Семинар-практикум "Педагогическая компетентность"
методическая разработка по теме

Трубникова Галина Викторовна

        В  современных условиях возрастают требования к лич­ности, ее свободе и ответственности, поэтому встает  вопрос о том, кто обу­чает и воспитывает, каков уровень профессиональной компетентности педа­гога. Ускоренный процесс обновления знаний, ценностей и форм поведения в любом возрасте требует воспитания человека, умеющего достойно само­актуализироваться и самореализоваться для достижения собственного блага и конструктивного решения социальных проблем. Этому непосредственно содействует образование.

«Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием»  

А. Дистервег.

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем и профессиональной компетентности и профессионализма.

 Профессиональная компетентность - это способность  педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности.

Компетентность – это

1. знания, умения, навыки педагога, способность эффективно решать проблемы, высокий профессионализм;

2. сумма технологий, методов и приемов, используемых педагогом в процессе профессиональной деятельности;

3. уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся в социальных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация40.86 КБ
Office presentation icon pedagogicheskaya_uspeshnost.ppt566.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                            КАРТА     ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ   КОМПЕТЕНТНОСТИ

Психологическая компетентность

  • Способность к толерантности
  • Знание, понимание и умение использовать на практике  положения, приемы, формы, содержательные рекомендации социальной психологии и психологии личности, в том числе возрастной психологии, психологии творчества, психологии общения.
  • Стремление и способность понять ребенка, почувствовать, когда ему трудно и еогда он нуждается в помощи.
  • Умение владеть собою, сдерживать свои негативные эмоции и настроения, соблюдать педагогический такт и нормы этики. Умение разрядить обстановку шуткой.
  • Умение влиять на окружающих «собой» - нести заряд бодрости, увлеченности и неиссякаемого познавательного  интереса и  энтузиазма

Педагогическая компетентность

  • Умение, способность и стремление извлекать в ходе учебного процесса, вне его, во время досуга воспитывающие моменты.
  • Умение без менторства и риторики создавать ситуацию, когда  выбор учащегося и слово учителя взаимосогласуются и приносят обоюдно значимый результат.
  • Осознанное восприятие и реализация  современных подходов в практике обучения.
  • Умение управлять коллективом класса.
  • Создавать различные образовательные ситуации в процессе учебной деятельности с целью активного  применения знаний для социализации стршеклассников

Предметная компетентность

  • Постоянное обновление и совершенствование знаний по предмету и смежным дисциплинам, изучение научно-педагогической  литературы и переодики.
  • Знание и осмысленное восприятие новых подходов и актуальных вопросов, открытий в данной и смежных науках

Методическая компетентность

  • Знание и применение современной дидактики, современных способов передачи и переработки информации, методики преподавания, образовательных технологий
  • Поиск новых творческих решений учебных ситуаций в условиях дифференцированного обучения на профильном уровне старшей школы

Общекультурная компетентность

  • Приверженность общекультурным и национальным ценностям в их общепринятом понимании.
  • Стремление к активному познанию.
  • Активная жизненная позиция; наличие собственного мнения по вопросам профессиональной деятельности, бытовой, культурно-просветительской, политической и социально значимой направленности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум «Психолого-педагогическая компетентность педагога»

Слайд 2

Тема I . Психолого-педагогическая компетентность педагога 1. Психолого-педагогическая компетентность учителя как сложная профессионально-личностная характеристика. Диагностики: Тест «Психологический портрет учителя»; «Профессиональная компетентность педагога»

Слайд 3

Цель: содействовать совершенствованию профессиональной компетентности педагогов для достижения более высокого качества образования путем овладения методологией, теорией и практикой новой образовательной парадигмы

Слайд 4

Задачи: ввести учителей в понятийнокатегориальный аппарат проблемы и содействовать овладению базовыми понятиями компетентности; развивать творческие и исследовательские способности педагогов; содействовать развитию критического рефлексивного мышления, рефлексивной культуры педагога.

Слайд 5

«Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием» А. Дистервег.

Слайд 6

Анализ понятия «успешность» « Успешность – ценностная категория, поскольку в понимании человеком своей успешности в жизни, в процессе профессиональной деятельности отражается в представлении смысла жизни». Успешность – жизненный стимул, жизненная позиция, которая во многом зависит от того, насколько сформирована эта потребность у детей и каким ценностным смыслом он её наполняет.

Слайд 7

В образовании Курс на признании самоценности каждого периода взросления ребенка. Качество образования определяется как полноценное развитие личностных качеств, обеспечивающих успех на следующей ступени обучения.

Слайд 8

Задача педагогов Создать условия для того, чтобы успехи и успешность ребенка в школе определили его успешность в жизни.

Слайд 9

Анализ понятия «успешность» с точки зрения родителей Хотят видеть у своих детей такие качества, которых будет достаточно для того, чтобы адаптироваться в обществе, информационном пространстве, применять на практике, полученные знания в школе и быть принятым в обществе.

Слайд 10

Что такое успешность? гордость за свои достижения «Все получается»; реализация способностей; удовлетворенность жизнью; отсутствие психосоматических заболеваний как следствие перенапряжения.

Слайд 11

Профессионализм Особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.

Слайд 12

Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство.

Слайд 13

Составляющая профессионализма - профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений, навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.

Слайд 14

По мнению В.А. Адольфа, «профессиональная компетентность – сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса.»

Слайд 15

Д.С. Савельев Под профессиональной компетентностью подразумевает способность должностного лица успешно решать относящиеся к его компетентности задачи.

Слайд 16

В.Р. Веснин Профессиональная компетентность – это способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции, как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

Слайд 17

Понятие « компетентности» В.И. Даль понимает полноправность и использует её в юридической сфере: «Компетентный судья, кто может и вправе судить о ком, о чём или кого-либо…судья полноправный» Компетентность и компетенция составляют у В.И. Даля единое понятие.

Слайд 18

Согласно словарю С.И. Ожегова, общее понятие «компетентный» определяется как «осведомленный, авторитетный в какой-либо области» Компетентность (лат. – надлежащий, способный) – совокупность знаний, умений в определенной области.

Слайд 19

Компетентность – это: 1. знания, умения, навыки педагога, способность эффективно решать проблемы, высокий профессионализм; 2. сумма технологий, методов и приемов, используемых педагогом в процессе профессиональной деятельности;

Слайд 20

Компетентность – это уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся в социальных условиях.

Слайд 21

Понятия «компетенция» и компетентность» и соотнесение их между собой. Понятие Объем понятия (ключевое слово) Представле- ние понятия Проявление понятия Уровни проявления понятия Компетенция Круг полномочий. Область знания Нормативно-правовой документ (диплом, приказ, устав и т.д.), стандарты Занимаемая должность. Программа Категория уровни Компетент ность Способность Знания, навыки, умения, способы деятельности В деятельности Уровни компетентности.

Слайд 22

Педагогическая компетентность – это: 1. знания, умения, навыки, необходимые учителю для профессиональной деятельности; 2. способность эффективно решать проблемы, высокий профессионализм; 3. сумма технологий, методов и приемов, используемых педагогом в процессе в профессиональной деятельности; 4. набор операционных умений + большой опыт педагогической деятельности.

Слайд 23

Педагогическая компетентность – это: совокупность знаний, умений, навыков, осведомленность, авторитетность в области педагогики.

Слайд 24

Ряд авторов выделяют 4 вида профессиональной компетентности: 1. Функциональная, характеризуется профессиональными знаниями и умением их реализовать. 2. Интеллектуальная, она выражается в способности аналитически мыслить и осуществлять комплексный подход к выполнению своих обязанностей, 3. Ситуативная, позволяющая действовать в соответствии с ситуацией. 4. Социальная – предполагает наличие коммуникативных и интегративных способностей.

Слайд 25

Профессор Введенский также выделяет 4 вида профессиональной компетентности: Коммуникативная компетентность- способность педагога конструировать прямую и обратную связь; речевые умения; умение слушать; умение поощрять; деликатность, умение делать коммуникацию «гладкой». Информационная компетентность включает объем научных знаний, объем информации о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов.

Слайд 26

Профессор Введенский также выделяет 4 вида профессиональной компетентности: Регулятивная компетентность педагога предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением. Она включает: целеполагание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов, рефлексию.

Слайд 27

Профессор Введенский также выделяет 4 вида профессиональной компетентности: Интеллектуально-педагогическая компетентность – комплекс умений по анализу, синтезу, сравнение, абстрагированию, обобщению, конкретизации. А также интеллект, фантазия, гибкость и критичность мышления.

Слайд 28

Основные признаки педагогической компетентности: наличие знаний для успешной деятельности, понимание значения этих знаний для практики: - набор операционных умений владение алгоритмами решения трудовых задач; навыки общения с коллегами и учащимися; качественное выполнение своей профессиональной деятельности; способность разрешать создавшуюся проблему; - способность педагога поддерживать собственный профессиональный уровень.

Слайд 29

4 стадии, характеризующие процесс профессионального обучения: Первая стадия – бессознательная компетентность («Я не знаю, что я не знаю») Вторая стадия – сознательная компетентность («Я знаю, что я не знаю»). Третья стадия – сознательная компетентность («Я знаю, что я знаю»). Четвертая стадия – бессознательная компетентность.

Слайд 30

Психолого-педагогическая компетентность (ППК) Совокупность определенных качеств (свойств) личности, которые «обусловливаются высоким уровнем её психолого-педагогической подготовленности» (Н.В. Кухарев) и обеспечивают «высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности» (Н. Н. Тарасевич)

Слайд 31

Психолого-педагогическая компетентность (ППК) Согласованность (соуровневость) между его знаниями, практическими умениями и реальным поведением, демонстрируемым в процессе педагогического взаимодействия.

Слайд 32

Элементно-структурный анализ ППК 1. Психолого-педагогическая грамотность – общепрофессиональные знания. 2. Психолого-педагогические умения – способность учителя использовать свои знания в педагогической деятельности, в организации взаимодействия. 3. Профессионально значимые личностные качества.

Слайд 33

Основной критерий ППК направленность на ученика как ведущую ценность своего труда и потребность в самопознании и самоизменении, поиске способов совершенствования своей деятельности в соответствии с изменением личности учеников.

Слайд 34

Традиционный и компетентный подход к обучению: Традиционная модель (когнитивная – знания, умения, навыки) Инновационная модель компетентностная трактовка (личностно-развивающая) Задача и миссия учителя – «передать» знания и опыт предшествующих поколений; Неотъемлемое свойство – доминирующая репродуктивная деятельность обучаемых; Экстенсивный характер образовательного процесса; Результат образования оценивается количественными показателями. Оценка внешняя (без участия ребенка); Модель более ориентирована на процесс, чем на результат (делай как..) Задача и миссия учителя научить получать знания Креативная (творческая) деятельность обучаемых; Интенсивный характер образовательного процесса; Результат образования оценивается качественными показателями. Самооценка + оценка других Модель ориентирована на результат, достигаемый собственными усилиями обучаемого (личный рост, личный пример – сам ребенок)

Слайд 35

Какие компетенции учащегося должен развивать и формировать педагог? Компетенции учащихся: Когнитивная (теоретические и практические знания: академические достижения); Функциональная (умения и навыки трудовой и социальной деятельности); Личностная (поведенческие умения в конкретной ситуации); Этическая (наличие личностных ценностей)

Слайд 36

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 1. Личностные качества – 86% 1.1 Вера в силы и возможности обучающихся - 92% Данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога – раскрывать потенциальные возможности ученика. Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении ученика, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности. Вера в силы и возможности ученика есть отражение любви к обучающемуся. По иному можно сказать, что любить ребенка, значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания этих сил в образовательной деятельности. Умение создавать ситуацию успеха для обучающихся; Осуществлять грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность; Уметь находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития; Уметь разрабатывать индивидуально-ориентированные образовательные проекты

Слайд 37

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 1. Личностные качества – 86% 1.2 Интерес к внутреннему миру обучающихся – 70% Интерес к внутреннему миру обучающихся предполагает не просто знания их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности Умение составить устную и письменную характеристику обучающихся, отражающую разные аспекты его внутреннего мира; Умения выяснить индивидуальные предпочтения (индивидуальные образовательные потребности), возможности ученика, трудности, с которыми он сталкивается Умение построить индивидуализированную образовательную программу Умение показать личностный смысл обучения с учетом индивидуальных характеристик внутреннего мира.

Слайд 38

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 1. Личностные качества – 86% 1.3 Открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеоло-гизированное мышление педагога) – 94% Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания ученика, включая изменение собственной позиции. Убежденность, что истина может быть не одна; Интерес к мнениям и позициям других Учет других точек зрения в процессе оценивания обучающихся

Слайд 39

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 1. Личностные качества – 86% 1.4 Общая культура – 78% Определяет характер и стили педагогической деятельности. Заключается в знаниях педагога об основных формах материальной и духовной жизни человека. Определяет, во многом, успешность педагогического общения, позиции педагога в глазах обучающихся. Ориентация в основных сферах материальной и духовной жизни; Знание материальных и духовных интересов молодежи; Возможность продемонстрировать свои достижения; Руководство кружками и секциями.

Слайд 40

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 1. Личностные качества – 86% 1.5 Эмоциональная устойчивость – 89% Определяет характер отношений в учебном процессе, особенно в ситуациях конфликта. Способствует сохранению объективности оценки обучающихся. Определяет эффективность владения классом. В трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие; Эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки; Не стремится избежать эмоционально-напряженных ситуаций.

Слайд 41

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 1. Личностные качества – 86% 1.6 Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе - 92% В основе данной компетентности лежит вера в собственные силы, собственную эффективность. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимся. Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность. Осознание целей и ценностей педагогической деятельности, Позитивное настроение, Желание работать, Высокая профессиональная самооценка.

Слайд 42

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 2. Постановка целей и задач педагогической деятельности -94.5% 2.1 Умение перевести тему урока в педагогическую задачу – 93% Основная компетенция, обеспечивающая эффективное целеполагание в учебном процессе. Обеспечивает реализацию «субъект-субъектного» подхода, ставит ученика в позицию субъекта деятельности, лежит в основе формирования творческой личности. Знание образовательных стандартов и реализующих его программ; Осознание нетождественности темы урока и цели урока; Владение конкретным набором способов перевода темы в задачу.

Слайд 43

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 2. Постановка целей и задач педагогической деятельности -94.5% 2.2 Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся – 96% Данная компетентность является конкретизацией предыдущей. Она направлена на индивидуализацию обучения и благодаря этому связана с мотивацией и общей успешностью. Знание возрастных особенностей обучающегося; Владение методами перевода цели в учебную задачу на конкретном возрасте.

Слайд 44

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 3. Мотивация учебной деятельности -84% 3.2 Компетентность в педагогическом оценивании – 80% Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания обучающимся своих достижений и недоработок. Без знания своих результатов невозможно обеспечить субъектную позицию в образовании. Знание многообразия педагогических оценок; Знакомство с литературой по данному вопросу; Владение (применение) различными методами оценивания.

Слайд 45

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 3. Мотивация учебной деятельности -84% 3.3 Умение превращать учебную задачу в личностно-значимую - 80% Это одна из важнейших компетентностей, обеспечивающих мотивацию учебной деятельности. Знание интересов учащихся, их внутреннего мира; Ориентация в культуре, Умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов.

Слайд 46

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 4. Информационная компетентность -85% 4.1 Компетентность в предмете преподавания - 76% Глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога. Сочетание теоретического знания с видением его практического применения, что является предпосылкой установления личностной значимости ученика. Знание генезиса формирования предметного знания (история, персоналии, для решения каких проблем разрабатывалось); Возможности применение получаемых знаний для объяснения социальных и природных явлений; Владение методами решения различных задач; Свободное решение задач ЕГЭ, олимпиад: региональных, российских, международных.

Слайд 47

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 4. Информационная компетентность – 85% 4.2 Компетентность в методах преподавания - 82% Обеспечивает возможность эффективного усвоения знания и умений, предусмотренных программой. Обеспечивает индивидуальный подход и развитие творческой личности. Знание нормативных методов и методик; Демонстрация личностно-ориентированных методов образования; Наличие своих «находок» и методов, авторской школы; Знание современных достижений в области методики обучения, в том числе и использование новых информационных технологий; Использование в учебном процессе современных методов обучения.

Слайд 48

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 4. Информационная компетентность -85% 4.3 Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов) -90% Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации образовательного процесса. Служит условием реализации гуманизации образования. Обеспечивает высокую мотивацию академической активности. Знание теоретического материала по психологии, характеризующего индивидуальные особенности обучающихся; Владение методами диагностики индивидуальных особенностей (возможно со школьным психологом); Использование знаний по психологии в организации учебного процесса; Разработка индивидуальных проектов на основе индивидуальных характеристик обучающихся; Владение методами социометрии; Учет особенностей учебных коллективов в педагогическом процессе; Знание (рефлексия) своих индивидуальных особенностей и их учет в своей деятельности.

Слайд 49

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 4. Информационная компетентность -85% 4.4 Умение вести самостоятельный поиск информации- 93% Обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности. Современная ситуация быстрого развития предметных областей, появление новых педагогических технологий предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск. Профессиональная любознательность; Умение пользоваться различными информационно поисковыми технологиями; Использование различных баз данных в образовательном процессе.

Слайд 50

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 5. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений - 94% 5.1 Умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты-92% Умение разработать образовательную программу является базовым в системе профессиональных компетенций. Обеспечивает реализацию принципа академических свобод на основе индивидуальных образовательных программ. Без умения разрабатывать образовательные программы в современных условиях невозможно творчески организовать образовательный процесс. Образовательные программы выступают средствами целенаправленного влияния на развитие обучающихся. Знание образовательных стандартов и примерных программ; Наличие персонально разработанных образовательных программ: а) Характеристика этих программ по содержанию, по источникам информации б) По материальной базе, на которой должны реализовываться программы; в) По учету индивидуальных характеристик обучающихся. Обоснованность используемых образовательных программ.

Слайд 51

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 5. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений – 94% 5.2 Умение принимать решение в различных педагогических ситуациях – 95% Педагогу приходится постоянно принимать решения: Как установить дисциплину; Как мотивировать академическую активность; Как вызвать интерес у конкретного ученика; Как обеспечить понимание и т.д. Разрешение педагогических проблем составляет суть педагогической деятельности. При решении проблем могут применяться как стандартные решения (решающие правила), так и творческие (креативные) или интуитивные. Знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения; Владение набором решающих правил, используемых для различных ситуаций; Владение критерием предпочтительности при выборе того или иного решающего правила; Знание критериев достижения цели. Знание не типичных конфликтных ситуаций; Примеры разрешения конкретных педагогических ситуаций; Развитость педагогического мышления.

Слайд 52

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 6. Компетенции в организации учебной деятельности - 97% 6.1 Компетентность в установлении субъект-субъектных отношений – 99% Является одной из ведущих в системе гуманистической педагогики. Предполагает способность педагога к взаимопониманию, установлению отношений сотрудничества, способность слушать и чувствовать, выяснять интересы и потребности других участников образовательного процесса, готовность вступать в помогающие отношения, позитивный настрой педагога. Знание обучающихся; Компетентность в целеполагании Предметная компетентность; Методическая компетентность; Готовность к сотрудничеству.

Слайд 53

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 6. Компетенции в организации учебной деятельности – 97% 6.2 Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности – 100% Добиться понимания учебного материала – главная задача педагога. Этого понимания можно добиться путем включения нового материала в систему уже освоенных знаний или умений и путем демонстрации практического применения изучаемого материала. Знание того, что знают и понимают ученики; Свободное владение изучаемым материалом; Осознанное включение нового учебного материала в систему освоенных знаний обучающихся; Демонстрация практического применения изучаемого материала; Опора на чувственное восприятие.

Слайд 54

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта ) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 6. Компетенции в организации учебной деятельности -97% 6.3 Компетентность в педагогическом оценивании – 98% Обеспечивает процессы стимулирования учебной активности, создает условия для формирования самооценки, определяет процессы формирования личностного «Я» обучающегося, пробуждает творческие силы. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие учащегося от внешней оценки к самооценке обучающегося. Компетентность в оценивании других должно сочетаться с самооценкой педагога. Знание функций педагогической оценки; Знание видов педагогической оценки; Знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности; Владение методами педагогического оценивания; Умение продемонстрировать эти методы на конкретных примерах; Умение перейти от педагогического оценивания к самооценке.

Слайд 55

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 6. Компетенции в организации учебной деятельности -97% 6.4 Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающегося – 99% Любая учебная задача разрешается, если обучающийся владеет необходимой для решения информацией и знает способ решения. Педагог должен обладать компетентностью в том, чтобы дать или организовать поиск необходимой для ученика информации. Свободное владение учебным материалом; Знание типичных трудностей при изучении конкретных тем; Способность дать дополнительную информацию или организовать поиск дополнительной информации необходимой для решения учебной задачи; Умение выявить уровень развития обучающихся; Владение методами объективного контроля и оценивания; Умение использовать навыки самооценки для построения информационной основы деятельности (ученик должен уметь определить, чего ему не хватает, для решения задачи)

Слайд 56

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта ) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 6. Компетенции в организации учебной деятельности – 97% 6.5 Компетентность в использовании современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса -100% Обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса Знание современных средств и методов построения образовательного процесса; Умение использовать средства и методы обучения, адекватные поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам; Умение обосновать выбранные методы и средства обучения.

Слайд 57

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 6. Компетенции в организации учебной деятельности – 97% 6.6 Компетентность в способах умственной деятельности – 89% Характеризует уровень владения педагогом и обучающимся системой интеллектуальных операций Знание системы интеллектуальных операций; Владение интеллектуальными операциями; Умение сформировать интеллектуальные операции у учеников; Умение организовать использование интеллектуальных операций, адекватных решаемой задаче.

Слайд 59

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«От компетентного учителя английского языка к формированию компетентного ученика по средствам современного технологического коммуникативно – ориентировнного обучения.»

В настоящее время система образования России находится в состоянии модернизации, обусловленной глубокими структурными изменениями, происходящими в современном мире и требующими новых подходов к постро...

Развитие информационно-коммуникативной компетентности учителя как составляющей его профессиональной компетентности.

Автор знакомит коллег со своим опытом развития своей профессиональной компетенции. Внедряя ИКТ в свою преподавательскую деятельность автор развивается и становится интересным ученикам....

«От компетентного педагога к компетентному обучающемуся». Методический семинар.

Какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе, а в дополнительном образовании – педагоге дополнительного обра...

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.

Компетентный родитель способен эффективно сформировать в рамках семьи, основного института социализации в дошкольном возрасте, социальную компетентность дошкольника...

ИКТ–компетентность – одна из ключевых компетентностей современного учителя

ИКТ–компетентность – одна из ключевых компетентностей современного учителяСегодня Россия живет в эпоху информационного общества. Ключевым фактором структурных изменений в обществе является информатиза...