Социально-педагогическая деятельность классного руководителя
презентация к уроку на тему

Васильева Наталья Олеговна

В структуре любого общеобразовательного учреждения есть педагоги, чья деятельность основывается на принципе причастности личности и семьи к любым общественным институтам. Именно  классный руководитель обеспечивает допустимое и целесообразное вмешательство в процесс социализации учащихся,   играет роль посредника  между личностью и обществом. Таким образом,  одним из приоритетных направлений воспитательной деятельности  классного руководителя является  социально-педагогическая деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-педагогическая деятельность в работе классного руководителя

Глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко обострили положение детей в России: растут преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, приобретают серьёзные масштабы детский алкоголизм и наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Причина этих явлений в значительном снижении уровня жизни, слабости здравоохранения, социальной сферы. В этих условиях одним из приоритетных направлений социальной политики государства является защита прав ребенка. И основной груз социально – педагогической работы ложится на общеобразовательные учреждения, где обучается основная масса школьников. СЛАЙД Школа – это особое воспитательное пространство, это место, где ребенок проводит большую часть своего времени.

В структуре любого общеобразовательного учреждения есть педагоги, чья деятельность основывается на принципе причастности личности и семьи к любым общественным институтам. Именно  классный руководитель обеспечивает допустимое и целесообразное вмешательство в процесс социализации учащихся,   играет роль посредника  между личностью и обществом. Таким образом,  одним из приоритетных направлений воспитательной деятельности  классного руководителя является  социально-педагогическая деятельность. 

СЛАЙД№1 (на слайде)

Социально-педагогическая деятельность – это деятельность педагога, направленная на социальную защиту ребёнка и/или подростка и оказание ему помощи в организации себя, своего психического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе; на организацию его обучения, реабилитацию и адаптацию

 (Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Ю. – Педагогический словарь: Для студентов высших и средних пед. учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001).  

СЛАЙД №2

Основными функциями классного руководителя, направленными   на создание условий для социального развития учащихся, ориентированных  на помощь ребенку,  как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни, являются:

1. воспитание учащихся;

2. социальная защита ребенка

3. интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных воспитательных задач.

СЛАЙД №3

Социальное воспитание осуществляется через систему разнообразных форм воспитательной деятельности:

  • Классные часы
  • Социальные проекты
  • организации досуга учащихся через использование возможностей школы и системы дополнительных учреждений
  • родительские собрания
  • профилактические беседы
  • Внеклассная работа
  • уроки здоровья

 СЛАЙД№4

Самой приоритетной  в работе педагога является функция социальной защиты ребенка.

                                                     

Под социальной защитой понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и медико-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства.

 Прежде всего - это деятельность, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении, на их дальнейшую социализацию. Таковыми являются дети из многодетных семей, дети-инвалиды, сироты, беженцы и т.п., которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите.

Среди элементарных мер социальной защиты детей в нашей  школе можно назвать следующие:

  • Организация  горячего питания за счет  средств родителей для всех желающих;
  • Организация бесплатного питания    детям из     из многодетных, малообеспеченных семей;
  • Все категории обучающихся в период обучения в школе имеют право на бесплатное       медицинское      обслуживание    (в школе функционирует 1 медицинский  кабинет)
  • Все категории обучающихся  в период обучения в школе обеспечиваются бесплатными учебниками.
  • Для обучающихся начального и среднего звена организовываются летние оздоровительные лагеря за счет средств софинансирования из бюджета  и средств родителей.

СЛАЙД№5

Следующая функция работы классного руководителя по направлению социально-педагогической работы - интеграция усилий педагогов в организации данной работы.

  • Свою работу каждый классный руководитель начинает с изучения детского коллектива. Именно для этого составляется такой необходимый и такой трудоемкий  социальный паспорт каждого  класса. Потому что только благодаря этим данным  мы можем определить тех учащихся, которым необходима социальная поддержка. Благодаря выявлению  семей неполных, малообеспеченных, безработных,  опекаемых  вы составляете планы  воспитательной работы с классом.  Объединить  и проанализировать данные  паспорта помогает учитель информатики.
  • Выявление неблагополучия  происходит благодаря посещению семей на дому, составлению актов обследования жилищных условий и условий воспитания детей. Эта работа проводится в нашей школе как совместно с СПС, так и самостоятельно каждым классным руководителем.
  • Социометрия – это исследование школьного коллектива, позволяющее определить место каждого ребенка в обществе сверстников, отношение к нему одноклассников. И тут классный руководитель не одинок: здесь подключается к работе  Педагог-психолог, который   помогает  выявлению не только  проблем, но и изучению интересов, потребностей и склонностей учащихся. Благодаря таким исследованиям в рамках психолого-педагогического диагностирования, закладывается основа для  выбора   классным руководителем стратегии работы по оказанию педагогической поддержки тому или иному ребенку.
  • Временная опека.  

В последнее  время, помимо вышеназванных проблемных семей, вырисовывается еще одна, ранее не определяемая – это дети, проживающие отдельно от родителей. Сложное время, в котором мы живем, диктует свои правила семейной жизни. Не секрет, что очень многие жители  города, в том числе и родители наших учащихся, уезжают на заработки в более крупные города, на вахту. Если  только один из родителей временно покидает семью, это допустимо. Но иногда в силу разных причин уезжают и папа и мама, и тогда дети   остаются на попечение бабушек или других родственников. Долгое время мы не придавали большого значения этим фактам, особенно, если ребенок не проблемный, не вызывает никаких нареканий в школе. Но с юридической стороны мы допускаем серьезное нарушение. РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ЖИТЬ с законными представителями! На ребенка, длительное время проживающего не с родителями, должна быть оформлена опека, хотя бы временная, без материального содержания. В разрешении этого вопроса помогают социальные педагоги и представители органов опеки и попечительства.

  • Советы профилактики.

Эта форма работы педагогов школы всем давно известна, применяется она тогда, когда классный руководитель исчерпал свои ресурсы воздействия на воспитание того или иного ребенка. В зависимости от ситуации состав СП решает вопрос постановки обучающихся на ВШУ или учет ОДН.

В заключении  необходимо сказать, что центральное место в воспитательном процессе всегда традиционно отводится  классному руководителю, его задачей становится координация работы всех элементов  воспитательной системы, установление взаимосвязи между действиями учителей-предметников, педагога-психолога, социального педагога,  медработника, коллективом учащихся и воспитанником. Именно поэтому от качества работы классного руководителя зависит успешность реализации всех воспитательных задач.  Кто, как не классный руководитель способен первым увидеть тревожные проявления неблагополучия положения ребенка,  порадоваться его успеху, ободрить в случае неудачи?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушениями слуха в деятельности классного руководителя в учреждении начального профессионального образования.

Реальностью наших дней является рост числа детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Человек – существо общественное, поэтому жить в обществе и быть свободным от обще...

Социально-педагогическая деятельность классного руководителя общеобразовательного учреждения

Социально-педагогическая деятельность классного руководителя общеобразовательного учреждения ...

Социально-педагогическая лаборатория для классных руководителей, учителей, родителей «Осознай себя»

Социально-педагогическая лаборатория для классных руководителей, учителей, родителей...

Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»....

Социально-педагогическая деятельность классного руководителя (воспитателя) с неблагополучными семьями

Содержит характеристику неблагополучных семей, алгоритм работы классного руководителя с такими семьями.. учителю, Социально-педагогическая деятельность кла...