Статья "Возможности выявления творческих способностей детей мигрантов средствами педагогического сопровождения"
статья на тему

Богоприимцева Елена Анатольевна

Анализ  адаптации детей мигрантов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности выявления творческих способностей детей мигрантов средствами педагогического сопровождения

Актуальность темы.


В настоящее время в связи с  изменением геополитической картины мира активизируется процесс миграции населения.


Дети  являются участниками таких процессов.


Мигранты и их дети являются представителями различных национальностей, гражданами государств с разными культурными традициями, разными социальными характеристиками, что и обозначает множество проблем как социального, педагогического, так и экономического уровней.

В настоящее время идет поиск системного видения данной проблемы в социальной педагогике.

По материалам диссертации, автор: Данг Тхи Ким Лиен,

 "Социально-педагогическое сопровождение детей-мигрантов в образовательных учреждениях".

Диссертации защищена в 2010 году на кафедре социальной педагогики ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»

Автор  систематизирует  и  выделяет три проблемы:

Во-первых, это исследования проблем миграции, адаптации и интеграции мигрантов в новой культурной среде.

Во-вторых, это исследование вопросов, касающиеся личности детей-мигрантов, специфики переживания миграции в детском возрасте. Сюда же относятся работы, где дети-мигранты рассматриваются как одна из наиболее уязвимых категорий и остро нуждаются в помощи (аспект социальной педагогики).

В-третьих, это исследования проблем сопровождения ребенка в различных трудноразрешимых ситуациях.

Совершенно согласна, хотелось бы добавить только одно:

Среди детей мигрантов, безусловно, есть талантливые дети, как быть им…..

Есть основополагающие документы:

  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы  
  • Государственная программа Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт- Петербурге» на 2015-2020 годы
  • Программа развития школы на 2016 - 2020 годы

В Программе развития школы есть пункты:

  • Работа с детьми группы риска, детьми  из многодетных семей, семей мигрантов, дети-инвалиды и опекаемые дети.
  • Приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка и реализация права на развитие духовно- нравственной сферы, социализацию, профориентацию и здоровый образ жизни.
  • Выявление, сопровождение и поддержка одарѐнных и талантливых детей и молодежи.
  • Разработка индивидуального образовательного маршрута школьника.

Что такое талантливый ребенок?

Когда пришло время поступать моим младшим детям в музыкальную школу,  нашла школу, в которой на 1 сентября 2015 года обучалось около 1000 человек.

Каждый год решают поступать достаточно много народа. В коридорах юные дарования их мамы и папы. Не протолкнуться.

Детей группками просят пройти на прослушивание.

В процессе прослушивания выходят преподаватели, беседуют с некоторыми родителями.

Отпускают эту группу, приглашают следующую…

Пришло время моих детей. Преподаватель попросил  пройти  в учебные классы. По дороге я пыталась понять, что случилось. Мы гении,  сломали рояль и так далее….

Предложил поступать  и именно в его класс. Мне стало интересно о причинах такого лестного предложения. Спрашиваю и получаю следующий ответ:

Нет, они не гении. У них хорошие родители, есть старшие дети, которые не просто учились, а окончили музыкальную школу. У родителей есть желание учить. Будут куплены индивидуальные инструменты. Их двое, они смогут играть дуэтом. Они будут привезены на уроки вовремя, сытые, с чистыми руками и т. д. Ни слова про талант.

Каждый день  после уроков еду в музыкалку и жду там своих детей. Также делают большое количество мам, с которыми я уже знакома.

Скажите, как Вы думаете, есть ли среди них узбеки, таджики, киргизы?

Есть, но так мало.

Второй пример.

Ко мне на урок  в сентябре пришло 15 мальчиков. Из них  – 2 - Дагестан, 2 – Украина. И если мальчики с Украины влились быстро и безболезненно, то с одним из Дагестана, он аварец, возникли большие проблемы.  Сообразила не сразу. Он сидит на первой парте и смотрит на меня во все глаза и нечего не делает. Раз сидит, два сидит, не прогуливает, ходит но ничего…  Для того, чтобы язык научился говорить терминами, стала работать с текстом (раздавала учебники, читал  небольшой отрывок и пересказывали вслух все по цепочке). Он молчит, ребята мне сказали, что он не умеет читать по-русски. То есть мои быстрые объяснения  он тоже не понимает. Что делать? Стала с ним разговаривать. Он мне про себя рассказал. Он боец, занимается борьбой. Подает надежды. У СПБ хорошая школа. Если всё сложиться, планирует стать профессионалом. Талант – спорт это тоже творчество, а ещё и железная дисциплина, самоконтроль…Стали заниматься. За 2 четверть  поставила 5 (с натягом), за 3 четверть 4 (уже без натяга) – не обиделся – уже всё понимал. В году вышла 5. Чему научились: построение трех  проекций, аксонометрия, диметрия.
Знаю, что хочет создать свой спортивный  сайт. Попросил помочь.

Говорила с учителями  ИКТ и математиком. Судя по оценкам, пока не получилось. Под это дело можно и математике научить…

Сбамое главное. Он выиграл городские соревнования  по ММА(в своем возрасте и весе). Поступило  предложение перейти учиться в спортивный интернат. Семья примет решение.

Человек талантлив – безусловно. Есть цель. Есть умение заставить себя работать. Умение идти по ступенькам успеха.

Вывод:

Мигранты  для России:

  • беженцы, безработные, преимущественно, малограмотные, не владеющие языком страны, в которую прибыли, обычно до 45 лет
  • специалисты (врачи, учителя, инженеры), бизнесмены, в своем большинстве, образованные, грамотные, опытные, приехавшие со своей семьей, возраст до 50 лет, желающие дать ребенку  образование.

Отношение к мигрантам – негативное.

Проблема детей мигрантов есть.

Ребенок-мигрант находится в особо трудных условиях. Новое  место жительства отличается по своей культуре, традициям и т.д. от привычного. Часто ребенок является выходцем из малообеспеченных слоев общества, социально незащищен, не знает или плохо знает язык обучения и в процессе интеграции рискует утерять культурные особенности своего народа. Все это существенно дестабилизирует его обучение, воспитание и адаптацию.

С конца 90-х годов в отечественной педагогике происходит развитие новой области педагогической науки – миграционной педагогики.

Важным условием социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов является психолого-педагогическая подготовка педагогов школы и знакомство с миграционной педагогикой.

Проблема социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов вообще, а творчески способных в частности, в образовательных учреждениях существует.

Решать её надо на уровне государства, города, школы и каждого учителя лично.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья"

Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) так же как и здоровые дети обладают талантами, способностями, одаренностью. Правда, для развития способностей детей с ограниченными возмож...

Метод танцевальной терапии как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

P { margin-bottom: 0.21cm; } Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Способность выполнять любую двигательную деятельность...

Проект по сопровождению творчески способных детей с ограниченными возможностями здоровья «Живая душа» в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д.Воробьева» г. Курска

В результате долгих дебатов, связанных с поиском решения проектной задачи школы о создании здоровьесберегающей среды, мы вышли на понимание интегрированного образования. Это не только процесс обучения...

Развитие воображения и творческих способностей детей по средствам конструирования. 09.04.2019

Доклад на тему: "Развитие воображения и творческих способностей детей по средствам конструирования"....

Презентация на тему:" Развитее творческих способностей детей по средствам занятий хореографий"

Развитие творческих способностей детей по седствам занятия хореографии Через занятия хореографией дети учатся передавать свои чувства и свою индивидуальность посредством танцевальных движени...

Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами изобразительной деятельности в условиях Центра социальной реабилитации

Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами изобразительной деятельности в условиях Центра социальной реабилитации...