Исследовательская работа "Невербальные средства общения: жесты и мимика"
проект (6 класс) на тему

Текст работы и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie.docx41.14 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Невербальные средства коммуникации ……………………………  4

  1. Движения экспрессивно-выразительные ………………………   4
  2. Особенности  жестов в разных странах ………………………….7
  3. Мимика…………………………………………………………….. 8

Глава 2. Исследования по теме работы ……………………………………… 12

        2.1. Результаты опроса ………………………………………………    12

        2.2. Результаты исследований ………………………………………... 13

Заключение …………………………………………………………………… . 14

Список использованных источников …………………………………………15

        

Введение

Вся наша жизнь состоит из общения с другими людьми. Часто предаваемая информация сопровождается мимикой, жестами, прикосновениями. Это невербальные средства общения, которые дополняют то, о чём мы говорим или то, что слушаем. Знать виды невербального общения и понимать невербальные сигналы важно по нескольким причинам. Во-первых, они выполняют функции точного выражения чувств, ведь очень часто мы испытываем чувства настолько сложные, что просто не в состоянии подобрать для их описания нужные слова. Во-вторых, они выполняют функции более глубокого взаимопонимания.

Актуальность данной темы заключается в том, что, зная основные способы невербального общения, вы сможете лучше понять и «раскусить» другого человека, когда он в общении с вами пытается контролировать свое поведение, ведь невербальные сигналы проявляются бессознательно, и ваш собеседник просто не может ими управлять. Классификация невербальных средств общения и примеры их использования помогут не только лучше понять себя, но и научат распознавать ложь и манипуляции со стороны других людей.

Проблема: невербальные средства являются неотъемлемой частью общения.

Цель работы – рассмотреть особенности невербальных средств общения; исследовать использование экспрессивно-выразительных движений и…среди сверстников.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

 - выяснить значение невербальных средств общения;

 - выявить различия невербальных средств общения у разных народов;

 - изучить наиболее употребляемые движения, которыми пользуются обучающиеся нашей школы;

-.           

Объект исследования – обучающиеся Иванинской школы.

Предмет исследования – общение между подростками с использованием невербальных средств.

Гипотеза: невербальные средства помогают более точно передавать и воспринимать информацию.

Глава 1. Невербальные средства коммуникации

Язык нашего тела, по сравнению с другими вербальными (речевыми) средствами общения, является уникальным. Если представить, что именно он несет от 60 до 80 процентов передаваемой собеседнику информации, легко понять необходимость в интерпретации этого способа контакта. Если мы желаем быть уверенными, что точно поняли человека, мы должны соединить в одну общую картину информацию от тела и словесные выражения. 
         Кто из нас не сталкивался с ощущением неясной тревоги при 
общении с человеком, когда он утверждал одно, однако подсознательно вы чувствовали его фальшь. Вы скажете, что это интуиция и хорошо тем, кто ее имеет. На самом деле, интуицию легко развить, наблюдая за собеседником и, зная конкретное значение жестов, сделать верные выводы.

          Итак, рассмотрим невербальные средства общения. Чтобы четко понять их многообразную структуру, приведем их классификацию:

  • Движения экспрессивно-выразительные (поза тела, мимика, жесты, походка).
  • Тактильные движения (рукопожатие, похлопывание по спине или плечу, прикосновения, поцелуи).
  • Взгляд визуально-контактный (направление взгляда, его длительность, частота контакта).
  • Пространственные движения (ориентация, дистанция, размещение за столом).

         Мы подробно остановимся на первой группе средств невербального общения и постараемся охарактеризовать их смысл. Следует помнить, что интерпретировать отдельно взятый жест без совокупности других сигналов тела, значит, ввести себя в заблуждение. Поэтому, прежде чем сделать конкретные выводы, нужно учесть все нюансы поведения собеседника, а также его физическое и психологическое состояние.

  1. Движения экспрессивно-выразительные

Жесты – это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов – самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции[3]. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. У разных народов выработались и вошли в естественные формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности жестикуляции.

Вообще же интенсивность жестикуляции растет вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

Открытые жесты и позы тела

Открытость

             Руки собеседника повернуты ладонями вверх и широко раскинуты в стороны. Посадка головы прямая, плечи расправлены. Взгляд прямой. Выражение лица естественное, без напряжения и скованности. Эта поза дружелюбия, как средство невербального общения говорит об открытости, искренности. О ней также говорит пожатие руки с обхватом ее двумя своими руками. Мужчины могут в разговоре расстегнуть рубашку или пиджак. Общаясь с таким человеком, невольно расслабляешься и испытываешь к нему        доверие. 
Симпатия
     В невербальном общении существует понятие ментального контакта, которое выражается в непроизвольном копировании жестов друг друга или всего поведения. Друг другу посылается сигнал: «Я тебя прекрасно понимаю». И действительно, если бросить взгляд на мирно беседующую пару за столиком, увидим схожие позы, одинаковое расположение рук вплоть до зеркальности. Если вы хотите убедить другого человека в безоговорочном разделении его мнения, просто скопируйте его положение тела[2]. 
      Если понаблюдать за походкой счастливого влюбленного человека, отметим летящую походку, которая сильно бросается в глаза. Она также характерна для 
уверенных в себе, энергичных людей. Создается впечатление, что        все        проблемы        им        нипочем.


Закрытые жесты и позы (защита,        подозрительность,        скрытность)
Обман
        Вы, наверно, видели, как в разговоре кто-то прячет руки? Вполне вероятно, что он говорит неправду, так как подсознательно мозг человека посылает сигналы телу и при сказанной лжи возникает сильное желание убрать руки в карман, почесать нос, потереть глаза. Все это типичные признаки, однако, объяснять значение невербальных жестов надо в совокупности[3]. Почесать нос может человек, страдающий насморком, потереть глаза – ребенок, только что проснувшийся и т.д.

Оборона
       Руки, скрещенные на груди, перекрещенные ноги в положениях стоя и сидя – классический жест закрытости, недоступности. Частое моргание является признаком защиты, растерянности. Эмоциональный статус человека не позволяет чувствовать себя свободно и непринужденно. Если вы попробуете договориться о чем-то с таким собеседником, вполне вероятно, что получите отказ. Чтобы «растопить лед» попытайтесь принять открытую позу        с        ладонями        вверх.


Жесты        размышления        и        оценки
Сосредоточенность
       Выражается в пощипывании переносицы с закрытыми глазами. Когда человек, с которым вы общаетесь, решает, как поступить или что делать, в общем, думает над решением определённого вопроса – в это время он может потирать        подбородок. 
Критичность
       Если человек держит руку у подбородка, с вытягиванием указательного пальца вдоль щеки, а другой рукой поддерживает локоть, его левая 
бровь опущена – вы поймете, что у него созрела негативная оценка к происходящему. 
Позитивность
      Интерпретируется как небольшой наклон головы вперед и легкое касание рукой щеки. Корпус тела наклонен вперед. Перед вами заинтересованный в происходящем, положительно относящийся к информации человек. 

Жесты        сомнения        и        неуверенности
Недоверие
       Наверно, вы замечали, как некоторые студенты, слушая говорящего, прикрывают рот ладонью? Этот жест говорит о несогласии с мнением лектора. Они как бы сдерживают свои высказывания, подавляют истинные чувства и переживания. Если в беседе ваш друг неожиданно сделал жест недоверия, остановитесь и подумайте, какие слова вызвали такую его реакцию? Наблюдая за поведением начальника, подчиненный поймет, что нужно сказать, а о чем лучше промолчать[6].

Неуверенность
        Такой невербальный жест как почесывание или потирание сзади уха или шеи может свидетельствовать о том, что человек не вполне понимает, что от него хотят или что в беседе вы имеете в виду. Как интерпретировать такой жест, если вам сказали о полном понимании? Здесь предпочтение следует отдать невербальному сигналу тела[7]. В данном случае человек ничего не понял. Рука, обхватывающая другую за локоть сзади, также говорит о неуверенности, вероятно, ее хозяин находится в малознакомом обществе.

Жесты и позы, свидетельствующие         о нежелании        слушать
Скука
       Собеседник подпирает свою голову рукой. Понятно, что он безразличен к происходящему. Если же он сидит в аудитории, можно с уверенностью сказать: излагаемый лектором материал совершенно неинтересен.
Неодобрение
      Стряхивание с себя несуществующих ворсинок, расправление складок одежды, одергивание юбки в невербальном общении - признак несогласия вашего оппонента с излагаемой точкой зрения. Вы быстро поймете необходимость перейти на нейтральные темы. Однако, если к рукаву пиджака действительно прилипла ниточка, помялась одежда, не стоит расценивать подобное как жест неодобрения. 
Готовность        уйти
       Можно определить по таким признакам как опускание век (потеря интереса), почесывание уха (отгорожение от потока речи), потягивание мочки уха (не хочет высказываться), поворачивание всем корпусом тела к двери или направление ноги в эту сторону. Жест в виде снятия очков также дает сигнал для окончания беседы.
Раздражение
         Когда человек говорит явную ложь, и понимает, что вы его раскусили, он будет испытывать раздражение от вашей правоты, которое может проявиться в непроизвольном ослаблении галстука или воротника. В невербальном общении это может также проявляться в потирании шеи, лишних движениях руками, пощипывании сумочки у дамы, машинальном черчении        на        бумаге. 

Жесты        доминирования
Превосходство

           Так называемая «директорская поза» или «поза босса» в сидячем положении. Руки лежат за головой, одна нога на другой. Если веки едва прикрыты или уголки глаз чуть прищурены, взгляд направлен вниз – перед вами высокомерие, пренебрежение. Это положение тела как средство невербального общения часто принимают начальники, люди руководящих должностей. Они уверены в себе, демонстративно выражают свою значимость                перед                другими.
Равенство
         Подобный жест употребляют практически все мужчины, женщины намного меньше. Характер рукопожатия может о многом сказать, в первую очередь раскроет намерения другого человека. Если в момент соединения двух рук одна оказывается выше тыльной стороной, ее владелец демонстрирует свое ведущее положение. Можно проверить, насколько прочно тот отстаивает свой статус лидера простым способом: повернуть свою руку вверх. Если почувствовали сопротивление, значит, вам не удастся убедить его занять равенство между вами[1].

  1. Особенности  жестов в разных странах

Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:

· Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.)

· Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.)

· Описательные жесты, которые имеют смысл только в контексте речевого высказывания[2].

Существует так называемый этикет жестов, согласно которому они должны быть скупые, неразмашистые, определенные: легкий кивок головы (утверждение), нерезкий взмах кисти (а не всей руки) в дополнение к сказанному, нерезкий поворот головы при обращении к кому-то или в ответ на обращение к вам.

При посещении других стран особенно внимательно следят за своими жестами. Так, жест «все о' кэй» (все хорошо), хорошо известный во всех англоязычных странах, а также в Европе и Азии, в других странах имеет совершенно другое происхождение и значение. Во Франции он означает «ноль» или «ничего». В Японии – «деньги», а в некоторых странах Средиземноморского бассейна этот жест используется для обозначения нетрадиционной ориентации мужчины.

Поднятый вверх большой палец в Америке, Австралии, Англии и Новой Зеландии имеет два значения: Попытка поймать полную машину («останови») и «Всё в порядке».

В России поднятый вверх большой палец означает «хорошо», «здорово». В Греции жест с поднятием большого пальца означает «заткнись». У итальянцев это символизирует цифру «1»[10].

Говоря о себе, европеец покажет рукой на грудь, а японец – на нос.

Когда француз или итальянец стучит себе по голове, это значит, что он считает какую-либо идею глупой. Если британец или испанец шлепнет себя ладонью по лбу, то тем самым он покажет окружающим, что доволен собой. Тем же самым жестом немец выражает свое крайнее возмущение по отношению к кому-либо. Голландец, стуча по лбу и при этом вытягивая указательный палец, сообщает, что идея ему понравилась, но он считает её слегка сумасшедшей.

Там же, в Голландии, поворот указательного пальца у виска означает, что кто-то сказал остроумную фразу.

Поднятые брови в Германии означают восхищение; в Англии выражение скептицизма[10].

Итальянец выражает недоверие, когда постукивает указательным пальцем по носу. Этот же жест в Голландии означает, что говорящий или о ком говорят, находится в состоянии алкогольного опьянения.

Когда француз чем-то восхищён, он соединяет кончики трёх пальцев, подносит их к губам и, высоко подняв подбородок, посылает в воздух нежный поцелуй. Если он протирает указательным пальцем основание носа, то это означает, что он не доверяет тому, о ком говорят.

В некоторых африканских странах смех означает изумление или замешательство.

В Алжире или Египте арабский жест подзывания схож с российским жестом прощания[10].

  1. Мимика

Жесты, мимика, интонации — важнейшая часть общения. Порой с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов.

Наверное, каждый может вспомнить, как он сам прибегал к красноречивым взглядам и жестам или «читал» ответ на лице собеседника. Такая информация пользуется большим доверием. Если между двумя источниками информации (вербальным и невербальным) возникает противоречие: говорит человек одно, а на лице у него написано совсем другое, то, очевидно, большего доверия заслуживает невербальная информация. Считается, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств— 38%, мимики, жестов, позы — 55%[8]. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

Мимика в невербальной коммуникации используется для передачи чувств и представляет движение лицевых мышц. Проводимые тесты на практике показали, что отсутствие эмоций на лице во время разговора ведет к потере 15% произносимой информации.

Главную мимическую роль выполняют губы и брови человека. Для выражения гнева, отвращения, радости, страха, печали, удивления мышцы лица действуют слаженно и целостно. Изучение основных мимических состояний, таких как радость, гнев, страх, отвращение, удивление, страдание выработало единицу анализа лицевого выражения — мимический признак. Совокупность таких признаков образует структуру различных лицевых экспрессий[9]. Рассмотрим наиболее типичные эмоциональные состояния.

 Первые и нередко главные впечатления о человеке можно составить из наблюдения гримас его лица.

Гримаса испытующая (губы вытянуты вперед, могут быть приоткрыты или неплотно закрыты) возникает при оценивании, экспертизе. Протест (уголки рта чуть приподняты, рот может быть слегка приоткрыт) часто сопровождается широко открытыми глазами.

Удивление — рот открыт максимально. Если эта гримаса сопровождается широко открытыми глазами, бровями, поднятыми вверх, горизонтальными складками на лбу, она выражает высшую степень удивления — ошеломление.

Озабоченность (губы вытянуты в «трубочку») часто сопровождается оценивающим взглядом, уставленным в пустоту.

Открытый рот («отвисшая» челюсть) означает не только удивление, но и неспособность в данный момент принять решение, неспособность к волевым усилиям. Эта гримаса может выражать и расслабление, пассивность.

Подчеркнуто закрытый рот (напряженный) свидетельствует о твердости характера, часто об отсутствии желания продолжить разговор, об отрицании возможности компромисса.

Сжатый рот (часто побелевшие губы втянуты, полоска рта узкая) означает отказ, отрицание, упорство и даже жестокость, упрямство и досаду.

«Вытянутое» лицо возникает при расслаблении свисающих уголков губ. Такое расслабление говорит о разочаровании, грусти, тоске, нехватке оптимизма.

Степень расслабленности, дополняемая тусклыми глазами, приоткрытым ртом, вертикальными складками на лбу говорит о глубине подобного эмоционального состояния, вплоть до страдания.

Опущенные уголки губ при напряженном рте (замкнута щель между губами) характеризуют активно-негативную позицию, злость, пренебрежение, отвращение, досаду, насмешку, издевку.

Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

 - удивление — поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;

 - страх — приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;

 - гнев — брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;

 - отвращение — брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;

 - печаль — брови сведены, глаза потухшие; часто уголки губ слегка опущены;

 - счастье — глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад[7].

Выражение лица — главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмоции — счастье, любовь и удивление. Трудно воспринимаются, как правило, отрицательные эмоции — печаль гнев и отвращение.

Художникам и фотографам давно известно, что лицо человека асимметрично, в результате чего левая и правая стороны нашего лица могут отражать эмоции по-разному. Недавние исследования объясняют это тем, что левая и правая стороны лица находятся под контролем различных полушарий мозга. Левое полушарие контролирует речь и интеллектуальную деятельность, правое управляет эмоциями, воображением и сенсорной деятельностью. Связи управления перекрещиваются так, что работа доминирующего левого полушария отражается на правой стороне лица и придает ей выражение, поддающееся большему контролю.

 Поскольку работа правого полушария мозга отражается на левой стороне лица, то на этой стороне лица труднее скрыть чувства. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих сторонах лица, отрицательные эмоции более отчетливо выражены на левой стороне. Однако оба полушария мозга функционируют совместно, поэтому описанные различия касаются нюансов выражения.

Особенно экспрессивны губы человека. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении. В то же самое время улыбка как элемент мимики и поведения зависит от региональных и культурных различий: так, южане склонны улыбаться чаще, чем жители северных районов. Поскольку улыбка может отражать разные мотивы, следует быть осторожным в истолковании улыбки собеседника. Однако чрезмерная улыбчивость, например, часто выражает потребность в одобрении или почтение перед начальством. Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает, как правило, готовность подчиняться, в то время как улыбка с опущенными бровями выражает превосходство.

Глава 2. Практическая часть работы

        Мы провели опрос 25 человек и получили некоторые результаты по интересующей нас теме. Так, на вопрос «Часто ли вы пользуетесь жестами в процессе общения»? ответ «да» дали 11 человек, «не часто» - 9 человек, «я не замечаю этого» - 2 человека, «вообще не пользуюсь» - 3 человека. Таким образом, практически все используют те или иные жесты при общении с другими людьми.

        На вопрос «Можно ли обойтись без жестов»? отрицательно ответили 21 человек, положительно – 4. Это говорит о том, что жестикуляция при общении очень важна и помогает как передавать информацию, так и воспринимать её.

        22 респондента сообщили, что мимика играет для них важную роль в процессе коммуникации, 3 – не обращали на это внимания. Напрашивается вывод, что мимика так же важна, как и жесты, ей отводится большое значение в процессе общения.

        При этом 17 человек считают, что бывают обидные жесты и мимика, пятеро уверены, что таковых нет, трое – не задумывались над этим.

        На вопрос «Всегда ли вы знаете значение жеста»? положительно ответили 6 человек, «не всегда» - 19 человек. Значит, жестов при невербальном общении достаточно много, значение некоторых может быть незнакомо кому-то из собеседников.

        Актуальным оказался вопрос «Раздражает ли вас чрезмерное употребление жестов другими людьми»? на него были получены следующие ответы: «очень» - 4 человека, «не сильно» - 12, «нейтрально» - 5, «нет» - 4. Это говорит о том, что опрашиваемые обращают внимание на то, какая жестикуляция присутствует при их общении с другими людьми.

        На вопрос «Задумывались ли вы о происхождении невербальных средств общения»? «да» ответили 3 человека, «Я знаю, откуда они произошли» - ответили 4 человека, «нет» - остальные 18 человек.

        Мы провели такой эксперимент:  в работе участвовали три человека. Двое пытались передать третьему по очереди определённую информацию (пересказать отрывок из художественного произведения). Один говорил эмоционально: жестикулировал, улыбался, делал удивленнее лицо, показывал мимикой радость и восхищение. Другой пересказал текст сухо и неэмоционально. Мы попросили третьего участника эксперимента рассказать, что он запомнил из двух отрывков. Он практически точно воспроизвёл первый отрывок, что касается второго текста – наш испытуемый пропустил многие факты, воспроизвёл исходный текст коротко и неточно.

        Кроме того, мы проанализировали учебные успехи одноклассников на протяжении нескольких уроков литературы. Материал тех уроков, на которых учитель при объяснении использовала улыбку, мимику, демонстрирующую удивление и заинтересованность, запоминался школьниками лучше. Когда учитель намеренно не проявляла никаких эмоций и не применяла жестикуляцию, шестиклассникам материал показался неинтересным, они не смогли на следующем уроке ответить достаточно полно на поставленные вопросы. Таким образом, мы пришли  к выводу, что

жесты и мимика помогают не только предать информацию наиболее точно и эмоционально, но и воспринять её так же.

Заключение

Люди многое могут узнать о нас лишь по тому, как мы одеваемся, жестикулируем, говорим и т.д. Чаще всего использование невербальных средств общения происходит бессознательно или непроизвольно, и окружающие узнают о нас на основании того, как они сами трактуют невербальную коммуникацию. Понятно, что их трактовка может сильно отличаться от того, как мы сами себя воспринимаем. Поэтому в современном мире к невербальным средствам общения относятся очень серьезно, изучают их значение и даже учат правильно использовать.

           Невербальный язык настолько мощный и общий, что часто мы без труда понимаем собаку, что она хочет. Собака же предугадывает многие наши поступки, например, заранее знает, когда мы идем с ней гулять, а когда отправляемся на улицу без нее.

Остается добавить, что если бы у человека отсутствовало невербальное общение, то мы уподобились бы машинам без чувств и эмоций, которые обмениваются информацией простыми печатными словами (например: с помощью Интернет) но, к примеру, не рукописным текстом - ведь почерк, своего рода, тоже объект невербального общения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2007. – 363 с.
  2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник / Г.В. Бороздина. – 2-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2004. – 295 с.
  3. Дубина Л.В. Исследование невербальных средств коммуникации. – М.: Лаборатория книги, 2012. – 175 с.
  4. Журавлев А.Л. Социальная психология: Учебное пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. – М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 416 с.
  5. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: Учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова / Под ред. А.Я. Кибанова. – М. : ИНФРА-М, 2004. – 368 с.
  6. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: Учебник для студентов вузов / В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 415 с.
  7. Морозов В.П. Невербальная коммуникация: Экспериментально-психологические исследования / В.П. Морозов. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – 528 с.
  8. Психология общения: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. – М. : Изд-во «Когито-центр», 2011. – 600 с.
  9. Слива М.Е. К вопросу о невербальных средствах передачи информации / М.Е. Слива // Вестник КрасГау. – 2013. - № 11. – С. 311 - 314.
  10. Чернышова Л.И. Деловое общение: Учеб. пособие для студентов вузов / Л.И. Чернышова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 415 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока развития речевого этикета "Жесты и мимика как невербальные средства общения"

Конспект урока развития речевого этикета "Жесты и мимика как невербальные средства общения", в котором дается понятие о невербальных средствах общения и их роли в нашей жизни, показано с помощью разли...

презентация "Жесты и мимика как невербальные средства общения"

Электронное сопровождение к уроку развития речевого этикета "Жесты и мимика как невербальные средства общения"...

Средства и мимика как невербальные средства общения

Материал занятия курса " Учусь общаться".Дает  понятие о невербальных средствах общения.На различных ситуациях показывает , что невербальные средства общения точнее передают  содержание выск...

Язык, мимика, жесты - как средство общения

Занятие знакомит с несловесными средствами общения: мимикой, жестами.В увлекательной форме, в ходе практической деятельности овладевают умением выражать свои чувства. Занятие развивает кругозор,способ...

Занятие по теме: "Язык, мимика, жесты - как средства общения"

Занятие предназначено для учащихся 5-6 классов,направленное на формированое  умений , помогающие установлению контактов в общении, созданию атмосферы доверия....