции для подростков стали их выводы о важности недопущения в своей жизни использования химических веществ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mariya_kruglyhina_statya_1.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37:36

ГРНИ 14.43.43

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ

Socio-pedagogicab methods of prevention of chemical dependency

Круглыхина Мария Васильевна

Научный руководитель: О.В. Шварева, ст. преподаватель кафедры социальной педагогики ТГПУ

Томский государственный педагогический университет, г. Томск, Россия

Ключевые слова: социально-педагогическая профилактика, факторы, способствующие химической зависимости, подростки, образовательная среда, методы профилактики.

Аннотация. В данной статье представлена реализация профилактической работы в рамках акции «Думай до, а не после!», осуществленная в МАОУ СОШ № 47 г. Томска с целью профилактики химической зависимости, пропаганды здорового образа жизни. Акция осуществлялась с применением методов социально-педагогической профилактики (информационного; метод формирования жизненных навыков, метод пропаганды здорового образа жизни). Результатом акции для подростков стали их выводы о важности недопущения в своей жизни использования химических веществ.

Подростковый возраст (c 14-18 лет.) - сложный «кризисный» этап развития и становления личности, характеризующийся изменениями в психофизиологическом и социально-личностном плане на основе формирования мотивационной и ценностно-смысловой сферах личности. На этом этапе жизни могут проявляться черты отклоняющегося поведения, в том числе возникать риски развития химической зависимости. Так как значительная часть молодых людей «включена» в систему социальных институтов сферы образования, то актуальным является применение активное различных подходов к профилактике зависимых форм поведения [1].

По данным экспертов ВОЗ ООН можно выделить четыре основных фактора, способных спровоцировать появление у человека проблемы химической зависимости: биологический, психологический, социальный, духовный. Ссылаясь на исследование И.Ю. Уткиной, охарактеризуем перечисленные факторы [2].

В соответствии с биологическим фактором предрасположенность к химической зависимости наследуется из-за нарушений нейрохимического баланса в головном мозге. Вследствие этого, дети, растущие в семьях с родителями, имеющими пристрастие к химической зависимости, попадают в группу риска, так как не могут чувствовать себя нормальными и полноценными без того, чтобы не употреблять какое-либо химическое вещество для поддержания этого баланса.

Психологический фактор заключается в том, что подросток не может преодолеть те или иные жизненные препятствия или просто к ним не готов (страх, стыд, боль существования, сложные жизненные ситуации, стресс и связанное с ними стремление индивидуума восстановить утраченное равновесие), что способствует формированию психологической зависимости.

Социальный фактор, как и другие, не является доминирующим, однако, с нашей точки зрения, именно он является главным, так как выбирая компанию, человек приходит в ту среду, в которой ему легче решать свои проблемы, связанные с употреблением химических веществ. Вместе с тем, общество, в котором человек живет, растет и воспитывается, влияет на сознание человека, формируя его вкусы, привычки, мировоззрение, способы решения проблем, досуг и многое другое.

У каждого человека есть духовные потребности: потребность в единении и причастности к чему-то большему; потребность в вере в чудо, в существование непознанного, в наличие Высшего разума; потребность следовать голосу совести; потребность в наличии смысла жизни и определяющих его ценностях; потребность в нравственных нормах; потребность в бескорыстии; потребность в творческой деятельности; потребность в красоте. Если духовные потребности отсутствуют у человека, то, по утверждению исследователей, такие люди в большей степени подвержены негативным влияниям. В связи с этим мы солидарны с утверждением И.Ю. Уткиной, о том, что химической зависимости в меньшей степени подвержены люди, способные выражать адекватно свои чувства, заботиться о себе и поддерживать с другими людьми зрелые отношения и пребывающие в согласии с собой [2]. Однако и на них может быть оказано отрицательное влияние социума. Вследствие этого, считаем, что в настоящее время, организация работы с подростками по профилактике химической зависимости с применением разнообразных методов должна осуществляться во всех образовательных и социальных организациях.

Профилактика - это комплекс социальных, медико-биологических и образовательных мероприятий, направленных на выявление причин и условий, способствующих возникновению зависимостей, на предупреждение развития и ликвидацию их негативных личностных, социальных и медицинских последствий. В основе первичной профилактики зависимостей детей и подростков находятся средства обучения и воспитания [3].

Исходя из анализа литературы, пришли к выводу о том, что в настоящее время часто применяются следующие методы профилактики химической зависимости: информационный метод, метод формирования жизненных навыков и пропаганда здорового образа жизни [4].

Информационный метод основан на представлении фактов об опасности взаимодействия подростков с опасными химическими веществами в соответствии со следующей стратегией: предоставление полной информации о фактах влияния опасных химических веществ, провоцирующих зависимость, влияющих на поведение; стратегия устрашения (вызвать чувство страха перед употреблением химически опасных веществ, описать неприглядные стороны зависимого поведения).

Метод формирования жизненных навыков характеризуется формированием навыков поведения, общения, позволяющих подростку контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить вместе с другими и вносить изменения в окружающую среду. Профилактику зависимого поведения в данном случае следует осуществлять через включение подростков в социальную деятельность. Такое обучение происходит при обсуждении разнообразных проблем из всех сфер жизнедеятельности, повышении устойчивости к социальным влияниям, формировании навыков общения, уверенности в себе при повышении индивидуальной и социальной компетентности [4].

Пропаганда здорового образа жизни основывается на воспитании здоровье-ориентированных привычек, таких как занятий спортом, активный досуг, здоровый режим труда, мероприятия по укреплению здоровья и др., которые могут стать барьером для формирования зависимого поведения.

Перечисленные методы, на наш взгляд, являются одними из эффективных в процессе профилактики химической зависимости, опыт применения которых представим ниже.

В феврале 2015 года Управлением ФСКН России по Томской области совместно с МАОУ СОШ № 47 г. Томска и общественными объединениями проводилась профилактическая акция «Думай до, а не после» с целью – формирования интереса подростков к здоровому образу жизни, повышению их знаний о вреде для здоровья любых химических веществ.

Для достижения поставленной цели, в рамках реализации акции, были определены следующие задачи:

  • формирование у подростков знаний о социальных и психологических последствиях химической зависимости;
  • создание педагогических условий для диагностики, предупреждения, исправления деструктивных стратегий поведения подростков;
  • -развитие личностных ресурсов подростков, способствующих успешной адаптации к требованиям среды.

В акции «Думай до, а не после» приняли участие более 100 подростков в возрасте 14-15 лет, обучающихся в МАОУ СОШ №47. Продолжительность акции - один учебный день.

Первоначально с подростками социальным педагогом был проведен открытый урок на тему «Думай до, а не после», с применением описанных выше методов профилактики химической зависимости. Урок начался с информирования подростков о том, что изначально химические вещества применялись только лишь в медицинских целях, для обезболивания и как наркоз при хирургических вмешательствах, но в связи с определенной духовной, социально-экономической, политической ситуацией в стране и мире они стали применяться не по назначению, нанося вред всему человечеству. После этого подростки прочли рассказ «Химическая зависимость подростков», с целью подробного и детального изучения ими причин различных химических зависимостей. На уроке были озвучены разные виды зависимостей, дана их характеристика и последствия от их употребления. Для подробного разъяснения последствий влияния химических веществ на здоровье подростков социальный педагог привел негативную статистику, представленную на официальном сайте Управления ФСКН.

Вторым мероприятием в рамках акции стал просмотр подростками фильма «Наркотики. Жизнь после», в котором люди, зависимые от химических веществ, рассказывали истории из своей жизни. Целью просмотра фильма являлось: побуждение подростков сопротивляться вредным привычкам, развивать критическое мышление и воспитывать активную жизненную позицию. В результате просмотра фильма у подростков появилось множество вопросов. Например: правда ли что при однократном употреблении наркотиков возникает зависимость? Всегда ли употребление наркотиков приводит к тяжелым заболеваниям? Для получения ответов на поставленные подростками вопросы нами была организована беседа. Результатом эффективности беседы являлось то, что подростки начали представлять возможности реальной жизни, когда очень многое зависит именно от них самих и пришли к выводу о том, что рано или поздно многое им придется решать самим.

В завершении акции подростки отмечали, что участие в ней способствовало их осознанию пользы ведения здорового образа жизни, они узнали информацию о негативных последствиях при употреблении химических средств. Многие подростки сделали вывод о недопустимости того, что бы стать зависимыми.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в настоящее время проблема распространения химических веществ в среде подростков - одна из острейших проблем современного российского общества. Ведущая роль в борьбе с химической зависимостью подростков принадлежит системе образования, так как в его условиях возможно организовать комплексную и систематическую профилактическую работу с применением разнообразных методов.

 

Литература:

  1. Жигинас, Н. В., Зверева, Н. А., Гребенникова, Е. В. Девиантное поведение подростков как искажение нравственного воспитания / Н.В. Жигинас, Н.А. Зверева, Е.В. Гребенникова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2014. – Выпуск 1. – С. 39 - 44.
  2.  Официальный сайт «Социальная сеть работников образования», «Риски возникновения химической зависимости у подростков» исследовательская работа Уткиной И.Ю. [http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2013/03/01/faktory-vozniknoveniya-khimicheskoy-zavisimosti-u]. – Режим доступа: http://nsportal.ru (дата обращения : 11.04.2015).
  3. Официальный сайт «Борьба с наркотиками в России и за рубежом»  [http://www.narkohelp.ru/publications/266.html]. – Режим доступа: http://www.narkohelp.ru (дата обращения : 29.03.2015).
  4. Бойков, А. Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде / А. Е. Бойков // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 871-874.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации взрослым по профилактике компьютерной зависимости подростков.

Данный материал может быть использован на родительском собрании....

Рекомендации взрослым по профилактике компьютерной зависимости подростков

Рекомендации взрослым по профилактике компьютерной зависимости подростков:...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первичная профилактика химической зависимости. Основы здорового образа жизни»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Пкрвичная профилактика химической зависимости. Основы здорового образа жизни", предназначенна для учащихся 7-8 классов,составленна на основе школьной профила...

профилактика игровой зависимости подростков (из опыта работы классного руководителя)

профилактика игровой зависимости подростков (из опыта работы классного руководителя)...

Памятка по профилактике химических зависимостей для подростков

Памятка по профилактике химических зависимостей для подростков...

Профилактика химической зависимости для младших подростков (6-7 кл.)

Небольшая программа для проведения тренинга по профилактике зависимого поведения....