Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя
статья по теме

Кочетова Ольга Борисовна

Статья содержит мысль об усилении роли и значении школьной методической службы. Автор делится своим опытом по организации методической работы внутри школы, говорит о наиболее важных и продуктивных формах управления профессиональным ростом учителя. Статья может быть интересна начинающим завучам и всем тем, кто неравнодушен к такому понятию, как "методическая работа". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя

О.Б.Кочетова, учитель РЯ и Л Нижнеспасского филиала,

ИО ответственного за организацию образовательного процесса в филиале

Уважаемые коллеги!

               Приближается один из значимых дней в году – праздник, с которого начинается для каждого поколения дорога  в мир знаний. Ежегодно 1 сентября десятки, сотни и тысячи детей переступают школьный порог, где их встречают  добрые наставники и заботливые педагоги. Именно от них, педагогов,  от качества и содержания их работы  зависит развитие Российского общества на десятилетия вперед.

            Достижение нового качества образования также невозможно без хорошего учителя. Хороший учитель сегодня- это, прежде всего квалифицированный учитель, это личность, наделённая интеллектом, творческим потенциалом, уверенностью в себе, в своих профессиональных знаниях, способная активно думать, сопереживать, работать в условиях различных типов школ, альтернативных программ и инновационных технологий. Сегодня нужно, чтобы изменилась личность учителя, чтобы он стал другим – способным к адекватному восприятию и постижению новшеств, называемых ФГОС и профессиональный стандарт педагога. Всё это требует от учителя приобретать знания и компетенции, которых у него прежде не было:    

работа с одаренными учащимися;

работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;

преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным;

работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии;

работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении; 

владение современными информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ), знание и использование социальных сетей;

определение зоны ближайшего развития ребенка, разработка и реализация  индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной

программы развития обучающихся.

         Изменения в содержании образования, методах и средствах обучения,  переход к работе по новым стандартам усилили роль и значение школьной методической службы. При управлении такой тонкой гранью, как педагогический коллектив,  важно было создать условия для творчества,  правильно  организовать методическую работу,  наполнить её новыми формами и  необходимым содержанием в плане повышения уровня профессиональной компетентности педагога. Мы поняли, что это возможно при условии интенсивного развития всего педколлектива в целом.

         В основу методической деятельности нашего филиала  положена коллективная форма работы – работа над ЕМТ. Принимая коллективный замысел и специализируясь по общей теме, каждый педагог видит личностный смысл своего поиска. ЕМТ организовывает, делает целостными все другие формы методической работы, является системообразующим фактором, помогает найти  новые формы деятельности.

« Системно-деятельностный подход как механизм развития универсальных учебных действий обучающихся на современном уроке». 2012-2013

« Проектирование образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования» в 2014-2015

Педагогический коллектив филиала  решил уйти от традиционных методических объединений, занимавшихся, прежде всего, частной методикой по предмету, и стал работать над поиском подходов к созданию новых объединений учителей, в которых учитель любого предмета смог бы широко общаться с учителями других дисциплин, педагогом-психологом, логопедом. Практика показала, для того чтобы  у учителя возникла потребность в профессиональном росте, необходимо организовать сообщества педагогов, работающих над какой – то проблемой. Так, в нашей школе возникли три проблемные группы «Творческий учитель», «Творческий ученик», «Творческий воспитатель». В них   педагоги совместно решают проблемы, вырабатывают общие подходы и критерии по единой теме применительно к предмету, создают предметную образовательную продукцию, становятся незаменимыми помощниками администрации в подготовке и проведении малых тематических педсоветов.

 В нашем филиале педагогический совет – это всегда событие, это место, где учитель слышит много новой информации, где сам делится своими интересными находками, решает, спорит, думает. К нему готовимся всем коллективом и   проводим его  в   форме круглых столов, деловых игр, педагогических дебатов. Особенно интересно и продуктивно прошли заседания педсоветов по таким актуальным темам, как  «Системно-деятельностный подход как механизм развития универсальных учебных действий обучающихся на современном уроке»,  «Методические аспекты подготовки обучающихся к процедурам внешней оценки», «Формирование мотивации учебной деятельности в контексте компетентностно-ориентированного обучения», «Методика проектирования современного учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС общего образования», «Метапредметный подход в новых образовательных стандартах». Живой интерес у участников круглого стола вызвало выступление молодого педагога школы Скляровой К.Р., говорившей о формировании такого важного умения на современном уроке, как умения задавать вопросы. Она включила участников педсовета в активную деятельность по формированию данного умения на различных уроках.

          Переход основной школы к работе по новым образовательным стандартам также внес определенные коррективы в сложившуюся структуру МР. Для того чтобы достичь метапредметных и личностных результатов мы пришли к выводу: необходима работа не только одного учителя, а целой группы учителей. Так возникла ещё одна творческая группа -годичная команда учителей, работающих в 5 классе. Всё это было нужно, чтобы изменилась личность учителя, чтобы он стал другим - способным к адекватному восприятию и постижению новшества, называемого ФГОС.

                  Профессия учителя, как никакая другая, требует постоянного самосовершенствования и организованной системы повышения квалификации. Учителя нашей школы  повышают свою квалификацию в областном институте повышения квалификации как в очной форме, так и в дистанционной. Чтобы  после курсов педагоги по одному не рассеялись в педколлективе, чтобы не отложили на потом реализацию тех идей, которые рождались у них в период обучения, мы активно привлекаем их к организации внутришкольной методической работы в качестве тьюторов. С их помощью и при непосредственном участии   прошли следующие семинары – практикумы « Современный учебник как средство реализации ФГОС», «Модели организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС», «Актуальные направления педагогического проектирования в контексте реализации ФГОС», «Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС» и др. , получившие высокую оценку среди учителей филиала.

      «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами» - эти слова древнего восточного мудреца Али Апшерони всегда актуальны. Ещё одной из продуктивных форм повышения уровня профессиональной компетентности является подготовка и проведение открытых уроков, их посещение и анализ.                                    

           Во II полугодии 2015-2016 уч.года в рамках калейдоскопа педагогических идей 3 педагогами проведены открытые уроки.

        Учителем начальных классов Филозоф Л.В в 4 классе проведен открытый урок литературного чтения по рассказу А.Куприна «Слон». В ходе урока присутствующие смогли увидеть различные формы работы с текстом произведения. Умело использовались на уроке как межпредметные, так и внутрипредметные связи. Проблемно-диалогическая технология, групповая работа позволили педагогу прийти к достижению предметных, метапредметных и личностных результатов образования.

            Гостями  урока в 1 классе  стали не только педагоги школы, но и 6 родителей. Умело учитель Селиванова Л.В подвела первоклассников к теме «Растения и животные», что позволило самим обучающимся сформулировать цели и задачи урока. Групповая работа, игровая, интерактивная и технология проблемно-диалогическая позволили первоклассникам делать выводы и обобщения, найти сходства и различия между растениями и животными, решить жизненные ситуации.

            Учителем биологии Архиповой О.А в 5 классе проведен открытый урок на тему «Мхи: чудо природы?». Для того чтобы ответить на главный вопрос урока, пятиклассники провели исследование, в ходе которого рассмотрели строение мхов и их жизнедеятельность, познакомились с представителями этих высших растений и местами их обитания, говорили о роли в природе и жизни человека. В конце пришли к ответу на главный вопрос урока, согласившись с тем, что мхи, действительно, чудо природы.

О каких бы формах совершенствования профессионального мастерства мы сегодня не говорили, творческий рост учителя предполагает самостоятельный поиск новых идей и знаний для решения своих профессиональных проблем. Для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей педагогов 50% всех учебных кабинетов подключены к сети Интернет, что позволяет использовать компьютер не только во время урока, но и  до урока, ресурсов сети Интернет для обмена опытом в профессиональных сообществах.

             Одним из  стимулов профессионального роста педагога является  такая форма работы, как выдвижение лучших  на различные посты внутри школы и за её пределами. Сегодня 7 учителей возглавляют районные методические объединения и проблемные группы, 3 педагога являются руководителями школьных проблемных групп, 1 – руководит школьным научным обществом. Обеспечивая учителю достойное положение в школе,  тем самым побуждаем его к более активной и продуктивной деятельности.  

Важнейшим средством развития творческого потенциала педагога  являются конкурсы профессионального мастерства. Среди них самый значимый – конкурс «Учитель года». За последние 5 лет через данный конкурс успешно прошли 3 человека, 2 из них стали победителями муниципального этапа и 1 лауреатом. Для нашего коллектива данный конкурс – это не только участие одного человека, это и одно из условий сплочения  и единения для учительского коллектива, и вклад в победу конкурсанта идей и находок коллег. Именно в подготовке к конкурсу одного человека повышается уровень профессионализма каждого члена педколлектива. С особым интересом и активным обсуждением идет подготовка к конкурсному открытому уроку, т.к именно по открытому уроку можно судить не только об одном педагоге, но и о коллективе в целом.

              Безусловно, для  педагогов, как людей публичных, чрезвычайно важна оценка и признание собственной профессиональной деятельности.  Во многом этому способствует процедура аттестации, через которую успешно прошли 75% педагогов и всем педагогам были присвоены категории. Мы горды тем, что 6 (21%) присвоена высшая квалификационная категория, остальным 54% – первая. Присвоение квалификационной категории, по мнению большинства учителей нашей школы,  уже не является мерой социальной поддержки педагога, а становится составляющей общей оценки его профессионализма.  В новых условиях аттестации работу педагога    будем также оценивать   как с точки зрения достижений обучающегося, так и с точки зрения профессионального роста самого учителя. Для этого педколлективом  нашей школы   будет совершенствоваться  технология создания и технология работы с  портфолио учителя. Думаем, что те критерии, которые положены в оценку труда учителя, вполне станут критериями рейтинговой оценки педагогической деятельности учителя.

           Специфика  деятельности педагогов такова, что для эффективной  работы учитель должен не только хорошо знать свой предмет, владеть приёмами риторики, но и быть эрудированным человеком, иметь высокий уровень общей культуры. Для развития общей культуры педагога организуем коллективные выезды в музеи, областной  драматический театр, практикуем проведение походов, совместных мероприятий, в которых происходит единение коллектива взрослых и детей.

                Мы стремимся делать всё, чтобы в школе сохранялся благоприятный морально-психологический климат, работа приносила людям радость и удовлетворение, а детскому коллективу было уютно и комфортно общаться с коллективом взрослых.  Без внимания к изменению личности учителя, без научно-методического обеспечения деятельности педагогов ничего улучшить в школе невозможно.

Уважаемые коллеги!

Я поздравляю всех вас с новым учебным годом, с Днем знаний! Пусть 2016-2017 уч.год станет годом открытий нового и неожиданного, творческого вам поиска, удачи в вашей деятельности по управлению такой тонкой гранью как педагогический коллектив и крепкого здоровья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя

Выступление на методическом объединении учителей естественного научного цикла районной педагогической конференции «Совершенствование качества образования в целях обеспечения единства образователь...

Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетенции учителя.

Выступление на августовской конференции по теме"Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетенции учителя"...

Повышение качества образования через повышение профессиональной компетентности учителя

Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.  Сегодня я предлагаю всем вместе подумать, какими должны быть педагогическа...

Выступление на педсовете. «Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя».

Повышение качества образования напрямую зависит от уровня квалификации учителя. Предлагаю вашему вниманию несколько рекомендаций по этому вопросу....