Выступление на педсовете. «Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя».
статья на тему

Павлова Лариса Юрьевна

Повышение качества образования напрямую зависит от уровня квалификации учителя. Предлагаю вашему вниманию несколько рекомендаций по этому вопросу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_kachestvo_obrazovaniya.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Повышение качества образования через повышение уровня

профессиональной компетентности учителя».

Выступление на педсовете

Павловой Ларисы Юрьевны,

учителя истории и обществознания

МОБУ СОШ №25 г. Сочи

       Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема нашего педсовета «Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя». Хочу начать свое выступление словами Р. Киплинга «Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно».

      Цель любой деятельности - это предвосхищаемый результат. Результатом учебной деятельности является качественное образование. Давайте начнем  с вопроса «Что понимается под качеством образования?» Обратимся к правовому источнику. В федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», №273-ФЗ в статье 2 говорится:  

- «качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».

       Как неоднократно подчеркивал Рособрнадзор, результаты оценки качества образования должны использоваться для стимулирования развития образования, принятия конкретных управленческих решений по совершенствованию преподавания учебных предметов, оказания организационно-методической помощи слабым школам, разработке актуальных программ повышения квалификации учителей.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать следующие выводы:

  1. Основным критерием качества образования является степень усвоения учащимися знаний, умений и навыков в соответствии с ФГОС и образовательными программами.
  2. Основным методом выявления этого уровня, по-прежнему являются разнообразные контрольные работы.
  3. Полученные результаты исследований должны использоваться корректно, потому что уровень подготовки детей на прямую зависит от уровня квалификации учителей.
  4. Поэтому основная задача, стоящая перед государством в целом и системой образования в частности – это повышение квалификации учителей, а, следовательно, совершенствование преподавания учебных предметов.

Я уверена, что на вопрос: «Что надо сделать для повышения квалификации учителя?», вы ответите: «Повысить заработную плату и уменьшить учебную нагрузку, что бы учитель мог более качественно готовиться к урокам». К сожалению, повысить и сократить мы не можем, поэтом давайте обсудим последнее, как качественно готовиться к урокам.

Исходя из поставленной цели подбираются методы и средства их достижения. Что такое методы? Методика? Это алгоритм нацеленных действий. Это ответ на вопрос: «Как научить?». Наиболее часто, мы используем традиционную, репродуктивную технологию. Рассказали – опросили- оценили – рассказали и так по кругу. Почему мы зациклились именно на этой методике? Всегда ли она результативна? Интересно ли детям на таком уроке? И наконец, какие другие, эффективные и вполне доступные для систематического применения на уроках технологии мы можем использовать исходя из имеющихся в нашем распоряжении ресурсов?

Давайте рассмотрим некоторые из них.

  1. Информационно-коммуникационные технологии. В каждом кабинете школы есть все необходимое оборудование. Самая сильная память визуальная, поэтому для повышения наглядности надо чаще использовать презентации и видеоролики. Использование обучающих дисков позволяет не только в интересной форме разобрать новый материал, но и проверить уже изученный. Наибольшие возможности для обучения дает интерактивная доска.  Подготовленные для новой темы таблицы, тексты, схемы и алгоритмы на следующем уроке вы можете использовать для проверки знаний. Таблицы и схемы наилучший метод систематизации информации. Доска позволяет организовать урок в игровой форме, что особенно важно при работе с начальной и основной школой. Впрочем старшеклассники тоже любят поиграть. Предлагаю учителям информатики провести обучающие семинары по работе с интерактивной доской. Для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ можно использовать ресурс «Решу ЕГЭ». Думаю Вера Владимировна Кравец поделится своим опытом работы с этим ресурсом.
  2. Деловая игра, работа в группах лежат в основе технологии проблемного обучения. Эта методика может использоваться как для изучения нового

материала, так и для проверки уже изученного. Например на уроках истории, обществознания, литературы, географии, кубановедения можно подготовить отрывки текстов, документы, карты, иллюстрации и задания к ним. Таким образом ребенок сам добывает знания, а не получает их в готовом виде. По статистике репродуктивный подход дает самый низкий процент усвоения знаний, а проблемный самый высокий. Работа в группах привносит соревновательный настрой, повышает эмоциональный фон и создает ситуацию успеха на уроке. Творчество наиболее привлекательная форма деятельности для детей. Инсценировать историческую ситуацию, литературное произведение, написать сценарий, создать коллаж – эти формы работы лучше всего реализовать в группе. Таким образом повышая мотивацию, усвоение знаний, коммуникативные и организационные навыки. Вырабатывая умение работать в команде. Распределять социальные роли. Семинары в группах дают возможность ученикам почувствовать себя в роли учителя. Лучший способ усвоить тему самому, объяснить  ее другому затем проконтролировать его знания. Мастер-классы по работе в группах попросим провести Яникову Яну Анатольевну.

  1. Деятельностный подход позволяет использовать технологию уровневой дифференциации. Заранее продумайте задания для слабоуспевающих учащихся. Наша задача создать ситуацию успеха, дать ребенку поверить в свои силы, показать ему, что он может учиться и быть успешным человеком, а не лузером. Конечно, оценка должна быть реальной, ни в коем случае не завышенной, но у каждого ученика свой уровень способностей, а, следовательно, и оценки.

Оценка. Хочу остановиться на процедуре оценивая работы детей. Не объективная оценка является причиной конфликтов, не благоприятного психологического климата на уроке, падения интереса ребенка к предмету, а следовательно к снижению качества образования. Критерии выставления оценки должны быть ясны и понятны ребенку и исходить из целей предлагаемой вами работы. Давайте уточним, что наша цель не поставить оценку, а научить.

Следует обратить внимание на объем домашнего задания. Мы часто забываем, что наш предмет не единственный. Задаем на дом, как нам кажется, совсем не много, преследуя благую цель – лучшее закрепление знаний. По совокупности же набирается так много заданий, что цель достигается обратно противоположная, а негативное отношение к домашнему заданию проецируется на сам предмет и учебный процесс в целом. Напомню, что согласно нормам СанПиНа объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч, в 4 - 5 классах - 2 ч, в 6 - 8 классах - 2,5 ч, в 9 - 11 классах - до 3,5 ч. предлагаю на заседаниях МО более подробно разработать допустимый объем домашнего задания. Затем председателям МО согласовать общие требования.

Ну и самое главное. В центре учебного процесса стоит учитель, как личность, как специалист, как наставник. Свое отношение к учителю дети переносят на предмет, который он преподает. Хотите, что бы дети любили ваш предмет, сделайте так, что бы они уважали и любили вас.

«Уча других, мы учимся сами…», сказал мудрый Л. Сенека. Значит учитель должен быть готов учиться всю жизнь.